Вот уже полтора месяца работаю в компании "Профессорская клиника" в Астане, которая пригласила меня для исследований, или точнее новаторства в области развития детей с нарушенным слухом. В этой клинике помогают не только детям, но дети - это то, что особенно интересует меня лично.
Каждый день я вижу детей, которых приводят для диагностики слуха так поздно, что помочь им именно в их интеллектуальном, физическом и эмоциональном развитии представляется сложным и длительным процессом.
Вы знаете, что формирование слухового органа происходит в утробе во многом зависит от состояния здоровья матери - краснуха, вирусные заболевания, лечение антибиотиками, в особенностями группы аминоглюкозидов, в которые входят стрептомицин, гентомицин и другие, оказвают прямое влияние на здоровое формирование слухового органа у еще неродившегося ребенка особенно на ранних месяцах беременности!После родов, на сегодняшний день есть все возможности для того, чтобы провести, так сказать скриннинг у новорожденных детей и выявить проблемы слуха на ранней стадии. Интересно, что наши родильные дома не все оснащены таким, в общем-то недорогим оборудованием, и что еще печальнее те, что оснащены - не пользуются им!! нет специалистов, которые могли бы им пользоваться (когда закупали был, потом уволился) - раз, а два - просто считают бесполезной тратой времени в процедуре взвешиваний, проверки на рефлексы и т.д. в послеродовой период !!!
а между тем, к нам приходят дети, которым уже, как правило, перевалило за три года жизни, страдающих нарушением речи, как следствие нарушенного слуха!! а ведь самое лучшее, важное время (сензитивный период - про них можно прочитать в моих более ранних постах) для развития речевого аппарата, слуха, речи уже прошел!Родители в большинстве случаев так объясняют позднее обращение к сурдологу:
- "я сама заговорила в три года, поэтому мы не беспокоились"..
- "обращались к лору - он просто чистил уши от пробок и мы продолжали ждать улучшений"
- "мы думали, что он у нас такой увлеченный, поэтому не откликается сразу"
- "да, мы замечали, что он слышит шепот, шаркание ног, папин голос, и думали, что это психологическое не слушать/слышать маму"
- "он только с детьми не любит общаться, а с нами он прекрасно общается" (это я к тому, что нарушение слуха может относиться только к высоким частотам, и ребенок может плохо слышать именно детей и людей, в тембре которых преобладает высокие частоты).
Я знаю только одну маму, которая обеспокоилась слухом ребенка сразу после родов, и когда она пришла к лору, который ничего и слыхом не слыхивал про аудиометрию и другие способы диагностики нарушений слуха, рекомендовал им беспокоиться только через полгода и через полгода научил маму чистить ушки ребенку. А между тем, у ребенка 3-4 степень тугоухости на правом ухе и получше ситуация на левом, что к 8 месяцам, когда и подобрали слуховой аппарат это сказалось на общем развитии ребенка!
Поэтому дорогие родители - не стесняйтесь проверить слух вашего ребенка как можно раньше. Ранее диагностирование дает шанс детишкам с нарушенным слухом слышать мир и жить нормальной жизнью. Поздняя диагностика отнимает у таких детей возможность ходить в обычный садик, обычную школу и они живут в мире глухих, потому, что на каком-то этапе уже сами выбирают такую жизнь - просто у них сил и понимания не хватает на развитие своей речи, борьбу с непонимающим детским и взрослым обществом и психологически они не понимают к чему и зачем надо стремиться. В общем, качество речи и понимания могут необратимо пострадать.
Диагностику проводят в любом возрасте. Новорожденного ребенка проверяют скриннинговом оборудовании или можно на КСВП - первое я даже и не видела, а вот во втором я еще не разобралась до конца (может это даже одно и то же), знаю только, что они проверяют реакцию мозга на звуки, когда ребенок спит или находится под наркозом. Также у нас проводят аудиометрию - диагностика слуха в том чилсе на кости. Диагностику среднего уха проводят на тимпонометрии. С маленькими детьми проводят игровую аудиометрию.
Детям, и вообщем-то взрослым, с полной потерей слуха в Казахстане уже более 5 лет проводят кохлеарную имплантацию. Это возможно провести и по квоте. т.е. за счет государства. Кохлеарные импланты очень дорогие и операцию проводят в основном иностранные хирурги. Ну, про кохлеарную имплантацию можно и отдельный пост писать - я про это много узнала из семинара, который недавно прошел в Казахстане.
Причинами для обращения к сурдологу с целью диагностики нарушения слуха и определения ее степени могут быть следующими:
- ребенок не всегда реагирует на речь/обращения одного из членов семьи
- невнятная речь, слабая артикуляция
- слышит, только когда говоришь чуть погромче
- не понимает откуда исходит звук, т.е. не определяет местоположение источника звука
- задержка в развитии речи
- тяжелые роды
- лечение антибиотиками
Про последнее хочу поподробнее - нарушение слуха в результате лечения антибиотиками - самая частая причина у детей. Дети рождаются с нормальным слухом, но при гриппе, ОРВИ, интеравирусных инфекциях и т.д. вам любой терапевт с детской поликлинике выпишет столько всего из антибиотиков, где если прочесть аннотацию к препарату не сразу сообразишь, что это антибиотик, а уж тем более не поймешь, что из ингридиентов в итоге может плохо сказаться на слухе. В целом, как говорит, наш доктор (в нашей клинике), это похоже на то, как стрелять из пушки по воробьям - назначаются слишком сильные препараты. И это связано с историей развития медицины в нашей стране - в советское время было трудно с диагностикой, осмеивали бабушкины методы, и врач в принципе назначал лечение с позиции, что если что, то я не должен быть крайним. Даже сейчас нам может казаться, что если врач выписал больше, значит лечит, а если доктор скажет:"ну вам ничего не надо делать - просто покой и еда и питье по требованию больного" - значит не лечит. и вообще это странно, что это за доктор, который даже назначить ничего не может...
ну да ладно на сегодня...))) пишу уже на сонную голову и голодный желудок )))
буду писать больше на эту тему, потому, как нет у нас общественной осведомленности и чтобы не заржаветь на новом интересном рабочем месте...