В Карагандинской области на зиму было заготовлено грубых кормов 2,1 млн тонн (100,1% к нормативу). Этого должно хватить до весны, но впритык, отмечает собкор «КазахЗерно.kz». Дело в том, что действующие нормативы устарели – они не учитывают тот факт, что, кроме сена, многие хозяйства больше ничем скот не кормят. А ведь животным нужны и сочные корма, и фураж. В результате такой вынужденной «диеты», потребность в грубых кормах возрастает практически в два раза.
По итогам 9 месяцев 2019 года, поголовье крупного рогатого скота в регионе достигло 564,7 тыс. голов (рост на 4,8%), лошадей – 344,9 тыс. голов (рост на 10%), овец и коз 987,1 тыс. голов, свиней — 76,5 тыс. голов.
Что касается птицы, то ее поголовье составило 4 млн 104 тыс. голов, что больше на 2,9 % к уровню соответствующего периода 2018 года К концу года поголовье птицы достигнет 4 млн 86 тыс.голов.
В текущем году в регионе введены в эксплуатацию четыре молочно-товарные фермы на 1130 голов. Также построена свиноферма «Апрель» в Бухаржырауском районе на 25 тыс. голов.
В 2020 году планируется строительство трех откормочных площадок общим поголовьем 9 тыс. голов КРС (одна в Каркаралинском районе, и две в Осакаровском), а также откормочная площадка на 1,5 тыс. овец (в Жанааркинском районе).
Также в Осакаровском районе предполагается запуск крупного проекта с участием иностранного инвестора ТОО «SABKOM ENGINEERING» — «Строительство свиноводческого комплекса» на сумму 72 млрд тенге, с созданием 849 рабочих мест. Мощность проекта — 60 тыс. голов, с глубокой переработкой мяса для реализации на экспорт 20 тыс. тонн в год. Реализация проекта позволит увеличить поголовье свиней в регионе в два раза, а производство свинины — в 3,2 раза.
Однако, параллельно с развитием животноводства, должно развиваться и кормопроизводство. Но, к сожалению, оно отстает по разным причинам. Это и нехватка площадей под сенокосы у многих хозяйств и ЛПХ, и отсутствие специализированной техники, и природно-климатические условия.
Глава ТОО «Карой» (Нуринский район) Виктор Приб рассказывает, что в нынешнем году из-за холодной весны и летней засухи зеленая масса на сенокосах формировалась очень плохо. В результате, хозяйство смогло заготовить сена в 3,5 раза меньше, чем в 2018 году – 700 тонн против 2400. Это мало, учитывая, что тут 400 голов крупного рогатого скота, 500 баранов, да еще 100 лошадей. Выходить из положения позволяет только остаток прошлого сезона, да еще расчет на фураж.
А вот тем хозяйствам и частным подворьям, у кого своего сена нет, придется непросто. Возможно, кто-то пойдет даже на сокращение маточного поголовья, чтобы пережить зиму.
При этом, само ТОО «Карой» цену на свое сено, реализуемое землякам, не поднимало, оставив ее на уровне 18 тыс. тенге за тонну. Это по-человечески, по-соседски.
С чем не согласен Виктор Приб, так это с распоряжением властей ограничить стоимость булки хлеба на уровне 80 тенге – в хозяйстве своя пекарня. Тогда как мука подорожала примерно на 30% — со 106 тенге до 134. В результате, сложился ценовой перекос, пекарня работает практически без прибыли.
— Цену на хлеб опустили вообще ниже плинтуса, — сказал Виктор Приб. – Сейчас вообще парадоксальная ситуация – многим дешевле свою скотину хлебом кормить, чем покупать корма. Разве это дело? Много говорят про «социальный» хлеб, для поддержки малоимущих. Но на сигареты 500 тенге за пачку, на водку по 1500 тенге за бутылку они деньги находят. А на хлеб – не могут? Недавно я с такой малоимущей общался. Она мне говорит, что пятеро ее детей сидят голодом. При этом, она курит. Я ей говорю: ты каждый день пять булок хлеба у своих же детей воруешь, поскольку тратишь эти деньги на сигареты. Поэтому, я считаю, булка хлеба должна стоить не 80, а 200 тенге. Только в этом случае мы, крестьяне, будем окупать свои затраты на выращивание зерна, выпуск муки и выпечку. Нам ведь сейчас ни муку, ни электроэнергию не субсидируют – почему тогда требуют держать цены на низком уровне? Почему в очередной раз социальные вопросы решают за счет крестьян?
Отразится ли эта ситуация на ценах на мясо, Виктор Приб не знает. Ведь как ни печально, ее сельчанам «регулируют» перекупщики. Несмотря на многочисленные поручения правительства и главы государства навести порядок в этом вопросе, ничего не меняется – рынком правят спекулянты, наживающиеся на труде рядовых фермеров.
Чуть лучше для фермеров ситуация с молоком. Тут сырье уходит прямиком переработчикам, и они немного подняли цены. ЛПХ сейчас получают примерно 109 тенге за литр, а фермерские хозяйства по 139, поскольку платят НДС.