Yvision.kz
kk
Путешествия
Путешествия
Путешествия
3 500 постов463 подписчика
Первый казахстанский специализированный проект про путешествия, отдых и туризм
4
17:30, 14 мая 2018

Каратальский район. Мавзолеи биев и батыров

На въезде в город Уштобе - районный центр Каратальского района Алматинской области установлена вывеска "Қасиетті Қаратал - әулиелер мекені" ("Священный Каратал - земля святых"). Район очень богат историей разных эпох. Любой житель Каратала в списке достопримечательностей назовёт мавзолеи, построенные на могилах биев и батыров, внесших свой вклад в развитие страны во время сражений с джунгарами и в мирное время.

В районе находятся памятники Ескельды би, Балпык би, Айту би, Жолбарыс батыра и Карымбай аулие. Все мавзолеи в их нынешнем виде были построены в 1990-2000-е года жителями на частные средства над могилами предков, живших в 17-19 веках.

1. Арка на въезде в Уштобе.

Blog post image
Мавзолей ескельды би

2. Самым крупным, облагороженным и скорее всего наиболее посещаемым мавзолеем района является мавзолей Ескельды би Жылкельдыулы (1692-1780). Его построили к 300-летию со дня рождения бия-батыра в 1992 году. Судя по всему возводили мавзолей в спешке, поэтому стены дали трещину. Поэтому в 2015 году была проведена реконструкция.

По преданию бий умер возле горы Теке у реки Шырша. При жизни он дал указание после смерти завернуть его в тело в белую кошму и положить на белого верблюда. Там, где верблюд остановился, Ескельды би был похоронен.

Blog post image

3. Один из самых известных биев Казахского ханства Толе би в знак закрепления дружбы выдал свою младшую дочку Уланбике за Жылкельды - сына своего друга Жангаулы. Согласно легенде, когда Уланбике вынашивала ребёнка, она попросила у отца голову быка тигровой масти. Тогда Толе би подумал, что его внук будет батыром. Он сказал обратить внимание, начиная с чего Уланбике будет есть голову. Когда он узнал, что сначала она съела мясо из затылочной области, а затем язык и нёбо, Толе би объявил, что его внук будет не только батыром - предводителем войска, но и бием, к словам которого будет прислушиваться народ.

Имя будущему бию и батыру Ескельды также дал его знаменитый дед Толе би.

Blog post image

4. Одним из главных достижений Ескельды би вместе с соратниками - Балпык би, Кабылиса жирау, батыром Ораком - стало то, что они привели род жалайыров, до этого скитавших вдоль рек Шу и Сырдарьи, на территорию Семиречья в район рек Каратал, Или и Косу, освобождённых от джунгаров.

В 2006 году в Талдыкоргане открыли монумент «Уш бәйтерек», изображающий Ескельды, Балпыка и Кабылису.

Blog post image

5. Есть много рассказов о Ескельды би, которые ходят в народе. С детства он отличался острым умом. Как-то он пришёл к юрте аксакалов, которые не могли решить вопрос. Гонец от калмыцкого хана предупредил, чтобы казахи не пасли своих жеребцов у калмыцких кочевий, так как от их ржания кобылицы джунгаров выкинули своих жеребят. С казахов также потребовали плату за выкинутых жеребят. Тогда Ескельды сказал посадить его на верблюда, дать бородатого козла, лук со стрелами и отправить к калмыкам.

Когда мальчик прибыл в их аул, он из лука перестрелял выбежавших ему на встречу собак. Калмыки схватили его и притащили к своему хану, которому он сразу заявил, что пришёл договариваться о цене жеребят. Хан спросил, не было ли у казахов посла покрупнее, и тогда Ескельды ответил, что если хана интересует размер, то он может общаться с верблюдом. На вопрос, неужели перевелись в ауле аксакалы, мальчик ответил, что если для разговора нужен кто-то с белой бородой, то можно поговорить с козлом.

Тогда хан спросил, зачем Ескельды перестрелял собак. Юнец ответил, что когда в аул пришли волки и перерезали скот, казахи кричали, чтобы псы пришли на помощь, но она не явилась. Калмыцкий хан всплылил: "Глупец! Ты понимаешь, что несёшь? Как ваши крики могут быть слышны у нас?" Тогда Ескельды ответил: «Если крик из нашего аула не слышен у вас, то как можно услышать ржание пасущихся жеребцов? Как тогда испугались ваши лошади?». Калмыцкий руководитель был удивлён мудростью мальчика, и конфликт был исчерпан.

Blog post image

6. Другая легенда о детстве Ескельды:

Он любил играть в асыки, никогда в них не проигрывал. Однажды у реки остановился аул бая, который прогнал играющих детей. Тогда Ескельды испугал коня, на котором сидел бай. Конь испугался и с бая упала шапка, упав коню под ноги. Конь испугался ещё больше, скинул седока и убежал, после чего бай лишился голоса. В аул Ескельды отправили людей с требованием возмещения ущерба. Тогда семилетний Ескельды пришёл к аксакалам и предложил решение:

- В этом деле есть 4 виновника: мальчик, который играл, бай, который прогнал его, лошадь, испугавшаяся и сбросившая бая, и шапка, упавшая под ноги коня. Поэтому выкуп 100 лошадей надо разделить на всех четырех.

Людям понравилось решение, и тогда впервые оценили мудрость будущего бия.

