Часть первая
В истории Второй Мировой войны известен, пожалуй, единственный случай, когда одна из воюющих сторон, попирая все нормы, все права и правила подняла оружие на парламентеров. И случилось это в стольном граде Будапеште, всего за 4 месяца до конца Великой Отечественной войны.
22 декабря 1944 года в освобожденном советскими войсками венгерском городе Дебрецене было образовано Временное национальное правительство Венгерского национального фронта независимости и уже 28 декабря 1944 года Временное правительство Венгрии объявило войну Германии.
29 декабря 1944 года командующие фронтами маршалы Советского Союза Малиновский и Толбухин, с целью прекратить бессмысленное кровопролитие и сохранить город Будапешт, предъявили ультиматум обороняющемуся гарнизону, предлагая немцам сдаться, обещая жизнь, и обращение с пленными согласно международным конвенциям. Оба маршала пошли даже на то, чтобы в случае капитуляции гарнизона Будапешта предоставить свободный выход всем венгерским войскам. Но, согласно версии советских властей, в ответ, фашисты пошли на тяжкое, гнусное, воинское преступление, приказав уничтожить наших переговорщиков. В первую группу, представляющую 2-й Украинский фронт, входили: инструктор 7-го отдела Политуправления, 317-й гвардейской стрелковой дивизии 17-го гвардейского стрелкового корпуса 18-й армии, 4-го Украинского фронта, капитан советской армии, венгр по национальности, Миклош Штейнмец (на фото), переводчик разведотдела штаба 68-й гвардейской стрелковой дивизии, гвардии лейтенант Афанасий Кузьмич Кузнецов и шофер административно-хозяйственной части управления 18-го гвардейского стрелкового корпуса гвардии старший сержант Фрол Парфенович Филимоненко.
29 декабря в 10 часов 55 минут по московскому времени ( в Будапеште 8.55 -прим. автора) на легковой машине под белым флагом парламентеры выехали на шоссе Вечеш-Будапешт из Пештсентлёренца в направлении столицы Венгрии, в район Кишпешт. На расстоянии 100-150 метров от передовых немецко-венгерских позиций враг открыл огонь по машине с парламентерами. Однако автомобиль продолжал двигаться вперед, а капитан Штейнмец лишь выше поднимал белый флаг, извещавший врага о мирных намерениях советских воинов. В 11 часов 15 минут, когда всего несколько десятков метров отделяло парламентеров от передовой траншеи неприятеля, машина вспыхнула от прямого попадания зажигательного снаряда. Водитель Филимоненко не смог выбраться и сгорел вместе с автомобилем. Капитан Штейнмец успел выскочить из машины, но был добит пулеметной очередью. Спастись удалось лишь гвардии лейтенанту Кузнецову, который, получив несколько ранений и контузию, смог выползти из нейтральной зоны.
Через час после выхода первой группы парламентеров к вражеским позициям (из расположения 788 полка 320 сд. - прим.автора) двинулась вторая, участники которой уже знали о трагической судьбе команды Штейнмеца. Во главе группы представителей 3-го Украинского фронта был капитан Илья Афанасьевич Остапенко (на фото, ещё в звании ст.лейтенанта) - старший инструктор по работе среди войск противника 316-й стрелковой дивизии.
Вторым в группе был молодой сослуживец Остапенко, старший лейтенант Николай Феодосович Орлов - старший адъютант стрелкового батальона 1077-го стрелкового полка 316-й стрелковой дивизии - веселый и жизнерадостный человек, снискавший славу храброго и бесстрашного воина. Сопровождал офицеров старшина комендантской роты Управления 23-го стрелкового корпуса старшина Ефим Тарасович Горбатюк. В 11 часов 45 минут группа Остапенко появилась с белым флагом на участке шоссе Будаёрш-Буда. Несмотря на то, что советская сторона полностью прекратила огонь на этом участке, неприятель встретил парламентеров пулеметными очередями и выстрелами из минометов. Группа была вынуждена залечь. Враг затеял игру в «кошки-мышки». Парламентеры поднимались и продвигались вперед - гитлеровцы открывали огонь, парламентеры ложились - противник прекращал стрельбу. К 12 часам лишь с третьего раза группа достигла переднего края противника, где была встречена немецкими солдатами.
Из отчета старшего лейтенанта Орлова
(выписка из журнала боевых действий 3-го Украинского фронта от 29 декабря 1944 года): «До переднего края мы дошли, примерно за 10 минут. В дальнейшем нас встретили 5 немцев, из которых один был офицер. Нам завязали глаза и отвезли в помещение, где за столом произошли переговоры (на КП командира 8-й кавалерийской дивизии «SS» (8.SS-Kavallerie-Division „Florian Geyer“) , бригадефюрера и генерал-майора войск «SS», Иоахима Румора, располагавшемся на горе Геллерт. При попытке вырваться из окружения 11 февраля 1945 года Румор покончил с собой. - прим.автора). Капитан Остапенко на немецком языке обратился к старшему из присутствующих офицеров в чине подполковника с рыцарским крестом. Капитан Остапенко заявил ему, что он является парламентером от советского командования и прибыл для вручения ультиматума, подписанного маршалами Толбухиным и Малиновским, командованию немецких и венгерских частей, окруженным в районе Будапешт. После этих слов капитан Остапенко протянул подполковнику пакет с ультиматумом. Подполковник пакет не взял и, выйдя в другую комнату, стал вести переговоры по телефону. Окончив разговор, подполковник вернулся обратно, что-то сказал окружающим офицерам, после чего нам опять завязали глаза, вывели из помещения и в легковой машине довезли до переднего края немцев. Нас сопровождала группа из семи немецких солдат. Не успели мы пройти несколько метров по шоссе, как раздались три взрыва. Я сорвал с лица повязку и увидел следующую картину: капитан Остапенко лежит опрокинутый навзничь, около него стоит на коленях немецкий солдат и что-то осматривает (место гибели капитана Остапенко обозначено на фото красной звездой на развилке двух дорог, одна из которых вела на Балатон, другая - на поселок Будаёрш (Budaörs), красно-черной линией обозначена передовая линия обороны немцев в Буде. - прим.автора)
Я и старшина, подойдя, увидели, что Остапенко убит наповал. Немецкий солдат, возившийся над телом Остапенко, вынул пакет с ультиматумом, хранившийся у Остапенко на груди, и вложил его мне за борт шинели, сказав нам, чтобы мы шли дальше. Через несколько минут мы достигли своего переднего края» (парламентарии достигли немецких позиций в 12-12 и вернулись в 14-00 - прим.автора). По одним данным, группа Остапенко попала под обстрел советской минометной батареи, по другим - снаряды (мины) прилетели с венгерской стороны. Однако, согласно данным экспертизы осколков, извлеченных из спины погибшего капитана - они имели "венгерское" происхождение. В 1968 году Петер Гостоньи (Peter Gostony, известный военный историк - прим.автора) получил письмо от одного из оставшихся в живых защитников Будапешта. В письме говорилось, что огонь вело венгерское зенитное орудие. Другие источники также не исключают подобной возможности.
Во время интенсивного артиллерийского налета получили ранения немецкий артиллерийский наблюдатель и несколько солдат. Все говорило о том, что на какой-то из советских батарей не знали о парламентерах, хотя не исключено, что стрельбу вели венгерские зенитные орудия, которые также были развернуты на том участке. В результате обследования тела Остапенко советской стороной, было обнаружено, что он получил в спину два осколка и четыре пули. Если это действительно так, то это подтверждает версию о причастности к его смерти венгерских солдат, так как пули вряд ли могли быть выпущены со стороны советских позиций.
Подвиг парламентеров не остался не замеченным - всю группу Штейнмеца наградили орденами "Отечественной войны 1-й степени".
Из Википедии:"...первоначально Штейнмец был похоронен на центральной площади села Эчер, но в 1949 году его останки были перенесены на место его гибели на развилке шоссе, где ему был установлен памятник...".
Однако, с точным местом его гибели нам еще предстоит разобраться. И что примечательно: сначала на монументе стояли две фигуры - Штейнмец и еще один парламентер. Затем, когда памятник перенесли на развилку - он уже стоит один.
А после выхода Венгрии из состава стран "Варшавского договора", памятник перенесли в третий раз - теперь он находится в мемориальном парке Мементо.
В группе Остапенко также все были награждены правительственными наградами: приказом от 31.12.44 капитан И.А.Остапенко был награжден орденом "Отечественной войны 1-й степени" посмертно, старший лейтенант Н.Ф.Орлов и старшина Е.Т.Горбатюк - орденами «Красного Знамени». Памятник Илье Остапенко сначала находился на месте его гибели, а после, также был перенесен в парк Мементо. Теперь оба героя -два капитана, шагнувших в бессмертие, стоят рядом, вместе, по краям одного монумента, и в руках у них не автоматы, а флажки перемирия! Надпись на монументе гласит:
"Памятник сооружен трудящимися Венгерской Народной Республики в честь советских парламентеров, сражавшихся в 1944 г. за независимость и свободу прогрессивного человечества и павших смертью от рук фашистских орд. Свободолюбивые народы отсекут кровавые лапы фашизма, лишившие вас, пламенных борцов, жизни".
А на могильной плите написано следующее:
ПУСТЬ СКЛОНЕННОЕ НАД ВАШЕЙ МОГИЛОЙ ЗНАМЯ
СЛУЖИТ СИМВОЛОМ НАШЕЙ СКОРБИ
И ОРЕОЛОМ ВАШЕЙ СЛАВЫ.
