kk
Default banner
Разное
426 297 постов48 подписчиков
Всяко-разно
4

Будущие АЭС в Казахстане: сумеречная зона?

Сталкер. Изображение с сайта hdwallpapers.cat

Спустя 29 лет о своем существовании вновь напомнила Чернобыльская АЭС (ЧАЭС), в зоне отчуждения  28 апреля загорелись леса, площадь пожара, по предварительным данным, составляет около 320 гектаров. Как сообщает информационное агенство ТАСС, со ссылкой на слова исполняющего обязанности председателя Госслужбы Украины по чрезвычайным ситуациям Зоряна Шкиряка, никаких угроз нет, радиационный фон оценивается как нормальный, ситуация находится под контролем и возгорание удалось локализовать. Согласно основной версии украинских властей, его причиной мог стать умышленный поджог. Другой возможной причиной пожара называется неосторожное обращение с огнем.

Пожар и сильное задымление вблизи Черобыльской АЭС. Фото с сайта www.bragazeta.ru

Авария на Чернобыльской АЭС, всколыхнувшая мир в 1986 году — одна из крупнейших техногенных катастроф в истории атомной энергетики как по предполагаемому количеству погибших и пострадавших от последствий этой трагедии, так и по объемам нанесенного экономического убытка. 26 апреля на станции произошел взрыв реактора четвертого энергоблока, за которым последовал выброс радиоактивных веществ. Созданная сразу после аварии зона отчуждения занимает площадь 4800 квадратных километров, из которой эвакуировали население двух городов (Припяти и Чернобыля) и 74-х сел.

Как проинформировало украинское издание УНИАН, только в апреле 2015 (!) года Государственная инспекция ядерного регулирования "выдала разрешение станции завершить, наконец, эксплуатацию первых трех энергоблоков, уцелевших после аварии в 1986 году". По сути это означает, что ЧАЭС  только сейчас переходит к процедуре "отложенного демонтажа", после завершения которого, как предполагается, от существующих энергоблоков останутся лишь стены.

Недавно британский режиссер Дэнни Кук выложил в сеть видеоролик, снятый с беспилотника в зоне подвергшейся последствиям катастрофы. С помощью местного жителя по кличке Сталкер, Дэнни Куку удалось снять уникальные кадры украинского города-призрака Припять из которого 49 тыс. жителей были вынуждены бежать спасаясь от последствий катастрофы. Покорившее интернет трехминутное видео стало частью другого, более обширного проекта под названием "60 минут" на телеканале CBS. Примечательно, что по словам британского режиссера, им был использован квадрокоптер DJI Phantom 2, популярная камера для экстремальных съемок GoPro3 и зеркальный фотоаппарат Canon 7D.

В связи с упоминанием о ядерной катастрофе в Украине, стоит напомнить и о потрясшей несколько лет назад мир новой аварии в Японии. Так к аварии на Чернобыльской АЭС добавилась Фукусима-1. Одновременно, нельзя не сказать и о событиях последнего времени, предварительно отметив, что все атомные станции относятся стратегическим объектам и вопрос их безопасности является приоритетным во всех странах мира. К примеру во Франции, начиная с осени 2014 года, отмечено более 200 полетов дронов (БПЛА) над атомными электростанциями, запущенных неизвестными пользователями, которые привели к тому, что около этих объектов были размещены военные мобильные радары и переведены в повышенную боеготовность ВВС Франции. Французские власти утверждают, что беспилотники в настоящее время не представляют никакой угрозы, но опасаются, что дроны могли бы быть использованы для промышленного шпионажа за французскими технологиями или в один прекрасный день могли быть оснащены бомбами или другими видами оружия. Как правило, используется уже упомянутый беспилотник БПЛА созданного китайской компанией SZ DJI Technology Co марки DJI Phantom 2, точно такой же, что разбился на лужайке Белого Дома в январе 2015 года.

БПЛА марки DJI Phantom 2 использованный при полете над АЭС Франции.Фото с сайта w.japantimes.co.jp

Такой же дрон DJI Phantom 2 был обнаружен в зоне запретной для полетов на крыше премьер-министра Японии с некоторым количеством радиоактивного цезия искусственного происхождения. Радиоактивные цезий-134 и цезий-137 которые обнаружены у атомной станции Фукусима-1 не так опасны как полоний, но в высокой степени концентрации представляют серьезную угрозу жизни и здоровью людей.

