7 апреля 2012 года в аэропорту Алматы произошло столкновение самолета Airbus A320 авиакомпании «Эйр Астана» с птицей.
Самолет должен был вылететь из Алматы в Актау рейсом KC 859 в 19.30. Однако во время разбега авиалайнера члены экипажа заметили двух птиц на взлетно-посадочной полосе, а через пару секунд - усиление вибрации двигателя. В связи с этим экипаж принял решение прервать взлет и вернуть самолет на стоянку.
Фото Сергея Фролова
По словам старшей бортпроводницы рейса КС 859 , при разгоне самолета раздался глухой стук, в салоне почувствовалась сильная вибрация. Вскоре командир сделал объявление о возникшей проблеме, как выяснилось позже, в один из двигателей попала птица. Самолет вернулся на стоянку. Заполнив все необходимые документы, экипаж передал пассажиров (61 человек) представителям наземной службы, через 2 часа они вылетели в Актау на другом самолете.
После заруливания самолета на стоянку инженеры авиакомпании обнаружили повреждения трех лопаток 1-го двигателя. Дальнейшая работа по ремонту выявила другие повреждения двигателя.Тимур Якупов, директор инженерно-технического департамента АО «Эйр Астана»: «Столкновение с птицей в аэропорту Алматы произошло 7 апреля, сам самолет Airbus 320 после данного инцидента был допущен к дальнейшей эксплуатации только 14 апреля 2012 года. В результате попадания в двигатель птицы пришлось заменить 3 лопатки».
Открытая информация о стоимости одной новой лопатки у производителя составляет около $56800 за штуку.
Окончательный ущерб еще выясняется, но уже ясно, что стоимость трех лопаток может превысить 170 тысяч долларов США, и это без учета доставки и растаможки запасных частей, недельного простоя самолета и прочих дополнительных расходов!
Прямой ущерб авиакомпании (только стоимость деталей, понесенный авиакомпанией от столкновения с птицами в 2011 году, составил около 480 тысяч долларов США.
По мнению экспертов, пик столкновений с пернатыми приходится на весну и осень, когда начинается миграция птиц.
Количество авиационных событий (Янв 2009 - 23 Апр 2012) |
Количество |
Случаи повреждения ВС |
Столкновение с птицами | 119 | 19 |
С участием одной птицы | 45 | 3 |
С участием стаи | 35 | 7 |
Количество птиц неопределенно | 39 | 9 |
С начала 2012 года было зафиксировано десять случаев столкновения самолетов "Эйр Астаны" с птицами. Четыре из них произошли в Алматы, два в Атырау, один на рейсе из Караганды в Алматы, один в Стамбуле и один в Амстердаме, также один в полете из Алматы в Куала-Лумпур.
Последствия столкновения с птицей, которое произошло 29 августа 2009 года. Аэропорт Астаны. Самолет Boeing 767.
29 августа 2009 года птица попала в стойку шасси в аэропорту Алматы. Тип самолета Airbus 320.
Повреждение двигателя Boeing 767 в результате столкновения с птицей 25 января 2010 года в аэропорту Алматы.
Аэропорты мира ведут активную борьбу с птицами, используя комплекс мер,направленных на их сокращение в аэропорту и близлежащей территории. К ключевым мерам по сокращению численности птиц в аэропортах относятся: покос травы, применение защитных ограждений, отпугивающих средства и т.д. Еще одним эффективным методом является запрет на свалку мусора в радиусе 15 км от аэропорта.
Международные исследования подтвердили, что орнитологическая ситуация в аэропортах Казахстана критическая. Об этом говорят фотографии независимых экспертов, сделанные в воздушной гавани Алматы и за ее пределами. Мне бы хотелось, чтобы, прочитав этот пост, руководство казахстанских аэропортов и госорганы приняли решительные меры по улучшению данной ситуации,от чего зависит безопасность полетов и, в конечном счете, жизни тысяч людей.
В заключении поста, хочу напомнить о невероятной истории под названием "Miracle On The Hudson" .
15 января 2009 года самолёт Airbus 320 авиакомпании US Airways, выполнявший рейс из Нью-Йорка в Сиэтл со 150 пассажирами на борту, совершил аварийную посадку на реку Гудзон в Нью-Йорке. Спустя 3 минуты после взлета капитан воздушного судна подал сигнал бедствия и сообщил диспетчеру о столкновении самолёта со стаей птиц, в результате которого вышли из строя оба двигателя. После приводнения лайнер остался на поверхности воды. Все находившиеся на борту были спасены. Подробнее о «Гудзонском чуде» можно почитать здесь. http://bit.ly/n9bTbQ.
В небе хватает места для всех, и это в наших силах сделать так, чтобы пути железных и пернатых птиц не пересекались! :)