kk
Будни и "блёстки" павлодарской, казахстанской (и не только) жизни
465 постов2 подписчика
Сообщество Булата Шарипова
0

БУДНИ И "БЛЕСТКИ" ПАВЛОДАРСКОЙ (КАЗАХСТАНСКОЙ И НЕ ТОЛЬКО) ЖИЗНИ

КАЗАХСТАНСКАЯ ПЛАНЕТА ДРУЖБЫ И ОСТРЫЙ КАВКАЗСКИЙ КИНЖАЛ

*** В очень непростой нынче международной ситуации, весьма авторитетные исследователи, другие известные лица, государственные деятели даже первого уровня все чаще говорят о том, что мы прежде и подумать не могли - реальной возможности третьей мировой войны. Конечно, все понимают страшные последствия этого апокалипсиса для казахстанцев, для всех людей планеты. Такими словами, понятиями просто так разбрасываться не стоит. Но темнее менее, говорят и о такой возможности развития событий. -- замечу, впервые через несколько десятков лет после окончания мировой холодной войны. Вот, навскидку известный европейский политолог А.Рар на днях даже открыто заявил, что третья мировая война уже идет. Или, министр иностранных дел России К.Лавров, человек и по профессии, и по натуре своей весьма сдержанный, корректный, но даже он, на пресс-конференции, говоря о взаимоотношениях с Европейским Союзом, использовал устрашающий лозунг: « думая о мире, готовься к войне». Как говорится, дожили…

И хотя, большинство людей верят, тьфу-тьфу, что дело до этого никогда не дойдет, что разум возьмет вверх, все же мы, и казахстанцы и не казахстанцы, конечно,, не должны сбрасывать со счетов возможность разного варианта развития событий, быть ко всему готовым, непосредственно связанного не только с вопросом дальнейшего существования нашего независимого государства, но и судьбы всего казахстанского народа в самом широком историческом плане. Причем в таком историческом плане, который несравним, несоизмерим с теми проблемами, что были когда-то. Об этом не раз говорил и наш Елбасы и нынешний президент К-Ж К.Токаев, в частности в последней своей публикации, посвященной нашей независимости.

Но все ли мы и всегда ли в более или менее в полной мере, достаточно полно осознаем значимость вопроса, основные пути преодоления этих опасностей, проблем. Как и в любом вопросе пути тут многообразны

Но, думаю, не ошибусь, если я как обычный гражданин, журналист в числе многих и многих, скажу, что одним из стержневых, одним из важнейших пунктом нашей безопасности, существования, развития сейчас и в будущем являются постоянно добрые отношения с соседями и прежде всего с Россией -- такие отношения, такой путь решения возникающих проблем намного важнее других, в том числе, наверное и силовой составляющей нашей безопасности. Известно, что территория и протяженность наших границ столь огромна, что для наших небольших вооруженных сил их не так просто будет эффективно охранять и защищать. Во всяком случае все известные пути должны идти плечо к плечу с нашими добрыми, дружественными намерениями.

И с первых дней возникновения нашего государства этот путь, или пути - для Казахстана – определяющие. Также несомненно, что несмотря, ни на что, несмотря на возможные и в какой-то мере, может объяснимые, свои персональные, семейные недостатки, о чем мы не все не раз слышали, читали одна из замечательных заслуг уважаемого нашего елбасы - выстраивание им добрососедских отношений со всеми государствами и прежде всего пограничными, с нашим самым близким соседом Россией. На этом поприще им, конечно, сделано немало, плодами чего мы все пользуемся.

Однако, ясно и то, что это не повод для самоуспокоения. Тем более, если копнуться глубже, видно, что в последнее время определенные проблемы наших связей с той же соседней Россией, пусть пока не так очевидно, не так заметно, пока в зародыше, или типа того, но все же есть, появились, что настораживает, требует действий. Здесь мне невольно вспоминается как после печальной памяти трагических декабрьских событий 1986 года ветеран казахстанской журналистики, руководитель республиканского телерадиокомитета ( где я тогда работал ), потом депутат парламента Г.М.Шалахметов постоянно повторял: надо тушить пожар, или даже искорки его, в зародыше.

Понятно, любое сравнение относительное. Тем не менее… И дело здесь не только в взбудораживших казахстанское сообщество последних провокационных заявлениях некоторых российских политиков, депутатов. Они были и раньше, вернее проявлялись время от времени. Но сейчас, увы, эти заявления как-то легли в унисон нынешним некоторым все более очевидным противоречиям, проблемам в политическом, духовном, социальном развитии двух государств, своеобразных ножницах между ними. Наличие таких ножниц между независимыми государствами, точно так же как между людьми, коллективами, регионами в общем - нормальное явление, которое работает на развитие в его лучшем значении. Но, понятно, если эти ножницы в меру и не будут резать по живому, или еще хуже.

Что говорить, у России и Казахстана—есть различия в их государственности. Например, у одной - тысячелетняя или около того , непрерывная не вызывающая ни у кого сомнения, история, у другой - намного меньше, а если говорить напрямую как есть, и как бы не обижались кое кто -- в общепринятых нынче международных формах этой нашей государственности - 30 с лишним лет. Ну а раньше у нас - в несколько своеобразном виде, а потом уже в составе другого государства, ну а с 1917, или с 1922 года в рамках СССР, официально, как равноправный член, а в реальности - иное, в котором так уж сложилась абсолютно доминирующую, определяющую и более того роль играла та же самая Россия, которая в общем-то и была СССР как таковой. Хотя с самого начала, как известно, предполагалось иное ( вспомним известное замечание В.И. Ленина, что СССР по очереди должны возглавлять представители всех союзных республик-государств ), но вот так не получилось. Хотя, если опять говорить начистоту, конечно плюсов от такого Союза для нас было больше, во многом благодаря чему мы в 1991 году получили независимость, государственность в общепринятом нынче международном правовом значении, что признает все мировое сообщество. Я еще раз в одном-двух предложениях напомнил известные всем и каждому азбучные истины, чтобы мы все в своем сознании все больше и больше свыклись с мыслю, что именно тогда, именно в рамках СССР, во многом благодаря СССР, у нас появилась возможность получить независимость, государственность - подчеркиваю молодую свою государственность, которой мы очень мы гордимся и которую мы должны сохранить, развить во веки веков. А все иные заявления, в т.ч. и то, что достигнутая цель - прежде всего ( подчеркиваю особо) результат борьбы определенных мужественных борцов и т.д. – это от лукавого. Поэтому, уверен, не стоит обижаться когда нам говорят, что ( извините за повтор) наша государственность в общепринятом нынче виде возникла в 1991 году.

Я в свое время не плохо знал нынешнего экс-депутата, оппозиционера, временами резко критикующего наши власти, Н.А.Назарбаева Жасарала Куанышалина - в перестроечные годы редактора многотиражки КазПИ, или как сейчас его именуют Казахского государственного педагогического университета имени Абая. Так вот в свое время Ж. Куанышалин ( и не только он ) на полном серьезе предъявлял глубоко идущие претензии к В.В.Путину ( потом другим ) за то, что тот однажды имел неосторожность бросить: что вот наш елбасы –заложил основы казахстанской государственности. Он, другие оппозиционеры возмутились: что он говорит, ведь наша государственность идет с самых древних времен. Были и другие заявления в адрес других российских лиц, опрометчиво повторивших слова своего лидера. Естественно, тут же взбудоражившие многих «сканадалы» локального масштаба. Вот такой повод, или казус. На мой взгляд, случай, если не смешной, то уж явно не совсем серьезный. К тому же, наверное, не стоит на каждый чей-то писк, поднимать шум на весь мир, тем более, что эти «бунтари» с обеих сторон ( вспомним умную концепцию «бунтующего человека» А.Камю) зачастую таким путем во многом делают себе пиар.

