На въезде в город Уштобе - районный центр Каратальского района Алматинской области установлена вывеска "Қасиетті Қаратал - әулиелер мекені" ("Священный Каратал - земля святых"). Район очень богат историей разных эпох. Любой житель Каратала в списке достопримечательностей назовёт мавзолеи, построенные на могилах биев и батыров, внесших свой вклад в развитие страны во время сражений с джунгарами и в мирное время.
В районе находятся памятники Ескельды би, Балпык би, Айту би, Жолбарыс батыра и Карымбай аулие. Все мавзолеи в их нынешнем виде были построены в 1990-2000-е года жителями на частные средства над могилами предков, живших в 17-19 веках.
1. Арка на въезде в Уштобе.
Мавзолей ескельды би
2. Самым крупным, облагороженным и скорее всего наиболее посещаемым мавзолеем района является мавзолей Ескельды би Жылкельдыулы (1692-1780). Его построили к 300-летию со дня рождения бия-батыра в 1992 году. Судя по всему возводили мавзолей в спешке, поэтому стены дали трещину. Поэтому в 2015 году была проведена реконструкция.
По преданию бий умер возле горы Теке у реки Шырша. При жизни он дал указание после смерти завернуть его в тело в белую кошму и положить на белого верблюда. Там, где верблюд остановился, Ескельды би был похоронен.
3. Один из самых известных биев Казахского ханства Толе би в знак закрепления дружбы выдал свою младшую дочку Уланбике за Жылкельды - сына своего друга Жангаулы. Согласно легенде, когда Уланбике вынашивала ребёнка, она попросила у отца голову быка тигровой масти. Тогда Толе би подумал, что его внук будет батыром. Он сказал обратить внимание, начиная с чего Уланбике будет есть голову. Когда он узнал, что сначала она съела мясо из затылочной области, а затем язык и нёбо, Толе би объявил, что его внук будет не только батыром - предводителем войска, но и бием, к словам которого будет прислушиваться народ.
Имя будущему бию и батыру Ескельды также дал его знаменитый дед Толе би.
4. Одним из главных достижений Ескельды би вместе с соратниками - Балпык би, Кабылиса жирау, батыром Ораком - стало то, что они привели род жалайыров, до этого скитавших вдоль рек Шу и Сырдарьи, на территорию Семиречья в район рек Каратал, Или и Косу, освобождённых от джунгаров.
В 2006 году в Талдыкоргане открыли монумент «Уш бәйтерек», изображающий Ескельды, Балпыка и Кабылису.
5. Есть много рассказов о Ескельды би, которые ходят в народе. С детства он отличался острым умом. Как-то он пришёл к юрте аксакалов, которые не могли решить вопрос. Гонец от калмыцкого хана предупредил, чтобы казахи не пасли своих жеребцов у калмыцких кочевий, так как от их ржания кобылицы джунгаров выкинули своих жеребят. С казахов также потребовали плату за выкинутых жеребят. Тогда Ескельды сказал посадить его на верблюда, дать бородатого козла, лук со стрелами и отправить к калмыкам.
Когда мальчик прибыл в их аул, он из лука перестрелял выбежавших ему на встречу собак. Калмыки схватили его и притащили к своему хану, которому он сразу заявил, что пришёл договариваться о цене жеребят. Хан спросил, не было ли у казахов посла покрупнее, и тогда Ескельды ответил, что если хана интересует размер, то он может общаться с верблюдом. На вопрос, неужели перевелись в ауле аксакалы, мальчик ответил, что если для разговора нужен кто-то с белой бородой, то можно поговорить с козлом.
Тогда хан спросил, зачем Ескельды перестрелял собак. Юнец ответил, что когда в аул пришли волки и перерезали скот, казахи кричали, чтобы псы пришли на помощь, но она не явилась. Калмыцкий хан всплылил: "Глупец! Ты понимаешь, что несёшь? Как ваши крики могут быть слышны у нас?" Тогда Ескельды ответил: «Если крик из нашего аула не слышен у вас, то как можно услышать ржание пасущихся жеребцов? Как тогда испугались ваши лошади?». Калмыцкий руководитель был удивлён мудростью мальчика, и конфликт был исчерпан.
6. Другая легенда о детстве Ескельды:
Он любил играть в асыки, никогда в них не проигрывал. Однажды у реки остановился аул бая, который прогнал играющих детей. Тогда Ескельды испугал коня, на котором сидел бай. Конь испугался и с бая упала шапка, упав коню под ноги. Конь испугался ещё больше, скинул седока и убежал, после чего бай лишился голоса. В аул Ескельды отправили людей с требованием возмещения ущерба. Тогда семилетний Ескельды пришёл к аксакалам и предложил решение:
- В этом деле есть 4 виновника: мальчик, который играл, бай, который прогнал его, лошадь, испугавшаяся и сбросившая бая, и шапка, упавшая под ноги коня. Поэтому выкуп 100 лошадей надо разделить на всех четырех.
Людям понравилось решение, и тогда впервые оценили мудрость будущего бия.
