Yvision.kz
kk
Default banner
Общество
Общество
6 740 постов966 подписчиков
Будь в курсе того, что происходит в Казахстане!
26
08:28, 16 марта 2018

Пора признать - нет в Казахстане никакого образования. Есть лишь симуляция

Несколько дней подряд Фейсбук лихорадит новостями о маленьком мальчике, которого на протяжении полугода насиловали мальчишки взрослее. Не один раз, а много, не один мальчик, а группа, и не девочку даже - а мальчика, что наводит странные сомнения на их будущую ориентацию... Длительное групповое изнасилование малыша... Первые часы я просто не могла эту шокирующую новость дочитать до конца - настолько омерзительно и до слез жалко было малыша.

Лицемерие, эгоизм, жажда власти и абсолютное равнодушие к судьбе ребенка... Всё, что я увидела за эти пару дней. Много лет я пишу статьи о философии образования, даже защитила в России кандидатскую диссертацию по этой теме. Но после таких новостей, руки опускаются - к чему философствовать об образовании, когда его НЕТ?

Уже давно нет у нас никакого образования. Мы лишь симулируем процесс обучения, делаем вид, что учимся или учим, продаем "образование" в кавычках. Вы, конечно, можете не согласиться, приведя примеры десятков высокообразованных молодых людей. Не стану спорить. Таланты и гении есть везде, они рождались во все времена и в нашем нищем духом обществе наверняка они имеются. Но поверьте, на эти десятки найдутся сотни моральных уродов (таких, как те мальчишки с села Абай) и ещё тысячи никчемной серой массы, не обладающей ни практическими знаниями, ни уж тем более нравственными и ценностными императивами. Я не собираюсь критиковать только казахстанское образование, не подумайте. Эта проблема настолько масштабна, что мы привыкли называть её Глобальным кризисом образования. В этом году в Пекине пройдет мировой философский конгресс, где главной темой будет "Учиться быть человеком". Вот так, друзья, мы пришли к тому, что в 21 веке - в самом богатом и самом технологически развитом веке за всю нашу историю мы вновь начинаем учиться быть людьми.

27 лет независимости будем праздновать в этом году. Все 27 лет - мы проводим реформы в сфере образования. Не было ни одного года, чтобы система не менялась. Более 9 триллионов тенге ушло на реформы... ушли эти средства в трубу! Дипломы стали просто бумажкой. Одна из моих племянниц, закончившая вуз в прошлом году, до сих пор не забрала свой диплом. Времени жалко ехать из другого города ради него, и зачем мне он? Всё равно по специальности работать не буду, у меня свой бизнес, аргументирует она. Сначала удивилась я -как? Ты ведь 4 года ради него училась! А потом подумала - а может она права? я ведь тоже училась, и не 4, а почти 10 лет. И где мои дипломы? Лежат в чемодане, 10 лет работаю на телевидении и никто за это время мои дипломы даже не спросил...

Мы симулируем процесс образования, когда впихиваем в головы наших учеников не знания, а информацию. Чем отличаются знания от информации? Знания - это личностно-усвоенная информация. Стремимся ли мы дать знания, чтобы ребята их усвоили и могли применять? нет! мы стремимся затолкать в них как можно больше информации, чтобы к тестам лучше готовились и больше фактов всяких и чисел знали. А зачем нам их усвояемость? Нам рейтинги и баллы нужны. Давайте признаемся в этом честно. Когда-то я тоже сдавала ЕНТ (тогда оно только вводилось, 2002 год). Набрала достаточно высокий балл. По двум историям - всемирной и истории Казахстана - допустила всего одну ошибку. Но вот кичиться своей образованностью не хочу. Я просто выучила все имевшиеся на тот момент тестовые задания - 2 тысячи тестов по истории Казахстана и столько же по всемирной. Вот и все. Процент попаданий - 28 вопросов из 30. Я отлично натренировала память, но вот найти причинно-следственные связи и ответить на вопрос - почему? затруднялась... например, даже сейчас помню эту цифру - 476 год - год падения Римской империи и завершения истории Древнего мира. Но почему с Римской историей пал весь древний мир?, я тогда объяснить не могла...

Информация заменила нам весь процесс обучения, а Интернет - учителей и библиотеки. Рефераты и курсовые скачиваются, также как скачиваются лекции и презентации занятий... Грешат не только ученики, но и их наставники. Сессии разводятся, олимпиады помогаются заинтересованными педагогами и третьими лицами, тесты с каждым годом усложняются и все больше заменяют экзамены, впрочем пользы от этого никакой - гуггл и википедия вовремя приходят на помощь. И самое интересное - плата за подобное обучение с каждым годом растет! Похоже, что мы платим не за само обучение, а за игру в обучение, за молчаливое согласие всего общества торговать дипломами. Спасибо, что мы хоть импровизируем эту игру, а в ведь в сфере воспитания - мы уже и импровизировать перестали. Семьи и школы молча передали эту важнейшую функцию средствам массовой коммуникации - то бишь социальным сетям, интернету, медиа, рекламе, моде... семьям некогда заниматься воспитанием - им нужно деньги зарабатывать, в том числе на то же никчемное образование... школам тоже некогда заниматься воспитанием - им нужно к тестам усиленно готовиться и к очередной проверке, и хорошо бы рейтинги повысить, КПИ. А потом удивляемся, когда видим в новостях, как дети насилуют детей, или как бывшие болашакоцы - примеры для всех нас, остальных - обворовывают государство и попадают в тюрьму.

Я не боюсь сказать, что современное поколение безнраственно. В своем подавляющем большинстве. Телевидение и соцсети сделали нас совершенно равнодушными к бедам чужих людей. Мы видим столько насилия и агрессии каждый день, что уже будто появился иммунитет. К сожалению, это проблема всего мира. Мы всё ещё стремимся у кого-то что-нибудь да скопировать. Привносим чужой опыт, называем его трансфертом. Да вот только в сфере образования не у кого уже копировать-то. Один из ведущих американских философов в сфере образования Марта Нуссбаум недавно призналась - мы готовим идеальных роботов, но не людей. Стоит задуматься.

К чему я все это пишу. Просто должна уже настать точка дна. По моему мнению, дна мы вот-вот уже достигнем. Уже пора нам понять, что если мы не предпримем усилия, то такие истории, как с этим мальчиком из единоразовых, шокирующих превратятся в нашу повседневность.

И начинать нужно не с учителей. Начинать нужно с родителей. Воспитание начинается дома. Когда мы все - родители - выключим телевизор с очередным сериалом или скандальным ток-шоу, перестанем часами висеть в ватсапе, отправляя всем, кому не попадя, треш и спам, перестанем сплетничать и промывать друг другу кости... а вместо этого позовем ребенка и начнем просто с ним разговаривать. Может тогда наши дети станут более нравственными? Может тогда они будут знать цену семье, дружбе, учебе, знаниям? А может сначала нам самим нужно научиться этим ценностям???

26