Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
4
09:53, 10 декабря 2019

Многопрофильная культура

В свете событий, связанных с отзывом лицензий у «Олимпа» мне стал очевиден тот факт, что многие не в курсе тех широченных полномочий, которые государство делегировало Министерству культуры и спорта. Я решила, что нужно написать отдельный пост о том, за что же вообще отвечает МКС, пусть это будет своеобразным ликбезом для заинтересованных.

Всем, кому интересно побольше узнать о том, чем должно заниматься МКС, рекомендую почитать постановление правительства № 1003 от 23 сентября 2014 года, оно здесь: http://adilet.zan.kz/rus/docs/P1400001003#z16

Мы же начнем с миссии МКС, которая заключается в государственном регулировании в сферах:

- культуры

- охраны и использования объектов историко-культурного наследия

- кинематографии

- развития языков

- государственных символов

- архивного дела и документационного обеспечения управления

- электронного документооборота и электронных архивов

- физической культуры и спорта

- игорного бизнеса

- лотереи и лотерейной деятельности

- туристской деятельности

Как видим, целых 11, в основном никак не связанных между собой, направлений деятельности курирует МКС.

Мне очень сложно понять логику чиновников, которые стали идеологами последней административной реформы, какой смысл таило в себе создание этого «творения»? Как сопряжены между собой культура и спорт высоких достижений, кинематография и туризм, архивное дело и лотерейная деятельность, документационное обеспечение и охрана памятников?

Конечно, если сильно постараться, можно «дотянуть» существующее положение вещей до категории логичных понятий и вероятно МКС, отвечая на вопросы журналистов газеты «Время», попыталось сделать именно это, заявив о том, что в 2018 году букмекерским бизнесом на поддержку отечественного спорта было выделено 120 млн.тенге. (подробнее читайте здесь: https://time.kz/news/main/2019/12/06/v-minkultury-i-sporta-ne-smogli-nazvat-imena-vladeltsev-bukmekerskih-kontor-kazahstana).

То есть эта, без преуменьшения, капля в море администрируемых МКС государственных расходов, по логике чиновников от культуры должна оправдать слезы женщин, мужья и сыновья которых просаживают свои зарплаты и стипендии, делая ставки на тотализаторах?

Ну что же, давайте будем «дотягивать» дальше! Что в таком случае, может помешать Министерству национальной экономики подмять под себя все отраслевые министерства? Зачем разбрасываться деньгами и содержать штат, платить за аренду помещений, автотранспорта и т.д. и т.п., если так или иначе, каждая из отраслей является отраслью экономики?..

В каждом вопросе, у каждой отрасли есть своя специфика, этого нельзя отрицать, и, конечно, я понимаю, что нельзя создавать отдельное министерство для каждого из направлений государственной политики, но мне кажется, что, объединяя несколько отраслей в одном ведомстве, надо руководствоваться хотя бы здравым смыслом для того, чтобы избежать управленческой неразберихи, выливающейся со временем в откровенный хаос, какой лично я наблюдаю сегодня в системе МКС.

Я очень надеюсь на то, что государственные мужи в скором времени изменят сложившуюся ситуацию, поскольку это необходимо в первую очередь самому государству. Только через разграничение полномочий МКС можно распутать этот сложный «клубок», называемый в среде имеющих к нему отношение людей «Минхалтуры» и обеспечить эффективный контроль за его деятельностью.

К сведению тех, кто об этом не знает (а таких большинство) центральный аппарат МКС выполняет 194 функции и еще 83 функции выполняют его ведомства (комитеты). Вникнув в их содержание, можно сделать вывод о том, что МКС на сегодня, пожалуй, самое многофункциональное ведомство, сотрудники которого одновременно формируют и реализуют госполитику в разнонаправленных областях, утверждают расценки, проводят социально значимые мероприятия, учреждают конкурсы, выдают лицензии, утверждают различные типовые правила, договоры, формы, квалификационные требования и т.д.и т.п.

Я внимательно изучила перечень функций МКС и его комитетов и меня заинтересовало следующее.

В соответствии с п.13 Положения о Министерстве культуры и спорта РК ему запрещается вступать в договорные отношения с субъектами предпринимательства на предмет выполнения обязанностей, являющихся функциями Министерства.

Правильно ли я понимаю, что МКС сплошь и рядом нарушает эту норму?