Скорее всего, Жаке (т.е. Ж. Куанышалин),- как и другие - в общем-то образованный человек, хотя бы на уровне элементарных требований советского вузовского диплома, который он имеет, тоже решил показать себя ярым патриотом, оставить свое имя на скрижалях борцов за независимость. И таких случаев, когда политики, даже просто местные «активисты», которых в 30-годы прошлого столетия в Казахстане просто несколько пренебрежительно называли «белсенды» и которые во многом из-за личных амбиций наделали много бед ( только трагический голод 20-30 годов, который во многом на их совести- чего стоит), и сейчас более чем достаточно. И в данном контексте уже совсем не смешно.

Но в то же время, будем надеяться, что сегодняшние «белсенди» будут гораздо умнее своих предшественников во всех своих действиях. В том числе и в разного рода акциях, которые тоже надо уметь проводить. И к счастью, кажется, пока в общем так получается, нужный баланс соблюдается. Митингующие, или просто публично заявляющие о себе, не перебарщивают, не переходят известные рамки, если, конечно не считать их явно не совсем умных на мой взгляд требований по повальным ономастическим изменениям и языковой «революции.

А так, конечно, как, помнится, в свое время говорил один из сподвижников О.Сулейменова по «Невада-Семипалатинску», сегодняшние некоторые активисты в общем выполняют не простую, временами «грязную» ( но нужную) работу санитаров-защитников независимого государства по многим направлениям сегодняшней политической, общественной жизни.

В том числе по разоблачению, отпору всякого рода внешним провокаторам. На этот момент обратил внимание и сам О. Сулейменов, когда в одном из своих интервью он упомянул о последних «акциях», нескольких уже упомянутых российских депутатов, (которым, конечно, нужно давать отпор) - даже послушной список которых говорит о явно карьерной устремленности этих господ в своих заявлениях. Тот же сегодняшний депутат Госдумы даже председатель одного из его комитетов, одновременно руководитель международного фонда «русский мир» внук самого В.Молотова В.Никонов -- в застойные годы многолетний секретарь парторганизации КПСС истфака МГУ, затем по очереди активист команды М, Горбачева, Б.Ельцина, наконец В.Путина, который в одной из своих последних книг, уже в монархическом тоне назвал В.И.Ленина чуть ли не одним из главных врагов русского народа. Не больше не меньше . Вот такой, извиняюсь, многоразовый перевертыш, каких сейчас и в России то же хоть пруд пруди, начиная с небезызвестного В.Жириновского и плюс сегодняшними его продолжателями, или уже соратниками этого ветерана, от которых можно ждать чего угодно. Тем более в унисон нынешней не простой международной ситуации.

Конечно, эти современные московские политики, их дела имеют мало общего с реальными исторически сложившимися братскими отношениями между Россией и Казахстаном, их народами, на которые им по большому счету наплевать, но они обостряют отношения, усугубляют ножницы в делах в политике двух государств. Точнее, усугубляют их часто на пустом месте, наживая на этом определенный карьерный и другой капитал. Опять элементарная истина, но приходиться в который раз напоминать об этом. Объективности ради признаем, что и наши активисты все же тоже не без того. И мне кажется, плюсов у сегодняшних белсенди в хорошем значении было бы гораздо больше если бы они самокритично отнеслись и к делам некоторых своих «коллег», так сказать, их нынешним не совсем выверенным «активистским» поступкам.

Вот у нас в Павлодаре своеобразную «известность» получила некая «защитница» казахского языка Руза Бейсенбай-теги. В последнее время , не подберу другого слова, она просто специализируется на скандальных акциях - просто так нарушает движение пассажирского транспорта, получается парализует работу учреждений, предприятий, срывает мероприятия ( например в том же Экибастузе с участием тогдашнего российского посла, других уважаемых людей, принявших участие в презентации экспозиции, посвященного памяти когда-то жившего, или бывавшего здесь маршала Р.Я.Малиновского ) и т.д. во многом из-за ее желания показать себя вот таким активным патриотом - понятием, которое для многих нынче стало обычной разменной монетой. Тем более, что некоторые нынешние обстоятельства способствуют амбициозным поступкам этой и других сегодняшних «белсенди». Я вот сам с ней по телефону разговаривал, пытался направить ее усилия на другие позитивные дела. Например вот, припоминаю, предложил ей помочь нашим библиотекам, школам в проведении вечеров, посвященных нашим литераторам года - значимом мероприятии, но которое никак не приживается у нас, и т.д. Так нет, она ни в какую, со словами: «у меня душа лежит именно к другим, более «значимым»(!) делам». И такие настораживающие «случаи» поведения нынешних активистов сегодня и у нас в Казахстане и других странах не только не редкость, но и в какой-то мере становятся уже нормой дня и которые в нынешних условиях также могут быть направлены на не самое лучшее в их разных значениях.

Остается только надеяться, что здравомыслие и с российской и с нашей стороны возьмет вверх. Оно должно взять вверх. Тем более, что и Казахстане, хочу верить, и в России тоже, основная масса людей относится к таким белсенди не самого лучшего ряда, с большим пренебрежением. Я лично в разговорах с казахстанцами и не казахстанцами, как в нашей стране , так и за рубежом не раз убеждался в этом.

Вот помнится, год –два назад весьма активно на языковой почве, точнее в русле сегодняшних «белсенди», проявлял себя в Алма-Аты и других регионах на время переехавший к нам один турецкий поданный». необычную для нас фамилию которого не сразу припомню. Несмотря на свое зарубежное гражданство он тоже не мало крови попортил многим, был активен в не самом лучшем значении слова. Помнится, о нем не мало писали и наши СМИ.

Так вот, я тоже проявив свою активность поинтересовался мнением на его поведение или акции этого гражданина многих казахоязычных павлодарцев. И в большинстве своем их реакция была отрицательной. Особенно мне запомнились слова оралманки из Монголиии в то время работавшей в центральной городской библиотеке имени П.Васильева Розы К. « Я прекрасно понимаю,- сказала она,- что показушные акции этого гражданина имеют мало общего с интересами Казахстана, казахского народа», если дословно: «олардын журектери соншв казактарга аурып турган жок».Хорошо сказано.

Теперь другой случай, о котором я уже где-то упоминал. В Тайланде во время релакса, ко мне специально подошел так же отдыхавший здесь один служивший когда-то в Казахстане, российский генерал, который узнав, откуда я, просто извинился за глупые по его выражению эпатажно-опасные заявления того же В.Жириновского и кое кого еще. При этом добавил: «знаете, хотя мы сейчас независимые государства,, но все же информационно, культурно, духовно во многом живем в одном пространстве. А в таком общем пространстве, общем доме всякое бывает, приходится слышать разное; каждому рот не закроешь… И не стоит, наверное, из-за всяких глупцов подвергать сомнению вековые каркасы нашего общего такого, как вы говорите, шанырака.

