kk
Default banner
Политика
Политика
2 013 постов446 подписчиков
Все о политике Казахстана
0

Дипломатия Республики Казахстан в процессе председательствования в ОБСЕ

В контексте изменения мирового порядка после распада СССР стали происходить изменения, которые очень сильно сказывались на политике и действиях разных стран. Казахстан в 1991 году получил независимость и, что самое интересное, уже в 30 января 1992 года стал членом ОБСЕ, когда еще у молодого государства не было ни национальной валюты, ни государственной символики. Многих ставит данный вопрос в удивление, но как считают многие эксперты, было это связано с наличием у Казахстана большого количества ядерного оружия и его неизвестности. Со временем количество угроз в сфере безопасности у Республики Казахстан стало расти – международный терроризм, замороженные конфликты, как Приднестровье, Нагорный Карабах, а также война между Россией и Грузией в 2008 году. Понимая сложность всех событий, а также осложнения работы самого ОБСЕ молодая Республика решила выдвинуть свою кандидатуру на пост председателя авторитетной организации. В 2010 году ознаменовался тем, что Казахстан занял должность, на которую претендовал и по оценкам членов организации достаточно хорошо выполнял свои обязанности. Но для того, чтобы понять процесс получения таких результатов в процессе работы в лице председателя ОБСЕ, необходимо изучить саму дипломатию, которую Казахстан на данной должности. Для более подробного рассмотрения вопроса работа будет поделена на три главы:

- Процесс выбора Казахстана в качестве председателя в 2010 году, ведь именно данная информация позволит нам проследить за связью предпринимаемых РК шагов и мер в своей дипломатии. Необходимо к этому рассмотреть основные документы, законы и государственные программы, принятые до начала работы на данном посту.

- Период председательствования, какие меры принимались страной, чтобы лучше придти к поставленным целям. Важно рассмотреть количество проведенных конференций и решения, которые были проведены на них;

- Итоги работы Казахстана на посту «председателя» организации ОБСЕ.

Для полного понимая картины следовало бы определить основные понятия, для того чтобы лучше разобраться в рассматриваемом нами вопросе.

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) – самая большая в мире организация занимающаяся вопросами безопасности. Насчитывает 57 стран-участников. Свою работу она осуществляет через политический диалог участников и принятие конкретных решений по вопросам в трех направлениях – военно-политическое, экономико-экологическое и человеческое. [1]

Председатель ОБСЕ – должность, в роли которой выполняются координирующие вопросы в работе самой организации. Пост председателя занимает министр иностранных дел государство, которое на один год стало занимать данную позицию.

Дипломатия – под данным термином будет подразумеваться меры, которые предпринимал Казахстана в процессе своего председательствования.

1 ПОДГОТОВКА К ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВОВАНИЮ В ОБСЕ

Вопрос о председательстве Казахстана в ОБСЕ был поднят уже в 2003 году, но был ряд сложностей, которые мешали претворить данную идею в реальность. Во-первых, это достаточно большая критика в сторону казахстанских властей за несоблюдение демократических норм и ценностей. Во-вторых, критика казахстанской стороны к ОБСЕ за вмешательства во внутренние дела государства. В 2000 году на восьмом заседании Совета министров иностранных дел (СМИД) ОБСЕ в Вене министр иностранных дел Идрисов сделал замечание в том, что ОБСЕ больше уделяет внимания вопросам человеческого измерения, чем военно-политическому, экономическому и экологическому. Большой акцент руководством ОБСЕ и членами данной организации был сделан именно на Президентские выборы в Казахстане в 2005 году, а также на парламентских выборах в 2007 году, где руководитель правящей партии «Нур-Отан» получил 91,15%, а его партия стала единственной, кто прошел порог в 7% и смог формировать Парламент. Из-за этого критика в сторону Центральноазиатского «Барса» еще больше усилилась. Ставились вопроса «Как это возможно, чтобы только одна партия возглавляла Парламент?» или «как один кандидат смог, бесспорно, выиграть выборы с таким отрывом?». [2] В этот момент большую роль сыграли успехи страны в развитии межкультурного диалога, так как на территории государства проживало свыше 140 национальностей и большое количество представителей различных конфессий. На тот момент, когда очень большую популярность имел труд Хантингтона «Столкновение цивилизаций» и было множество споров между государствами именно из-за национального вопроса (сепаратистские движения, требование некоторых народов о независимости) Казахстан своими успехами в этом направлении начал удивлять. Также к этому стоит добавить мнение политолога Иванова об оппозиции в стране, которая из-за своей неактуальности, неразвитостью партийной структуры, передовых политических технологий и отсутствия коммуникативных ресурсов. [2] Хотелось бы учесть мнение Аркадия Дубнова, который делает сильный акцент на потребностях в энергетических связях между европейскими государствами и Центральной Азией. [3] Упоминая голосование за Председательствование Казахстана в ОБСЕ в 2009 году в Брюсселе, когда к консенсусу придти, не удалось из-за того, что Великобритания и США были против. Но на заседании СМИД удалось принять точное решение о назначении Казахстана в качестве председателя организации по безопасности и сотрудничеству в Европе в 2010 году, не смотря на то, что на выборах в 2007 году порог 7% смогла преодолеть только партия власти.

