Yvision.kz
kk
Feedback Banner
Книги
Книги
809 постов560 подписчиков
Рецензии, обзоры, мнения
6
07:51, 02 марта 2018

«Роль ужина в экономической модели мира»

«Мораль описывает мир таким, каким мы хотели бы его видеть, а экономисты рассказывают, как наш мир устроен в действительности».

Когда мне было семнадцать, я отреклась от предрекаемой мне карьеры журналиста и отправилась поступать на экономический факультет. Популярность профессии меня не смущала, потому как слишком много дверей открывал этот ключик перед молодым специалистом. С точными науками я всегда хорошо ладила. К выбору университета подошла как истинный «рационал», внимательно изучив предложения лучших учебных заведений города.

Учиться мне нравилось, а спустя пять лет после получения диплома, я наконец поднялась с подмостков финансовой карьеры до должности экономиста. Мой интерес к экономике наполнился новой силой. Недавно ко мне в руки попала книга «Кто готовил Адаму Смиту? Женщины и мировая экономика», написала ее шведская журналистка Катрин Марсал. Книга об экономике, которую автор представляет там не просто наукой, а целой философией современности. Спорить не приходится, ведь экономические законы давно проникли в повседневность каждого человека. Основное внимание в книге акцентировано на женщин в истории экономических процессов, а также на их отсутствие в рациональных теориях ученых.

Экономическая теория как наука зародилась в девятнадцатом веке, а становление ее пришлось на начало двадцатого. Само собой тогда обществом, социальными процессами и уж тем более деньгами управляли мужчины. Они были у руля, вершили историю и зарабатывали деньги. Индивид, играющий ключевую роль в экономической теории, имеет мужские черты. Что в этом плохого, казалось бы. Особенно, если учесть тот факт, что в наше время женщины в развитых странах уже тоже вполне соответствуют образу того самого «человека экономического». Но на самом деле женщины лишь стали похожи на мужчин, им пришлось уподобиться и принять нужную форму. Насколько это правильно, что для достижения успеха обязательно нужно стать похожим на того, кем на самом деле не являешься?! Успешных женщин хвалят за мужской склад ума и рациональность. Любые проявления эмоций в рабочей обстановке отбросят женщину на несколько ступеней ниже своих коллег мужского пола. Ничего ли не упустили экономисты, создавая свою идеальную модель мира?!

Адам Смит, как известно, ввел понятие «невидимой руки», которая управляет поведением людей посредством желания каждого получить личную выгоду. «Адам Смит, отец экономической теории, в 1776 году написал слова, сформировавшие современный взгляд на экономику: То, что мы ожидаем на ужин, появится не вследствие доброй воли мясника, пивовара или булочника, а как результат их материального интереса». Но кто-то ведь должен еще сходить и к булочнику, и к мяснику, чтобы затем приготовить тот самый ужин. Заметьте, что этот этап ученый вовсе выкидывает из цепочки. Он лишь «ожидает ужин», но кто-то ведь все-таки подает его на стол. В случае со Смитом, эту обязанность выполняла его мать. Удивительно, но она никак не укладывалась в такие лаконичные суждения о мире, ведь не извлекала никакой личной выгоды из своей заботы о сыне. В том смысле, конечно, который в понятие «выгода» вкладывал ученый.

Если что-то невидимое и есть в экономике, так это ежедневная домашняя работа, забота о других и человечность. Быть добрым экономически невыгодно. Забота о ближнем не имеет никакого рационального смысла. Такие пункты, как стирка, глажка и готовка отсутствуют в списке дел по причинам их низкой рентабельности. У активного участника жизни, соответствующего всем принципам расчетливой материальности нет времени ни на одно из вышеперечисленных занятий. Долгие годы благодаря патриархальности мира все эти теории были относительно верны, ведь большинство людей совпадали с обликом индивида, описанного в учебниках. Активным населением планеты были мужчины, а все что находилось за пределами материального мира лежало на плечах женщин. При этом они не учитывались даже как отдельный винтик этой большой системы. По мнению экономики, любовь, которую дарили женщины своим детям и мужьям, не оказывала никакого влияния на мировое сообщество. Так же как не имел значения их ежедневный домашний труд.

