Yvision.kz
kk
Разное
399 781 постов43 подписчика
Всяко-разно
-2
23:23, 11 июня 2015

Цитаты и фото о красоте азербайджанок, кавказских тюрчанок, казашек, каракалпачек, кыргызок, татарок, туркменок, узбечек и уйгурок.

Азербайджанки в описании великого Дюма.

АЛЕКСАНДР ДЮМА «КАВКАЗ»

«… Этот аул, чисто татарский, был первый подобный из посещенных нами.
Ничего нет красивее горских жителей; внешности неприглядной, племена монгольского происхождения, вторгнувшись на Кавказ, смешались с местными народами и получили в приданое, вместе с женщинами, и их красоту. Особенно замечательны глаза у женщин: видишь одни только глаза, они похожи на две сияющие точки — на две звезды, на два черных алмаза. Может быть, если бы была видна и остальная часть лица, глаза не имели бы этой прелести; но как бы то ни было, они очаровательны.
Дети также очень красивы и в своих огромных папахах и с большими кинжалами, которые прикрепляют им сбоку, лишь только они начинают ходить…»

Фото Дж. Гатри Уотсона, "Татарка", Кавказ,1889 год.

ДЖОН БЕЛЛ "ПУТЕШЕСТВИЯ ИЗ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА В РАЗЛИЧНЫЕ ЧАСТИ АЗИИ", 1715 г.

"...Некогда, прогуливаяся в Астрахани по улице, увидел я весьма пригожую татарку, едущую на воле. В носу у нее было кольцо; вола своего управляла она веревкою, коя служила вместо узды. Она была лучше одета, нежели обыкновенные женщины и была исследуема служителем. Не меньше поражен я был ее красотою, как и отменностию ее экипажа...".

ХОРОШХИН А. П. "ЗАМЕТКИ ПО ДОРОГАМ СРЕДНЕЙ АЗИИ", 1870 г.
"....— Какого вы рода? спросил К* толпу присевших вокруг нас киргизят.
— Сарыбагыш, отвечали несколько голосов разом.

— Говорят, у сарыбагышей очень красивы девушки, заметил шутливо К*, а вы молодцы-посмотрите на себя.......

— Да, отвечал мальчик старше других: наши девушки хороши...".

Фото "Кыргызки", 1932 год.

О дагестанской «Роксолане».

ИБРАХИМ ЭФЕНДИ ПЕЧЕВИ, 1641 г.

«….Дагестанскому беку Эмиру Шамхалу и его брату Тудж Алав Бурханаддин-беку были выделены лены (арпалык) в виде богатого санджака.
Полагая, что укрепление дружбы и сотрудничества с беками Дагестана дело необходимое, Осман-паша женился на дочери упомянутого Тудж Алав-бека. В нашей стране имена большинства беков такой обширной страны, как Дагестан, совсем неизвестны. Несколько тамошних непреклонных упрямых беков так и не покорились Осман-паше.

Осман-паша привез дочь дагестанского бека вместе с собой в Стамбул. Эта женщина прославилась в Стамбуле своей красотой. В те времена поклонники высокой любви сочиняли песни и четверостишия в честь «Дагестанской красавицы» и год или два ее имя не сходило в песнях с языков.….».

ТУРКМЕНЫ ИОМУДСКОГО ПЛЕМЕНИ, Военный сборник, № 1. 1872 г.
"....Богатые туркменки носят на руках и на ногах браслеты, по большей части серебряные с бирюзою или сердоликами, также серебряные, очень массивные пояса и ожерелья с каменьями и огромные серьги. На браслетах, серьгах и поясах часто привешиваются маленькие бубенчики, отчего происходит звон при всяком их движении.

Все драгоценные женские украшения, обыкновенно, награблены в Персии и количество их служит как бы вывеской воинских доблестей семейства. Зимою, как мужчины, так и женщины носят бараньи тулупы, покроя халата. В одежде богатых и молодых туркменок более всего бросается в глаза головной убор, имеющий вид огромного кивера; на него в обилии нашиваются монеты, золотые и серебряные украшения, драгоценные камни (бирюза, сердолик, яшма) и разные блестки. Этот головной убор составляет нечто в роде парадной формы и надевается только в особенных торжественных случаях. В обыкновенное время голову повязывают платком, но не в виде чалмы, а скорее наподобие повязки русских баб...".

Фото "Текинка".

Е. К. МЕЙЕНДОРФ "ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ ОРЕНБУРГА В БУХАРУ", 1821 г.
«…Среди бухарских дам вошло в моду ходить смотреть ференги (Чужеземцев.); край навеса нашего дома был для них местом собраний и пределом, который приличие полагало их любопытству. Там некоторые красавицы, незаметно для бухарцев, предоставляли себя нашим взорам, и нас часто восхищали черные, полные огня глаза, великолепные зубы и очень красивый цвет лица. Бухарская суровость скоро положила конец этой слишком светской моде: полиция запретила женщинам приходить под наш навес, и мы были лишены удовольствия, оживлявшего наши беды.

Зачем эти прекрасные создания так уродуют себя, пропуская через ноздри кольцо и употребляя притирания, в то время как природа наделила их столькими прелестями! Женщины и некоторые мужчины красят себе ногти в красный цвет соком истолченной травы хенне. Персы используют это растение для окраски бороды в красный цвет, после чего она легче принимает черную краску. Я видел в Бухаре белых лошадей, хвосты которых были выкрашены в красный одет этим растением. Бухарские женщины красят брови в черный цвет и соединяют их черной чертой, сделанной особым видом глазной примочки. Наконец, они красят ресницы и край век в черный цвет сурьмой, доставляемой из Кабула и выделываемой из графита....".

