место в рейтинге
  • 605557
  • 3039
  • 216
Нравится блог?
Подписывайтесь!

История аэропорта Алматы в фотоснимках

Несколько лет назад я нашел в сети отличный сайт, посвященный истории Алматы. Очень рекомендую к просмотру  - весьма интересные и редкие снимки попадаются.

Так вот, на сайте есть целый раздел, посвященный алматинскому аэропорту. Не удержался, утащил некоторый контент оттуда, дополнив пост своими снимками и комментариями. Также добавил все то, что смог найти в интернете дополнительно. 

Итак, начнем с самого начала.
Первый аэропорт Алматы был построен в 1923 г. находился в районе Центрального стадиона.
В 1935 г. был построен уже существующий аэропорт, до 1990 г. входивший в состав Казахского управления гражданской авиации.

"Аэропорт (старое здание), построен в 1936 году по проектам арх.Б.Заварзина и Г.Елькина; в 1957 году его перестроили по проекту Б.Капанова, и здание приобрело привычный нам национальный колорит; в 1975 году его реконструировали по проекту художника В.Н.Сенченко. В период с 2000 по 2010 - его вновь подвергли капремонту и оно окончательно утратило свое ажурное убранство на фасадах и на крыше портика. Конечно, все достройки и реконструкции изменили первоначальный облик аэропорта. Практически ничего не осталось от проекта 1935 года, и мало что от проектов Капанова и Сенченко." (с)

Выдержка из газеты - 1936 год 8 июля:
"Регулярные рейсы "Алма-Ата – Москва"
Завтра утром в Москву вылетает самолет П-5. Этим полетом открывается воздушная линия "Алма-Ата – Москва". Путь от Алматы до Москвы занимает два дня. Трасса новой линии (3600 километров) лежит через Караганду, Кустанай и Казань. Путь от Алма-Аты до Караганды самолеты будут проходить без остановки".

Два дня полета до Москвы!
источник

3441a.JPG

Надпись на обратной стороне фотографии: "Снялся после первого полета на самолете "Р-3" в 19 ч. 10 июня 1932 г. На аэродроме Алма-Ата".

Итак, фотоистория для ценителей.


2. Алма-Ата. Аэропорт. 1960-е гг.

0_3552d_661dd706_orig (1).JPG

большой размер снимка

3. 1960-е гг.

4. 1960-е гг.

4a. 50-60-е годы. Все такси - Победы. Да и не только такси, вообще - все! Только козлик председателя колхоза выбивается из ряда.

14085875046f6.JPG

5. 1963 г. Хвост Ил-18.

5a. Фото авторства КВС Ил-18 Владимира Исааковича Мазина, снято примерно в 1968 году на рейсе Пулково Алма-Ата.

7139601863_9435d0d032_o.JPG

Права на фото принадлежат Зое Мазиной, опубликовано здесь

6. 1967 г. На месте клумбы сейчас шлагбаумный пост для оплаты за парковку.

7. 1967 г. автобусы подходили к самому терминалу

8. 1974 (?) г. Ил-18

9. 17 октября 1968 г. Прибытие первого самолета ИЛ-62 в аэропорт Алма-Аты. Фото Бориса Вдовенко. Обратите внимание - прямо на перроне сколотили трибуну, вовсю идет митинг

10. спустя 40 лет после этого снимка я встретил именно этот борт в авиамузее в Монино..

il-62_monino.JPG

11. А вот наш красавец! Ту-144 СССР-77109 готовится вылететь пассажирским рейсом 499 Домодедово - Алма-Ата, 1 ноября 1977 г., утро. Почему сейчас не летают эти лебеди?... эх..

11a. Первый рейс!

77109-1977-pr-07.JPG

11b. В полете.

pic_33.JPG

11с. А вот уже Алма-Ата, встречаем этот же первый рейс. 1 ноября 1977 года. Это наша история.
Вполне возможно, здесь кто-то узнает своих мам и бабушек.

1408589584017.JPG

фото взято отсюда

Рейсы Москва-Алма-Ата были прекращены в мае 1978 после катастрофы Ту-144 с регистрацией CCCP-77111.
Ну а борт, что на фото,перелетел в СибНИА в начале 80х для ресурсных испытаний, где и был порезан.

12a. В 2014 году я побывал таки внутри такого вот красавца. Борт за номером 77112 сейчас установлен в качестве экспоната в прекрасном музее техники в немецком городке Зинсхайм.

JW3A3866.JPG

12b. В отличие от Монино, здесь свободный доступ в салон. Немцы, не мы, постарались сохранить наше наследие!

JW3A3891.JPG

12. И вновь - ТУ-144 в аэропорту г. Алма-Аты.