Исходя из этой интересной точки зрения, не могу не привести еще один уже более, на мой взгляд масштабный пример, или случай. Все мы, казахстанцы знаем, что в свое время нынешний глава нашего государства уважаемый К-Ж К.Токаев несколько лет был премьер-министром страны. И я хорошо помню, как писали многие наши СМИ, Касым-Жомарт Кемелович уже на первых заседаниях республиканского кабмина под его председательством, потребовал прекратить всякого рода досужие не самые лучшие разговоры о России, ее руководителей, не хорошем их якобы отношении к нам и т.д. Высота и значимость отношений между двумя крупнейшими государствами СНГ и Евразии в целом , историческая значимость этого явления для Казахстана, не позволят опускаться до такого рода уровня суждений от кого бы то там ни было - заключил тогда глава правительства.

Хотя признаем, или как мы знаем, поводов для таких замечаний, разговоров были, есть. Тем более, что эти две новые страны строят свои равноправные государственные отношения заново, не имея особого опыта, понятно со своими ошибками, промахами, «измами». Если чуть детально говорить о таких промахах с российской стороны, то я невольно начинаю вспоминать известные высказывания нашего елбасы, что именно в те далекие 90-годы, именно само тогдашнее российское руководство было инициатором нашего мирного развода и дальнейшего отдаления друг от друга, при чем с элементами некоторого весьма заметного пренебрежения что ли к нам. Как не вспомнить здесь, что многие годы российские лидеры с пренебрежением относились к тому ЕАС. Сейчас ситуация иная, хотя оттенки этого пренебрежения к нам и нынче очевидны.

Потом вот, припоминаю воспоминания того же экс-заместителя председателя нашего кабмина Б.Турсумбаева о том, как ему, одному из тогдашних казахстанских руководителей, приходилось часами, если не больше, простаивать в очередях, чтобы попасть на прием к тогдашнему российскому премьер-министру Е.Гайдару. Наши СМИ здесь особо обыгрывали тот момент что довольно внушительному по габариту росту Балташу Молдабаевичу было особо не приятно испытывать такое пренебрежение небольшого по росту, «коротышки» Егора Тимуровича; что именно это весьма заметное пренебрежение последнего, также, возможно, стало основой последующей оппозиционности Б.Турсумбаева с элементом заметного национал-патриотизма.

А как не вспомнить известное, в какой-то мер оскорбляющее всех казахстанцев замечание во всеуслышание по ТВ другого премьер-министра России С.Степашина о том, что его волнуют не столько отношения с Казахстаном ( речь шла об очередном падении на нашу землю ракеты протон с отравляющими гептилами ), сколько проблемы с саранчой. И т.д. и т.д., в т.ч. информация и по линии Викиликса Джулиана Ассанжа. Например, припоминаю, однажды прошло сообщение о сетовании тогдашнего нашего президента на не корректное отношение к ним некоторых российских руководителей. Не знаю насколько правдиво это сообщение, но некоторый осадок в душе у многих казахстанцев остался.

В последнее время с обвинениями об игнорирования Россией казахстанских интересов, ее вмешательства в наши экономические и политические дела часто выступает, например, осужденный в свое время и не так давно амнистированный, экс-руководитель Казатомпрома М.Джакишев. Есть и другие аналогичные случаи. Из всего сказанного следует и такая возможная выжимка-вывод: отношения между видными, представителями московской, российской интеллигенции и казахстанскими представителями зиялы каум ( т.е. тоже элитой ) не всегда были, скажем так, не ровными по самым разным причинам, в т.ч. часто сугубо субъективным, специфическим. Прежде, да и сейчас в быту, в таких случаях часто употребляют выражения : «паны дерутся а у холопов чубы трещат». Но в случае современных межгосударственных отношений и все возрастающей роли наших элит, личностного фактора на политику государств, эти трения, эти обиды, эти ножницы получают иной, весьма серьезный оборот, с поддержкой уже тех, кого мы называем массами,

Я вот сам в те 90 годы в русле таких вот противоречий в полной уверенности в правоте своих поступков, в ряде алмаатинских изданиий тоже немало писал на эту тему. Те же самые памфлеты на тех же весьма-весьма уважаемых литератора А.И.Солженицына, кинорежиссера С.Говорухина и др., вернее на их некоторые их некорректные высказывания, выпады в казахстанскую сторону. Или вот на некоторые сюжеты тогда только появившегося телеканала «Россия», призвав себе на помощь дефиниции из Толкового словаря А.Даля.

Конечно с высоты сегодняшнего дня, с высоты выше отмеченных установок общего казахстанско-российского общего шанырака я, все мы, понимаем , что эти наши, скажем так выпады и контр выпады с обеих сторон, несмотря на их определенную обусловленность, может, некоторую «значимость», в значительной степени носили и носят временной характер и вряд ли будут иметь долгую жизнь, хотя, подчеркиваю еще раз, конечно они , наверное тоже в свое время играли и играют определенную роль в т.ч. и в корректировании наших позиций, установок.

Со времени отмеченного в начале, провокационного выступления нескольких российских деятелей-депутатов прошло совсем немного времени - несколько месяцев. Мы, казахстанцы, совершенно справедливо, верно тогда сказали свое слово, как говорится, дали отпор.

Но в тоже время, сегодня мы о них постепенно забываем, а со временем и вообще это неприятное событие, так сказать, отправим в архив. Я в этом более чем уверен. Как мы читаем в одной вековой мудрой книге: все перемелется, мука будет. А совместная жизнь общего казахстанско-российского духовного , экономического шанырака при доброй воле, тех, кто определяет в конечном счете политику наших государств и поддержку их народов будет и дальше жить и развиваться. Кто бы что не делал вековой караван будет идти вперед.

Наверняка, многие обратили внимание на то, что после того неприятного последнего инцидента по инициативе российской стороны состоялся телефонный разговор лидеров двух стран с весьма заметным анонсированием их по ТВ, тогда же, насколько я понял, намечены были очередные мероприятия по развитию как двухсторонних отношений, так и Евразийского экономического союза СНГ в целом. И вообще сейчас в России, во всяком случае официально-публично, Казахстан стараются особо не трогать, хотя не знаю - это временная тактика, или стратегическая?

Или вот в продолжение этой же темы, другой небольшой штрих. После того, опять вынужден повториться, скандального случая а также в условиях начавшейся предвыборной конкурентной гонки по выборам в парламент страны наш нынешний президент выступил с известной публикацией, где он довольно жестко высказался по ряду направлений нашей прошлой истории и сегодняшней политики. А спустя несколько месяцев эта его жесткая риторика заметно поменялась. Так, что известное мнение: «Казахстан – планета дружбы», которое, если копнуться глубже -- тоже далеко не пропагандистский слоган, а мировое явление, действительно большого международного значения -- будет жить и развиваться, расширяться на благо разных народов и планеты в целом, преодолевая непродуманные, или продуманные действия и противодействия наших современных «белсенди-активистов» и стоящих за ними сил.

Исключительной значимости вопрос нынешнего дня -- координация наших шагов в будущем, выстраивание внутренней и внешней политики двух наших дружественных, но независимых государств с учетом их прошлого, настоящего и прогнозируемого будущего, с таким расчетом чтобы имеющиеся ножницы, действительно не резали по живому, или типа того а плодотворно работали. Здесь-то вот, как видим, работы - непочатый край, к тому же во многом по настоящей целине.

