Польша опять в „лагере ограниченного суверенитета” – абстракт
В 2019 году политическая элита в Польше (не путать с исторической польской элитой) празднует 30-летие соглашения т. н. круглого стола и первых после Второй мировой войны полусвободных парламентских выборов (4 июня 1989), 20-летие членства в НАТО (12 марта 1999), а также 15-летие вступления страны в ЕС (1 мая 2004), и этому сопутствует провозглашаемый ведущими политиками постулат о внесении в конституцию Польской Речи Посполитой факта принадлежности этой страны к в/у организациям. Но, фактом остаётся и то, что многие поляки резко критикуют эту курьёзную идею и считают такой замысел очередной социалистической попыткой лишения их свободы и возможности суверенного управления своим собственным государством.
Кроме позиций и аргументов сторон, н/у статья представляет также исторический фон этого спора, включая и архивные данные о связанных с ним избирательных и плебисцитарных голосованиях в Польше в конце XX и в начале XXI веков. Автор: Гжегож Грабовский (май 2019).
Полный текст на польском языке: Свободная Польша
См. также:
Дмитрий Окунев, Социализм в опасности: как появилась „доктрина Брежнева” https://www.gazeta.ru/science/2018/09/26_a_11997739.shtml (26.09.2018):
„50 лет назад в газете «Правда» [от 26 сент. 1968, с. 4] вышла статья «Суверенитет и интернациональные обязанности социалистических стран». (...) «Нет сомнений, что народы социалистических стран и коммунистические партии имеют и должны иметь возможность для того, чтобы определять пути развития своих стран. Однако любое их решение не должно наносить ущерба ни социализму в их собственной стране, ни фундаментальным интересам других социалистических стран, ни всемирному рабочему движению, которое борется за социализм.
Суверенитет отдельных социалистических стран не может быть противопоставлен интересам мирового социализма и всемирного революционного движения»,
— говорилось в статье за подписью члена редколлегии «Правды» по отделу пропаганды Сергея Ковалева. Впрочем, авторство в данном случае было чистой формальностью. В заметке формулировался официальный курс советского руководства.”
.