Удивительно, что Боралдайские курганы, являющиеся единственным сохранившимся на территории Алматы памятником раннего железного века, не попали под застройку и сохранили первоначальный природный ландшафт.
Многие СМИ пишут, что курганы открыли только в 2006 году во время авиасъёмки, но это, конечно же, совершенно неверные данные. Первые сведения об этом объекте были у Семиреченской археологической экспедиции под руководством Евгении Агеевой в 1956 году с целью составления археологической карты Казахстана. Но в карте памятник был подписан не подробно, без оценки значимости, и наверняка из-за этого его не включили в государственный список памятников истории и культуры в 1982 году.
В 1980-е годы памятник могли потерять. Территория курганов входила в состав совхоза "Пригородный" Каскеленского района Алма-Атинской области. На ней делали посевы зерновых культур и клевера, из-за чего часть крупных и средних курганов была повреждена. С северной части на курганы наступал глиняный карьер Бурундайского кирпичного завода. Тогда же Боролдайское производственное объединение стеновых материалов (официальное название кирпичного завода) обратилось в Институт истории, археологии и этнографии им. Валиханова для согласования землеотвода под глиняный карьер. Но из-за того, что карьер угрожал памятнику, в согласовании отказали. В марте 1990 года завод снова обратился за согласованием, получив отказ в марте 1991 года. А уже в мае ИИАЭ и завод заключили договор о финансировании разведывательных работ на территории курганов. Под руководством первооткрывателя Золотого человека - Бекмуханбета Нурмуханбетова Алматинская Новостроечная экспедиция ИИАЭ впервые составила план памятника, дала ему культурно-историческую оценку и определила охранную зону.
В 1992 году после обращения к министру культуры памятник поставили на охрану, земли изъяли у совхоза "Пригородный" и передали Алма-Атинскому областному краеведческому музею.
1. В то же время стало ясно, что Боралдайские курганы - наиболее сохранившиеся могильники сакского времени вблизи Алматы (тогда территория ещё не входила в город) и было предложено создать "Бурундайский культурно-ландшафтный комплекс". Но в 90-е денег на реализацию проекта не было и лишь недавно начались реальные шаги по созданию музея под открытым небом.
Ворота археологического парка, на которые можно подняться для обзора территории.
2. Самый крупный курган диаметром 100 м и высотой 14 м ещё не исследован до конца, но уже сейчас археологи высказывают предположения, что это древний храм, посвящённый божеству Митре.
Вид с ворот парка, лучше снимать в тёплое время года, так как снег скрывает ландшафт.
3. Самые древние курганы датируются 6 веком до нашей эры.
Фото Павла Михеева
4. На информационно вывеске у входа в парк указано, что сейчас на сохранившейся территории некрополя находятся 36 сакских и усуньских курганов возрастом около 2500 лет, расположенных цепочкой с севера на юг вдоль русла реки Боралдай.
Фото Павла Михеева
5. Сейчас исторический памятник относится к Музею Алматы. Площадь охраняемой территории огромна - 430 га, поэтому для оценки масштабов туристам пришлось бы потратить слишком много времени. Поэтому сейчас разрабатывается 3D-карта некрополя и создаются исторические реконструкции исторических памятников ближе ко входу в археологический парк.
Фото Павла Михеева
6. На сегодняшний момент сделали реконструкции двух объектов - макета древнего сакского жилища и кургана в разрезе.
7. Реконструкция сакского кургана была сделана по модели "царского" кургана в Иссыке, где был найден Алтын адам. Четверть кургана вырезана, чтобы можно было видеть архитектуру кургана.
8. В разрезе хорошо видны слот кургана - сначала закладывалась погребальная камера, поверх неё укладывались поочерёдно слои грунта и камней, чтобы грунт не расплылся. Такая технология способствовала тому, что курганы сохранились до наших дней.
9. В погребальную камеру закладывали горшки и посуду с едой и питьём, оружие, бытовые предметы.
10. Макет сакского жилища.
11. За основу было взято жилище, обнаруженное в сакском поселении 4 века до нашей эры в 300 м от спорткомплекса Медеу.
12. Зал жилища восьмиугольный. Каждый из восьми столбов символизирует 8 основных понятий - энергия, собранность, сострадание, искренность, честность, бережливость, беспристрастность и уверенность в себе. В центре - каменный очаг.
13. На крыше здания - квадратное отверстие с отходящими от него балками.
14. В жилище хорошо видно разделение на зоны - для приготовления пищи, для сна, бытовая часть.
15. По трём сторонам зала устроены ниши (вторую с отверстием для света видно на заднем фоне). Первая ниша была предназначена для проведения ритуалов, связанных, скорее всего, с наступлением Наурыза. Вторая ниша - для ритуалов в день летнего солнцестояния. Третья - для ритуалов в день осеннего равноденствия. Между второй и третьей нишей расположен ткацкий станок.
16. В третьей нише также хранили припасы на зиму, зерно, ячмень.
17. По солнечным лучам, проходившим в отверстия, можно было определить время. То есть жилище было ещё и со своего рода солнечными часами.
18. Снаружи жилище покрывали войлоком.
19. В последующем планируется строительство других объектов на территории археологического парка, свободной от непосредственно самих курганов.
Подписывайтесь также на мои аккаунты в соцсетях:
Фейсбук: https://www.facebook.com/theyakov
Инстаграм: https://www.instagram.com/yakovfedorov/
Твиттер: https://twitter.com/YakovFedorov