Blog post image

7. За советом к Ескельды би часто обращался и Абылай хан. Джунгары однажды выставили большое войско, и Ескельды предложил план: 200 джигитов через перевалы дошли до вражеского лагеря и захватили большой караван с продовольствием. После этого они под видом караванщиков вошли в джунгарский лагерь и разбили его.

Blog post image

8. Абылай хан также часто отправлял Ескельды би во главе посольства к джунгарам. Бий вёл переговоры с хунтайджи Галдан-Цэреном и получил от него дочь Кандай в знак примирения. При этом хунтайджи хотел отдать дочь за Ескельды, но он сказал, что нельзя нарушать традиции и уступил её Абылай хану. От джунгарской жены Абылай хана - Кандай родился Касым-султан (отец Кенесары Касымова).

Blog post image

9. Во время сражений с джунгарами Ескельды объединил многих батыров: Турлыбета Бекенулы, Жайнака, Татыбая Мергена, Малтабара, Кулжана, - и показал себя, как героя. Когда ему было около 30 лет, он возглавил с Балпык би войско и разгромил джунгар в низовьях реки Или, а затем прогнали их до Джунгарских ворот. Войска рода жалайыр под предводительством Ескельды би участвовали в ключевых в битвах на Аныракае и Аягозе.

Blog post image

10. Легенда рассказывает о последнем поединке Ескельды и объясняет одно из джунгарскиx названий в области. Во время одного из столкновений на середину поля вышел известный ноян Шажа с рогами быка на голове с криком «жекпе-жек». Из казахов вызов известного воина принял Ескельды. В битве один на один он одним ударом шокпара убил противника. Тогда Ескельды сказал джунгарам возвращаться, а батыра Шажу поxоронить на месте битвы, пообещав, что казаxи не забудут достойного воина и назовут в его честь гору и реку.

Blog post image
Мавзолей балпык би

11. Балпык би Дарипсалыулы (1694 —1782) и Ескельды би - были близкими друзьями. Их семьи жили в соседних юртах и народ прозвал их "бии-близнецы". Балпык был на 2 года младше Ескельды и происходил также из рода жалайыр.

Blog post image

12. Балпык, Ескельды и Орак батыр возглавили войско жалайыров при Аныракайской битве. Тогда хан младшего жуза Абылхайыр, батыры Кабанбай, Богенбай, Райымбек и другие теснили джунгаров на восток, на китайские земли. А войско жалайыров бились с джунгарскими войсками, оставшимися в тылу.

Blog post image

13. Мавзолей Балпык би находится рядом с селом Оян и был построен в 1994 году к 300-летию бия. С могилой связана мистическая легенда, что в 1920-е годы, когда строили Турксиб, железная дорога должна быть проходить через мазар. Но каждое утро уложенные за предыдущий день рельсы оказывались вырванными и разбросанными, а охранников обнаруживали поседевшими и терявшими дар речи. Один из комиссаров решил лично проверить, что происходит ночью. Утром его обнаружили поседевшим и он приказал провести дорогу в обход мазара. После этого происшествия прекратились.

Blog post image

14. Более правдивая история - когда здесь проложили рельсы, местное население ночью разрушило их, встав на защиту могилы предка. Тогда знавшие традиции строители Турксиба убедили руководство перенести дорогу на несколько десятков метров.

Blog post image

15. Сохранилось и множество слов Балпык би, передаваемых из поколения в поколение и ставших крылатыми.

Blog post image

16. Рядом с мавзолеем похоронены и другие его соратники и родственники.

Blog post image
Мавзолей Айту Би

17. Айту би Жаубасарулы (1746-1790) происходит из жалайырского рода кальпе. Жизнь его не была такой долгой, как у "биев-близнецов" Ескельды и Балпыка, но народ запомнил его мудрость и ораторское искусство. Балпык би, который был его учителем оценивал его так: "Айтудан айтар сөз артылмаған" ("Слова Айту - непревзойдённые").

Blog post image

18. Мавзолей построили в 1997 году на окраине села Оян.

Blog post image

19. QR-код на мавзолее.

Blog post image

20. Могила Айту би.

Blog post image
Мавзолей жолбарыс батыра

21. Бий, батыр Жолбарыс Жылкайдарулы (1671-1761) был сыном богатого человека. По легенде к матери его во время беременности пришёл вещий сон, в котором старец сказал назвать сына Жолбарысом.

Blog post image

22. Жолбарыс родился с родимым пятном на спине, поэтому его называли Жолбарыс Шубар ата (шұбар - пятнистый, чубарый). Он также участвовал в битвах с джунгарами и был справедливым бием.

Blog post image

23. Могила Жолбарыс батыра.

Blog post image

24. Мавзолей расположен рядом с селом Кальпе.

Blog post image
Мавзолей Карымбай аулие

25. Карымбай Таттибайулы (1732-1822) также был известным бием. Его отец Таттибай был стрелком в войске Абылай хана. Имя меткого стрелка Таттибая, который попадал в глаз птицы, упомянуто в романе "Дарабоз" Кабдеша Жумадилова.

Blog post image

26. Акын Сара Тастанбеккызы упоминала Карымбай би, как "Покорившего умом ханов-правителей".

Blog post image

27. Мавзолей построили в начале 2000-х годов недалеко от реки у села Айдар.

Blog post image

Подписывайтесь также на мои аккаунты в соцсетях:

Фейсбук: https://www.facebook.com/theyakov

Инстаграм: https://www.instagram.com/yakovfedorov/

Твиттер: https://twitter.com/YakovFedorov

4
11225
8