Американское аналитическое издание Power Tecnology, специализирующееся  на освещении современных технологий в сфере мировой энергетики, со ссылкой на профессора Стива Томаса ( Steve Thomas),отвечающего за энергетическую политику отделения Public Services International Research Unit (PSIRU) Университета Гринвича, информирует, что французское агентство по ядерной безопасности (ASN), в ближайшее время возможно примет решение о продлении срока службы атомных электростанций. Вместе с тем, издание отмечает, что старые атомные электростанции не могут противостоять современным угрозам, таким как терроризм. Например, недавно построенные атомные электростанции,в отличие от старых, должны быть в состоянии выдержать падение самолета.По словам профессора, точка зрения на возможность происхождения такого события, зависит от вашего восприятия риска, тому что кто-то направит самолет на ядерный реактор и сегодня это "более вероятно, чем вчера". В статье отмечается, что интервью со Стивом Томасом было опубликовано, когда стало очевидно, что пилот Germanwings намеренно разбил коммерческий самолет во французских Альпах, убив 150 человек. Такие события, заключает издание, встречаются крайне редко и почти немыслимы; хотя Томас замечает, что катастрофы с Фукусимой и Чернобылем в 1986 году,когда взрыв и пожар выбросил большое количество радиоактивных частиц в воздух также казалось немыслимыми, прежде чем они случилось.

Об этом же пишут немецкие эксперты в своей недавно опубликованной книге "Риски технологий ядерной энергетики.Концепция безопасности легководных реакторов", изданной на английском языке в августе 2014 года. Публикация охватывает три научные концепции: в первой части описываются основные  концепции конструктивной безопасности на основе эксплуатации немецких водо-водяных реакторов типа PWR (с водой под давлением) и BWR (с кипящей водой). Кроме того, рассматривается концепции безопасности будущих современных Европейских реакторов (EPR) и реакторов с кипящей водой SWR-1000 (KERENA).

Во второй части представлен анализ возможной воздушной атаки военных или тяжелых коммерческих самолетов на защитную оболочку реактора. Показано какие контейнменты (гермооблочки) могут быть разработаны для реактора, чтобы противостоять такой авиакатастрофе.В третьей части,анализируется последствия для окружающей среды и населения после тяжелой аварии реактора.


Рисунок с отредактированного отчета ОВОС по Белорусской АЭС, упомянутый в книге 11, часть 11, лист 40
показывает, что герметичность реактора якобы может выдержать крушение среднемагистрального самолета.

Их исследование показывает, что даже современные действующие в мире АЭС падения пассажирского многотонного магистрального самолёта выдержать не могут. Старые АЭС  еще советского производства с реакторами РБМК защитного колпака не имеют, широко разрекламированные российские АЭС с реакторами ВВЭР защитную оболочку ("контейнмент") имеют, но вопреки существующему мифу, поддерживаемого на правительственном уровне, противостоять среднемагистральному самолёту не могут, а двигатели самолёта при падении могут гарантированно разрушить оболочку, повредить реактор и приреакторное хранилище отработавшего ядерного топлива (ОЯТ), которое есть на каждой АЭС. Предусмотренная проектом АЭС - 2006 (ОАО "СбП АЭП")  защитная оболочка способна выдержать только падение небольшого самолета весом 5,7 тонны со скоростью 100 м/с. Ссылка на слова В.В.Путина, который будучи Председателем Правительства Российской Федерации, принял участие в Интернет-конференции с представителями индийской общественности 12 марта 2010 года, и заявил о том что "достаточно сказать, что в отличие от всех других реакторов, которые изготавливаются в мире, наши реакторы выдерживают прямое попадание среднемагистрального самолета в несколько тонн" уже удалена с кремлевского сайта. Напомню, что по последним соглашениям с индийским правительством, Росатом планирует построить в Индии до 25 атомных  энергоблоков.Будут они на самом деле реализованы, пока неизвестно. Не исключено повторения событий, как в случае с французскими истребителями Rafale.

Кроме этого, следует сказать вот о чем. На сегодняшний день французские атомные электростанции фактически принадлежит американскому концерну General Electric. В конце прошлого года акционеры Alstom одобрили сделку по продаже энергетического подразделения американской GE. Она позволит GE получить контроль над электростанциями в странах Азии и Африки.Кроме General Electric Co. желание приобрести энергетические активы Alstom SA проявляла немецкая Siemens совместно с японской Mitsubishi Heavy Industries Ltd. Сумма сделки – 12,4 млрд евро, 3,5–4 млрд евро будут возвращены акционерам через обратный выкуп.При этом предполагалось, что GE и Alstom создадут три СП в области электросетей, возобновляемых источников энергии и ядерной энергетики, а правительство Франции получит право вето по различным решениям, связанным с безопасностью и технологиями использования АЭС. В России Alstom владеет 49% в СП со структурой "Росатома" – ООО "Альстом-атомэнергомаш". СП было создано в 2007 г. для производства паровых турбин и генераторов мощностью 900–1900 МВт по тихоходной технологии Arabelle компании Alstom, так как многие клиенты, например Китай, предпочитают тихоходные турбины. В конце марта текущего года Российская правительственная комиссия по контролю за иностранными инвестициями отложила рассмотрение сделки по поглощению GE российского подразделения Alstom на два месяца по инициативе корпорации Росатом.