13. Алма-Ата. Аэропорт. На летном поле Дед Мороз поздравляет экипаж ТУ-144 с Новым годом.

13a. Эти рейсы выполнялись один раз в неделю, билет на них стоил 68 рублей против 48 рублей на дозвуковом лайнере.

1408589216444.JPG

фото взято отсюда

13b.

77109-ALA-02.JPG

фото отсюда

14. 1970-е гг. Привокзальная площадь. Обратите внимание на новый терминал справа от исторического.

15. Зато появилась модель Ил-62. 1970-е гг.

16. и еще вид. 1970-е гг.

17. 1970-е гг. Вид со стороны летного поля. Ничего не понимаю. фонтан на летном поле? скамейки?

1408590834b8b.JPG

18. внутри терминала. классика интерьера, где только не встречал этот дизайн зала...

19. 1974 г. панно с рейсами

20. 1974 г. до чего пустынная парковка

21. 1980 г. Все, пошло мое время :) рафики, лазы.. ностальгия, блин!

22. 1986 г. Площадка со стороны летного поля для встречающих.

23. 1987 г После пожара сохранилась только этот флигель, сейчас в нем - вип-зал. Недавно было принято решение руководством аэропорта снести это здание. История этих людей не интересует. "Ничего личного, только бизнес."

24. баклажан Ил-86 в аэропорту Алматы. Автор - Максим Гольбрайхт.

Ил-86

24a. Процитирую Максима:

В Алматинском авиаотряде было 9 бортов ИЛ-86. Выполнялись на них 3 "прямых" ежедневных рейсов на Москву 501/502, 503/504 и 506/506, а также один с посадкой в Актюбинске 525/526. Кроме того был рейс по нечетным дням Алма-Ата-Минеральные Воды-Киев 4245/4246. Один ежедневный рейс выполнялся ташкентским авиаотрядом Ташкент-Алма-Ата 4993/4994 и уже в самом конце их карьеры начал летал в Алма-Ату китайский борт ИЛ-86 по маршруту Урумчи-Алма-Ата.

Эти две фотографии отсюда.

24b. 1 августа 1989 г. Флагман Казахстанского управления гражданской авиации того времени.

24a. Трапы и рукава не обязательны. Это Ильюшин. ~1986 г.

1408592832f6e.JPG

25. До недавнего времени этот борт с номером СССР-86071 тихо ржавел на задворках аэропорта. Вот мое фото от 2010 года. Весной 2014 его порезали на металл. Памятники? Нет, что вы. Зачем они нужны нашей стране? Это в Германии могут большие деньги запустить в музеи, да в России. У нас-то люд умнее, лучше очередной огромный пустой молл построить. На памятниках легкую деньгу не зашибешь.

25a. На этом фото Александра Балыкина уничтожают соседний баклажан, авиакомпании Русское Небо. Апрель 2014. На этом заканчивается история Ил-86 в аэропорту Алматы.

135115.JPG

26. Як-40, 1 августа 1989 г. по окуркам нет реестра на RP, проследить судьбу самолета сложно.

27. Середина 1990-х гг. время снимка определяется на раз по маркам машин

27a.

1408334379f04.JPG

"...здание Алматинского аэропорта, построенное в 1974 году, в одночасье слизал огонь пожара, разгоревшегося, по официальной версии, от фритюрницы в ресторане. Было это в июле 1999 года. Полтора года Алматы, как бедный родственник, демонстрировал прилетающим гостям развалины, оставшиеся от пожара. Южная столица, которая со временем прихорошилась и приобрела вид европейского города, остро нуждалась в новом здании терминала. Однако его строительство было под большим вопросом, так как многие считали, что это экономически нецелесообразно. Если в советские годы аэропорт обслуживал более тысячи пассажиров в час, а в год проходило до 3,2 миллиона человек, то к концу 2000 года число улетающих и прилетающих пассажиров едва достигало 600 тысяч. " (с)

30. Теперь же терминал выглядит так.

(с) фото Ispanec

31. а это уже мои фотографии, более современные.

38526_1342811578.jpg

32.

54672_1344358430.jpg

33.

96060_1371053771.jpg

34.

98525_1460568251.jpg

35.

98546_1371053744.jpg

Огромное спасибо автору указанного сайта за подборку фотографий, проделана большая работа! К сожалению, нет данных по авторам снимков,им персональная благодарность. Моих фотографий в записи не так много.

Ну и бонусом - РАСПИСАНИЕ движения самолётов из Алма-Атинского аэропорта с 1 июня 1990 г.

9 декабря 2010, 3:32
9969

Загрузка...
Loading...

