Неделю назад в Алматы прошла научная конференция, которая была призвана научно доказать, что город Алматы имеет тысячелетнюю историю. Альтернативных мнений на мероприятии не звучало - т.е., дискуссии не вышло. В этой связи, мы предлагаем всем высказаться здесь - считаете ли вы доводы убедительными, постановку вопроса правильной и наличие смысла в таких изысканиях бесспорным?
Итак, доводы в пользу тысячелетия звучат так:
ДОВОД 1.
- Возраст города идентифицируется по таким параметрам, как наличие развитых укреплений, инфраструктура, упоминание в письменных источниках и производство монет. Именно монеты (которые якобы были отчеканены в 1271-1272 гг. в местечке с именем, похожем на Алматы), найденные при строительстве погранучилища, позволили говорить о миллениуме.Критики этой теории утверждают, что письменные источники, на которые ссылаются "тысячелетники", относятся к одноименному топониму Алматы, который находился на территории современного Китая, недалеко от Кульджи и никакого отношения к нынешнему Алматы не имеют. Также ошибочно связывать Алматы с топонимом Алмалык (столица чагатаидов), а монеты, вокруг которых весь шум, якобы родом оттуда.
Источник: "Время"
ДОВОД 2.
На территории Семиречья издревле существовали поселения с разной степенью сложности и развитости, в том числе и такие, которые могут быть названы древними городами.
Противники теории утверждают, что характер этих поселений, несмотря на наличие деления на ремесленные и жилые зоны, слишком прост, а отсутствие находок при раскопках значимых сооружений не позволяет говорить о поселениях как о городах.
ДОВОД 3.
Факт существования письменности говорит о высоком уровне социально-экономической организации, а культовые сооружения и статусные захоронения (как курганы) указывают на определенный культурный уровень.Критики заявляют, что, судя по скудным археологическим находкам из сакской эпохи, при высоком уровне их цивилизации, руническая письменность была слабо распространена в их государствах, а преимущественно кочевой уклад жизни не способствовал обустройству городов. Более того, противники теории склонны считать, что захоронения обустраивались в стороне от населенных мест, тогда как на самой территории Алматы курганных комплексов несколько.
ДОВОД 4
На основании археологических исследований стало известно, что на территории Алматы в 7–10 вв. находились поселения и города - об этом говорят находки глиняной посуды, изделий из бронзы и железа, остатков кузнечной мастерской.
Аргумент против звучит просто как глиняная посуда - если по таким находкам начинать присваивать возраст всем нынешним городам, мир захлестнет волна тысячелетних юбилеев.
Дорогие алматинцы, выскажитесь, что для вас инициатива о тысячелетии - спекуляции с политической подоплекой, или восстановление исторической истины?
Обсуждение тут, ну и здесь тоже, конечно.