Машиностроительный завод имени С. М. Кирова. От торпед до расчёсок

3277
1
0
4

В годы своего пика завод был крупнейшим в мире производителем торпед. Сейчас объёмы далеки от прежних, но завод сохранил главное - специалистов и навыки.

Официально Машиностроительный завод имени С. М. Кирова в 2017 году отметил 75-летие, считая датой основания переезд в Казахстан. Хотя история его начинается в 1882 году, когда в селе Большой Токмак в Украине немецкие предприниматели Фукс и Клейнер основали предприятие, производящее сельскохозяйственные машины. Во время I мировой войны предприятие стало заниматься ремонтом военной техники. После войны его назначение снова поменялось - завод в 1922 году стал государственным, получил в 1923 году название "Красный прогресс", а с ним литейный и кузнечный цеха. Именно на этом заводе был выпущен первый советский трактор "Запорожец".
В 1935 году завод получил имя С. М. Кирова и тогда же начались разработки первого образца первого образца морского орудия - самодвижущихся морских мин. В 1937 году на вооружение поступили первые торпеды, выпущенные на заводе.
18 августа 1941 года после подрыва немецкими войсками Днепровской ГЭС началась эвакуация завода в Махачкалу, но в августе 1942 года, когда и Кавказ был в прифронтовой зоне, было принято решение полностью эвакуировать завод в глубокий тыл - в Алма-Ату. В Казахстане не было даже площадок для размещения такого огромного завода, поэтому его цеха работали в помещениях трамвайного парка, типографии, небольшой фабрики, кинотеатров и др. В Казахстане завод стал выпускать уникальную продукцию - торпеды с тепловыми двигательными установками. В 1944 году с помощью производимой на заводе спецтехники было потоплено 143 немецких корабля и 304 транспортных судов, в 1945 году - на Балтийском театре военных действий 98 кораблей и 151 транспортное судно.
1. В послевоенные годы завод стал снова выпускать гражданскую продукцию, необходимую стране. В период 1950-1980 гг. завод имени Кирова стал одним из самых крупнейших и секретных заводов оборонной промышленности Советского Союза. Завод был крупнейшим производителем торпед в мире и поставлял свою продукцию практически во все части света. При этом завод выпускал и множество товаров широчайшего ассортимента: газовые плиты, чайники, расчёски, мясорубки, сельхозтехнику, медицинское оборудование и т. д. Численность сотрудников составляла 14 тысяч.
2. Но уже в 1990-х годах потребность в морской военной спецтехнике резко упала. За этим последовало и падение величия завода, многие алматинцы уже поверили, что он бездействует. В то же самое время завод продолжал работать, сохраняя свой режим секретности. Вся информация о нюансах производства, покупателях и многое другое - секретная.
3. В 2003 году завод вошёл в состав национальной компании «Казахстан инжиниринг». При том, что численность сотрудников сократилась почти в 30 раз, завод имени Кирова смог сохранить и специфику работы, и высококвалифицированных специалистов, а также разработать новые виды продукции, которые позволили остаться на плаву. Поэтому предприятие осталось одним из лидеров в мире по производству морского вооружения, а также производит продукцию для горнодобывающего, нефтяного, железнодорожного, военного сектора.
4. Особенность завода - в том, что он может выпускать очень широкий спектр продукции благодаря полному циклу - от литья до механической обработки продукции. Среди изделий завода - даже некоторые памятники Алматы.
5. Большим прорывом для завода было начало производства легендарной торпеды 53-65К, находящейся на вооружении с 1969 года. Торпеда имеет высокую надёжность, относительно небольшую цену, развивает срок 45 узлов, может быть использована и с подводных лодок, и с надводных кораблей, поэтому стала очень популярной и по прежнему охраняет водные границы некоторых стран.
6. Сохранилось также конструкторское бюро, без которого работа в наукоёмком секторе невозможна.
7. Помимо производства здесь же занимаются модернизацией продукции с увеличением срока её службы.
8. Продукция завода, естественно, в основном идёт на экспорт.
9. Лабораториям завода в советское время позавидовали бы многие промышленные предприятия. Здесь проводятся все необходимые испытания сырья и продукции.
10. Спектрометры.
11. Здесь производится калибровка электрических величин.
12. Ещё один тип продукции, в которой специализируется Машиностроительный завод имени С. М. Кирова - это судовое гидравлическое оборудование, как для подводных лодок, так и для надводных кораблей. Достаточно подробное описание этой продукции есть на сайте завода, поэтому упомяну лишь, что она делится на основных категории: силовые исполнительные механизмы (гидроцилиндры) и гидромашинки, системы управления и распределения (гидрораспределители, гидроаккумуляторы, краны).
13. Здесь тоже преимуществом является замкнутый цикл - от литья до мехобработки.
Работники цеха.
14. Сборка гидравлики.
15.
16. Готовая продукция на экспорт.
Очень хотел бы поблагодарить Министерство оборонной и аэрокосмической промышленности РК за помощь в подготовке этого поста. Для тех, кто хочет увидеть продукцию Машиностроительного завода имени С. М. Кирова, а также других военно-промышленных заводов своими глазами, очень рекомендую посетить выставку вооружения и военно-технического имущества KADEX-2018, которая пройдёт в Астане 23-26 мая (25-26 мая – дни открытые для посещения всеми желающими).
Использование фотографий без письменного разрешения автора запрещено.
Подписывайтесь также на мои аккаунты в соцсетях:
Фейсбук: https://www.facebook.com/theyakov
Инстаграм: https://www.instagram.com/yakovfedorov/
Твиттер: https://twitter.com/YakovFedorov
Ad

Rate post

4

Comments

Login to comment