Вот тот же вопрос нашего исторического прошлого. Что говорить, оно было весьма непростым, всякое было, чем нынче кое кто явно не прочь воспользоваться.

Сначала совсем немного о том, что не совсем устраивает меня, всех нас казахстанцев -- это, скажем так, сегодняшняя осовремененная интерпретация исторического прошлого россиянами, российской элитой особенно в приложении к нашим сегодняшним делам. Помню, не так давно патриарх российского правозащитного движения и поныне к счастью, здравствующий С. А. Ковалев. С саркастическим удивлением говорил о нынешнем неожиданном массовом восторженном всплеске интереса его соотечественников к прошлым , далеким, как он сказал царским страницам. С одной стороны этот интерес объясним - поиски своих корней, идентичности и т.д. Но с другой, действительно, вызывает некоторое удивление не совсем объективный все возрастающим необыкновенный пиетет российской элиты, ее граждан к прежним правителям, монархам, губернаторам и другим разного рода вельможам, господам и т.д., в т.ч. и тем, которые вызывают у многих из нас, не самые лучшие воспоминания. Такое мнение я сам слышал и от многих россиян. Одновременно по известной не самой лучшей традиции -- зачеркивание, замазывание черным цветом противоположного. И зачастую здесь дело доходит если не до абсурда, то близкого к этому. Например, ту же самую кровавую помещицу Салтычиху кое- кто прямо оправдывает, или типа того. А вот А.Н. Радищева, человека искренне возмущавшегося тем, что тогда творилось, положившего на борьбу с этим свою жизнь, наоборот, представляют некоторым монстром, нечистоплотной личностью. Может я что-то не до понимаю, но это все кощунство, да и только. Или вот только вчера по московскому ТВ услышал суждения одного церковного деятеля-исследователя, что вот в царской империи обычные рабочие жили весьма припеваючи, даже имели своих слуг и вообще их положение было намного лучше чем в советские годы…

Понятно, что все это право, внутреннее дело российского народа. Но с другой стороны такое вот массовое отбеливание всего и вся прошлого, тех и того, что прежде, и не только в советские годы, «награждали» не самыми лучшими характеристиками, вызывает определенные вопросы.

В первую очередь, когда такое отбеливание таких «известных лиц и известных событий» прошлого , связанно с сегодняшним независимым Казахстаном, его прошлым и в целом не самым лучшим положением тогда уже нашего казахстанского населения -- в те, прошлые столетия. Это так или иначе задевает нас, что не допустимо и создает определенные проблемы.

Опять повторюсь, всякое было. Естественно, это осталось в памяти кое кого и тем более сейчас, когда кое кем, все перечисленное и не перечисленное активно генерируется, часто в определенном негативном, идеологизированном, политизированном направлении. А там в России, увы, другое мнение. А какой-то совместной корректировки, или типа того нет.

Многое пущено на самотек в не лучшем значении слова. Не учитывается российской стороной и обретенная некоторыми народами бывших окраин бывшей империи независимость, самостоятельная государственность, которые, несмотря на их противоречивость, недостатки, временами, весьма серьезные, для них дороги, бесценны. А у народов оставшихся в составе России, конечно, намного возросло национальное самосознание. Казалось бы, той же российской, точнее русской элите это понять и во многом на базе всего хорошего что было - а такое тоже было и не мало – дать объективную оценку спорным историческим вопросам. Возможно в чем-то самокритическую для России, россиян. Возможно, не само покаяние, о чем вначале говорили многие известные личности, в т.ч. в свое время и наш елбасы, нет, хотя бы просто признать некоторые «промахи» прошлой российской власти, ее элиты.

Как тот же, ругаемый многими в современной России М.С.Горбачев, который извинился перед казахстанцами за известное свое не правильное с решение в отношении нас в 1986-1987 годах. От этого выиграли все.

Ан нет, в целом у элиты этой страны это не совсем получается, хотя примеры хотя бы попытки найти нужный консенсус все же есть. Или вот нынче те же самые исторические многосерийки, в которых часто на первый план «выпячиваются» эти прошлые непростые ситуации. Зачем, для чего?

Когда-то в середине 90 годов разгорелся некоторый внутри казахстанский спор, или недомолвка по поводу роли в нашей истории Ермака: казахоязычные имели одно мнение, русскоязычные - другое, хотя они об этом особо вслух не говорили. У россиян тоже понятно было свое мнение.

Помню, тогда в нашу павлодарскую область, вернее в его небольшой город- районный центр, носивший имя этого атамана и где на видном месте был установлен его, вызывающий не самые лучшие ассоциации памятник, из Алма-Аты приезжала специальная «экспедиция» этих самых то ли патриотов в их понимании, то ли, действительно, современных белсенди, уже в не самом плохом значении. Были определенные страсти.

Я вот, тогда, извиняюсь, ка журналист-политолог, в одной из своих публикаций, в числе других , привел в качестве альтернативного примера, случай с одним из уважаемых, мало того, любимых многими, последним, действовавшим казахским ханом Кенесары. Его, как известно, в свое время за не лучшее поведение на киргизской земле, братья киргизы, просто отправили в мир иной.. К тому же, весьма жестоко. Но, несмотря на это, в целом у нас, у сегодняшних казахов, нет каких-либо претензий к этому тоже братскому народу. И я в своей публикации сделал вывод: почему бы и нашим русским братьям не взять пример из этого случая.

Были и другие варианты поиска общих точек. Вспоминается мне вот, что тогда в одном из изданий прошла серий публикаций где говорилось о многих общих исторических моментах происхождения, становления и развития казаков и казахов и т.д.. Потом еще что-то в этом же русле теперь уже написанное известным российским автором. В конечном итоге в Казахстане в общем пришли к некоторому консенсусу в отношении Ермака. Городу дали другое имя – Аксу ( Чистая вода), вызывающий памятник казацкому атаману с вызывающей надписью ( которую я даже приводить не хочу), снесли - и сделали это под руководством тогдашнего акима города и района - русского человека. И жители Аксу и павлодарской области в целом с пониманием отнеслись к этому решению.

Примерно также решился вопрос и с противостоянием некоторого числа казаков и казахов и в других областях страны. Там в поиск консенсуса даже включились местные женщины с использованием старинных общих народных традиций..

Сейчас в Казахстане практически никто особо не вспоминает о тех нашумевших когда-то событиях. Россияне нынче тоже особо не акцентируют о взаимоотношении того же самого Ермака, других казацких атаманов с казахским местным населением. Как в художественных произведениях, так и известных нам исследованиях. Но хотя этот самый консенсус найден, но в общем в историческом сознании россиян, российской элиты, так же как и казахстанской стороны этот скажем так, обобщающий методологический, общественный ориентир в проблемных исторических вопросах мне кажется, пока все же не найден. Жаль. Например, вот в вопросе с губернатором Семиречья генералом Колпаковским ( которому с один из алмаатинских экс-акимов, точнее икто иной как И.Тасмагамбетов, человек с некоторыми национально-патриотическими взглядами, собирался в свое время поставить памятник, но с другой стороны некоторые другие местные национал-патриоты считают его обычным «колонизатором» ), или генералами Черняевым Пржевальским, или строителями первых городов- крепостей, известными военными исследователями, точнее их делами в Казахстане, известными вопросами роли и места царской России в истории нашей страны и др.; немалым числом других по-своему спорных проблем, как царского, так и советского периодов. Конечно, в советском периоде таких неоднозначных «точек» намного меньше, к тому же они больше спорно- положительные - и среди самих казахстанцев, то же - однако они тоже есть - например, освоение целины, кадровые вопросы и т.д. Но их надо разрешать и чем раньше, тем лучше, причем в объективном новом аспекте, тем более сейчас когда и Россия, и Казахстан - реально независимые государства.