ВЕЧНАЯ СЛАВА ГЕРОЯМ,
ПАВШИМ В БОРЬБЕ ЗА СВОБОДУ И НЕЗАВИСИМОСТЬ НАРОДОВ,
ЗА ДЕЛО МИРА ВО ВСЕМ МИРЕ
Фамилия Штейнмец образована от аналогичного прозвища. Оно берет начало от германского нарицательного steinmetze со значением «работающий с камнем, каменотес». Вот нашего героя в камне и отобразили - надеюсь навечно, и ни у кого не возникнет желание его снести !!! В коллекции Центрального музея Вооруженных Сил хранится прострелянный флаг, обагренный кровью погибшего офицера, а также гимнастерка и штаны парламентера Миклоша Штейнмеца. Многие военные историки до сих пор выражают сомнения, как в обстоятельствах гибели, так и в точности определения места гибели капитана Штейнмеца. Советские средства массовой информации обвиняли в его смерти фашистские подразделения первой линии обороны Пешта, а их оппоненты отрицали все доводы и в ответ приводили свои аргументы. Якобы водитель джипа наехал на противотанковую мину, в результате чего автомобиль взлетел на воздух.
Из книги Андрея Васильченко "100 дней в кровавом аду. Будапешт - "дунайский Сталинград"?: Дьюла Литтерати-Лотц (Gyula Literatti-Loótz, на фото - прим.автора) , командир батареи противотанковой артиллерии из состава 12-й резервной дивизии, вспоминал:
«В первой половине дня командир одного из артиллерийских расчетов сообщил мне, что со стороны Вечеша приближается русский джип с белым флагом. Я тут же побежал на передовую, к укрытым на краю улицы Юллёй (Üllői út) орудиям (улица Юллёй (Üllői út) берет свое начало в центре города и тянется от бывшей ул.Маршала Толбухина на 15км. до современного пригорода Будапешта под названием Вечеш (Vecsés), который на момент боев 28-30.12.45 г., был поселком. От него до первой линии обороны немцев было 7 км. - прим. автора). Там - продолжает Дьюла - я смог убедиться, что это была чистейшая правда. Приблизительно в 150-200 метрах от нас по мостовой улицы были выложены в шахматном порядке противотанковые мины. Их можно было увидеть даже невооруженным глазом. Дело в том, что отступали в спешке, а потому у немцев не было времени, чтобы спрятать мины под дорожным покрытием. С учетом того, что эта улица была покрыта брусчаткой, - эта затея была почти бесполезной. Мы не рассчитывали, что на них кто-то подорвется (уж слишком они были видны). Расчет был построен на том, что перед минным полем русские танки остановятся, на некоторое время превратившись в великолепную мишень. К нашему великому удивлению джип, в котором сидело только два человека, сбросил скорость лишь непосредственно перед самыми минами, но не остановился. Он медленно пытался маневрировать между ними. В руке сидевшего рядом с водителем человека была палка, к которой был прикреплен белый платок. Все выглядело отнюдь не как безнадежное предприятие. Мины были выложены с расчетом ширины танка, который был вдвое шире джипа. Но хаотическое расположение мин заставляло водителя выписывать сложные фигуры, перемещаясь от одной стороны улицы к другой. Я могу лишь сказать, что это было дьявольски гнетущее зрелище. Мы были все напряжены, удастся ли машине пробраться. Над улицами висела тишина, нигде не раздавалось ни выстрела. А затем все произошло в какие-то доли секунды. Мощный взрыв, бледно-серый дым, взметнувшаяся вверх машина и взлетевший высоко в воздух белый флаг. Когда клубы дыма рассеялись, мы увидели развороченную машину, стоявшую посреди минного поля. Двое русских так и сидели в джипе, навалившись друг на друга, без движения. Противотанковая мина взорвалась у них слева по борту. Видимо, русский водитель наехал на нее левым передним колесом… Вчера я бы отступил со своими орудиями вглубь города. И мои сведения никому не пригодились бы».
Однако некоторые специалисты оспаривают достоверность показаний венгерского артиллериста и приводят следующие аргументы :
1. Командир батареи не мог видеть машину парламентеров, так как улица в районе минного заграждения резко поднимается вверх и разница уровней между советскими и венгерскими позициями составляет 5 метров.
Я просмотрел на панорамной карте Будапешта почти восьмикилометровый отрезок улицы Юллёй (Üllői út), шаг за шагом, через каждые 50 м. и не нашел на ней резкого подъема и спуска, но предполагаю, что фотосъемка не отражает в достаточной степени вертикальных перепадов местности.
2. Улица в месте установки мин изгибается на север, что еще больше усложняет сектор обзора.
А вот тут уже пора настала определиться с расположением всех участников событий на местности. Мне удалось отыскать в сети фотографию этого трагического события довольно приемлемой контрастности (ч/б фото), но деталей, которых было бы достаточно для конкретики, явно не хватало. Так же посчастливилось увидеть карту расположения первого рубежа обороны немцев по состоянию на 28-29.12.1944 и приблизительно установить их позиции. Выяснилось, что передовая проходившая между местечком Пештсентлёренц (ныне XVIII район Будапешта - прим.автора) и пригородом Будапешта, Кишпешт ( XIX район ), пересекала улицу Юллёй (Üllői út.) где-то в районе ул. Варошхаз (Városház utca) с южной стороны и ул.Тёкёли (Thököly út.) с северной (на фото, передовая линия обороны немцев в Пеште обозначена красно-черной линией).
Приблизительно на том же уровне, но чуть западнее должна была располагаться батарея Дьюлы Литтерати-Лотца, а пехота соответственно окопалась восточнее артиллеристов. Сейчас сложно установить в точности, где конкретно находились подразделения гитлеровцев, но с допуском в 300-500 метров определиться вполне возможно. И действительно ул. Юллёй (Üllői út), в районе пересечения с ул.Халодаш (Haladás ut.) несколько загибается на север, что явно ухудшает обзор местности, как для обороняющихся, так и для наступающих.
3. Так как, по утверждениям Литтерати-Лотца, можно было невооруженным глазом разглядеть местоположение мин, а также он смог разглядеть, сколько человек ехало в машине, и, что у одного из них в руках палка с белым платком, то с определенной долей уверенности можно говорить, что он находился на расстоянии 100–150 метров. Но в данном случае он мог наблюдать эти трагические события лишь с улицы Вашвари (Из книги Андрея Васильченко "100 дней в кровавом аду. Будапешт - "дунайский Сталинград"?)
Но и тем не менее артиллерист не заметил в машине третьего парламентера, значит, либо дистанция была больше, либо фашист ошибается (на карте, улицы Вашвари (Vasvári Pál ut.) и ул.Халодаш (Haladás ut.) отмечены черными линиями - прим.автора), осталось найти точку съемки места гибели капитана Штейнмеца.
4. Место, где погибли советские парламентеры, можно установить с точностью до метра. В 60-е годы Шандор Тот (венгерский писатель и литературный критик - прим. автора)вместе с нашими ветеранами посетил это место. Ни у кого из них не возникало сомнений в том, что минное заграждение находилось именно на пересечении улиц Юллёй (Üllői út.) и Гёмбёш-Дьюла. Именно это место было самой высокой точкой улицы, именно оттуда начиналось «ниспадение» в обе стороны, то есть улица представляла собой дугу, где верхней точкой было минное поле. Противотанковые мины нельзя было расположить восточнее, так как под прикрытием изгиба их можно было спокойно обезвредить. Не было возможно их расположение и западнее, так как запертые в тесноте улиц немецкие и венгерские бронированные машины пехоты превратились бы в хорошую мишень для советских танков, поднимись они на самую высокую точку улицы. Это место было единственно возможным, почти оптимальным.
Улица названная в честь Дьюлы Гёмбёш (Gömbös Gyula út.) уже переименовывалась, и неоднократно - сначала её переименовали в улицу Красной Армии (Vöröshadsereg uttja) (1946 - 1990 г.г.), а после развала "Варшавского Договора", её переименовали еще раз и теперь, даже в самом Будапеште никто толком не знает где она находилась.
5. По версии западных историков, фотография погибшего советского офицера капитана Миклоша Иштвановичча Штейнмеца - это грубая подделка советских пропагандистов, якобы погиб он в другом месте, на развилке дорог, недалеко от Вечеша, где ему после войны поставили памятник, который впоследствии перенесли в парк Мементо, и погиб он подорвавшись на мине без какого-либо огневого контакта со стороны немецко-венгерских фашистов.
Допустим. Тогда осталось вернуться к фотографии погибшего парламентёра, и чтобы определить место съемки, шаг за шагом "пройти" по ул. Юллёй (Üllői út.) современного Будапешта, от начала двухрядной "трамвайки", которая явно видна на фото гибели Штейнмеца (восточнее линии обороны немцев на 6,5 км. в месте пересечения ул.Юллёй (Üllői út.) с ул.Надьбаня (Nagybánya ut.) - прим.автора) , до самой немецкой передовой, и даже за неё - вдруг на карте ошибка или кто-то запутался в показаниях. И если повезет, то найти тот дом, у которого в 1944 году стоял военный оператор.
За изучение текстов, статей, фотографий, карт, военных материалов, хроники и т.д., я засел в десять часов утра, а встал в полночь. Четырнадцать часов я вглядывался в фасад каждого дома на протяжении 8-ми км. ул. Юллёй (Üllői út.), но я все-таки нашел то, что искал - на пересечении ул.Юллёй (Üllői út.) и ул. Гулнер Дьюла (Gulner Gyula ut.) до сих пор стоит тот самый дом. Точку съемки я обозначил на карте красной звездой. На 99%, это именно то место где стоял военный фотограф, снявший погибшего парламентёра.