Комментарии

Вячеслав,это Андрэ).
Этот суперский отчёт сделал FL1,в теме "Строим Алматы из воспоминаний",я там его нашёл.У меня этот отчёт давно в закладках).
В отчёте,последняя фотка моя),только тут я её не увидел(.
Там вот рафики стоят,я как раз на таком в первый раз попал в аэропорт в 1984 году,может кто нить из старожил помнит,какой номер ходил в аэропорт?
Первый свой полёт я совершил на ИЛ-86 в 1986 году,рейс 506 Москва-Алма-Ата,и с того момента полюбил самолёты).
привет, Андрэ! точно блин, пропустил один снимок. апдейтил пост с указанием автора.
pom
0
0
12 и 27 - номера маршрутных такси, "маршруток", "рафиков", ходили через Красногвардейский по Ленина и через Коммунну до театра Абая, так кажется (аэропортчане, помогите вспомнить!). Проезд стоил в 4 раза дороже, чем в автобусе.. Стоянка была на "перроне", перпендикулярно автобусной, напротив старого круглого аэропортского фонтана, который даже заработал к приезду Брежнева в 1980, ))
На 16 кадре,это после прохождения регистрации,можно было выйти на перрон,посидеть на скамейке и посмотреть на самолёты,брат рассказывал).
А на 21 кадре,там где встречают,меня брат посадил на перил и я первый раз увидел ИЛ-86,у меня был шок,до того огромные они))).
круто было! а я в те же 80-е все больше на яках да анах летал по маршруту Талдыкорган - Устькаман. Как сейчас помню :)
Очень увлекательно-) +5
рад, что понравилось! :)
Супер!! Спасибо за пост!! :-)
Помню отчетливо этот балкон в старом терминале, чтобы курить и смотреть на самолеты. С какого-то моменты на него перестали пускать. Помню, мы с другом ходили из дома пешком в аэропорт зимой в мороз - самолеты позырить. Денег на троллейбус не было, а зайцами стеснялись. Прокляли всё на обратном пути. Старый еще терминал был.
ну хоть на самолеты насмотрелись? :)
Вот, будешь смеяться. но самолетов я не запомнил. Дорога впечатлила куда больше. Много лет потом вспоминали. :-)
знатно прогулялись :)
lenox
0
0
Очень содержательно. Спасибо. Интересно, где сейчас стела с Ил-62?
спасибо вам! стелу попилили на металл, скорее всего
lenox
0
0
Только еще бы добавить про новый строящийся терминал.
ох блиин, рафики, лазы....как вспомню так приятно на душе :))) Автобусы прямо к зданию подходили:) А мне наш старый аэропорт больше нравится чем нынешний.
старый, который из 70-х? наверное, из ностальгических соображений тоже :)
тот что сгорел :)))
А я на 144-м летал 1 раз. Советский ответ конкорду. Почему сейчас не летает? Да потому что расход топлива тоннажем измеряется.
Отличный пост, вот это я понимаю - грамотный блоггинг.
рад, что понравилось!
Sayan
0
0
Классный пост, люблю самолеты и аэропорты
авиация - тема! :) спасибо за отзыв!
>>Полагаю, лет через сто наши правнуки буду говорить - хех, предки-то аж 4,5 часа до Москвы летели :)
как мой папа любит шутить насчёт нас с братом ,когда мы удивляемся как было в их время - Они наверное думают что мы жили когда ещё динозавры водились :)) Наверна так и в будущем будет) Фотки класс.а есть оригинал панорамного снимка за 2008 год?:)
Laser
0
0
Аж не верится, что был такой Аэропорт в моем родном городе... Смотришь на эти фото и мурашки по коже бегут от ностальгии...
А почему никто не пишет про расписание рейсов,под фотками есть бонус))).
Такие направления были,просто офигеть))).
Вячеслав,последняя твоя фотка,высшего класса,у меня есть оригинал с джетфотос)!Стоят 5 разных авиакомпаний и ты ещё летишь на одной))).Туркишу,рукава не хватило).
Как тебе Е-195,какие ощущения от него?Ничего что на ты?
Вот как я люблю посты такого познавательно исторического характера, автор, уважуха!
рад, что понравилось :)
Да....я помню тоже летал из Алма-аты.....там на 1 этаже в терминале продавали робота которого я очень хотел купить...был тогда ещё маленький))но так и не купил)(( ностальгия...посмотрел расписание ппц........сейчас и половины из того что было нет....и цены космос
расписание весьма познавательное, факт
KrasS
0
0
Классный пост! +++
рад, что понравилось :)
Mysyk
0
0
Вот только ошибка насчет года. Пожар произошел в 1998 году. Сведения неточные. Я хорошо еще тогда помню. Моя бабушка со стороны отца уезжали из Алматы. Аэропорт именно в 1998 году сгорел.
вполне возможно. процитировал СМИ, которые далеко не всегда правдивы
KrasS
0
0
А они говорят правду?
Эх, ностальгия. Как хорошо было.
5 фото 1963г. - хвост Ил 18.
6 фото 1967г. На месте этой клумбы сейчас шлагбаумный пост для оплаты вьезда к аэровокзалу.
21 фото 1980г. Я больше помню в аэропорту Икарусы 280 гармошки - ходили по 92 и 97 маршруту.
Просто супер. Не живу в городе уже 15 лет. Мой аэропорт, мое детство, каждый уголок знаком. Не одно поколение работало там да и сейчас трудятся и живут. Спасибо за ожившие картинки из воспоминаний.
Огромное СПАСИБО!!!! Я знаком с аэропортом КУГА столько сколько живу. Отсюда улетал мой отец (штурман) и мои родственники (пилоты)! Я помню аэропорт ещё более старым! Сколько мною исхожено по полю и рядом. Ещё раз спасибо за ожившую память!

