Летом 2016 года был введён в эксплуатацию Актюбинский рельсобалочный завод (АРБЗ) – на настоящее время единственный на территории Евразийского экономического союза производитель сертифицированных железнодорожных термоупрочненных рельсов длиной до 120 метров.
Проект по меркам Казахстана можно назвать действительно масштабным, что неудивительно, так как из-за географического положения и огромных размеров страны железнодорожный транспорт будет всегда играть большую роль в экономике страны.
Реализация проекта стартовала в 2013 году при поддержке АО «Банк Развития Казахстана» (дочерняя компания Холдинга «Байтерек»), которое профинансировало проект в рамках Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010-2014 годы. В качестве софинансирующего банка был также задействован ДБ АО «Сбербанк России».
Основной продукцией и "визиткой" завода являются длинномерные рельсы категории ДТ350. Этот тип рельсов особенно эффективен на высокоскоростных магистралях и на линиях с повышенной грузонапряженностью. За счёт того, что длина рельсов увеличена, уменьшается количество стыков, то есть сокращаются финансовые затраты при прокладке железнодорожного полотна и повышается износостойкость рельсов и железнодорожных составов. Для пассажирских поездов это заметно ещё и по улучшению плавности хода.
1.
![](/_next/image?url=https%3A%2F%2Fstorage.yvision.kz%2Fimages%2Fuser%2F26530%2F6bfc2b594b4c53a3c85b1dac7ba2f6.jpg&w=1080&q=75)
Осенью 2019 завод успешно прошёл процедуру сертификации на производство железнодорожных рельс 60Е1 европейского образца, получив сертификат по стандарту EN 13674-1:2017. Этот тип рельсов используется в странах Европейского союза, Ближнего Востока, Северной Африки. от используемых в Казахстане рельсов Р65 они отличаются по большинству техпараметров – высоте рельса, высоте и толщине шейки, ширине головки, высоте пера подошвы.
Поэтому с 2020 года планируется реализация рельсов и в страны Европейского союза, в основном - в Восточную Европу и страны Балтии.
2. Заготовки для производства продукции.
![](/_next/image?url=https%3A%2F%2Fstorage.yvision.kz%2Fimages%2Fuser%2F26530%2Ff1e8e3b484d2656d2a257b7587485c.jpg&w=1080&q=75)
3. С помощью кранов заготовки транспортируются на прокатную линию.
![](/_next/image?url=https%3A%2F%2Fstorage.yvision.kz%2Fimages%2Fuser%2F26530%2F23a132118bd832b7924b74df4305f4.jpg&w=1080&q=75)
4. Продукция завода изготавливается на прокатном стане Siemens-VAI (Primetals Technologies Italy S.r.l.). Контроль за технологией проката осуществляется при участии специалистов итальянской компании.
Сначала заготовки направляются в печи.
![](/_next/image?url=https%3A%2F%2Fstorage.yvision.kz%2Fimages%2Fuser%2F26530%2F5d63bb380ed10f1f1ed748c4f1d767.jpg&w=1080&q=75)
5. При нагреве металл становится упругим и легко поддающимся обработке.
![](/_next/image?url=https%3A%2F%2Fstorage.yvision.kz%2Fimages%2Fuser%2F26530%2Fe746c35ad19cc6a4e39f545a3cb489.jpg&w=1080&q=75)
6. Первая операторская.
![](/_next/image?url=https%3A%2F%2Fstorage.yvision.kz%2Fimages%2Fuser%2F26530%2Fdbcd8875c688be9ed70532494d78d1.jpg&w=1080&q=75)
7. Металл обжимается между валками, для того, чтобы растянуть его до необходимой длины.
![](/_next/image?url=https%3A%2F%2Fstorage.yvision.kz%2Fimages%2Fuser%2F26530%2Ff1ddaac2eb1e1c0309a48616544ef7.jpg&w=1080&q=75)
8. По мере прохождения разных этапов на прокатном стане металлу придаётся необходимая форма и характеристики.
![](/_next/image?url=https%3A%2F%2Fstorage.yvision.kz%2Fimages%2Fuser%2F26530%2F507771a71a0d62a0a8d09d92103df7.jpg&w=1080&q=75)
9. Среди "ноу-хау" АРБЗ - технология закалки металла воздушной смесью в потоке, которая придаёт продукции повышенную износостойкость.