Во-первых, подходящая дистанция от немецкого рубежа; во-вторых, сходится со словами командира венгерской батареи, что машина ехала со стороны Вечеша по направлению к центру Будапешта, в-третьих, двухрядная "железка", дом, с окнами по алгоритму - 2-3-2-3-2 (два окна, три окна, два окна и т.д.), дерево, даже виден еле заметный шов в месте перехода дома с одноэтажного в двухэтажный.
И что самое удивительное, точно такой же столб, да на том же самом месте (спустя 73 года) - зачем придумывать велосипед - старый убрали, новый на тоже место и поставили, и наконец, в-четвертых, судя по ограде дома, действительно наблюдается некоторый подъем в сторону немецких позиций.
Всё сходится. И дом то целёхонек - вот где чудо, очевидно фотограф производил съемку 30 декабря, когда советские бойцы пошли на штурм и к 1 января сдвинули немцев на 1 км. западнее, в район Кишпешт.
Однако всей правды мы скорее всего уже никогда не узнаем. Мог водитель парламентеров наехать на мину? Мог, но если верить тому, что говорит Дьюла Литтерати-Лотц (Gyula Literatti-Loótz) шофер прекрасно видел, что дорога заминирована и при этом накручивал виражи, чтобы объехать их, и в итоге подорвался? Сомнительно. Мало того, район улицы, где погиб Штейнмец однозначно не виден с ул. Вашвари (Vasvári Pál ut.) где должен был находиться венгерский артиллерист, всё, что можно увидеть оттуда это пригорок на ул. Халодаш (Haladás ut.), и, скорее всего, минное заграждение находилось именно на этом пригорке (на фото обозначено желтым шестиугольником - прим.автора).
Расположение минного участка западнее - вполне возможно, но размещать его восточнее, за пригорком, туда, где нет видимости с немецко-венгерских позиций - абсолютно бессмысленно. Под прикрытием пригорка можно и танки подвести, и артиллерию, и огонь открыть, и разминирование провести. В 10м. восточнее перекрестка ул.Юллёй (Üllői út.) - ул. Вашвари (Vasvári Pál ut.) находится двухэтажный дом, если это строение 29.12.1945 г. было невредимым, то Дьюла Литтерати-Лотц мог с чердака наблюдать движение автомобиля переговорщиков,
но тогда он должен был находиться не на позиции своей батареи, как предписывает боевой устав, а вне её. Тем более, что он сам пишет: "В первой половине дня командир одного из артиллерийских расчетов сообщил мне, что со стороны Вечеша приближается русский джип с белым флагом. Я тут же побежал на передовую, к укрытым на краю улицы Юллёй (Üllői út.) орудиям". Получается - он не мог видеть машину. А если и видел, то тогда тело погибшего капитана должно было находиться на пригорке, на ул. Халодаш (Haladás ut.), где должны были быть мины (на фото-желтый шестигранник - прим.автора), а место фотосъемки погибшего удалено от пригорка на 250м. в восточном направлении - опять не сходится. Могли по советским офицерам выстрелить из орудия? Могли. Тем более, что если корректировщик огня находился на чердаке того же дома откуда мог наблюдать за парламентерами командир батареи, то определить четкие координаты для артиллерийского расчета , ему бы труда не составило. То же самое касается и минометного обстрела. Это при наличии снарядов и мин, которых у обороняющегося гарнизона Пешта было в крайнем недостатке. А поразить автомобиль гранатой фаустпатрона могли? Тоже могли, но тогда откуда в телах погибших две пули, которые извлекли военврачи при вскрытии? Хотя на взрыв от мины или от снаряда пехота обеих сторон, в панике, могла открыть огонь и поразить уже мертвых парламентеров, а могло быть и наоборот- сначала пулеметный расстрел, затем поражение снарядом (миной).
6.Еще пара претензий от противников версии красной армии: в венгерских газетах писали, что для съемок привлекли какого-то венгра, переодели и отсняли, и вторая - почему погибших капитанов не наградили медалями Герой Советского Союза? Дескать, раз не наградили высшей воинской наградой СССР для солдат и офицеров, значит либо они ничего значимого не совершили, либо этих подвигов вообще не было.
На венгерском сайте http://w3.osaarchivum.org, где я отыскал редкие снимки, и в том числе фотокопию ультиматума, размещена фотография останков капитана Штейнмеца, а под ней фраза на венгерском: "Ким Еньо, главный оператор киностудии, переодетый под Миклоша Штейнемеца"
Венгры убеждены , что в гибели советских парламентеров виноваты командиры красной армии, которые использовали факт их гибели для "лживой" коммунистической пропаганды. Очевидно автору слов под этой фотографией не хотелось использовать логику, но мы ему поможем: 1. На фото не видно лица, поэтому использовать именно венгра с похожей внешностью для "постановочного" фото не было никакой необходимости. Для этой роли мог сгодиться любой человек.
2. Зачем переодевать кого-то, когда погибший являлся капитаном советской армии? Которых в войсках 2-го УФ было предостаточно, хотя в принципе достаточно просто обуть любого военнослужащего в офицерские сапоги, накинуть капитанскую шинель, и необходимый посыл готов.
3.Для "постановочного" фото вовсе не нужно искать специалиста киностудии, оператора. Но для "значимости" можно конечно написать и профессию, и причастность к киностудии, и фамилию с именем. И снова зададимся вопросом: а какой смысл заниматься подлогом? Чтобы развязать руки советскому командованию для варварского уничтожения города и длительной осады? Но подобный инцидент командующим армиями был невыгоден, так как была надежда на то, что венгры одумаются и сдадут город вместе с частями «SS». Тем более, что Сталин гневно торопил Малиновского захватить столицу Венгрии еще 2 месяца назад, 28 октября 1944 года, а ослушаться Верховного главнокомандующего было чревато лишением головы.
В 10 часов утра 28 октября 1944 г. между Сталиным и командующим 2-м Украинским фронтом состоялся следующий телефонный разговор:
Сталин. Надо как можно скорее в течение нескольких последующих дней захватить Будапешт, столицу Венгрии. Это надо непременно сделать. В состоянии ли вы провести эту операцию?
Малиновский. Это задание можно было бы выполнить за пять дней, но при условии, что будет подтянут 4-й механизированный гвардейский корпус 46-й армии…
Сталин. Ставка не может дать вам этих пяти дней. Поймите же, наконец, что мы должны захватить Будапешт как можно скорее из политических соображений.
Малиновский. Я прекрасно понимаю, что скорейшее взятие Будапешта является безотлагательным как раз по политическим причинам. Но мы сможем рассчитывать на успех, если только в операции будут принимать силы 4-го гвардейского корпуса.
Сталин. Ни при каких условиях мы не можем согласиться с отсрочкой наступления… Наступление на Будапешт должно начаться безотлагательно.
Малиновский. Если вы дадите мне пять дней, то в последующие пять дней я возьму Будапешт. Если же мы предпримем штурм безотлагательно, то 46-я армия, в силу недостаточности сил, не сможет нанести стремительный удар, а в итоге увязнет в продолжительных боях на подступах к венгерской столице. Иными словами говоря: она будет не в состоянии взять Будапешт.
Сталин. Почему вы так упрямо отстаиваете свою позицию? Очевидно, вы не полностью понимаете политическую значимость немедленного военного наступления на Будапешт.
Малиновский. Я осознаю, какое большое политическое значение имеет взятие Будапешта. И именно по этой причине я прошу пять дней.
Сталин. Настоящим я приказываю вам завтра же начать наступление на Будапешт.
Не дав ничего больше сказать в ответ, Сталин прервал разговор и положил трубку... Комментарии, как говорится - излишни.
А вот гитлеровцам как раз подобная ситуация была на руку, чтобы оповестить комендантов всех своих городов-крепостей, что мол, советское командование идет на провокации, доверять ему ни в коем случае нельзя, и потому ни о каких ультиматумах, капитуляции и сдаче "крепостей" речь вообще идти не может! 17 января 1945 года вышел приказ согласно которому комендантам всех "крепостей" (Будапешт, Кенигсберг, Бреслау, Познань, Глогау, Кюстрин) и армейским частям, их оборонявшим, категорически запрещалось вступать в переговоры с представителями Красной Армии, так как те «грубо попирают» нормы международного права.
И о наградах: Орден Отечественной войны 1-й степени - это значимая награда, из 2 760 000 человек, награжденных орденом Отечественной войны, около 350 000 — были награждены орденом I степени.
Из Википедии: Орден Отечественной войны — первая советская награда периода Великой Отечественной войны. Также это первый советский орден, имевший разделение на степени. Один из немногих советских орденов, передававшихся семье как память после смерти награждённого (наряду с орденом Октябрьской Революции, орденом «Мать-героиня» и орденом «Материнская слава» I, II и III степени; остальные ордена необходимо было возвращать государству) вплоть до 1977 г., когда порядок оставления в семье распространили на остальные ордена и медали.
В качестве примера: Когда на Харьковском направлении в мае 1942 года на советские позиции двинулось 200 фашистских танков, артиллеристы и бронебойщики 32-го гвардейского полка, под командованием к-на И.И.Криклия, прикрывавшие фланг 42-го гвардейского стрелкового полка, встретили их достойно и метко били по врагу, нанося ему весьма ощутимые потери. За два дня непрерывных боев артиллерийский дивизион уничтожил 32 вражеских танка. Капитан И. И. Криклий лично подбил 5 фашистских машин, но сам был тяжело ранен. Когда погибли несколько номеров боевого расчета, старший сержант А. В. Смирнов продолжал вести огонь даже после того, как осколком снаряда ему оторвало кисть руки. Капитан Иван Ильич Криклий стал первым кавалером ордена Отечественной войны I степени, этой же награды удостоились старший сержант Алексей Васильевич Смирнов и политрук соседнего дивизиона 776-го артиллерийского полка Иван Константинович Стаценко.
