Новый закон о недропользовании это что называется "шописец", государство (к добру ли?) принимает очень жесткую позицию по отношению к недропользователям и в первую очередь к иностранным инвесторам. К сожалению закручивание "гаек" происходит по отношениям к относительно небольшим, инвестиционно малопривлекательным месторождения на которых не услышать "громким имен". Те договора которые были заключены ранее по Карачаганаку, Кашагану, Тенгизу - пересматриваются в рамках "административного давления" но никак не на основании тех же соглашении, причем звучит это как бы - мы раньше были молоды, зелены, и мало что понимали, а теперь мы подросли и хотим дать вам "люлей" ;-)
Основные моменты по законодательству о недропользовании:
1. усилена часть по проектированию, проект является приложением к контракту
2. соответствие требованиям контракта проверяется согласно данных заложенных в проектной документации
3. в связи с тем что проектная документация довольно объемный документ - очень высок риск того что будут найдены несоответствия и контракт будет аннулирован, и участок отобран.
4. завуалировано звучит попытка "убрать" международный арбитраж
5. всего 2 критерия по оценке предложении на те или иные предложения инвесторов: 1. подписной бонус и 2. соц составляющая
6. упраздняется годовая программа, все в проектной документации - опять таки риск несоответствия увеличивается, на практике с момента как проект разработан и до его "реализации", а еще чаще до его согласования проект претерпевает значительные изменения
7. 3 экспертизы контракта: 1. юридическая 2. экономическая 3. экологическая, до этого было 8, но они никуда не исчезли - просто не надо относить в разные гос органы, теперь они сами внутри будут относить друг дружке контракт.
8. контракт может быть аннулирован государством в до судебном порядке
9. для целей снижения давления фактора "каз содержания" скорее всего недропользователям придется в проектной документации прописывать тех требования "невыполнимые" казахстанскими поставщиками, к тому же казахстанский поставщик не готов поставлять оборудование - не может уложится в сроки в связи с завалами заказов + качество.
10. к полезным фракциям отнесена - сера, газ и тд.
11. 2 нарушения или больше в течении года - у вас могут забрать контракт
12. каз содержание - невозможность устранения нарушения! никто не будет покупать заново те товары которые уже были приобретены.
13. недропользователям возможно выгоднее будет содержать штат из 5-10 проектировщиков и получать лицензию на проектирование, чем объявлять тендер и закупка проектных услуг, для каждого изменения проекта, а их будет много.
14. поставщик и сертификат СТ РК - не все могут и захотят поставлять товар вместе с сертификатом, необходимость "платить" дополнительно.
15. принципы и задачи, создание благоприятных условий для привлечения инвестиции более не принцип, а задача! то бишь ее обязательность не имеет значения.
16. попутный газ собственность государства если иное не предусмотрено контрактом
17. каз содержание в проектной документации