Параллельно с этим в Казахстане происходили реформы в законодательстве. Как сообщает Депутат Мажилиса Парламент Республики Казахстан Турецкий Н. Н., были приняты поправки в 5 правовых документах в 2009 году: «О внесении изменений и дополнений в Конституционный Закон Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан», «Законы о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам средств массовой информации», «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам местного государственного управления и самоуправления», «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О политических партиях».[4] Наиболее интересным в рамках изучаемой нами темы представляется Закон «О политических партиях», так как по новым поправкам мандат в Парламент, кроме партии набравший 7% голосов получается вторая по величине голосов, но не набравшая количество для преодоления порога. Интерес вызывает закон о СМИ, ведь в нем снимается ряд ограничений для работы средств массовой информации. Например, отмена некоторых учетов, отмена перерегистрации при смене главного редактора или смены адреса. Данные изменения должны были стать гарантами готовности РК к демократических преобразования, а также выполнению обещаний данных при обсуждении председательствования Казахстана.

Не менее полезный аспект в данном разделе это программные документы принятые РК перед началом председательствования. Государственная Программа «Путь в Европу» на 2009-2011 гг. и Послание Президента Н. Назарбаева народу Казахстана «Новое десятилетие – новый экономический подъем – новые возможности Казахстана». Первый документ был принят в 2008 году и его главной целью является выход Республики Казахстан на уровень стратегического партнерства с ведущими европейскими странами. Программа состоит из 7 пунктов и самым большим является пятый «Сотрудничество с государствами Европы», где и описываются приоритеты работы Казахстана с ОБСЕ в 2010 году. Так как это программный документ, то необходимо приоритеты, которые в нем даны констатировать «в слово»: «… предусматривается работа по детализации приоритетов казахстанского председательства … продолжение усилий по созданию условий для развития демократических институтов на пространстве ОБСЕ; развитие транзитно-транспортного потенциала государств ОБСЕ и евразийских трансконтинентальных транспортных коридоров; решение экологических проблем; укрепление мер доверия и региональной безопасности с учетом вклада Казахстана в обеспечение мира, безопасности и ядерного разоружения; развитие невоенных аспектов безопасности в деятельности ОБСЕ, в частности, в сфере борьбы с терроризмом, экстремизмом, незаконным оборотом наркотических средств, организованной преступностью, торговлей оружием и людьми, а также восстановление Афганистана – страны-партнера ОБСЕ.

Важной задачей также является использование потенциала и инструментария ОБСЕ в процессе построения безопасной, стабильной и процветающей Центральной Азии, повышения привлекательности региона, в том числе экономической» [5]

В послании Президента в 2010 году во внешней политике, в первую очередь, уделяется большое внимание участию Казахстана в процессах принятия решений при формировании новой архитектуры международных отношений и контуров мировой торгово-финансовой системы. [6] Наглядно показывает важность участия Казахстана в ОБСЕ и других организациях.