Здесь же можно подчеркнуть, что старшей наградой является орден Александра Невского, а последующей - Орден Трудового Красного знамени.
А насколько этично поднимать сейчас этот вопрос, о степени подвига и уровня наград - пусть ответят венгерские журналисты.
Но на этом история не заканчивается - ищущий да обрящет - мне удалось найти документы из архива МО РФ: выписки из журнала боевых действий, приказы, фотографии и карту расположения передовых частей 2-го и 3-го Украинских фронтов, по состоянию на 28 декабря 1945 г. И обнаружился ряд существенных поправок к рассматриваемым событиям. Оказалось, что передний край подразделений красной армии в районе Пештсентлёринц ориентировочно проходил по улицам Пожони (Pozsony utca ) и Далмадь Дьозо (Dalmady Gyozo utca) в том месте где улицу Юллёй (Üllői út.) пересекает железная дорога (синяя линия на карте), и расстояние от советских позиций до минного заграждения (желтый шестигранник) составляет около 1 км.
Таким образом, место пересечения линии фронта группой парламентёров известно и маршрут их движения еще раз совпадает с показаниями венгерского артиллериста - трасса Вечеш-Будапешт, со стороны Пештсентлёринца в сторону Будапешта (в Кишпешт). Аналогичные данные представлены в выписке из журнала боевых действий 2-го УФ за 31.12.44.:
"Вот, что рассказал о случившемся полковник Калинин, бывший представителем командования 2 УФ по отправке парламентёров:
- В 10.55 (по мск. вр.), 29.12.44 г. парламентеры Штейнмеца на легковой машине, с высоко поднятым большим белым флагом, выехали по шоссе Вечеш-Будапешт из Пештсентлёринца по направлению в Будапешт. Советские войска за полчаса до выезда парламентеров прекратили наступление и огонь. На передовой воцарилась тишина. Когда машина с парламентерами приблизилась на 100 метров к немецким позициям, где в окопах была расположена 8 кавалерийская дивизия SS, с вкрапленными в неё отдельными подразделениями 1 танковой дивизии венгров, по ней был открыт огонь пулеметов и 88-ми мм. зенитного орудия, в результате чего автомашина от прямого попадания в неё зажигательного снаряда загорелась...Шофер ст.сержант Филимоненко, сгорел вместе с ней, а выскочивший капитан Штейнмец пулеметной очередью был добит, случайно удалось спастись только гв. лейтенанту Кузнецову, получившему контузию и несколько ранений."
По счастливой случайности в одном из документальных фильмов снятых венграми (Budapest ostroma és kitörés (1944-1945)) я увидел это орудие, и судя по надписи, стоит оно как раз на ул. Юллёй (Üllői út.).Надпись: "Немецкая 88-ми мм. пушка на ул. Юллёй, 7 ноября".
Очевидно, что это германское 88-мм. зенитное орудие, "Flak", находившееся на вооружении с 1932 по 1945 годы - одно из лучших зенитных орудий Второй мировой войны. И я опять же нашел место его расположения: надо полагать, что орудие направлено на восток, а под углом к ул. Юллёй (Üllői út.) с северо-запада подходит железная дорога, (судя по мачтам электропередачи, насыпи темнеющего ж/д полотна на дороге, и дорожному знаку), которая уходит на юго-восток. И это точно не трамвайная линия, так как она заканчивается (как я уже писал выше) на ул.Надьбаня, которая в 1944 году была самой крайней улицей местечка Пештсентлёринц - восточной окраины Будапешта. В точке, где находился орудийный расчет, улица делает небольшой изгиб и снова устремляется на восток, причем, судя по столбам на ч/б фото, она опускается в низину. Таким образом с большой долей уверенности можно сказать, что орудие "Flak", стояло в самом конце ул. Юллёй (Üllői út.), в том месте где она пересекается с ж/д веткой и далее продолжается уже как шоссе в направление пос.Вечеш (на карте отмечено черным ромбом - прим.автора).
Причем орудие стоит на небольшом холме и очевидно, что с этой позиции простреливается вся округа. Этот факт конечно не доказывает, что именно из этого или подобного ему орудия, стреляли по машине Штейнмеца, да и вообще, не доказывает того, что по машине велся артиллерийский огонь, и тем не менее, теперь мы точно знаем, что расчеты орудий такого типа принимали участие в уличных боях при обороне венгерской столицы, и стояли они как раз на той улице где погиб советский капитан-венгр.
От позиции на фото, до рубежа обороны немцев 29.12.41 всего 5,5 км.
А теперь вернемся к фразе из Википедии: "...первоначально Штейнмец был похоронен на центральной площади села Эчер, но в 1949 году его останки были перенесены на место его гибели на развилке шоссе, где ему был установлен памятник..." Так вот это самое 88 мм. зенитное орудие "Flak", как раз и сфотографировано на том месте где потом установят памятник, который в свою очередь установлен якобы на месте гибели парламентёра.
На фото, которое производилось в 1960 году со стороны дороги ведущей из Вечеша в Будапешт, т.е. в западном направлении, отчетливо виден памятник, развилка дорог и ж/д переезд.
Из венгерской Википедии: "...Открытие памятника состоялось 29 декабря 1948 года. Первоначальный двухфигурныйпамятник (его изображение выше - прим.автора) был взорван во время революции 1956 года. После революции он был воссоздан Шандором Микусом, но была изготовлена только версия где Штейнмец один. После смены режима в 1989 году статую снова сняли, а останки Штейнмеца отвезли в похоронное бюро". А далее возникла необходимость представить полный текст оригинального предложения на венгерском языке так как автопереводчик Википедии (обозначим его цифрой 1) отличается от перевода (2) который сделали мне венгры: A negyedszeri temetéshez hozzájárult a szovjet követség és az antropológiai vizsgálat során arra is fény derült, hogy a csontvázon elsődleges sérülés nem volt található, így megállapították, hogy a kapitány halálát sem löveg-, sem pedig géppuskatűz, hanem a légnyomás okozhatta. 1.Советское посольство участвовало в четвертом перезахоронении, и антропологическое расследование также не выявило первичных повреждений скелета, поэтому было установлено, что смерть капитана могла быть вызвана огнестрельным оружием или пулеметом, но не под давлением воздуха.2. Во время четвертого перезахоронения советское посольство и антропологическое расследование показали, что первичных повреждений скелета не было, поэтому был сделан вывод, что смерть капитана была вызвана не стрельбой из пистолета или пулемета, а взрывной волной. Здесь я склонен больше доверять людям, нежели сетевому онлайн переводчику.
Однако, как ни хотелось бы многим представить смерть советского капитана нелепой случайностью, но факт остается фактом - Штейнмец не мог погибнуть 29 декабря на той развилке дорог, где стояла немецкая зенитка, так как 27 декабря этот участок с боями захватили пехотинцы 195 сп.
А по состоянию на 10 утра 28 .12.1944 линия фронта проходила по центру района Пештсентлёренц (Pestszentlőrinc) в районе ул.Пожони (Pozsony utca) ) и ул. Далмадь Дьозо (Dalmady Gyozo utca), там где ул. Юллёй (Üllői út.) пересекает ветка железной дороги, о чем свидетельствуют данные на карте и выписка из ЖБД 195 стрелкового полка 66 гвардейской стрелковой дивизии.
Так может быть всё так и было как описáл полковник Калинин?
Далее Калинин сообщает: "...Все наши бойцы и офицеры на этом участке наблюдали за отправкой парламентеров и поэтому были свидетелями чудовищного случая...Как по сигналу (хотя никто единой команды не давал) с нашей стороны открылся ожесточенный огонь по немецким позициям из всех видов оружия... Тело капитана Штейнмец с окровавленными пакетами, в которые были вложены немецкий и венгерский тексты ультиматума, в ночь с 29 на 30.12.44 было вынесено с поля боя разведчиками ...".
Исходя из этого документа следует, что тело советского капитана оказалось в расположении войск 2-го УФ ночью, значит фотографию могли сделать только утром 30.12.44, когда погибшего перенесли с места расстрела, на место, где велась фотосъемка, а это говорит о том, что погиб он все таки на пригорке ( перекресток с ул. Халодаш (Haladás ut.)), в районе минного заграждения, что подтверждает версию Дьюлы Литтерати-Лотца. Да и остов разбитой машины (на фото) явно не похож на армейский джип.
А для героя парламентера Миклоша Штейнмеца даже после смерти покоя не было.
Сначала его захоронили у костела, в деревне Эчер (Ecser), где он был расквартирован в доме у некоего Дьюлы Данки (впоследствии, улица на которой стоял дом Данки была названа в честь Штейнмеца).
Затем, по свидетельству жителя села Демре (Gyömrő), Йожефа Бенке, в 1946 году тело парламентера было перезахоронено на кладбище советских воинов в Демре, а сам Йожеф Бенке лично участвовал в перезахоронении. В 1949 году его останки были перенесены на развилку двух шоссейных дорог ( Ferihegyi Repulotérre Vezeto út - Fő út ), где ему был установлен памятник, и уже в 90-х годах прошлого века он обрел покой в парке Мементо, рядом с братом по оружию - Ильей Остапенко.
