kk
3

А ты «Пролетая над гнездом кукушки» не читал... Не знал, что на небесах тебя за это окрестят лохом?

Да, эту цитату, вольно перефразировав, я позаимствовал у культового фильма «Достучаться до небес», потому что уверен - если ты считаешь себя крутым книгоманом, прочитать «Пролетая над гнездом кукушки» 1962 года легендарного американского писателя Кена Кизи ты обязан.


Уже через год после выхода роман адаптировали под театральную постановку. А в 1975 году появилась и его экранизация с харизматичным Джеком Николсоном в одной из главных ролей. Так что же это за произведение, воплотившееся аж в трех видах искусства?

Практически все действо разворачивается в стенах психиатрической больницы. Главный герой, игрок по жизни, не особо злостный нарушитель и свободолюбивая натура - Рендл Патрик Макмерфи - попадает из тюрьмы в это заведение с подозрением на психическое расстройство. Неизвестно, симулировал он его или нет, а потому задержаться ему тут приходится порядком.

Основной сюжет развивается на основе конфронтации «рыжего ирландца» Макмерфи и его антагониста старшей сестры Милдред Рэтчед. Все это мы наблюдаем через повествование от лица индейца Бромдена - или, как его называют, «Вождя».

Пассионарий по своей природе - Макмерфи не может мириться со сложившимися порядками (или «правилами» как называет их Рэтчед). Тем более, целесообразность тех под вопросом. К примеру, чего стоит пугающая практика групповых занятий пациентов, на которых они рассказывают о своих личных проблемах, а потом буквально «заклевывают» друг друга, превращая все в «клевательную оргию», как метко выразился Макмерфи. Те не менее эту оргию сестра Ретчед называет «терапией». И он вступает с ней в нескончаемую войну на износ.

Все фото - скриншоты из фильма «Пролетая над гнездом кукушки».


Что интересно, в английском варианте имя Ratched созвучно со словами: wretched - что переводится как гнусный, ratchet - инструмент для затягивания болтов, а также «Rat-shed» - где rat - крыса. Не правда ли, смахивает на «говорящую фамилию» из классицизма? Ну, а наделенная этими эпитетами сестра Ретчед соответствующе себя и ведет: то «вредничая», то «закручивая» до невозможности «гайки», командуя людьми.



Бьющая ключом энергия героя толкает его на подначивание остальных к отстаиванию прав – то на требование смотреть чемпионат по бейсболу, то на выезд на рыбалку. Эти ребята на море становятся вполне обычными людьми - чем не терапия?


Хитрец и игрок, он, конечно, не святой и ведет свою игру. Выигрывает у пациентов деньги в карты, придумывает другие махинации. Но одновременно своим примером он их словно заряжает. По сути, он сам становится этакой лечебной капсулой, источником положительных эмоций, проводя для них свою более эффектную «терапию». И к финалу большинство пациентов из аморфных «овощей» превращаются в более самостоятельных людей.

Если читать внимательно - можно заметить, что, в свою очередь, сам он будто слабеет, растрачиваю свою энергию.

Особенность романа в том, что вариации его трактовок могут быть самые разные. Первая и самая распространенная – противостояние личности (в лице Макмерфи) системе, которую собой позиционирует сестра Рэтчед вместе с персоналом. Остальные пациенты позиционируются как члены общества, страдающие излишней конформностью (уподоблением окружающим).

Также есть мнение, что Кизи хотел донести мысль, что не всегда пациенты подобных заведений действительно психически не здоровы – они могут всего лишь не вписываться в общепринятые лекала. Сам автор, к слову, работал ночным санитаром в госпитале ветеранов и вполне мог вынести оттуда такой вывод.

Но, думается, основная мысль, которую автор хотел донести – в тяге главного героя к подлинной свободе от каких-либо ограничений. В стремлении избавиться от «рафинированной» демократии, упакованной в коробку, начиненной сладкими пилюлями из лицемерных улыбок и иллюзии выборов. Ведь неспроста Макмерфи изображается как этакий «ковбой» с «Дикого Запада», а близким по духу ему становится «Вождь».


Кому как не первым и вторым олицетворять наивысшую свободу, пусть и на грани с анархией. Логическим завершением мысли становится символическое выбивание Вождем тяжелым мраморным пультом управления (чего раньше он сделать не мог) зарешеченного окна. Свобода.

P.S.

  • Один из главных вопросов читателей книги - почему Макмерфи не сбежал из больницы?
  • У поклонников фильма схожий вопрос - о чем задумался Макмерфи у окна и почему не сбежал?

Ну и вопрос к тем , кто книгу читал - как вы считаете, почему Макмерфи не сбежал из больницы?)