Подытоживая написанное, можно сделать вывод, что для того, чтобы Казахстан смог занять место Председателя была проведения своего рода «стратегия»: налаживание отношений с членами ОБСЕ, демонстрация развития государства (уместно было бы даже сказать «зрелость») во всех трех корзинах, закрепление на государственном уровне самых критичных зон, чтобы уверить в их скорейшем решении. Анализ пути Казахстана к данному посту поможет проследить связь с его дальнейшем дипломатией, совершаемой в 2010 году. Так как непопулярность Казахстана на столь серьезной должности могло привести к тому, что многие несерьезно воспринимали бы государство и были бы менее пассивны в мероприятиях, организуемых Председателем.

2 КАЗАХСТАН В КАЧЕСТВЕ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ОБСЕ

В связи с тем, что Казахстан не раз поднимал в своих официальных заявлениях вопрос о смене архитектуры мирового порядка стоит разобраться, какими принципами руководствовался во время своего председательства. Известный политолог Булат Клычбаевич отмечал два различия казахстанской программы. Во-первых, эволюционность принятия решений, без эмоциональности и революционности, во-вторых – многовекторность и приверженность принципу евразийства из-за геополитического расположения и экономического развития государства. [7] Сам Назарбаев в своей статье «ОБСЕ и глобальная безопасность» в газете «Известия» писал следующее: «Сегодня очевидно видно, что «одномерный мир» и «цивилизационная универсализация» - это уже архаические утопии. [8] Данный отрезок статьи подтверждает факт того, что Казахстан во время своего Председательства будет занимать нейтральную позицию, проводить многовекторную политику, и скорее всего, поддерживать многополярный миропорядок, так как это соответствует политике многосторонней дипломатии.

Интересно было бы узнать интересы основных акторов международных отношений в тот период времени, чтобы понять, как Казахстану удавалось сохранять нейтральную позицию и сохранять «спокойствие» на почетной должности в ОБСЕ.

При этом хотелось бы определить не просто позицию Казахстана в ОБСЕ, а также интересы самого государства, чтобы подтвердить поставленные цели и не соприкосновение с интересами главным игроком международной арены в тот период времени. Интересы страны мы сможем, скорее всего, вывести по анализу текстов и выступлений Главы Государства об ОБСЕ. Первое выступление в 2010 году было сделано в видеобращении на инаугурационном заседании Постоянного совета ОБСЕ в Вене 10 января 2010 года. После приветственного слова и благодарностей, первым пунктом в его речи стал вопрос о том, сможет ли ОБСЕ оформиться в качестве структуры, признающей многообразие мира двадцать первого века, или будет также оставаться в качестве сегментированной на блоки организации, в которой традиционный Запад стоит особняком от пространства «К востоку от Вены»? [8] Здесь мы видим явный вопрос о принятии многополярной структуры мира. Дальше идет речь о стереотипах «бывших советских республик», это можно отнести к имиджу и авторитету страны. Но и при этом из всех программных пунктов Казахстана в этом выступлении была затронута только тема безопасности и только в лице нестабильности в Афганистане. Исходя из полученных данных по данному документу, мы видим, что Казахстан выступает за расширение географического круга работы ОБСЕ, предложение о прекращении рассматривать постсоветские страны через призму стереотипов и акцент, сделанный на Афганистане.

Следующим следует рассмотреть статью Назарбаева «Судьба и перспективы ОБСЕ» в газете «Известия» 28 января 2010 года. Статья выступает в качестве видения Президента работы ОБСЕ в 2010 году. В рамках своей работы Нурсултан Абишевич пишет о следующих угрозах и проблемах:

- Уязвимость национальных государств перед лицом экстремизма;

- Расшатывание режима ДНЯО, увеличение количества государств с ядерным оружием;

- Изменение в военно-политическом балансе на континенте;

- Появление «замороженных конфликтов»;

- Сложная ситуация вокруг ДОВСЕ;

- Неравенство государств в решении проблем, которые одинаково важны для всех;

- Афганская проблема. [8]

Как мы видим все угрозы и проблемы связаны непосредственно с вопросами международной безопасности. И предложения от автора «Судьба и перспективы ОБСЕ» соответствующие:

- Усилить роль среднеразмерных государств;

- Активизировать взаимодействие с СНГ, ОДКБ, ЕврАзЭС, ШОС, СВМДА;

- Налаживание отношений Востока и Запада с учетом опыта Казахстана.