Вторая часть
Венгерский историк, специалист по истории Второй мировой войны - Кристиан Унгвари, в своей книге "Осада Будапешта. Сто дней Второй мировой войны" представляет ультиматум Малиновского и Толбухина как уникальное и беспрецедентное явление за всю историю второй мировой войны:
"...29 декабря с согласия Сталина советское командование предложило гарнизону города сдаться. Условия сдачи были, можно сказать, почетными. Венгерских военнослужащих в плен брать не предполагалось совсем, а немцы подлежали репатриации в Германию сразу же по окончании войны. Всем разрешалось сохранить форму и награды, а офицерам — даже личное оружие. Всем должно было быть обеспечено снабжение продовольствием, больные и раненые сразу же получали медицинскую помощь..."
Никогда ранее советское командование не шло на такие уступки, как разрешение на ношение оружия. Но по неясным причинам Унгвари опускает пару существенных фактов: 1. Разрешалось ношение только холодного оружия. 2. Венгров не предполагалось брать в плен, а распускать по домам, НО после допроса и проверок, результат которых был никому неизвестен.
Справедливости ради, надо признать, что книга Кристина Унгвари представляет собой гигантский кропотливый исследовательский труд, с указанием мельчайших деталей и подробностей, и по большому счету, на данном этапе, является самой полной работой отражающей события конца 1944 - начала 1945 года, развернувшиеся на территории Венгрии. Далее, относительно группы Штейнмеца, Унгвари пишет: "... Если предположить, что между появлением парламентеров и их гибелью прошло очень мало времени, а также имевший место небольшой снегопад, туман и мороз примерно около 5 градусов, то видимость в тот день и на том участке была очень слабой. Занервничавший командир противотанкового орудия, заметив движущееся транспортное средство, мог немедленно открыть по нему огонь. Он мог и не заметить белого флага..."
И ниже он дополняет: "...В любом случае ни Остапенко, ни Штейнмец и его водитель не были намеренно убиты немецкими солдатами. Наиболее вероятно то, что все эти смерти были результатом несчастного случая и легкомыслия. Нацисты несут ответственность за смерть миллионов людей, но они никогда, за время всей войны, не убивали парламентеров, прибывших к ним для переговоров..."
Унгвари конкретизирует, что видимость была слабой - туман, небольшой снегопад, и в панике командир ПТО мог дать команду на открытие огня, но каким образом тогда Дьюла Литтерати-Лотц (Gyula Literatti-Loótz) в таких условиях рассмотрел невооруженным глазом двоих человек в джипе и белый флаг, с расстояния 150-200 м.( чуть меньше длины двух футбольных полей), учитывая, что глазомер у командира артиллерийской батареи, первого лейтенанта, должен быть отменным, а корректировщик огня с биноклем не увидел белого флага в руках парламентера? И открыл огонь без команды, когда каждый противотанковый боеприпас был на счету? На фото, вид с ул.Вашвари (где должен был находиться Дьюла Литтерати-Лотц) на восток, в сторону минного заграждения, светофор как раз находится на том перекрестке, где были мины.
С правой стороны на фото мы видим единственное двухэтажное строение, которое находилось в поселке Пештсентлёренц в декабре 1944 года, когда-то здесь располагалась церковь "Свидетелей Иеговы" (адрес: Будапешт,ул.Юллёй (Üllői út.), строение 499-501 - прим.автора).То есть, с чердака этого дома можно было увидеть машину с парламентёрами, еще до её выезда на пригорок. Но находился ли там Дьюла Литтерати-Лотц? Вопрос.
В тот момент когда эта статья уже была готова и даже опубликована в сети, венгерские товарищи прислали мне любопытную вырезку из газеты Pest megyei hirlap ( Пештская областная газета - прим.автора) от 11 декабря 1992 года. Статья не отличается информативной насыщенностью и последовательностью изложения, но она пролила некоторый свет на рассматриваемые события - удалось найти улицу Дьюлы Гёмбёш (Gömbös Gyula út.) где находилось минное заграждение и точно установить передовую линию обороны защитников города, и их артиллерийские позиции по состоянию на 29 декабря 1944 года. Венгерский журналист на схеме обозначил машину парламентёров на дороге из Вечеша в Будапешт (1), минное заграждение на улице Дьюлы Гёмбёш (Gömbös Gyula út.), которая нынче имеет название с ул.Халодаш (Haladás ut.) (2) и позиции немецких орудий (3), которые установлены на линии обороны по ул. Варошхаз (Városház utca) с южной стороны и ул.Тёкёли (Thököly út.) с северной.
И здесь уместно привести отрывок из книги Шандора Тота "Осада Будапешта": " Н.А. Нечепорук был заместителем начальника штаба 66-й гвардейской стрелковой дивизии, который отвечал за организацию поездки Штейнмеца. По словам подполковника, когда они собирались в путь: «...Штейнмец стоял рядом с машиной, а я и мои разведчики укрепили два больших белых флажка, один сзади, другой спереди, на лобовом стекле машины. Мы с разведчиком Липским сели в машину без опознавательных знаков и поехали по улице. За нами метрах в двух ста ехала машина парламентеров с двумя белыми флагами, это была полностью оборудованная машина. Когда мы миновали боевые порядки наших войск, я и Липский выпрыгнули из машины и отправили её обратно. Большими и редкими хлопьями шёл снег. Я обернулся и увидел, что парламентерская машина замедлила ход и немного отстала. На расстоянии 25-30 метров от переднего края обороны противника машина съехала на левую обочину. Я посмотрел в сторону немцев, показал Штейнмецу направление движения и сказал: - Вперед!
Штейнмец поднял руку и кивнул. В этот момент нас оглушил мощный взрыв. Машина взорвалась. Улица наполнилась клубами черного дыма и почувствовался запах гари. Машину с парламентёрами разорвал артиллерийский снаряд.
Штейнмеца и Филимоненко в результате взрыва выбросило из машины. Оба были мертвы, а лейтенант Кузнецов тяжело ранен. Разведчик Липский, который подбежал к Штейнмецу, тоже был убит в результате сильного вражеского обстрела. Кузнецова я вытащил с линии огня, в то время как советские бойцы сдерживали немцев с помощью пулеметов и ручных гранат. Разведгруппа комиссара Назаренко находилась под постоянным огнем несколько часов и смогла вынести тело Штейнмеца только в 4: 00 утра 30-го числа. Тело Филимоненко так и нашли. Во время вскрытия из тела Штейнмеца было извлечено несколько осколков шрапнели и две пулеметные пули.
До конца 1950-х годов военные историки и мемуаристы Западной Германии (книга Тота написана в 1975 году - прим.автора) по сути замалчивали факт убийства парламентеров. Однако, в последние годы, в результате "расследования" Петера Гостони на Западе распространилось мнение, что Штайнмец и его товарищи стали жертвами несчастного случая».
Относительно Филимоненко есть данные, что его тело так и сгорело в машине пораженной зажигательным снарядом зенитного орудия.
Затем венгерский исследователь подчеркивает, что даже появился "ключевой свидетель" Дьюла Литтерати-Лотц, который являлся начальником Венгерского отдела "Радио Свободная Европа". В одном из своих интервью он рассказал, что будучи командиром противотанковой роты, он, у завода Hofherr—Schrantz—Shütleworth перекрывал ул.Юллей в направлении Вечеша. Вокруг него на своих позициях стояли эсэсовцы 22 кавалерийской дивизии, а в 150-200 метрах от его позиции были установлены "тарельчатые" мины (противотанковые мины "Tellermine 35", (на фото) - прим.автора),
которые были в шахматном порядке врыты в грунт прямо посреди брусчатки мостовой, от чего минное заграждение было полностью демаскировано... (остальные слова венгра-артиллериста я приводил выше - прим.автора). То есть не увидеть разобранную брусчатку с установленными минами даже под небольшим слоем снега было невозможно. Далее Тот пишет: "Неизвестно, почему Литтерати-Лотц молчал в течение 20 лет находясь в своей западной эмиграции, и совершенно очевидно, что, когда он заговорил, он недостаточно хорошо обдумал свою речь. В машине было трое, а не двое, и подпрыгнула машина из-за попаданий зенитной пушки (а не пулемётного огня - прим.автора), а вот разведчик Липский был убит как раз пулеметной очередью. Если машина действительно наехала на мину, то зачем её надо было расстреливать из пулеметов? Факты решительно опровергают "ключевого свидетеля" и не позволяют ему фальсифицировать их. В конце 1944 года, у временной границы Пештсентлёренца произошел не несчастный случай, а самое настоящее убийство".
На карте посёлка Пештсентлёренц от 1940 года действительно указан кирпично-черепичный завод (он на фото обозначен коричневым цветом - прим.автора).
О каком-то заводе как раз и упоминает Литтерати-Лотц. По его западной границе вдоль ул. Тёкёли (Thököly út.) шла укрепленная линия обороны немцев - рубеж АттилаIII, с танками, самоходками, узлами противотанковой обороны, зенитными орудиями, пулемётными гнездами, рвами, надолбами, ДЗОТами, ДОТами и т.д., и необходимо признать, что место выбрано очень удачно: заводское пространство перед фронтом очень хорошо простреливается так как довольно открыто, и не так насыщено строениями. Те здания, которые находились перед линией обороны и мешали ведению огня, были подорваны.
Минно-проволочные заграждения местами даже были подключены к электротоку высокого напряжения, но какой смысл устанавливать минно-проволочные заграждения по ул. Гёмбёш Дьюла (Gömbös Gyula út.), когда восточнее ул.Граф Гедеон Радай ( Gráf Ráday út.) огромное тюльпанное поле. Ответ пришел из современных карт, реконструирующих бои за Будапешт (линия укрепрайона Аттила III на карте отмечена голубым цветом - прим.автора).