Пожалуй, одним из последних наглядных примеров сочетания государственных интересов и реализации национальными корпорациями декларируемых активных и пассивных мер безопасности, в том числе от возможных крушений авиалайнеров, может служить запуск строительства в Турции 14 апреля первой в стране АЭС стоимостью $20 миллиарда в Аккую, на основе конструкции реактора 3-го поколения ВВЭР-1200, по уже упомянутом выше проекту АЭС-2006. Вторая АЭС должна быть построена французско-японским консорциумом в северном черноморском городе Синоп по франко-японской технологии ATMEA1. В основе разработанного с MHI (Mitsubishi Heavy Industries) дизайна лежит технология реактора EPR.Французская энергетическая компания AREVA испытывала материалы и отрабатывала технологию PWR на легководном реакторе Жюль Хоровица (Jules Horowitz Reactor, RJH) построенного на юге Франции в Кадараше. Стоимость проекта в турецком Синопе оценивается в $22 млрд.

Наряду с этим запланировано строительство третьей АЭС, местоположение которой пока не определено окончательно. По всей видимости победителем тендера будет признана компания той страны, чей проект реально продемонстрирует высокую степень надежности в эксплуатации и безопасности от возможных  террористических угроз.

Центр ядерных исследований Кадараш на юге Франции.Изображение с сайта www.globalsecurity.org

К слову сказать, Центр ядерных исследований Кадараш (Cadarache) созданный Комиссариатом по атомной энергетике (CEA) 26 октября 1959, предназначен прежде всего, для изучения новых типов реакторов: реакторов на быстрых нейтронах (FBR). Центр Кадараш является одним из самых важных центров исследований и разработок для ядерной энергетики в Европе; он включает в себя 19 основных ядерных установок - в том числе завода МОКС по изготовлению топлива в стационарных и демонтируемых сооружений эксплуатируемых ЕЭП и основную ядерную установку секретных ядерных энергетических исследований (INBS-PN ), Институт радиационной защиты и ядерной безопасности дочерней компании AREVA (AREVA NC и AREVA TA), ITER (термоядерный реактор) и субподрядчиков проекта.

Все сказанное имеет прямое отношение и к Казахстану. Как сообщало издание Kapital.kz, со ссылкой на слова уже покойного главы АО "НАК "Казатомпром" Нурлана Каппарова скончавшегося при необычных обстоятельствах,  принято решение о строительстве не одной, а двух атомных станций. Предполагается, что строить их будут в "Курчатове – с Росатомом, а на Балхаше открытый конкурс идет, еще не решили".

По имеющейся у издания информации, окончательное оформление этого решения в виде соответствующих соглашений пока откладывается.  Напомню, что ранее в декабре прошлого года, председатель правления АО "НАК "Казатомпром" Нурлан Каппаров и генеральный директор Китайской генеральной корпорации атомной энергетики (ранее Гуандунская корпорация атомной энергетики, Южный Китай) Чжан Шанминь заключили в Астане соглашение о совместном производстве ядерного топлива для атомных электростанций Китая и третьих стран. Тогда во время декабрьского визита в Казахстан Премьера государственного совета Китайской Народной Республики Ли Кэцяня, Казахстан и Китай заключили ряд соглашений о сотрудничестве в области электроэнергетики, международных перевозок, в финансовой и химической сфере. По разным оценкам, визит китайской делегации в Казахстан принесет республике инвестиций на сумму порядка до $14 млрд.

В заключение следует сказать, что обсуждение о предполагаемом строительстве АЭС в Балхаше вряд ли будет носить по-настоящему публичный характер, как это было к примеру в Белоруссии. Но, хотелось бы надеется что при принятии решения о том какая страна будет реализовывать этот проект, технология той компании в чью пользу оно будет вынесено, реально обеспечит высокую степень надежности в эксплуатации и предложит концепцию конструктивной безопасности в том числе и от возможных  террористических угроз, вместо декларируемых. Население Казахстана. как и население Украины и Японии, уже достаточно претерпело от последствий перенесенной радиации. Вынесет ли оно пользу от уроков, что преподносит человечеству испытания последнего времени и не слишком ли быстро забывает недавнее прошлое? Ядерные технологии, как и другие современные технологии обеспечивают не абсолютный, а только лишь приемлемый уровень безопасности и об этом надо помнить всегда.

UPD1: Добавил пост "Французские Альпы: молчание ягнят?"