![](/_next/image?url=https%3A%2F%2Fstorage.yvision.kz%2Fimages%2Fuser%2F26530%2Face3f8cdb119b2f4d1c8a046c35d1f.jpg&w=1080&q=75)
10. Кроме рельсов предприятие может выпускать разные виды среднего фасонного проката — швеллер, уголок равнополочный и балка двутавровая.
![](/_next/image?url=https%3A%2F%2Fstorage.yvision.kz%2Fimages%2Fuser%2F26530%2F30696672a7114893f8c6a5a643bb14.jpg&w=1080&q=75)
11.
![](/_next/image?url=https%3A%2F%2Fstorage.yvision.kz%2Fimages%2Fuser%2F26530%2F62bc64063faaf4d781a7ba190b8b35.jpg&w=1080&q=75)
12. Проектная мощность АРБЗ составляет 430 тысяч тонн металлопроката: 200 тысяч тонн рельсов и 230 тысяч тонн фасонного проката.
![](/_next/image?url=https%3A%2F%2Fstorage.yvision.kz%2Fimages%2Fuser%2F26530%2Fbd97dc0a725dae04268f6d1c09089a.jpg&w=1080&q=75)
13. Основным потребителем продукции АРБЗ в Казахстане является «Қазақстан Темiр Жолы». Произведённые здесь рельсы использовались, например, при строительстве железной дороги Алматы-Шу, морского порта Курык, нового железнодорожного вокзала Нурлы Жол.
С 2016 года в Казахстане было использовано более 400 тысяч тонн рельсовой продукции (около 3 тысячи км), произведённой в Актобе.
![](/_next/image?url=https%3A%2F%2Fstorage.yvision.kz%2Fimages%2Fuser%2F26530%2F67a02d5ee20ae131c97d64a7cf47f0.jpg&w=1080&q=75)
14. Доля экспорта на настоящее время составляет 18% от общего объема реализации. Казахстанские рельсы уже используются в России, Украине, Узбекистане, Кыргызстане и Грузии, Беларуси, Туркменистане, Афганистане и др.
![](/_next/image?url=https%3A%2F%2Fstorage.yvision.kz%2Fimages%2Fuser%2F26530%2F683a4749d2ed124b7661fe4b5acfc1.jpg&w=1080&q=75)
15. На линии установлена интегрированная система менеджмента, чтобы следить за качеством продукции. Кроме неё работает Центральная заводская лаборатория (ЦЗЛ), где проводятся все испытания на проверку прочности, твёрдости, вязкости и длину.
![](/_next/image?url=https%3A%2F%2Fstorage.yvision.kz%2Fimages%2Fuser%2F26530%2F4f9755a9ad2014f0eba8084e879870.jpg&w=1080&q=75)
16. ЦЗЛ
![](/_next/image?url=https%3A%2F%2Fstorage.yvision.kz%2Fimages%2Fuser%2F26530%2F92aee2fa9cb7ed8acd12b6595ed735.jpg&w=1080&q=75)
17. В 2015 году на заводе была запущена собственная газопоршневая электростанция мощностью 38,9 МВТ для того, чтобы полностью обеспечить потребности завода в электроэнергии.
![](/_next/image?url=https%3A%2F%2Fstorage.yvision.kz%2Fimages%2Fuser%2F26530%2F65bbbd84febe9ba4c0aee46c50fdd5.jpg&w=1080&q=75)
18.
![](/_next/image?url=https%3A%2F%2Fstorage.yvision.kz%2Fimages%2Fuser%2F26530%2F9ad48f24e75eb708fa5e2e03114c41.jpg&w=1080&q=75)
19. В операторской электростанции.
![](/_next/image?url=https%3A%2F%2Fstorage.yvision.kz%2Fimages%2Fuser%2F26530%2F1cfa8739edc02cc230931225b81213.jpg&w=1080&q=75)
20. Ещё одна интересная часть технологии - технология бессточного промышленного производства. Вода, используемая на производстве, проходит дополнительную очистку и возвращается снова в производство.
![](/_next/image?url=https%3A%2F%2Fstorage.yvision.kz%2Fimages%2Fuser%2F26530%2F60bb01a652e355cf94b74baf3482ba.jpg&w=1080&q=75)
21. За счёт такой технологии, во-первых, уменьшается загрязнение окружающей среды промышленными стоками, во-вторых, сокращаемся потребление воды до 70% — примерно на 300 тысяч кубометров воды в год.
![](/_next/image?url=https%3A%2F%2Fstorage.yvision.kz%2Fimages%2Fuser%2F26530%2Fec1b3ec36e9f2247214a19a5b8171e.jpg&w=1080&q=75)