Таким образом приходим к выводу, что заминирован был не просто "пятачок" на перекрестке улиц Юлей (Üllői út.) и ул. Гёмбёш Дьюла (Gömbös Gyula út.) (ныне Халодаш (Haladás ut.) - прим.автора), а всё пространство вдоль оборонительного рубежа, от улицы Халодаш (Haladás ut.) до ул.Граф Гедеон Радай ( Gráf Ráday út.).
А учитывая тот факт, что перекресток находится на возвышенности, то Литтерати-Лотц при всём своем желании не мог видеть, как к минному полю подъехала машина и начала маневрировать в сторону защитников города. Тем более, что по показаниям Нечипорука машина парламентеров не доехала до немецких укреплений метров 25-30, где и раздался взрыв. На 3D-карте, голубой линией отмечены немецкие укрепления, желтыми шестигранниками - минное поле, оранжевым - место взрыва и красной звездой - место где сфотографировано тело Штейнмеца. Если учесть, что обер-лейтенант Дьюла Литтерати-Лотц начал публиковать свои "откровения" спустя 20 лет после событий, то его рассказы приходятся на 1965 год или на самый пик Холодной войны и обострения отношений СССР с Западом, после Карибского кризиса. А если сюда добавить еще и его должность директора Венгерского отдела в "Радио Свободная Европа", то дальнейшие комментарии будут излишними.
В своей книге Унгвари также пишет: "...После трех штурмов в ночь с 29 на 30 декабря Цинкота ( XVI район на северо-востоке Будапешта - прим.автора) наконец был взят, однако после тех боев румынская 2-я пехотная дивизия оказалась настолько обескровленной, что ее пришлось сразу же отводить в тыл. Восточнее и юго-восточнее Пешта. 28 декабря в руки русских попали Дьяль и Маглод, начались бои на улицах пригородов Пешта к северо-западу от Дьяля. Расположенный рядом железнодорожный мост через Дунай был взорван обороняющимися, так как советские солдаты достигли пригородов Буды.
После этих событий советские представители через громкоговоритель объявили о том, что на следующий день намерены направить к оборонявшимся парламентеров. С самолетов сбрасывались листовки, в которых немецких и венгерских солдат призывали сдаваться в плен...".
Выходит, что венгерско-немецкие части знали о том, что ожидается прибытие парламентеров, а значит для командира противотанкового орудия не было неожиданностью появление в районе минного заграждения джипа с группой Миклоша Штейнмеца, который не просто выскочил на пригорок, а медленно объезжал противотанковые мины.
Многим бы хотелось представить смерть капитана Ильи Остапенко и капитана Миклоша Штейнмеца как два нелепых несчастных случая, но в их гибели до сих пор остается масса вопросов. Кристиан Унгвари описывает один интересный факт: "Достаточно странным является тот факт, что 21 января Пфеффер-Вильденбрух
( Карл Пфеффер-Вильденбрух, обергруппенфюрер СС и генерал войск СС, и полиции, ответственный за оборону Будапешта. 12 февраля 1945 генерал был взят в плен при попытке покинуть Будапешт, а 10 августа 1949 года военным трибуналом войск МВД Латвийской ССР приговорён к 25 годам заключения в лагерях. 9 октября 1955 в качестве неамнистированного преступника передан властям ФРГ и ими освобождён. Погиб в результате дорожно-транспортного происшествия 29 января 1971 года в городе Билефельд.. - прим.автора) распорядился, чтобы начальник штаба венгерского I армейского корпуса передал все документы, касающиеся парламентеров, немецкому командованию. Для чего это было сделано, непонятно."
Ясно одно - оба капитана и их товарищи, пошли на смерть ради сохранения жизней десятков тысяч солдат и офицеров, как с той, так и с другой стороны; офицеры-парламентеры геройски пытались спасти сотни тысяч мирных граждан столицы
Венгрии и уберечь Будапешт от бессмысленных разрушений, бомбежек, артобстрелов и пожаров. Но обороняющие город венгры и немцы свой выбор сделали, и вся вина за многочисленные жертвы и разрушения, полностью лежит на них. Здесь будет уместно напомнить, что командующим советских фронтов ввиду военной целесообразности было бы выгоднее разрушить все мосты через Дунай, чтобы запереть обороняющихся на их позициях и не дать им возможности объединится, но факт остается фактом - все красавцы- мосты соединяющие Пешт с Будой были взорваны самими фашистами.
Первым был разрушен мост Маргит - самый северный мост, когда 4 ноября 1944 года (при неудачном минировании, - прим.автора), случайный взрыв уничтожил восточный пролёт моста.
На мосту в это время были люди, автомобили, трамваи, а под мостом проходила баржа, в итоге - 600 гражданских лиц и 40 немецких солдат погибли.
Вторым был уничтожен самый южный мост, мост Миклоша Хорти. В ночь с 15.01 на 16.01.1945 г. немецкие и венгерские войска, чтобы избежать окружения, отошли от улицы Ракоци к Большому кольцу и подорвали мост, который сейчас носит имя Шандора Петёфи (венг. Petőfi híd - прим.автора).
В ночь на 17 января 1945 года в Дунай рухнул мост Франца-Иосифа (ныне мост Свободы - прим.автора).
Из книги Унгвари: По немецким данным, в него попала бомба, а по мнению венгерской стороны, он был взорван. И то и другое может быть верным: пока в Пеште все еще оставались немецкие и венгерские войска, советская сторона была очень заинтересована в уничтожении мостов, в то время как немцы, наоборот, стремились сохранить их. Здесь необходимо отметить, что через мост Франца-Иосифа наступающие части красной армии могли из Пешта попасть в Буду прямо к подножию горы Геллерт, где располагался штаб обороны всего гарнизона Будапешта, и когда передовые отряды красноармейцев прижали немцев к реке, руководством обороны было принято решение о подрыве моста. На фото видно, как аккуратно подорван мост с обеих сторон - авиабомба так "красиво" не сработает.
18 января, в 7.30 были взорваны два последних моста, точнее, то, что от них осталось: Цепной мост (венг. Széchenyi lánchíd, один из красивейших мостов Европы -прим.автора) и мост Эржебет (мост Erzsébet híd (венг.) названный в честь императрицы Елизаветы Баварской (по-венгерски её имя звучит как Эржебет), более известной как Сиссѝ - прим.автора). Причем, когда прогремели взрывы, на мостах еще находилось множество эвакуируемых.
Относительно того, что советские командиры пытались сберечь мосты до последнего, сам Кристиан Унгвари пишет в своей книге следующее: ... к 10 января русские даже надеялись, что удар по кольцу изнутри состоится. К тому времени долгий срок осады заставил маршала Малиновского нервничать. Он хотел бы, чтобы немцы как можно скорее вышли из города. Для того чтобы помочь им в этом, маршал приказал оставить разрыв в позициях своих войск в районе Буды примерно в 1 км шириной. Его главной целью было захватить город и избежать гнева Сталина за задержку. Для достижения этого маршал Малиновский был готов выпустить защитников столицы. Ирония в том, что успешный прорыв изнутри не состоялся благодаря приказам Пфеффера-Вильденбруха и самого Гитлера.
Гитлер к тому времени уже давно распрощался со всеми надеждами отстоять Будапешт, но он с упорством маньяка бросал в пекло всё новые и новые части; ему нужно было время, чтобы подготовиться к осаде уже своей столицы - Берлина. И благодаря тому, что у венгерской столицы были скованы силы двух Украинских фронтов, нескольких отдельных армий и корпусов, общей численностью более 700000 человек, он ценой огромных и бессмысленных потерь, как среди военнослужащих так и гражданских, выиграл какие-то дни и недели, до полного краха.
Но западные военные историки, специалисты по ВМВ, политики и множество других противников советского строя, в один голос заявляют, что советские войска сделали всё возможное, только чтобы уничтожить город и его жителей. А мы опять же вернемся к некоторым фактам, которые описывает венгерский историк в своей книге "Осада Будапешта". Порой доходило даже до комичных случаев, читаем:
...23 декабря (когда осада города уже шла 6 недель и передовые танковые отряды советской армии стояли всего в 3 км. от Будайской крепости на Замковой горе (на фото) - прим.автора).
в будапештской опере состоялся спектакль «Аида». Кто-то из аудитории вспоминал: «Не успел начаться второй акт, как перед занавесом появился актер в солдатской форме. Передав приветствия с переднего края полупустому залу, он выразил свое удовлетворение тем, что публика была теперь гораздо спокойнее и излучала больший оптимизм и надежды, чем это было несколько недель назад. Затем он твердо пообещал, что «Будапешт останется венгерским», что нашей прекрасной столице нечего бояться». Продолжались спектакли и в других театрах, в кинотеатрах не прекращались сеансы...
...В полдень 24.12.44 г. служащий транспортной компании позвонил в штаб венгерского армейского корпуса, разместившийся в монастыре Сионской Богоматери, с конечной остановки трамвая номер 81 в квартале Зуглигет: «Вы знаете, что русские уже здесь? Они здесь, на остановке, сложили свои винтовки и распределяют продукты. Что мне делать?» Капитан Ференц Ковач, которому пришлось отвечать на этот звонок, смог лишь посоветовать: «Ничего. Постарайтесь не вызывать подозрений, тогда с вами ничего не случится. Это все, что я могу для вас сделать». После этого Ковач сам начал звонить по телефону, чтобы попытаться выяснить, что происходит. Несколько раз ему отвечали на русском языке. «Сделав телефонные звонки, я отправился с докладом к начальнику штаба корпуса капитану Шандору Хорвату. Он так же удивился и так же ничего не мог сделать. Он мог бы поговорить с Линденау, но вместо этого предупредил меня, чтобы я ничего не сообщал немцам». Примерно в той же манере о подходе советских войск узнавало и немецкое командование: по телефонному звонку полицейского, который находился в трамвайном депо в Сепилоне, и был очень напуган, когда первый танк Т-34 взял его на прицел пушки...