Хочется верить, что консенсус, взаимопонимание по всем эти неоднозначным точкам будет найден и никогда, не сейчас и не потом это некоторое недопонимание по некоторым вопросам не перерастет в так называемую войну памяти разных поколений наших народов, которое как сегодня часто говорят имеется, как таковое, таковое между интеллигенцией, народами, например, Польши и России, которая уже длиться пять или шесть столетий. Или между тем же Израилем и некоторыми арабскими странами. До этого, верю, мы никогда не дойдем.

Напомню, что тот же В.Никонов, не самая сегодня популярная в Казахстане личность, в своем ответе, или извинении что ли перед казахстанцми, за свое беспардонное, или провокационное высказывание, особо подчеркнул, что Россия и Казахстан своими известными юридическими актами, договорами признали друг друга как равноправные субъекты международного права с ныне имеющимися общепризнанными границами.

Приятно, что начало нужному творческому сотрудничеству в поиске общих точек (причем, еще раз подчеркиваю, на совершенно равноправной основе) в нашем историческом и другом сознании, духовной жизни все же положено

. Например, я не раз был свидетелем как приезжающий по приглашению в Казахстан, конкретнее в наши павлодарские вузы директор новосибирского института социальных и исторических исследований профессор В.И.Козодой в нашей облбиблиотеке работает над томами собраний сочинений А.Байтурсунова, А.Букейханова, которых в России нет. Из разговора я узнал, что он один из немногих российских ученых, кто намерен всерьез заняться деятельностью этих и других лидеров Алаш-Орды во взаимосвязи с историей России.

И , действительно, эта работа ученого нынче, судя по имеющейся информации, принимает достаточно серьезные обороты. Виктор Иванович Козодой участвовал в чествовании А.Букейханова в Москве, он уже делает свои обоснованные выводы о том, что взгляды этого казахстанского деятеля во многом стыковались с позицией российских сибирских областников, например довольно близкого нам Г.Потанина, и, что А.Букейханов -- одновременно известный, российский исследователь, общественный и государственный деятель, который поддерживал тесные контакты со многими известными тогдашними политическими, общественными деятелями, учеными этой страны. Новосибирским ученым уже подготовлена книга об этой странице истории. Со временем, надеемся, что работа таких подвижников как В.И.Козодой и других его коллег, будет иметь широкое продолжение.

И в этих условиях своеобразным диссонансом являются некоторые уже отмеченные и не отмеченные определённо не самые лучшие, на мой взгляд, нюансы политической жизни современной России о которых мы опять вынуждены говорить.

.Я уже как-то писал о том, что популярные нынче на российском телевидении ток-шоу, публицистические передачи, раскрывающие многие стороны мысли и жизни российских деятелей, а иногда обычных тамошних «белсенди, как правило, проходят прямо таки в тоталитарно-жестком стиле в известном не самом лучшем направлении, не допускающего инакомыслия

Вот помню, в одном из выпусков передачи «Вечер у В.Соловьева» либерал-оппозиционер ( как он сам себя считает) Борис Борисович Надеждин, говоря о сегодняшних недостатках российской политики по отношению к другим народам своей страны, указал на катастрофическое сокращение у них численности некоторых малых народов и особенно ареала использования национальных языков татар, башкир, кавказских народов – ахиллесовой пяты этой страны. По-хорошему почему бы не прислушаться к этим замечаниям, которые в общем касаются не только России но и многих других стран. От этого в выигрыше были бы все - в том числе и авторитет России, и ее взаимоотношения с другими государствами и с Казахстаном в частности. Но Б.Б. Надеждину тут же в самом прямом смысле ведущие, другие участники передачи заткнули рот. Впрочем и в других случаях ему и таким как он просто не дают высказаться, не трудно предположить по чьим установкам. Как выразилась ведущая другого ток-шоу, заметный представитель нынешней российской элиты О.Скабеева: «мы, таким как Борис Борисович, слово не даем. Или вот тот же самый, во многом надоевший многим В.Жириновский и его партия - вторая и ли третья по значимости в жизни России, несомненно оказывающая весьма заметное влияние на ее политику, как продолжала, так и продолжает свою крайне шовинистическую линию в отношении Казахстана, других республик СНГ, при чем не желая что-то совместно подправить, а просто испортить наши отношения окончательно. И ничего. Я представляю что было бы если такая же политическая партия действовала у нас в Казахстане.

Жаль, что об этом не задумываются лидеры соседние братской России, в т.ч. и ее президент В.В.Путин. К тому же не стоит, наверное, забывать, что внутринациональная, межнациональная, межгосударственная справедливость в ее реальном значении - один из признаков тоже настоящей демократии, настоящего либерализма в широком и узком значениях слова. И наоборот. Хотя сегодня там и кое где еще отношение к этой самой демократии весьма поменялось.

Или вот отсутствие в России СМИ на родном языке народов, не имеющих здесь своей государственности. Например, украинского, насчитывающего сейчас там не один миллион человек. В Казахстане же, где украинцев, намного меньше, между тем , есть государственное издание на украинском языке и многое чего еще, в т.ч. первый в мире памятник Т.Г.Шевченко. Ассамблея народов Казахстана у нас появилась намного раньше . Немало других не самых выгодных для России и иных примеров, о чем и в Казахстане говорят, обсуждают и в тоже время являются поводами для всякого рода досужих и не досужих разговоров. В России на сегодня проживает более миллиона казахов. Но у них только в последние годы под давлением определенных обстоятельств появились первые очаги духовности, национальной идентичности -- любительские музыкальные, театральные коллективы, небольшие СМИ и т.д. и в тоже время именно в последние годы там, как сообщалось, были закрыты последние казахскоязычные школы. Опять повод для всякого рода если не обвинений, то близко к этому Дальше комментарии в т.ч. в сравнительном плане, излишни.

Забегая вперед скажу, у нас в Казахстане ситуация понятно не сравнимая, хотя некоторые «наскоки-пожелания» местных национал-патриотов тоже несколько настораживают. Например, предложения разом закрыть все смешанные школы, школы –интернаты сделать их явочным путем сугубо одноязычными и т.д. Недавно примерно так высказался весьма уважаемый наш ученый-филолог, дипломат, кстати и в не простые для нас 1987-1988 годы занимавший ответственные посты. В частности, что меня лично возмутило он предложил воспользовавшись нынешним некоторым дефицитом мест в детских садах сделать их одноязычными. Или вот опубликовано одно из интервью экс-посла прошлых десятилетий Б.Тайжана, который ни с того, ни с чего заявил тогда, что тот прошлый советский Казахстан, дружная жизнь многих его народов - это всего лишь жизнь в проходном дворе. Я лично не согласен с таким мнением. Как в таких случаях обычно говорят: дурной пример некоторых заразителен, но совсем не правильно следовать ему. А то, что сейчас некоторые российские деятели выступают против концепции мультикультурализма, против намечающегося в Европе тренда, скажем так, самоочищения народов бывших колоний-метрополий, в ее широком значении их никак не красит. Понятно, что такие моменты тоже так или иначе оказывают свое влияние на казахстанско-российские отношения Будем и это иметь это в виду.