Судите сами, одной из функций МКС является проведение социально значимых мероприятий в области культуры. Однако, исходя из размещенной на портале государственных закупок информации, следует, что МКС перманентно передает эту функцию «субъектам предпринимательства».

Одним из примеров такой «передачи» является уже упомянутый в предыдущем материале договор на проведение Дней казахстанского кино, заключенный между МКС и АО «Казахфильм». В соответствии с п.13 Устава АО «Казахфильм» его целью является извлечение дохода, это значит, что согласно ст.23 Предпринимательского кодекса РК АО «Казахфильм» является субъектом предпринимательства и МКС не имело права передавать ему функцию по проведению одного из социально значимых мероприятий в области культуры.

Та же картина складывается и по договорам МКС с АО «Казак ауендеры», и по договору с широко известным в узких кругах музыкальным агентством «Классика», которое в 2017 году получило заказ на проведение Международного конкурса пианистов на сумму 48 558 035 тенге.

Этот договор во всех смыслах весьма интересен. Во-первых, я, будучи проректором Консерватории, стала очевидицей всего процесса подготовки к конкурсу и, будучи в то время горячей поклонницей Аубакировой, стала одной из зрительниц данного конкурса, то есть в данном случае я могу не просто абстрактно рассуждать, но и ответственно свидетельствовать.

Начнем с того, что на момент проведения конкурса пианистов одним из соучредителей «Классики» являлась сама народная артистка Казахстана-ректор КНК м.Курмангазы Жания Аубакирова.

Интересно и то, что договор о государственных закупках от «Классики» подписала Анна Зеленцова, которая, являясь персоной, особо приближенной "к телу", в то же самое время работала начальником одного из отделов Консерватории.

Все, кто наряду со мной в 2017 году работал в Консерватории, знают, что мероприятия конкурса, включая репетиции участников, проводились на базе Консерватории, а я, как проректор по финансово-экономическим вопросам ответственно заявляю о том, что агентство «Классика» не заплатило Консерватории ни одного тыина ни за аренду помещений, в которых проводился конкурс, ни за аренду оборудованных роялями залов для репетиций, которых, как следует из Технического задания к конкурсу, потенциальный поставщик должен был иметь не менее десяти.

Во-первых, так вопрос даже и не стоял, а во-вторых, консерватория не имеет права сдавать свои помещения в аренду.

В свете всего этого мне интересно, какие документы агентство "Классика" прикладывало к конкурсной заявке и каким образом подтверждало наличие необходимых для организации международного конкурса пианистов помещений?

Все в Консерватории помнят о том, как в ущерб учебному процессу участники конкурса готовились к нему в концертных залах и учебных классах Консерватории, а лично я помню, как автотранспорт госучреждения использовался для транспортировки членов жюри, оргкомитета и участников, как оборудование Консерватории не просто использовалось для проведения и записи конкурсных мероприятий, но и было закуплено для него за счет средств Консерватории. Не удивлюсь, если окажется, что и расходы по оплате гонораров членов жюри конкурса также легли на Консерваторию, ибо в период ректорства Жании Аубакировой в Консерватории было принято оплачивать гонорары различным иностранным товарищам за мифические «мастер-классы».

Мне, непосредственному участнику событий, третий год разворачивающихся в старейшем музыкальном вузе Казахстана, очень больно осознавать все это.

48 миллионов тенге за 9 конкурсных дней или по 5 миллионов тенге в день, которые получило агентство «Классика» за проведенный исключительно на базе Консерватории конкурс пианистов, выглядят плевком в лицо казахстанской культуры, особенно на фоне той нищеты, которую испытывает Консерватория!

Круто поэксплуатировали государственное имущество! А кто об этом знает, если даже официальные сми писали тогда: «Учредителями конкурса являются Министерство культуры и спорта Республики Казахстан, Казахская национальная консерватория имени Курмангазы. Конкурс пройдет при организационной поддержке Музыкального агентства «Классика»?(https://kursiv.kz/news/afisha/2017-11/v-almaty-proydet-viii-mezhdunarodnyy-konkurs-pianistov?page=67)

И с каких пор выполнение условий договора о государственных закупках стали величать «организационной поддержкой»?