Успешный человек согласно экономическим догматам не может быть человечным. Это попросту не рентабельно, а значит бессмысленно. Каждый крутит свое колесо. Непонятно только, почему женщинам отведена отдельная территория, невидимая для мира. Когда женщины стали работать, то в большинстве случаев это была мелкая и низкооплачиваемая работа. Экономисты признавали женщин как низкоэффективную рабочую силу, потому что тем приходилось помимо рабочих обязанностей выполнять все тот же объем домашней работы. Они слишком сильно уставали и не могли выдавать тот же результат, что и мужчины.

«Половина населения Земли живёт меньше чем на два доллара в день. Большинство этих людей — женщины. Бедность стала женской, и в поисках лучшей жизни миллионы женщин вынуждены жить вдали от собственных детей — любить чужих детей за деньги, убирать, подавать еду, работать на заводе, в поле, в борделе или любом другом месте на теневой стороне мировой экономики», - пишет Марсал. В правдивости таких заявлений трудно усомниться. Ведь отличительной чертой бедных и малоразвитых стран является бесправие женщин.

Мои современники разных социальных положений и поколений склонны думать, что феминизм стал уделом бездельников и недалеких женщин. Живя в уютных цивильных мегаполисах, они полагают, что прогресс давно наступил повсеместно и все необходимые права для женщин уже выбили суфражистки. На текущие феминистические движения принято корчить презрительную гримасу и говорить что-нибудь типа фразы «с жиру бесятся». Но если кому-то и мешает видеть мир, застилающий глаза жир от комфортной жизни, так это именно тем, кто отрицает целесообразность борьбы за права человека. Миллионы людей проживают в странах, где до сих пор у руля стоят дичайшие законы, основанные на многовековых традициях и религиозных убеждениях. В таких странах женщин эксплуатируют, продают, дарят, убивают и насилуют совершенно безнаказанно.

«В Китае на сто женщин приходится сто семь мужчин. В Индии сто восемь. Экономист Амартия Сен подсчитал, что при наличии должного ухода и питания женщин на земле было бы на сто миллионов больше. Эти сто миллионов «недостающих женщин» есть крайнее следствие системы, при которой 70% бедных во всём мире — женщины». Мы до сих пор занимаемся жертвоприношениями, но как долго еще это будет продолжаться?! И почему мы должны закрывать на это глаза?!

Каждый должен работать и самостоятельно отвечать за свою жизнь и свое благополучие. Именно так подумают те, кто не знают иного мира, кроме того, где у них есть все основополагающие человеческие права и возможности. Экономика настолько глубоко проникла в сознание людей, что даже без экономического образования мы знаем все ее основные положения. Человек современный рационален, циничен и эгоистичен, потому что это выгодно и удобно. В то время как человечным быть скучное и затратное занятие.

Будучи простым гражданским человеком, достаточно сложно повлиять на бесчинства, которые происходят в мире. На жестокости, которыми напичкана планета. Но большой проблемой женщин из «отсталых» стран является отсутствие информации о возможности получения каких-либо прав. Девочка из отдаленного аула даже на территории нашей страны вполне может быть воспитана в реальности, которая далека от современной цивилизации. Один только голос, беспрестанно вторящий о том, что женщина имеет право на все привилегии этого мира, может спасти кому-то жизнь, вытащив человека из слепого неведения. Когда женщина не имеет права на элементарные решения, которые определяли бы ход ее жизни, то говорить об экономике и вовсе не приходится.