Фото: "Женщины-танцовщицы", г.Самарканд.

АРМИНИЙ ВАМБЕРИ "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СРЕДНЕЙ АЗИИ", 1864 г.
"....Каракалпаки славятся тем, что у них самые красивые женщины в Туркестане...".

А. К. Гейнс «Город Чимкент (через 2 года после завоевания). Дневник 1866 года. Путешествие в Туркестан».

«….У всех женщин, сколько-нибудь понимающих приличия, ногти рук выкрашены темно-желтою несмываемою краскою. На шее бедных и богатых непременно навешаны монисты из монет или кораллов. Бешмет ярких цветов, сотканный пополам из шелка и бумаги, туго стянут на талии кушаком. На небольших ногах — широкие шаровары и башмаки с загнутыми носками и высокими тонкими каблуками, подбитыми медными подковками…».

Как ни красивы женщины в Шымкенте, а в Таразе, говорят бакинцы, еще красивее!

АБД АР-РАШИД АЛ-БАКУВИ «КИТАБ ТАЛХИС АЛ-АСАР ВА'АДЖА'ИБ АЛ-МАЛИК АЛ-КАХХАР»

«…ТАРАЗ — город в отдаленнейшей части области аш-Шаш, примыкающий к Туркестану. Это — граница страны ислама. Он имеет плодородную землю, хорошую воду, прекрасный воздух и чем-то напоминает райский сад. У жителей его очень красивые лица — как у мужчин, так ну женщин. Об их красоте сложена поговорка…».

'Абд ар-Рашид ибн Салих ибн Нури ал-Бакуви (вторая половина XIV — начало XV в.), его отец Салих ибн Нури, умерший в 806/1403-04 г. в возрасте семидесяти семи лет, родился в Баку, был имамом.

Из журнала, составленного поручиком Гавердовским, Ивановым и Богдановичем, 1803 г.

".... Волосы часто разделяют на три косы, из коих две, тонее заплетенные, лежат на обе стороны до пояса, или завиваются под урпяком, а третья, будучи зашита от самой головы в бархат или другой какой материей в ладонь ширины, а иногда и собственно только лопасть материи сей висит под платком на спине до самой земли и затыкается за пояс. Сия коса или лопасть украшается вся серебряными монетами, мелкими бляшками, змеиными головками, марьянами, на низу оканчиваются шелковой кистью и называется коджбов. На лоб до самых глаз надевают они очелон-бярпяк, унизанный также серебром, жемчугом, марьянами и корольками; от сего нитки идут с украшениями теми по обеим щекам до шеи и кругом оной и называются чупуртма. На груди носят они серебряные, медные, а иногда и жестяные в ладонь и более ширины бляхи (маджраня) с другими украшениями и вокруг висящими монетами; также шапку их и ворот рубашки любят они украшать разными вещами; более же шею оставляют открытой увешивая оную бусами.
На низ надевают киргизску[ю] бязинную, китайчатую или шелковую и даже парчевую длинную до пят нераспашную рубашку (куляк), в которой ходят дома и на работу; но для наряда носят обыкновенные халаты с узкими длинными до земли рукавами; или шубы, смотря по богатству, в прочем, кроме головного убора, во всем одеваются подобно мужчинам, даже в рассуждении штанов и сапогов. Подпоясываются они шелковыми поясами и ремнем коя; а особенно любят носить перстни, кольца и в ушах серги. После сего удобно представить себе, можно с каким звоном неуклюже сии щеголихи поворачивают обвешанными вокруг головами их...
....Вот все, что щегольство киргизских женщин имеет лучшего в своих нарядах; оно всегда одинаково, и единообразие сие конечно бы оставляло их без заботы, ежели бы роскошь не коснулась и сего дикого народа и не познакомила бы киргизцев с серебряными изделиями, жемчугом и бархатом, чем женщины здешние вместо мод до крайности украшать себя любят и тем разоряют мужей своих........".

Фото: г.Алматы, ул. Торговая (Жибек Жолы), начало 20 века.

Чокан Валиханов (1835–1865) об уйгурках.

«…Говоря о Кашгаре, нельзя не сказать о кашгарских женщинах, который славились своею красотою по всей Средней Азии. По уверению азиатцев, бывших в Кашгаре, полные луны, газели, кипарисы, розы и другие восточные эпитеты для красавиц заключаются в Кашгаре. Они убеждены, что вода кашгарская имеет чудесное свойство возбуждать любовь…».

Фото "Сартянки", г. Кашгар.

В аулах казахов-адайцев

А.К. Гейнс "Дневник 1866 года. Путешествие в Туркестан."

«…Когда мы хотели дать бабам бус, одна из них пошла к себе в юрту, нарядилась в салкуле и явилась с тем, чтобы ей нацепили бус. Другая явилась также в салкуле. Работа чудовищного головного убора обнаруживала некоторое искусство. Салкуле, виденный нами, стоит двадцать верблюдов. Узнавши, что бусы не из чистого серебра, матроны выразили большое негодование и уважение к чистому серебру. Вообще, любовь к портативным ценностям, камням, благородным металлам присуща адаевцам, как всем народностям, существующим разбоями…».

Я.П.Гавердовский 1802-1803 год.

Фото "Четыре жены богатого киргиза", 19 век.

-2
5291
7