Мангистауский край очень богат историческими памятниками — в этом районе существует около 360 святых, почитаемых местным населением. Одним из самых выдающихся исторических и духовных памятников области, безусловно, является подземная мечеть Бекет-Ата. Поэтому ещё до поездки в Жанаозен я специально запланировал один свободный день, чтобы посетить это место.
Дорога к святым местам оказалась весьма непростой. Сразу за Жанаозеном дорога из асфальтной резко перетекает в грейдерную и в купе с невероятной 50-градусной жарой сильно изматывает непривыкшего к такой обстановке путника.
По дороге можно встретить большое количество верблюдов разных мастей, и двугорбых, и одногорбых. На каждом из них краской нарисована аббревиатура имени хозяина.
Первая остановка в дороге — одинокий мавзолей конца первого — начала второго тысячелетия нашей эры.
Хорошо сохранились рисунки древних художников, украшавших мавзолей.
Некрополь Шопан-Ата — памятник архитектуры IХ — начала ХХ века. По количеству памятников (их здесь около 2 тысяч) некрополь относится к одному из крупнейших древных комплексов погребально-культовых сооружений Западного Казахстана. Древнейшие надгробные памятники были построены огузо-кипчакскими племенами, периодически обитавшими в этом регионе на протяжении X — XIV вв.
Мечеть-гробница Шопан-Ата вырублена в массиве приовражной скалы и, вероятно, возникла раньше кладбища. По поводу её создания существует такая легенда. Однажды Ахмед Яссауи обучил ряд своих последователей и собрал их в юрте, сказав им, что через шанырак они должны выпустить стрелы и должны будут проповедовать идеи суфизма там, где эти стрелы найдут. Ученик Шопан-Ата свою стрелу нашёл на вершине горы недалеко от аула богатого скотовода Баяна и нанялся к баю пастухом-шопаном. Однако Баян вскоре догадался, что в работниках у него не простой человек, и женил его на своей дочери. Позже Шопан-Ата построил подземную мечеть у вершины той горы, на которую упала его стрела.
Одна из подземных комнат.
Некрополь Огланды, вблизи от которого расположена мечеть Бекет-Ата.
Доехать до мечети Бекет-Ата — ещё далеко не означает пройти ввесь путь к ней. Она расположена в труднодоступной горной местности и дорога к ней занимает ещё полтора-два километра по петляющим лестницам.
Местность в окрестности Бекет-Ата изрезана причудливыми орографическими узорами, похожими на берег древнего моря, миллионы веков назад отступившего с этих мест, проиграв войну пустыне.
Хорошим признаком считается встретить по пути к мечети горную косулю. Одна из них пробежала буквально в пару метрах от дороги, за ней последовали двое детёнышей.
Ящерица в тени прячется от палящих лучей солнца.
Бекет-Ата жил во второй половине 18 века вблизи поселка Кульсары Атырауской области. По легенде, в 14 лет он пришёл поклониться праху почитаемого им мудреца Шопан-Ата, получил его благословение и завет учиться. Науки он постигал в медресе Хивы. В возрасте 40 лет он стал суфием, учил детей грамоте, исцелял людей, наставлял верующих быть справедливыми и творить добро. Известен он и как воин, совершавший подвиги в битвах с калмыками.
Бекет-ата Мырзагул улы считается одним из самых почитаемых в Западном Казахстане святых. Выбрав для себя путь отшельника в забытой людьми пустынной местности, он построил четыре мечети в скалах: в Кульсарах (ее называют Ак-мечеть), в меловых скалах в 20 километрах от поселка Бейнеу, в местности Тобыкты и четвертую подземную мечеть вырубил в массиве мелового скального мыса в урочище Огланды. Последняя как раз и являлась целью моей поездки.
Саганатам у мечети.
Крайняя лестница до входа.
Вход в мечеть.
В завершение приведу ещё одну легенду о Бекет-Ата, которую нашёл в Интернете:
У казахов сверстники – курдасы – имеют обыкновение подшучивать друг над другом. Однажды при большом стечении народа один из курдасов Бекета пристал к нему с просьбой продемонстрировать свои чудесные способности. На что Бекет скромно ответил: «Увидите в предначертанный Аллахом час» и перевел разговор на другую тему. На том, казалось бы, все и закончилось. Время шло своим чередом. Наконец весна сменила суровую зиму, наступило время откочевки на джайляу, и небольшой аул снялся с места. В этом ауле как раз и проживал тот шутник-курдас. Бекет-ата остался со своими учениками в Огланды. Караван двигался на летние пастбища. Ничто не предвещало беды. Но вдруг при спуске по горной тропе верблюд, на котором ехали жена курдаса и его дети, поскользнулся и сорвался вниз. После такого падения вряд ли кто мог остаться в живых. И тут курдас непроизвольно вскрикнул: «О, Бекет! Помоги!» Когда же сородичи наконец спустились вниз, все увидели, что его семья, целая и невредимая, сидела на верблюде и ждала караван. На джайляу аул доехал благополучно. Прибыв на новое место и разбив свои юрты, аульчане зарезали по случаю благополучного прибытия на летовку барана. В разгар празднования на джайляу приехал Бекет со своими учениками. Курдас снова пристал к Бекету с шутками, требуя продемонстрировать свои способности, на что тот ответил вопросом: «А почему ты позвал меня на помощь в трудный час, коли сомневаешься в моих способностях?» Курдас попробовал было отмахнуться: «Не верю, ей-богу не верю!», но вдруг умолк. Бекет, повернувшись к нему спиной, поднял рубаху и обнажил спину, на которой все заметили посиневшие следы от четырех копыт верблюда. Все, видевшие это, замерли. Оправившись от потрясения, курдас воскликнул: «О Аллах, прости! Бекет! Прости своего курдаса!» и упал к ногам Бекета. И все увидели в этот момент, как поседели волосы курдаса. Бекет со словами: «Не переживай так сильно, мне тоже нужны сверстники» – поднял его с земли, тем самым дав понять людям, что несмотря на божий дар, он также остается одним из них, которому не чужды обычные житейские отношения.
Спасибо за внимание! Читайте меня в твиттере: @YakovFedorov