Также как устарел подход Фрейда к женской сексуальности, возможно, устарели и многие догматы экономической теории. Человечество, впрочем, продолжает использовать и то, и другое. Теория, согласно которой земля является плоской, сегодня кажется нам абсурдной, но мы с радостью готовы подчинить свою жизнь математическим формулам или мнению ученого, в биографии которого можно обнаружить ни одно свидетельство многочисленных психических расстройств. Впрочем, любители апеллировать именем знаменитого основоположника психоанализа, как правило, мало что знают о его учениях.

Застой в развитии человеческого разума, в эволюции его суждений о мире может быть намного губительнее, чем может показаться. Человек двадцать первого века уже давно не укладывается во многие схемы, созданные более века тому назад. Но мы упорно пытаемся его туда затолкать. Нынешний пик феминизма в мире вызван, возможно, именно тем, что, несмотря, на получение всех прав и свобод, женщин до сих пор пытаются вписать в схему, которая больше не соответствует действительности. В экономике, как мы видим, участие женщины не предусмотрено, поэтому ей пришлось уподобиться мужчине, что не очень-то удобно. Как личностей женщин поныне очень часто оценивают не как равного участника социальной жизни. Этому способствуют и устаревшие стереотипы о должном поведении, и двойные стандарты, и сексизм. Женское население испытывает дискомфорт, ежедневно натягивая брюки и надевая маску цинизма и расчетливости. Атрибуты, способствующие достижению целей и самореализации в мире, сковывают и лишают индивидуальности. Для достижения тех же вершин, что и мужчины, женщинам нужно приложить вдвое больше усилий.

Можно опротестовать неравенство по половому признаку тем, что все индивиды имеют различный стартовый капитал в виде знаний, талантов и прочих качеств. Но все ли при этом вынуждены отказываться от самого себя. Женщин же, которые начинают эксплуатировать свою женственность и сексуальность, осуждают. Эта игра против правил, по мнению общества. Хотя в экономическую модель взаимоотношений индивидов такое поведение вполне вписывается. Чтобы играть на общем поле от женственности зачастую нужно отказаться.

Самая грубая ошибка экономической теории заключается даже не в отсутствии в ней женщины, а в отрицании человечности, любви и взаимопомощи. При этом экономика, которая, по мнению многих, является точной наукой, отнюдь такой не является. Она существует за счет исключительно теоретических воззрений, причем несостоятельность некоторых из них уже доказана мировой историей. Самым ярким примером тому является кризис 2008 года, когда миллионы человек были отброшены за черту бедности. Реальность забила гол в ворота экономической науки.

Известный экономист Джон Мейнард Кейнс в 1930 году озвучил следующее предположение: «Если мы заставим расти экономику, то в 2030 году человеку, по крайней мере, в Европе и США, больше не о чём будет беспокоиться». Человечеству больше не надо будет даже работать и можно будет полностью посвятить себя духовному и личностному развитию, по мнению Кейнса. Сто лет подходят к концу, но мы не имеем ни единой предпосылки к той безоблачной картине, которую нарисовал нам ученый. Это еще раз доказывает насколько глупо полагаться на математику, если речь идет о человеческих жизнях.

Нельзя просчитать максимальную выгоду при выборе спутника жизни, нет никакого рецепта идеальной любви, так же как не существует универсальной формулы счастья. При тщательном изучении современного положения дел, в котором мы перенесли все основные экономические законы и в личные сферы жизни, становится ясно, что многие теории требуют пересмотра. Обществу уже давно нужна новая экономика, которая бы учитывала все переменные той большой системы, в которой мы живем. Очень странным мне кажется то, что экономисты так крепко держатся за устаревшие теории, словно это нерушимые догматы. Это не так, потому что мир развивается и растет. Рано или поздно рынку придется окончательно пересмотреть свое отношение ко всем своим законам. Потому что все мы живем не ради получения «максимальной выгоды», а для того, чтобы быть людьми со всеми присущими им слабостями, эмоциями и чувствами.

6