Конечно на официальном и не только официальном уровне об этих и других не совсем приятных нюансах обычно не упоминают. Но они подспудно в сознании многих, конечно, присутствуют, наводят некоторую тень на российско-казахстанские отношения, плюс ими пользуются, их обыгрывают в своих интересах не чистоплотные «активисты-белсенди», как с той, так и этой стороны.

Сегодня, повторюсь еще раз, вполне очевидно, что в РФ, в сознании элиты, общественных сил набирает силы волна не самого лучшего, называемого некоторыми своеобразным «поправением», что ли, консерватизмом, реваншистским экстремизмом, желанием повернуть события вспять в связи с новым раскладом ситуации в мире. Некоторые исследователи такое «поправение» политики некогда сугубо левой, интернациональной по сути и по содержанию советской России, по аналогии увязывают с некогда печально известным версальским феномен Германии со всеми его страшными последствиями для человечества. Хотя мы все уверены, что РФ никогда не пойдет по этому пути и все же...

Говорят и об иных причинах перерождения, якобы обманутой всеми, но поднимающейся с колен современной России., которую никому не сломить, но которая всегда своего(!) добьётся. Но как бы там ни было такой разворот событий, конечно, настораживает многих. Особенно, после известных печальной памяти событий в кавказском регионе, на Украине, в частности в Крыму, при чем, будем честны, в нарушение элементарных международных законов, норм. Ссылки же на другие международные примеры не выдерживают критики.

Парадокс, но сегодня на родине Ленина, где и по сей день на площадях почти всех городов и поселков стоят памятники вождя мирового пролетариата, сохраняются в целостности и другие атрибуты прежней коммунистической системы, ее власти, властная, интеллектуальная элита, а вслед за ней и другие силы в теории и на практике все более открыто поддерживают правых политиков и партии в разных частях планеты, именуемые часто ( той же российской «Литературной газетой») профашистскими, расистскими – М.Ли Пен, Д.Трампа, итальянских правых и др.; занимают жесткую антиэмиграционную политику против народов третьего мира, всячески прославляют свою прежнею имперскую политику, называя ее чуть ли не империей счастья и многое другое в этом роде. Естественно, такой разворот событий, повторюсь, не может не оказывать своего негативного воздействия на взаимоотношения России с другими государствами. Мало того, нынче российская властная и, интеллектуальная элита где намеками ( понятно высшими государственными лицами, будем честны так или иначе тем же В.В.Путиным тоже), где открыто ( устами В.Жириновского, В.Никонова и многих-многих других, если не большинства) считает, говорит о реальной недееспособности, неправомочности известного Будапештского договора о незыблемости границ государств СНГ, гарантированного великими державами мира. Далее о том, что в 1991 году Россия несправедливо потеряла значительную часть своего населения, своей чуть ли не исконной территории, которую она возвращает и вернет, ибо эти земли обильно политы кровью русского солдата ( слова В.Соловьева ). Не больше, не меньше. Повторяюсь, конечно такие явно мракобесные суждения ( до сих пор никак не опровергаемые властями) многих и многих, в том числе и в Казахстане, настораживают. Поэтому не приходиться удивляться, что сегодня нами всеми уважаемая Россия все более становиться мировым изгоем №1.

Такая вот описанная «принципиальная» позиция руководящих влиятельных сил РФ находит отражение и в интеграционных процессах на просторах СНГ, вернее в их неудачах. Если Россия так или иначе выступает за свое полное доминирование и контроль этого процесса ( названного в свое время Н.А.Назарбаевым ситуацией, когда одна страна принимает решение , а другие автоматически голосуют), то другие члены и СНГ и ЕЭС выступают за реально равноправные европейские принципы, принципы ЕС, независимо от территории и ее мощи. Вот вам, пожалуйста, еще один источник противоречий, ножниц. В итоге эти интеграционные процессы так или иначе буксуют. Хотя официально мы поддерживали и поддерживаем все интеграционные процессы на евразийском пространстве, но сегодня временами и некоторые члены нашего правительства неофициально уже выражают свои сомнения в большой исторической перспективе того же ЕЭС

Понятно, что для всех стран СНГ и ЕЭС не лучшим примером по российскому сценарию развития этой интеграции является полная драматизма российско- белорусский случай создания союзного государства -- на абсолютно равноправных началах и без какого-либо ущерба своей независимости на чем настаивает белорусы, и чего не так уж совсем, мне кажется, хочет другая сторона. Или вот сегодняшняя оценка Казахстаном и Россией прошлых ядерных испытаний на семипалатинском полигоне—тоже ножницы. Казахстан выступил с инициативой полного запрета владения, использования ядерным оружием всеми странами мира, Россия – против. Опять расхождения, которые надо преодолевать, или типа того.

Хорошо помню, когда в начале 90 годов, в Алма-Ате тогдашний первый посол Франции в РК господин Бертран Фессар де Фуко, на встрече с нами, с журналистами разных изданий, высказал свои сомнения относительно жизненности того будапештского пакта, того, что подписанты-гаранты этого соглашения будут строго придерживаться положений договора и будут гарантами неприкосновенности границ стран СНГ. Тогда, никто из присутствовавших на той встрече, в особняке французского посольства, не обратил особого внимания на слова умудренного жизнью опытного европейского дипломата. Однако жизнь показала, что он оказался во многом прав, что заставляет сегодня многих задуматься.

Настолько прав, что другой тоже весьма искушенный и выдержанно-осторожный дипломат, нынешний президент РК К-Ж К. Токаев, как мы все недавно видели, повторю еще раз, образно говоря не выдержав нынешнего натиска некоторых российских имперско-реваншистских сил, сил, выступил с известной статьей, где наряду, с другими мерами по защите независимости и границ, высказался и о возможности в будущем и силовой, вооруженной защиты последних. Согласитесь, в данном случае беспрецедентное высказывание на уровне главы государства, одной из самых близких и дружественных к братской России.

Понятно, что такие заявления президента стали в то же время и его некоторыми уступками и местным национал-патриотам в ходе предвыборной парламентской борьбы, тем более, когда заговорили об альтернативном кандидате на высший пост страны с явно национал-патриотическими позициями. Такая вот причинная стыковка.

Ясно и то, что спустя некоторое время, господин Токаев сделал немало реверансов и в другом направлении - своеобразная балансировка, отвечающая вековечным нашим интересам и принципам.

Теперь в этом ключе совершенно самокритичного разговора начистоту, немного о том, как, на мой взгляд, не совсем выверенные временем шаги, уже наших казахстанских национал-патриотов, определенной части зиялы каум, чиновничества уже Казахстана тоже не самым лучшим образом влияют на развитие этих анализируемых межгосударственных отношений.