7. За советом к Ескельды би часто обращался и Абылай хан. Джунгары однажды выставили большое войско, и Ескельды предложил план: 200 джигитов через перевалы дошли до вражеского лагеря и захватили большой караван с продовольствием. После этого они под видом караванщиков вошли в джунгарский лагерь и разбили его.
8. Абылай хан также часто отправлял Ескельды би во главе посольства к джунгарам. Бий вёл переговоры с хунтайджи Галдан-Цэреном и получил от него дочь Кандай в знак примирения. При этом хунтайджи хотел отдать дочь за Ескельды, но он сказал, что нельзя нарушать традиции и уступил её Абылай хану. От джунгарской жены Абылай хана - Кандай родился Касым-султан (отец Кенесары Касымова).
9. Во время сражений с джунгарами Ескельды объединил многих батыров: Турлыбета Бекенулы, Жайнака, Татыбая Мергена, Малтабара, Кулжана, - и показал себя, как героя. Когда ему было около 30 лет, он возглавил с Балпык би войско и разгромил джунгар в низовьях реки Или, а затем прогнали их до Джунгарских ворот. Войска рода жалайыр под предводительством Ескельды би участвовали в ключевых в битвах на Аныракае и Аягозе.
10. Легенда рассказывает о последнем поединке Ескельды и объясняет одно из джунгарскиx названий в области. Во время одного из столкновений на середину поля вышел известный ноян Шажа с рогами быка на голове с криком «жекпе-жек». Из казахов вызов известного воина принял Ескельды. В битве один на один он одним ударом шокпара убил противника. Тогда Ескельды сказал джунгарам возвращаться, а батыра Шажу поxоронить на месте битвы, пообещав, что казаxи не забудут достойного воина и назовут в его честь гору и реку.
Мавзолей балпык би
11. Балпык би Дарипсалыулы (1694 —1782) и Ескельды би - были близкими друзьями. Их семьи жили в соседних юртах и народ прозвал их "бии-близнецы". Балпык был на 2 года младше Ескельды и происходил также из рода жалайыр.
12. Балпык, Ескельды и Орак батыр возглавили войско жалайыров при Аныракайской битве. Тогда хан младшего жуза Абылхайыр, батыры Кабанбай, Богенбай, Райымбек и другие теснили джунгаров на восток, на китайские земли. А войско жалайыров бились с джунгарскими войсками, оставшимися в тылу.
13. Мавзолей Балпык би находится рядом с селом Оян и был построен в 1994 году к 300-летию бия. С могилой связана мистическая легенда, что в 1920-е годы, когда строили Турксиб, железная дорога должна быть проходить через мазар. Но каждое утро уложенные за предыдущий день рельсы оказывались вырванными и разбросанными, а охранников обнаруживали поседевшими и терявшими дар речи. Один из комиссаров решил лично проверить, что происходит ночью. Утром его обнаружили поседевшим и он приказал провести дорогу в обход мазара. После этого происшествия прекратились.
14. Более правдивая история - когда здесь проложили рельсы, местное население ночью разрушило их, встав на защиту могилы предка. Тогда знавшие традиции строители Турксиба убедили руководство перенести дорогу на несколько десятков метров.
15. Сохранилось и множество слов Балпык би, передаваемых из поколения в поколение и ставших крылатыми.
16. Рядом с мавзолеем похоронены и другие его соратники и родственники.
Мавзолей Айту Би
17. Айту би Жаубасарулы (1746-1790) происходит из жалайырского рода кальпе. Жизнь его не была такой долгой, как у "биев-близнецов" Ескельды и Балпыка, но народ запомнил его мудрость и ораторское искусство. Балпык би, который был его учителем оценивал его так: "Айтудан айтар сөз артылмаған" ("Слова Айту - непревзойдённые").
18. Мавзолей построили в 1997 году на окраине села Оян.
19. QR-код на мавзолее.
20. Могила Айту би.
Мавзолей жолбарыс батыра
21. Бий, батыр Жолбарыс Жылкайдарулы (1671-1761) был сыном богатого человека. По легенде к матери его во время беременности пришёл вещий сон, в котором старец сказал назвать сына Жолбарысом.
22. Жолбарыс родился с родимым пятном на спине, поэтому его называли Жолбарыс Шубар ата (шұбар - пятнистый, чубарый). Он также участвовал в битвах с джунгарами и был справедливым бием.
23. Могила Жолбарыс батыра.
24. Мавзолей расположен рядом с селом Кальпе.
Мавзолей Карымбай аулие
25. Карымбай Таттибайулы (1732-1822) также был известным бием. Его отец Таттибай был стрелком в войске Абылай хана. Имя меткого стрелка Таттибая, который попадал в глаз птицы, упомянуто в романе "Дарабоз" Кабдеша Жумадилова.
26. Акын Сара Тастанбеккызы упоминала Карымбай би, как "Покорившего умом ханов-правителей".
27. Мавзолей построили в начале 2000-х годов недалеко от реки у села Айдар.
Подписывайтесь также на мои аккаунты в соцсетях:
Фейсбук: https://www.facebook.com/theyakov
Инстаграм: https://www.instagram.com/yakovfedorov/
Твиттер: https://twitter.com/YakovFedorov