Статья в той же самой газете «Известия» «ОБСЕ и глобальная безопасность», которая была издана 30 декабря, является фактически итоговым документом председательствования РК в данной организации. Можно поделить основные пункты работы на три корзины организации по безопасности и сотрудничеству в Европе: безопасность, экономическое и экологическое сотрудничество, гуманитарное развитие.

Исходя из данной таблицы, можно сделать вывод, что во время работы Казахстана в качестве председателя ОБСЕ больший акцент делался именно на безопасность, что также нужно принять во внимание, так как это говорит об интересах государства. Казахстан был больше всего нацелен на решение проблем, которые касались непосредственно его самого или проходили вблизи его границ. РК выступает за многополярное мироустройство. Помимо этого, страна хочет поднять свою роль за счет участия в таких организациях и продвижения евразийской концепции безопасности.

3 ИТОГИ ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВОВАНИЯ КАЗАХСТАНА В ОБСЕ

Об итогах работы Казахстана в ОБСЕ в 2010 году пишут очень много, но в рамках данной статьи следует остановиться на разборе двух основных факторов: Астанинская Декларация и мероприятия, проведенные Республикой Казахстан.

«Астанинская юбилейная декларация на пути к сообществу безопасности» была принята 3 декабря 2010 года в городе Астана. Саммит глав государств ОБСЕ прошел впервые после десятилетнего разрыва. К сожалению, читая интерпретирующие заявления других делегатов саммита можно придти к выводу, что к каким-то серьезным решениям в рамках переговоров стороны не пришли. Свои заявления сделали делегации Бельгии, Канады, Чешской Республики, Молдавии, Румынии. Делегаты почти единогласно сожалели о том, что не был принят план действий по политическому развитию, не было предпринято каких-то конкретных шагов по решению замороженных конфликтов на территории Грузии, Молдавии и Нагорного Карабаха. Также делегация Канады была разочарована тем, что и не было совместной работы по улучшению ситуации в Афганистане. Это все показывает разобщенность членов участников организации и их «второстепенное отношение» к организации. Тем не менее, это был первый саммит спустя 10 лет и он подвигнул к большей коммуникации между странами в вопросах безопасности. Возможно, если эти вопросы оставались бы также открыты, то как разворачивалась их судьба сейчас?

По выполнению своих обязательств в ОБСЕ Казахстан должен был проводить ряд мероприятий в трех секторах организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Самыми масштабными являлись – Инаугурационное заседание постоянного совета ОБСЕ, Парламентская Ассамблея ОБСЕ, Трансазиатский парламентский форум «Евразийское измерение ОБСЕ», заседания постоянного совета, Международная конференция по Афганистану, Международная конференция по проблемам разоружения в регионе Центральной Азии и Каспийского бассейна, неформальная встреча СМИД ОБСЕ, Конференция ОБСЕ высокого уровня по толерантности и недискриминации, и Астанинский Саммит.

Становится понятно, что Казахстан пытался за время своего Председательства сделать больший уклон на работу в сфере безопасности и самой структуры ОБСЕ. Благодаря столь значимому событию организация стала смещать акцент с евроатлантического региона на евразийский, так как географическое единство континента трудно не принимать во внимание. Самыми оцененными достижениями Казахстана в это время считают Корфуский процесс, диалог между ОБСЕ и другими региональными организациями в сфере безопасности, создание логистических маршрутов «Западный Китай – Западная Европа», помощь Кыргызстану во время начала там протестных движений, также очень большой вклад был сделан обсуждением межцивилизационного, межкультурного и межэтнического согласия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение данной работы хотелось бы сказать, что Казахстан проделал достаточно сложный и долгий путь для того, чтобы стать Председателем ОБСЕ в 2010 году, помимо этого именно этот процесс определял дальнейшую дипломатию РК в рамках работы на данной позиции. Страна смогла заменить соблюдение демократических норм сохранения единства в стране с большим разнообразием национальных и религиозных меньшинств. Обострение ситуации в мире и приостановка работы ОБСЕ способствовали тому, что выбор был остановлен именно на Казахстане. Страна провела ряд преобразований, чтобы заверить в серьезности своих намерений.