Нет, в общем влияние этих сил далеко не определяющее и они в общем под контролем властных структур. По большому счету у Казахстана, как государства нет каких –либо причин для трений с Россией. Обе страны вполне самодостаточные, к тому же с разными габаритами, интересами в мире. Просто Казахстан хочет быть по-настоящему независимым государством и не более того -- и не зависимо от желания, или претензий другой стороны или от того, что Россия - ближайший его союзник. Понятно, что наше государство, наши внутренние патриотические и так называемые патриотические силы тоже хотят свою самостоятельную много векторную внешнею политику и не могут с закрытыми глазами поддерживать и те решения России, с которыми она не согласна. Ну а та же Россия, вернее ее влиятельные силы считают иначе. Как выразился депутат Госдумы РФ К.Ф.Затулин: «союзнические отношения должны быть полноценными», т.е, говоря иначе, за все надо платить. Опять ножницы.

Но и они, думаю, преодолимы. Тем более, что на официальном уровне наши руководители находят обнадеживающий компромисс, нужный как Казахстану, так и России. Вот о той же много векторности. Не так давно министр иностранных дел России, говоря о Белоруссии, имеющей с Россией самые тесные отношения прямо сказал, что его страна с пониманием относится к желанию их белорусских коллег иметь свою много векторную внешнею политику. Ну а Казахстану тем более.

Теперь немного о том как сугубо, казалось, бы внутренние казахстанские проблемы так или иначе влияют или типа того на полноценные казахстанско-российские отношения, или временами, как я сказал, наводят на них некоторую тень. В добавку к примерам о которых я говорил прежде, проиллюстрирую сказанное еще одним, который врезался в мою память, память в силу моей профессиональной деятельности.

Я в одном из своих публикаций на основе опыта своей работы в системе Гостелерадио Казахстана уже упоминал о некоторых взбудораживших тогда многих, не совсем корректных шагах тогдашнего его руководителя, у определенных казахтанских слоев «популярного» писателя Шерхана Муртазы, пришедшего на смену уже упомянутого в самом начале данной публикации Г.М.Шалахметову.

Г.М. Шалахметов, как известно, многим запомнился в свое время своими, скажем так, миротворческими шагами, лозунгами типа «давайте совместными усилиями будем тушить пожар в нашем общем доме» и т.д. . И благодаря такой позиции Г. М. Шалахметова, других наших руководителей в те непростые дни и месяцы после известных декабрьских событий 1986 года, нам удалось сохранить мир, стабильность, выдержать необходимый баланс – основу нашего будущего движения вперед.

А вот у пришедшего на смену Гадильбеку Минашевичу, уважаемого Шер-аги( т.е. у Ш. Муртазы ) на его новом посту прежде всего бросалось в глаза его вызывающая сугубо моноязычное общение с многонациональным коллективом, сразу взятый им курс на сокращение телерадиопередач на русском, уйгурском и других национальных языках, «своеобразный», зачастую, как говорили, земляческий подбор кадров и т.д. Именно в его бытность было положено начало ликвидации главной самостоятельной редакции телевещания на уйгурском языке («Алатау ТВ ), затем неожиданно был ликвидирован ( как не совсем традиционный ) весьма авторитетный в культурном сообществе страны эстрадно-симфонический оркестр, что, помню, вызвало крайне негативную тоже публичную реакцию его руководителя, заслуженного артиста республики М. Серкебаева, других членов коллектива, потом публичные и судебные тяжбы Ш. Муртазы с рядом известных теле и радио журналистов ( в основном русскоязычных ) и т.д. В радио и телеэфире начали появляться передачи несколько конфронтационного порядка, или типа того, связанные как с внутренней, так и внешней жизнью страны, направленные на общее обострение ситуации, что было никак не допустимо, особенно тогда, в начальный период независимого строительства.

В конечном счете в определенной степени из-за этого искусственного обострения им ситуации в широком и узком планах, к тому же получившей достаточно широкую огласку, господин Ш.Муртаза был отправлен в отставку. И такие примеры не самых лучших на мой взгляд действий нашей отечественной интеллигенции обостряющей ситуацию, можно продолжить еще.

Чтобы не утомлять читателей такого рода продолжительной информацией, ограничусь еще лишь несколькими случаями. Первый - ситуация с несколькими этническими казахами из КНР, нарушившими тамошнее законодательство и попросившими политическое убежище в Казахстане. А наша отечественная интеллигенция, во главе с определенным кругом тоже отечественных «белсенди» начала целую довольно широкую компанию по поддержке оралманов, что противоречило определенным законам, международным нормам, могло осложнить наши отношения с соседними государствами, или соседним государством. Действия протестующих временами доходили до оскорблений как отечественных, так и зарубежных властей; вмешались судебные инстанции и т.д.. Но в итоге у казахстанских государственных структур хватило, мудрости, силы воли не пойти на поводу у так называемых «оппозиционеров- патриотов», просьб беженцев из КНР и наших, т.е, их, так сказать, покровителей.

Такую же выдержку здоровая часть казахстанского общества, его власти проявили и в вопросе исторической оценки массового голода народа в начале минувшего столетия. Опять известно, что определенная часть нашей патриотически или во многом псевдопатриотической настроенной интеллигенции ( во всяком случае не совсем глубоко вникнувшая в суть трагедии ) активно, всеми силами пыталась придать этому вопросу международно-обвинительный характер, прежде всего, понятно к той же России, как правопреемницы СССР. В общем по украинскому варианту со всеми вытекающими отсюда последствиями. Но в конечном вверх взял здравый смысл и наши власти, официальные структуры больший крен сделали на общегуманитарные причины голода. Разум взял вверх.

А вот в другом, следующем случае ситуация сложилась несколько иначе. Я имею в виду произошедшую в начале прошлого года Кордайскую трагедию. Этот случай, или, если опять говорить сугубо начистоту, межэтнический конфликт части местного казахского населения с компактно проживающими ( подчеркиваю особо, не один век ) в этом регионе дунганами, достаточно подробно изложен в ряде публикаций ( см. например, Экспресс К за 7 февраля 2021 года ). По –хорошему, нужен был, объективный, честный анализ, разборка в котором мы, казахи, как государств образующая нацию должны были с весомой долей самокритики отнестись к действиям своих этнических соотечественников, которые судя по многим данным несли значительную долю ответственности ( см. упомянутую публикацию, а также первоначальную оценку конфликта президентом К-Ж. К. Токаевым).

Но, увы, вопреки очевидным фактам значительная часть отечественных СМИ на государственном языке ( в т.ч. оппозиционная ) и стоящие за ними силы , встали не на сторону пострадавших, а наоборот. Мало того приехавший на разборку весьма-весьма ответственный чиновник из Ассамблеи народов Казахстана «по-свойски» во всем обвинил самих пострадавших. Понятно, что он был не только не прав, но и в определенной мере дискредитировал властные органы, республику в целом. В результате такой разворот событий не самым лучшим образом сказался на внешнеполитическом имидже страны, оценку того что произошло представителями других государств. Одним из следствий чего стало известное высказывание на этот счет руководителя внешнеполитического ведомства России и ряда других политических деятелей этой страны о том, что у нас не все в порядке в межнациональных отношениях и т.д.

Стоит, наверное, здесь напомнить, что в истории есть немало примеров того, как именно подобные, или примерно аналогичные «внутренние» конфликты становились причинами осложнения межгосударственных отношений со всеми их последствиями. Такая вот связь внутреннего и внешнего факторов.

Здесь же в связи с ролью, позицией отечественной интеллигенции, или по-казахски говоря, зиялы каум, влиянием его на внешнеполитический курс страны немного об этом в более широком и чуть ином формате.

