Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
0
23:31, 05 декабря 2010

Классики нервно курят

Сценарий для «Литературного конкурса Казнета», номинация «Творческое чтение научной литературы».

Поздний вечер. Комната. Приглушенный свет, яркое пятно – настольная лампа. За столом занимается уроками семилетняя девочка. Камера наплывает к ней со спины, и мы видим, что она делает математику, автоматически решая, кажущийся бесконечным столбик с простейшими арифметическими примерами. Девочка, как робот, монотонно и неутомимо, вписывает и вписывает ответы, ее лицо неподвижно, глаза кажутся остекленевшими, однако рука упрямо выводит ответ, за ответом… «2+8=10, 4+7=11, 9+6=15, 7+5=…»

Девочка, вздрагивает. Останавливается. Камера крупно берет лицо, на котором начинают проявляться первые признаки осмысленной мимики. Девочка отстраняется от листа с примерами, проводит по лицу рукой, и начинает шарить по столу, в поисках чего-то. Из под груды тетрадок, альбомов и прочей детской мишуры появляется книга, открыв которую девочка начинает читать спокойным, чуть монотонным голосом:

«На первый взгляд может показаться, что положение 7+5=12 чисто аналитическое, вытекающее по закону противоречия из понятия суммы семи и пяти. Однако, присматриваясь ближе, мы находим, что понятие суммы 7 и 5 содержит в себе только соединение этих двух чисел в одно и от этого вовсе не мыслится, каково то число, которое охватывает оба слагаемых. Понятие двенадцати отнюдь еще не мыслится от того, что я мыслю соединение семи и пяти; и сколько бы я ни расчленял свое понятие такой возможной суммы, я не найду в нем числа 12. Для этого необходимо выйти за пределы этих понятий, прибегая к помощи созерцания, соответствующего одному из них, например своих пяти пальцев, и присоединять постепенно единицы числа 5, данного в созерцании, к понятию семи. В самом деле, я беру сначала число семь и затем, для получения понятия пяти, прибегая к помощи созерцания пальцев своей руки, присоединяю постепенно к числу 7 с помощью этого образа единицы, ранее взятые для составления числа 5, и таким образом вижу, как возникает число 12. То, что 5 должно было быть присоединено к 7, я, правда, мыслил в понятии суммы =7+5, но не мыслил того, что эта сумма равна двенадцати. Следовательно, приведенное арифметическое суждение всегда синтетическое.»

Девочка внезапно прерывает чтение, подымает лицо, крупный план. Сложная актерская игра лицом. Откладывает, книгу и произнося куда-то в пустоту: «gedanken ohne inhalt sind leer, anschauungen ohne begriffe sind blind», продолжает монотонно и неутомимо решать примеры: «7+5=12, 6+7=13, 3+8=11…»

Камера отплывает от девочки, мимоходом показывая зрителю обложку книги – «И.Кант Критика чистого разума»

Затемнение.

0
124
0