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

Юрист, пришедший в школу учителем по зову души, о главной проблеме системы образования

Юрист, пришедший в школу учителем по зову души, о главной проблеме системы образования

Алматинский учитель поставил диагноз системе, частью которой является образование. Будучи успешным юристом, имевший степень МВА, он вдруг развернул траекторию своей карьеры, став обычным школьным...
Zhumanova
22 сент. 2017 / 16:26
  • 6865
  • 12
«Это будут твои большие похороны». Гуф высказался о Скриптоните и Басте

«Это будут твои большие похороны». Гуф высказался о Скриптоните и Басте

Досталось и Скриптониту, который ранее опубликовал запись, о том, что больше не будет сниматься в клипе Гуфа и Тимати. "Я тебя ни о чем больше не попрошу, казах ты мой дорогой" - высказался рэпер.
tala03
21 сент. 2017 / 15:48
  • 3870
  • 12
Почему депутат Божко хочет ограничить приток сельской молодёжи в города?

Почему депутат Божко хочет ограничить приток сельской молодёжи в города?

Вице-спикер Мажилиса Владимир Божко остановился на некоторых деталях известного конфликта в Астане возле строящегося «Абу Даби Плаза», затронув проблему «многочисленной сельской молодёжи»...
openqazaqstan
19 сент. 2017 / 13:16
  • 2744
  • 64
«Моя депрессия длилась больше двух лет». История о том, как я была готова сдаться

«Моя депрессия длилась больше двух лет». История о том, как я была готова сдаться

По данным статистики 2017 года Казахстан занимает 4 место по самоубийствам. Говорить об этом - социальное табу. Мы игнорируем разговоры о депрессиях. Потому что нам страшно.
goribaldi
18 сент. 2017 / 15:45
  • 2696
  • 89
«Папина принцесса» или «обезьяна с гранатой»? Случай в бассейне

«Папина принцесса» или «обезьяна с гранатой»? Случай в бассейне

Мужчины спокойно подчиняются логичным правилам, большинство женщин пытаются выторговать себе особые условия. Я убеждалась в этом много раз.
ValentinaVladimirska
18 сент. 2017 / 14:25
  • 2185
  • 35
Лайфхаки для путешественников. Как я не заплатила ни цента за проживание в Испании

Лайфхаки для путешественников. Как я не заплатила ни цента за проживание в Испании

Бесплатное проживание и завтрак в Испании, как прокачать иностранный язык и где поймать бесплатные ништяки в Европе. Если вы backpacker, который пересекает границу разных стран каждую неделю -...
dianaobyrne
18 сент. 2017 / 12:16
  • 2739
  • 1
Мой опыт вегетарианства: «Я ела овощи, и сама стала как овощ»

Мой опыт вегетарианства: «Я ела овощи, и сама стала как овощ»

Три года назад начитавшись-наслушавшись кое-каких знаменитых людей, я решила завязать  с абсолютно любым мясом. Как же возмущались все мои близкие, это надо было видеть, но я была непреклонна.
Bonittta
18 сент. 2017 / 14:33
  • 2117
  • 33
Путешественник был шокирован полицейским беспределом в Казахстане

Путешественник был шокирован полицейским беспределом в Казахстане

Полицейский беспредел в Казахстане осудил российский блогер и путешественник Евгений Золотухин. На своей странице он рассказал, как встретился с казахстанскими полицейскими, и как они оставили не...
tala03
18 сент. 2017 / 16:58
  • 1890
  • 13
Одним уникальным садом в столице станет больше – Корейский сад в Астане

Одним уникальным садом в столице станет больше – Корейский сад в Астане

27 сентября откроет свои двери уникальное место в Астане –  Корейский сад. Подобных общедоступных мест нет в Астане. Это видно по дизайну парка, который был разработан в Южной Корее.
iamYerlan
18 сент. 2017 / 0:51
  • 1917
  • 7