...Примерно к 6 часам вечера с пассажирами фуникулера на Швабском холме, возвращающимися с рождественскими подарками по домам, произошел любопытный случай.
На остановку, где все еще продавались рождественские елки и жареные каштаны, без единого выстрела вышла разведгруппа в составе восьми человек под командованием старшего лейтенанта А.И. Козлова. Гражданские лица не обратили внимания на советских солдат, одетых в зимние белые маскировочные халаты. Поезд уже успел отправиться, когда один из пассажиров заметил, что под белыми маскхалатами солдат было надето не немецкое и не венгерское обмундирование. Началась паника, кто-то рванул за ручку ручного тормоза, и в этот момент советские солдаты попрыгали с поезда, предварительно освободив нескольких пассажиров от наручных часов. Когда поезд снова тронулся с места, охранник предупредил новых пассажиров, желавших влезть в вагон, что движение теперь контролируют советские солдаты. Новость распространилась в осажденном городе со скоростью пожара...
Когда Будапешт называют "Сталинградом на Дунае" я задаюсь вопросом: а возможно ли подобное отношение к врагу, к обстрелам и налетам, к войне, наконец, у жителя города на Волге где-нибудь так в районе 23 августа 1941 года.
Из Википедии: "...23 августа силы 4-го воздушного флота люфтваффе произвели самую долгую и разрушительную бомбардировку города. Немецкая авиация разрушила город, убила более 90 тысяч человек, уничтожила более половины жилого фонда довоенного Сталинграда, превратив тем самым город в громадную территорию, покрытую горящими руинами. Ситуация усугубилась тем, что после фугасных бомб германские бомбардировщики сбросили зажигательные бомбы. Образовался огромный огненный вихрь, который дотла сжёг центральную часть города и всех его жителей. Пожар перекинулся на остальные районы Сталинграда, так как большинство зданий в городе были построены из дерева или имели деревянные элементы. Температура во многих частях города, особенно в его центре, доходила до 1000 °С..."
А вот, что пишет Унгвари относительно жесткости немцев к собственным войскам и своим же союзникам, а так же о милосердии красноармейцев: "...Когда командование поняло, что этих сил было явно недостаточно, сюда же 13 ноября был переброшен 1-й парашютно-десантный батальон под командованием майора Эдёмера Ташшоньи. Вплоть до прибытия 15 ноября 600 солдат подкрепления парашютисты при хорошо организованной артиллерийской поддержке самостоятельно удерживали участок обороны длиной от 5 до 6 км, отбив ряд ожесточенных атак советских войск. Как-то в результате очередной бешеной атаки советские пехотинцы вышли к венгерским позициям. Ташшоньи вспоминает:
«Я повернулся к немецкому артиллерийскому корректировщику:
— Огонь на поражение в сектор «А», немедленно!
— Но это же ваши позиции.
— Не важно, скорее!
Я посмотрел на часы. Спустя 17 секунд наши позиции и район перед ними находились под огнем 52 артиллерийских стволов, который постепенно затихал и через несколько минут стал совсем редким...
... Каким-то чудом нам все же удалось добраться до площади на окраине Пешта перед навесным Цепным мостом. Там перед нами предстала картина настоящего пожарища. Посреди ночи было светло, почти как днем. Через огромные зияющие в мосту дыры была видна вода. В небо задралась задняя часть немецкой военной легковой машины, которая умудрилась угодить в одну из таких дыр. Ее передней части, которая глубоко провалилась в дыру, не было видно. Пассажиры и водитель, скорее всего, погибли. В другом месте стоял горящий грузовик, получивший прямое попадание, который нам едва удалось объехать. Повсюду были разбросаны мертвые тела. Судя по некоторым из них, через них уже много раз переезжали машины»...
...Офицер штаба советского 23-го стрелкового корпуса воспоминал, что дороги на пути бегущих из города в западную часть Буды солдат были блокированы:«В ночь с 11 на 12 февраля гитлеровцы предприняли отчаянную попытку прорыва на участке 37-го стрелкового корпуса. По мертвым телам своих солдат и офицеров они упрямо продолжали рваться на запад и северо-запад к Зуглигету и Надьковачи. В конце концов 16 тысяч (свыше 12 тыс. — Ред.) фашистам удалось прорвать внутреннее кольцо окружения и скрыться в близлежащих лесах...
...Сам Андраш пишет в воспоминаниях (полковник Шандор Андраш, командир 10-й пехотной дивизии - прим.автора):
«Когда я покинул подвал банка и оказался на площади перед укреплениями, моему взгляду предстала картина как из эпохи Нерона. Почти все гостиницы, расположенные на берегах Дуная, были охвачены огнем. Пылала и моя любимая гостиница «Венгрия». На фоне этого пожарища погруженный в темноту Будайский берег выглядел загадочно и зловеще…Мой первый допрос был проведен прямо в убежище. Меня допрашивал советский полковник. Во время допроса кто-то попытался стянуть с меня наручные часы с запястья рук, которые были связаны за спиной. Я через переводчика просил передать полковнику, что часы данное лицо могло получить в качестве «сувенира». Полковник прикрикнул на моего стражника. Часы так и остались у меня на руке. Когда я дожидался своей судьбы, то увидел, как охранник взял мою сумку. Я схватился за нее и только тогда заметил, что он положил в нее хлеб».
...Большой отряд, куда входило значительное количество солдат 22-й кавалерийской дивизии SS «Мария-Терезия», а также группа венгров под командованием обер-лейтенанта Литтерати-Лоотца, выбрал юго-западный маршрут вдоль зубчатой железной дороги. Некоторым из солдат удалось взобраться на вершину холма Шваб-Хедь, где, однако, все они попали в засаду. Советские солдаты полностью истребили немцев, но пощадили венгров.
Наши солдаты обер-лейтенанту Дьюле Литтерати-Лотц жизнь спасли, пощадили его, а он спустя 20 лет отплатил им черной неблагодарностью!
И тут комментарии излишни.
Копаясь в архивных донесениях я натолкнулся на ряд документов, которые подтверждают, что после трагической гибели парламентеров обеих групп, к немцам с ультиматумом была отправлена еще и третья группа!
Из донесения начальнику штаба центральной группы южных войск от 5.11.48 г. (вх.№ 1655 ) от и.о. военного коменданта г. Будапешт подполковника Сидорова:
Командование озадачено вопросом: по одним данным, фигурирует капитан Остапенко, по другим - капитан-артиллерист, Гусев Федор Андреевич. Спустя 25 дней на имя военного коменданта города пришел ответ следующего содержания (орфография и пунктуация сохранены):
"На основании Вашего распоряжения, мной 29 и 30 сентября1948 года было произведено расследование по поводу убийства и захоронения парламентеров 3-го УФ в районе Буда. Свидетель, видевший как был убит советский парламентер, мадьярский гражданин Кальман Ласло, проживающий в селе Будаерш, по улице Сабадшаг, дом 22, рассказывает:
Село Будаерш было освобождено Советской Армией вечером 26 декабря 1944 г. 29 декабря примерно около 2-3 часов дня к нему на квартиру явились офицеры СА и попросили его, Кальмана, показать дорогу на мост Франц Йожеф через реку Дунай /ныне мост Сабадшаг/ и он согласился.4 офицера и он, сели на автомашину и поехали в Буду, к мосту. Среди офицеров был один майор, звания остальных он не знает. При въезде в Буду, они оставили машину, а сами пешком по ул.Хорти Миклош /ныне ул. Барток Бела/ пошли к мосту Ференц Йожеф. Вся группа шла с белым флагом. У моста группа разделилась. Майор и проводник Кальман остались у моста, не входя на него, а остальные три офицера с белым флагом вошли на мост и пошли в Пешт, расположенный на другой стороне /левой/ реки Дунай. Не дойдя до середины моста два офицера остановились и спрятались за металлические переплеты ферм моста, а один офицер с белым флагом пошел дальше, к немцам. На той стороне моста, в Пеште, он был не долго. Возвращался обратно этот офицер не один, а в сопровождении немецкого офицера. Советский Офицер шел впереди, немец немного сзади. На середине моста, не доходя до 2-х спрятавшихся офицеров 100-120 метров (общая длинна моста 333 метра - прим.автора), немец выстрелил в затылок Советского офицера, и убив его стал убегать обратно к себе, прячась за переплеты ферм. По нему стали стрелять из пистолетов офицеры, бывшие на мосту, но в него не попали, он сумел убежать. Труп убитого немедленно был взят и они /остальные офицеры и Кальман/, донеся его до машины, привезли его в село Будаерш. Похоронили его 29.12.44 года. На похоронах присутствовал один Советский генерал. Кальман показал мне место захоронения убитого парламентера. На могиле стоит маленький деревянный памятник, на котором надпись, что похоронен капитан-артиллерист Гусев Федор Андреевич. Дата похорон 29.12.44 г.
Дежурный помощник в/коменданта г.Будапешт
ст.лейтенант /Богданов/
Относительно этого расследования возникает ряд вопросов:
1. По данным ОБД Мемориал проходит капитан Гусев Федор Андреевич, 1922 г.р., с датой выбытия 28.12.44 г., то есть он никак не мог быть парламентером, так как погиб за день до указанных событий, но как известно, очень часто в штабных документах путали даты гибели военнослужащих.