Понятно, что несколько, скажем так, пренебрежительное отношение РФ к своим партнерам по СНГ связано с их разными «весовыми» категориями в самом широком понятии. Что говорит мы уступаем России и ряду других государств евразийского сообщества не только по численности населения но и по уровня своего технического, культурного, научного, интеллектуального развития. И не только по известным объяснимым историческим причинам, но и во многом потому, «мы ленивы, не любопытствующие, не поворотливы» и еще плюс масса своих сугубо специфических недостатков, в т.ч. ментального порядка, которые не только не можем побороть, но и временами усиливаем, их и даже кое-кто чуть ли не гордится ими. Но это может пройти у себя, а чуть дальше за родной околицей то, всем сразу становится очевидным что «король-то голый». Тем более на высоком международном уровне. Вот отсюда тоже соответствующее реальное отношение к нам, хотя официально об этом ни слова.

Я, как и другие авторы не раз приводил конкретные примеры на данный счет. Вот возьмите упомянутый Израиль, народ, интеллигенция которой на голом песке, на скалах, без каких-либо природных богатств создали процветающий край высочайшей технологии и демократии для всех страны, с которым считаются ищут дружбы самые влиятельные силы. В том числе, кстати, и Казахстан. Или вот тот же самый братский нам во всех отношениях Татарстан – один самых развитых регионов России позицией которой весьма важна для московского Кремля на самом серьезном уровне. Мне от многих знающих людей России не раз приходилось слышать, что В.В.Путин периодически наведывается в Казань, чтобы встретится с лидером Татарстана М.Шаймиевым, другими руководителями Татарстана, чтобы узнать их мнения на развитие событий. Или вот место в России той же Чечени, хотя это не самый показательный, достойный случай.

У меня нет полной, исчерпывающей информации насчет поездок В.В.Путина в Казань, но я точно знаю, что при каждом удобном случае руководство нашего Казахстана, стремиться встретится с президентом и другими ответственными лицами Татарстана. Точно также как и Израиля, с которой наша республика сразу после обретения независимости установила теснейшие экономические, культурные, политические отношения. Отношения то устанавливаем, но перенять их опыт наша интеллектуальная, властная элита не может. Как говорится кишка тонка. Или этому мешает ложное самомнение о себе, как говорят часто, извиняюсь, «казакпайское, никчемное чванство»

Но как бы там ни было жить то надо, как говорится, надежда умирает последней. Будем верить, что со временем, новое поколение этой самой нашей отечественной интеллектуальной, властной элиты внесет свой достойный вклад в повышение реального статуса родного Казахстана направленного на дальнейшее развитие реальных равноправных дружественных отношений с той же Россией, другими государствами мира. В этом всем на поможет известный далеко за пределами страны наш исторический бренд, по-своему знаменитая, казахстанская дружба народов. Это то, что нам нужно беречь как зеницу ока, то, что нам намного важнее много другого, в том числе образно говоря, того самого острого канжара (кинжала), который как однажды, на мой взгляд не совсем удачно выразился, высказался упомянутый Ш.Муртаза ( в свою очередь, опираясь на слова небезызвестного имама Шамиля) прежде всего желателен небольшим государствам, таким как Казахстан. Помню, в свое время многие известные представителя отечественного зиялы каум прямо таки восхищались этим образным примером Шер-агы. Но простит меня аруак памяти этого человека он, мне кажется, в данном случае не прав, совсем не прав. Думаю, казахстанская планета дружбы и взаимопонимания сильнее самого острого кавказского кинжала.

Я совсем не буду оригинален, совсем-совсем не оригинален, если еще раз повторю общеизвестное: в современном, сегодняшнем мире , если можно так выразиться, грубая ( военная и др. ) сила – мало что решают, во всяком случае это далеко не основное в защите независимости, позиций сегодняшних государств. В том числе и Казахстана, не самой сильной стране мира. Тем более в окружении таких соседей.

Поэтому стоит, наверное, всегда на первом плане не просто поддерживать дружественные отношения со всеми государствами мира, в первую очередь с такой страной как Россия, а всегда проявлять в этом активную инициативу, сохраняя при этом, конечно, свой авторитет, самоуважение к себе. Даже если не сразу, не все принимают такую твою инициативу все равно надо идти ко всем с миром, если не через дверь, то через окно. И рано или поздно, кому надо это поймут, оценят. Таков закон жизни и сегодняшнего времени. И мне как гражданину своей страны приятно, что у нашего родного Казахстана есть такая линия. Мало того, мне кажется, мы имеем реальные плоды такой политики, таких отношений с соседями - с тем же Узбекистаном, Ираном , Россией и многими другими. Кому надо, поняли о чем, или о каких конкретных случаях идет речь. Так, что сегодняшние дружественные отношения со всеми государствами мира - это не просто упавшая с неба данность , а результат кропотливого труда. Признаем это, так же как и наши многочисленные часто грубейшие, хуже того позорные наши недостатки, которые надо исправлять. Извиняюсь, за такой не совсем может быть во всем правильный стиль. Но через это мое личное гражданское, журналистское мнение, я выражаю и суждения многих и многих моих соотечественников.

Потом, еще, если особо говорить об особых, дружественных отношениях с братской Россией не будем забывать известные завещания, или высказывания наших предков, отразившиеся и в знакомых многим фольклорных выражениях. Например, о том, что в определенных случаях достойные русские люди ( а таких я думаю, все же большинство ) станут для нас казахов, казахстанцев самыми близкими, родными, друзьями, в общем типа того ; во всяком случае лучше их трудно будет найти достойных друзей, достойную опору. Есть и другие примерно аналогичные суждения. Не думаю, что они были сказаны просто так, нет они тоже выверенные многовековой историей, они - вневременные категории против которых бессильны всякого рода не очень честные и порядочные , перечисленные и не перечисленные лица, с их не совсем добрыми замыслами, намерениями, потугами. Замечу, приведенное народное выражение, которое по известным причинам, я не полностью привел, я впервые услышал из уст Ш.Муртазы, в одной из телепередач с его участием.

Опять в который раз повторюсь, думаю это вполне допустимый публицистический прием, в наших взаимоотношениях с Россией ( с другими соседями ) всякое было, что не бывает в общем культурном, духовном, соседском шаныраке. Как в обобщенном, так и личностном аспекте. В том числе в жизни каждого из нас . И меня тоже, о чем возможно когда-нибудь я скажу, напишу. Но в любом случае, светлое доброе перевешивает во многие разы.

Умудренный большим опытом государственной, политической жизни несмотря ни на что, один из наиболее подготовленных патриархов-политиков СНГ, да и всего евразийского сообщества наш казахстанский елбасы Н.А.Назарбаев постоянно говорит о значимости укрепления наших искренне дружественных отношений со всеми государствами, в первую очередь с Россией, другими соседями, с которыми мы связаны общей историей, вековыми узами добрососедских отношений - важнейшей гарантией нашей стабильности и независимости. Конечно, задача не простая, тем более сейчас, с его немалыми трудностями, проблемами, порой весьма сложными Но прошедший опыт 30 лет нашего самостоятельного развития говорит о нашей потенциальной возможности преодоления этих больших преград на благо нашего казахстанского народа с его не простой прошлой историей и, будем верить, достойным будущим в такое очень не простое время со всеми его катаклизмами и препятствиями.

БУЛАТ ШАРИПОВ