Основными принципами дипломатии РК во время председательствования были эволюционность и многовекторность. Больший акцент был сделан именно на работу в сфере безопасности, скорее всего, из-за большого наличия конфликтных зон вокруг государства. Также работа на этом посту способствовало росту авторитета страны и большему участию в решении вопросов региональной безопасности. РК смог сохранить баланс между интересами основными актором Международных отношений и переориентировал работу организации с евроатлантиского направления на евразийское. Это сильно отражалось на снижении роли «монополярности» мирового порядка и давало возможность принимать во внимание культуру других стран. Скорее всего, Казахстана именно в рамках третей корзины пытался продвигать именно это, как наиболее важный пункт, чем демократизация и реформы.

Казахстаном были проведены ряд мероприятий в том числе и саммит ОБСЕ в городе Астана, где была принята Юбилейная Декларация. Многие делегаты высказали разочарование тем, что удалось придти к конкретным соглашениям по плану действий и решению основных конфликтов на территории Евразии. Казахстаном было организовано немало обсуждений и конференций для решения наиболее острых проблем. Обсуждались проблемы безопасности, экологии, терпимости и гражданского общества.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кто – мы? // ОБСЕ // https://www.osce.org/ru/who-we-are (был доступен 17 октября 2019 года).

2. Иванов И. Казахстан – ОБСЕ: кредит доверия председателю // ЕС и Центральная Азия: Стратегия нового партнерства: 6 Междунар. науч. конф. Казахстанско-Немецкого Университета 25-26 марта 2009 г. / Сост. Е. Лохман, Б. Лохман – Алматы, 2009 – С.224 – 230.

3. Дубнов А. Поле – битвы ОБСЕ // Россия в глобальной политике. Номер 4. – Москва: Фонд исследований мировой политики, 2008. – С. 93 -105.

4. Турецкий Н. Путь Казахстана к Председательству в ОБСЕ // евразийская интеграция: экономика, право, политика. Номер 7. – Москва: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 2010 – С. 155 – 162.

5. Указ Президента Республики Казахстан от 29.08.2008 г. №653 об утверждении Государственной программы «Путь в Европу» на 2009 -2011 гг.

6. Выдержки из Послания Президента РК Н. Назарбаева народу Казахстана «Новое десятилетие – новый экономический подъем – новые возможности Казахстана» // Председательство Казахстана в ОБСЕ-2010. Сборник документов и материалов / под. Ред. Б.К. Султанова. – Алматы: Казахстанский институт стратегических исследований при Президенте Республики Казахстан, 2011. – С. 34- 37.

7. Фаизова Р. Казахстан между Востоком и Западом: к вопросу о Председательстве Казахстана в ОБСЕ в 2010 Году // Вестник Российского Университета Дружбы народов. Серия: Международные Отношения. Номер 1. – Москва: Российский университет дружбы народов, 2011 – С.32-37.

8. Судьба и перспективы ОБСЕ. Статья Президента РК Н. Назарбаева в газете «Известия» // Председательство Казахстана в ОБСЕ-2010. Сборник документов и материалов / под. Ред. Б.К. Султанова. – Алматы: Казахстанский институт стратегических исследований при Президенте Республики Казахстан, 2011. – С. 21 – 34.

9. ОБСЕ и глобальная безопасность. Статья Президента РК Н. Назарбаева в газете «Известия» // Председательство Казахстана в ОБСЕ-2010. Сборник документов и материалов / под. Ред. Б.К. Султанова. – Алматы: Казахстанский институт стратегических исследований при Президенте Республики Казахстан, 2011. – С. 93 – 104.