2. Немцы минометным огнем несколько раз прижимали к земле группу Остапенко и без вопросов пропустили на свои позиции автомашину с парламентёрами Гусева?
3. Улица Барток Бела начинается уже на немецких позициях, значит фашисты беспрепятственно пропустили через свою передовую линию советский автомобиль и дали спокойно пройти по своим расположениям 4-м советским офицерам и одному гражданскому?
4. От начала ул.Барток Бела до моста Ференца Йожефа целых 3 километра, по вражеской территории; то есть командование решило рискнуть жизнями парламентеров, чтобы те не повторили судьбу группы Остапенко и доставили ультиматум гарнизону Пешта, но с Буды, по мосту через Дунай? Рискованно, но обосновано.
И здесь нет однозначных выводов по поводу убийства парламентера.
Но и это ещё не всё. Из книги Унгвари: "...По свидетельствам очевидцев, третий парламентер (как мы видим уже четвертый - прим.автора), офицер советского 30-го стрелкового корпуса, прибыл на коне с белым флагом в штаб немецкой 13-й танковой дивизии, и его отвели к его командиру генерал-полковнику (генерал-майору - прим.автора) Шмидхуберу. От имени своего корпуса офицер, который, как описывают, был слегка навеселе, предложил на три дня прекратить огонь для того, чтобы дать немцам возможность подготовиться к капитуляции. Шмидхубер позвонил Пфефферу-Вильденбруху и проинформировал его, что «намерен принять это предложение, чтобы выиграть хотя бы три дня передышки, которой можно будет воспользоваться для пополнения и перегруппировки войск. Командующий «крепостью» в резкой форме ответил, что об этом не может быть и речи. Русский офицер был взят в плен». О дальнейшей его судьбе ничего не известно.
30 стрелковый корпус входил в группу войск 2-го УФ, то есть парламентер выдвигался из Пешта. На немецкой карте от 07.01.45. изображены два белых флага: один - там где погиб Остапенко, другой - на северо-восточной окраине Будапешта, в районе Цинкота. Звездой мною отмечено место откуда выдвигалась машина Штейнмеца.
А на карте боевых действий советских войск, 30 стрелковый корпус как раз и отмечен на северо-восточной окраине венгерской столицы,
там же кстати, на северо-востоке Будапешта, находился и штаб 13 тд генерал-майора Шмидхубера.
Значит немцы отмечали белыми флагами на своих картах, места перехода парламентерами линии фронта и их дальнейшая судьба штабистов-картографов не интересовала, но чтобы снять с себя ответственность за гибель парламентера Штейнмеца они вполне могли "забыть" нанести еще один флажок на карту! Необходимо отметить, что группа капитана Гусева также переходила фронт в том же месте где и группа Остапенко - у слияния двух дорог: Будапешт - Балатон и Будапешт - Будаерш.
Многим силам очень хочется переписать историю, но каковыми бы ни были их попытки очернить советского солдата в глазах современной молодежи, чтобы они ни предпринимали для того, чтобы зародить в нас чувство вины за якобы "свирепую жестокость" наших отцов и дедов, которые освободили мир от коричневой чумы - у них ничего не получится.Пока живы ветераны и очевидцы, пока есть пожелтевшие станицы архивов, пока над эмоциями и злопамятностью одерживают верх логика и разум, а самое главное - пока индивидуум способен читать, мыслить и отделять зерна от плевел - мы сохраним мир. Потому что мирное сосуществование - в природе человека. Не война, не революции, не мятежи, не тюрьмы и не смерть, но мир, равенство, братство, свобода и жизнь!
Советские военачальники до последнего цеплялись за возможность сохранить жизни людей и жизнь города, и вся вина за случившуюся катастрофу лежит только на главарях третьего рейха, на бесхребетных руководителях обороны красавца - Будапешта и на бессильном правительстве Венгрии.
Изучая документы по этому делу я наткнулся на крайне неожиданную информацию от которой у меня глаза на лоб полезли - оказывается, отец Миклоша (Николая) Штейнмеца, Иштван (Степан) Штейнмец, на момент героической гибели сына проживал в г.Алма-Ата, по адресу: Мелькомбинат №3 (элеватор - прим.автора), барак 10,кв.11.
В далеком 1944-ом году, после долгих скитаний, сын венгерского коммуниста вернулся на свою Родину, чтобы отдать за неё свою жизнь и лечь в землю своего Отечества. Он не дожил до капитуляции всего 47 дней, он не дошел до Дуная, до своей Победы, всего 15 километров, а я сейчас, 11 ноября 2017 года, пишу о нём, находясь в 15 километрах от того места, где во время войны проживал отец героя. Жизнь порой, закручивает сюжеты, замысловатее любого фантастического сценария.
Источники:
1. Осада Будапешта и прорыв. Budapest ostroma és kitörés (1944-1945) https://www.youtube.com/watch?v=DULiyWFzgaA
2. Осада Будапешта - http://budapest-ostroma.hu/1944-december-29-esemenyei/
3. Steinmetz Miklós - https://hu.wikipedia.org/wiki/Steinmetz_Mikl%C3%B3s#cite_note-T%C3%B3th-7
4. Автопереводчик с венгерского на русский - сhttps://yandex.kz/search/?text=https%3A%2F%2Ftranslate.yandex.kz%2F%3Futm_source%3Dwizard%26lang%3Dhu-ru%26text&lr=162&clid=47639
5. Штурмовая артиллерийская дивизия группы Бильнитцера - http://lazarus.elte.hu/hun/digkonyv/szakdolg/mihalyi/mihalyi.htm#melleklet3 24. rohamtüzérosztály részei
6. Карта - https://www.arcanum.com/hu/online-kiadvanyok/2vhSzakkonyv-magyarok-a-ii-vilaghaboruban-2/budapest-ostroma-5C6C/budapest-ostromanak-1944-45-kartografiai-feldolgozasa-5C6D/mellekletek-5D78/1szamu-melleklet-budapest-ostroma-terkep-130000-ket-mellekterkeppel-buda-es-pest-belvarosai-120000-5D79/
7. Командир группы истребителей танков венгерской 12-й резервной дивизии первый лейтенант Дьюла Литтерати-Лоотц http://szer.oszk.hu/szemelyek/litterati-lootz-gyula -
8. Википедия - https://hu.wikipedia.org/wiki/Steinmetz_Mikl%C3%B3s
9. Карта поселка Пештсентлоренц - https://maps.hungaricana.hu/hu/BFLTerkeptar/4523/view/?bbox=1102%2C-6318%2C7113%2C-4131 -
10. Память народа Журнал Боевых Действий - https://pamyat-naroda.ru/documents/view/?id=132948988&static_hash=da68a4c56f371187bf7d29b79e34529fv
11. Исследование Марии Майер "Освобождение Будапешта".« Советские парламентарии были преднамеренно убиты в районе Будапешта». http://epa.oszk.hu/02100/02120/00011/pdf/ORSZ_BPTM_TBM_11_421.pdf -
12. Во время вскрытия из тела Штейнмеца было извлечено несколько осколков шрапнели и два пулеметных снаряда. http://epa.oszk.hu/00000/00018/00264/pdf/EPA00018_hadtortenelmi_1975_02_266-304.
13. Peter Gosztony. Hungarian-Swiss military historian and journalist (1931-1999)
14. Андрея Васильченко "100 дней в кровавом аду. Будапешт - "дунайский Сталинград"?- https://www.litmir.me/br/?b=151213&p=1
15. Немецкие и венгерские части оборонявшие Будапешт - A Budapesten bekerített német alakulatok: http://lazarus.elte.hu/hun/digkonyv/szakdolg/mihalyi/mihalyi.htm#melleklet3
16. Защита линии «Аттила» к западу от Ракошеги, 1944–1945 гг. Számvéber Norbert. "Az „Attila” vonal védelme Rákoshegytől nyugatra, 1944–1945"
17. Венгерская 12-я резервная пехотная дивизия - http://rakosmente.hu/Rakosmente/Latnivalok/attila_vonal.aspx
18. Петер Гостоньи. "Кровавый Дунай. Боевые действия в Юго-Восточной Европе. 1944-1945".- https://www.e-reading.life/book.php?book=1021998
19. Минное оружие Вермахта. 1929-45 гг.- http://shooting-iron.ru/publ/17-1-0-658 -
20. Пештская областная газета - https://library.hungaricana.hu/hu/view/PestMegyeiHirlap_1992_12/?pg=168&layout=s -
21. Шадор Тот. Осада Будапешта- http://epa.oszk.hu/00000/00018/00264/pdf/EPA00018_hadtortenelmi_1975_02_266-304.pdf
22. Карта Будапешта - https://bestmaps.ru/goroda/budapesht
23. Карта осады Будапешта https://www.groomania.nl/budapest-ostroma-
24. Условные обозначение к карте осады Будапешта - https://www.arcanum.com/hu/online-kiadvanyok/2vhSzakkonyv-magyarok-a-ii-vilaghaboruban-2/budapest-ostroma-5C6C/budapest-ostromanak-1944-45-kartografiai-feldolgozasa-5C6D/mellekletek-5D78/2szamu-melleklet-budapest-ostroma-terkep-jelkulcsa-5D7C/
25.Освобождение Будапешта https://pobeda.elar.ru/
Басмач . Алма-Ата. 11.11.2017
Доработка и расширение статьи - сентябрь 2021 г