Сегодня, когда бывший ректор Консерватории Жания Аубакирова презентует свои книги и выступает с лекциями в высших учебных заведениях Казахстана, я думаю: знают ли те, кто читает и слушает ее о том, насколько хорошо народная артистка усвоила принцип: «Своя рука – владыка!» Знают ли поклонники таланта пианистки о том, в каком состоянии она оставила Консерваторию? Что сделала для нее за 20 лет своего ректорства? Кому любопытно, могут заглянуть в туалеты учебных корпусов и посмотреть на занимающихся в чудовищных условиях студентов...

Но, я отвлекалась, еще будет возможность подробно написать о Консерватории. Собственно говоря, этот «небольшой» пример я привела для того, чтобы проиллюстрировать как, вопреки требованиям постановления правительства № 1003, МКС перепоручает свои функции «субъектам предпринимательства».

Перечислять все обнаруженные мной только в ходе изучения портала государственных закупок «странности» не имеет смысла, все они однотипны. Вот, например, одна из них – договор с ТОО «Казахский научно-исследовательский институт культуры». Это договор на создание пресловутой уже концепции «Астанафильма».

Во-первых, при проведении данного конкурса МКС совершило буквально политическую ошибку. Так, объявление о проведении государственных закупок было опубликовано на портале 20 июня 2019 года в 17:07 час. Как всем известно, 23 марта 2019 года Указом Президента Казахстана Токаева К.К. г.Астана был переименован в г.Нур-Султан, в связи с этим мне непонятно, на каком основании МКС проводит конкурс о государственных закупках по созданию концепции СЭЗ в г.Астане? По крайней мере именно так сказано в техническом задании к конкурсу: «В рамках данной услуги необходимо оказать консалтинговые услуги по разработке концепции по созданию центра кинематографии с привлечением зарубежных специалистов в условиях создания и функционирования специальной экономической зоны в сфере кинопроизводства на территории города Астаны».

Получается, что компетенций государственных служащих, включая политических в лице ответственного секретаря, вице-министров и министра культуры и спорта не хватило для того, чтобы своевременно внести в конкурсные документы необходимые изменения?

Во-вторых, оговоренные техническим заданием услуги по разработке концепции создания СЭЗ и особенно по разработке «проектов нормативных правовых актов, принятие которых необходимо в связи с созданием специальной экономической зоны» являются прямыми функциями Министерства культуры и спорта Республики Казахстан!

Дальше тоже интересно! Так, МКС пишет: «оформление Концепции должно соответствовать следующим требованиям: содержать такие сведения, как цели создания, место расположения, приоритетные виды деятельности, информацию о потенциальных участниках СЭЗ, анализ текущей экономической ситуации соответствующего региона и прогнозируемый эффект на экономику от создания СЭЗ».

Как вышло, что уполномоченный государственный орган оказался неспособным сформулировать даже цель, с которой создается СЭЗ? Эта «беда» МКС характеризует все, организованные и проведенные им конкурсы о государственных закупках, которые я рассмотрела в ходе своего исследования и потому я в очередной раз делаю вывод о том, что эта проблема носит системный характер и я в который уже раз обращаю на это внимание. Будет ли от этого польза? Посмотрим...

Признаться, когда я начала внимательно изучать положение о Министерстве культуры и спорта, подумала, что 244 единиц штатной численности недостаточны для тех 194 функций, которые оно выполняет и 57 государственных учреждений, которые находятся у него в подведомстве. Если отбросить численность сервисных, административно-хозяйственных служб, можно прийти к выводу о том, что на каждого сотрудника МКС приходится одна государственная функция! Это очень много!

Однако не нужно обладать большим профессионализмом для того, чтобы через конкурсы о государственных закупках попросту переложить свои прямые обязанности на подведомственные предприятия, которые к тому же являются субъектами предпринимательства, не правда ли?

И можно ли говорить о рачительном подходе к использованию средств государственного бюджета тогда, когда уполномоченный орган, наплодив всевозможных «дочек», распыляет народные деньги на аренду помещений для их размещения, на заработные платы и социальные отчисления их сотрудников, а также на налоги, которые поставщики (они же подведомственные МКС учреждения) уплачивают с каждого договора?

Как вы считаете, сможет ли Казахстан занять достойное место как в мировой культуре, так и в мировом спорте тогда, когда уполномоченный орган не способен даже на то, чтобы вовремя изменить название города в конкурсной документации и платит 147 миллионов тенге за концепцию создания специальной экономической зоны в несуществующем городе?

Продолжение следует...

Картинка взята из открытых источников

4
1739
0