Yvision.kz
kk
Образование
Образование
757 постов508 подписчиков
Образование и дети
32
23:37, 28 ноября 2017

Позорные зарплаты учителей разрушают казахстанскую школу

Школа Казахстана переживает тотальный кризис. Молодые специалисты не намерены здесь работать


Blog post image


На днях телеканал КТК сообщил о катастрофической нехватке учителей в Карагандинской области. Только в этом году в регионе не отпустили на пенсию свыше 400 педагогов. Директора уговаривают «старичков» поработать ещё годик-два, а новичкам обещают во всём помогать, предоставить опытного наставника, решать бытовые вопросы... Но это не помогает. Выпускников педвузов не привлекает ставка в 50 тысяч тенге, с огромной ответственностью за детей и кипами заумной отчётности.

«...Молодые специалисты не идут к нам работать, потому что зарплата очень низкая, их это не устраивает, и они, проработав месяц, два, может быть, от силы год, уходят из школ. И вот поэтому мы, пенсионеры, будем работать», – сказала журналисту телеканала Гульнар Мамежанова, учитель казахского с более чем 30-летним стажем.

Учитель математики Екатерина Стрыбань рассказывает, что в школу приходят работать единицы, это те, для кого быть учителем – призвание. А основная масса выбирает другие занятия.

«Многие мои однокурсники, окончив университет, пошли не в сферу образования, а в сферу обслуживания. Например, промоутерами, мастерами ногтевого сервиса, кто-то делает брови. И там их доход намного превышает то, что мы получаем в школах», – разводит руками педагог.

Иначе как позором всей системы образования эту ситуацию не назовёшь. Вспоминаются слова из одного вирусного мема: «это фиаско, братан».

Вы не согласны? Ну а что это ещё, если не фиаско? Как ещё назвать ситуацию, когда только в одной Карагандинской области, по данным местного управления образования, за последние два года директора уговорили остаться на работе более 1000 педагогов-пенсионеров. Это, конечно, позволит как-то заткнуть образующуюся гигантскую дыру в системе – на те же год-два. Не более. Без достойной мотивации учителя говорить о достойном обучении детей, о «культе знаний и образования в обществе XXI века» (к чему призывает наш президент Назарбаев) будет проблематично. Буквально на наших глазах происходит колоссальный разрыв между громкими декларациями и суровой реальностью. С высоких трибун нам вещают о каком-то прорыве в образовании. А в это время в школах с распростёртыми объятиями ждут учителей химии и биологии, математики, казахского, русского языка и литературы, географии и даже физкультуры. Директора обещают помощь во всём, но пытаться привлечь молодого специалиста на ставку в 50 тысяч тенге – это как танцевать перед спящим котом. Хоть какие пируэты выписывай, коту до лампочки.

О какой мотивации может идти речь, если в парикмахерской, за прилавком в магазине, да даже банально таксуя на личном авто, можно заработать в разы больше?

«Пенсионеры не смогут решить проблему. Дефицит кадров можно восполнить только за счёт финансовой мотивации и социальной поддержки молодёжи. Многие учителя не имеют жилья. На нынешнюю зарплату снять нормальное жильё проблематично. К тому же, новые программы требуют от педагогов качественной работы и знания языков. Учителя просят за это соответствующую оплату», – отмечает в интервью телеканалу заместитель руководителя управления образования Карагандинской области Бактыгуль Адекенова.

И если бы только Караганда. Увы, школьные зарплаты одинаковы везде, и такая катастрофа в системе среднего образования наблюдается во всех регионах. Директора предупреждают: уже в ближайшие годы, по мере ухода советского поколения учителей, школа столкнётся с тотальной нехваткой специалистов. О каких высоких материях, о каком культе знаний тогда можно будет говорить – не очень понятно.

Самое странное здесь – это, конечно, хитрая социальная политика МОН. У функционеров министерства уже давно налицо некие двойные стандарты: на трибуне они одни, а в бухгалтерии – совсем другие.

Openqazaqstan уже писал о том, как Министерство образования без зазрения совести обманывает учительскую общественность, обещая фантастические надбавки. Так, прошлым летом страну облетела новость, что педагогам, мол, за знание английского языка поднимут зарплату на 200 процентов. На самом деле общество демонстративно ввели в заблуждение: когда шумиха улеглась, внезапно выяснилось, что функционеры МОН имели в виду 200 процентов не от зарплаты, а от базового должностного оклада (БДО), и составят эти 200 процентов всего 35394 тенге.

И такой обман общественного мнения эти господа практикуют уже не первый раз. МОН построило в региональных управлениях образования очень хитрую и запутанную бухгалтерию для педагогического состава школ. Она – как слоёный пирог. В основании пирога лежит тот самый базовый должностной оклад: только его и пересчитывают, когда происходит повышение зарплат. На сегодня БДО составляет всего около 17 тысяч тенге. Ещё есть хитрая система коэффициентов, привязанных к БДО. Оклад, начисляемый за стандартную ставку часов (18 часов в неделю), в зависимости от педстажа, рассчитывается умножением БДО на коэффициент. И он в настоящее время, действительно, составляет позорные 50 тысяч тенге, или даже меньше.

Вот как эта «сетка» выглядит на сегодня (ранее наш блог её уже публиковал):

Учитель с высшим образованием

Стаж свыше 25 лет

50 967 тенге

Учитель с высшим образованием

Стаж 17-25 лет

50 083 тенге

Учитель с высшим образованием

Стаж 11-16 лет

48 313 тенге

Учитель с высшим образованием

Стаж 5-10 лет

45 658 тенге

На что ещё может рассчитывать педагог, кроме пресловутой ставки? За проверку тетрадей с письменными работами учителю доплачивается от 20 до 25 % от оклада (см. таблицу выше), в зависимости от предмета преподавания. За категорию – своя надбавка: педагоги с высшей категорией получают 100%, педагоги первой категории – 50 %, второй – 30 % от БДО. За классное руководство учитель начальных классов получает добавку в размере 25 % от БДО. То есть 4424 тенге. Надбавка за классное руководство педагогу с пятого по 11 (12) классы выше – целых 30 % от БДО, или 5309 тенге. За заведывание учебным кабинетом или лабораторий преподавателю платят ещё 20-25 % от БДО. Если школа работает в режиме инноваций или эксперимента, то весь педагогический состав получает за это доплату в размере ещё 20 % от БДО.

В общей сложности, с большими натяжками можно дотянуть до 90 – 100 тысяч тенге. Если повезёт, конечно.

Есть и более чувствительные надбавки, которые касаются не всех, а только тех, которым повезло пройти дополнительное обучение. Так, учителя, прошедшие уровневые курсы до 2016 года, получают доплату: за 1-й уровень – 100% оклада (не путать с БДО, смотреть таблицу выше), за 2-й уровень – 70% и за 3 уровень – 30% оклада.

Так, например, за первый уровень учитель получит двойной оклад (скажем, при стаже 20 лет – 50 083 тенге * 2), плюс все остальные выплаты, в итоге этот счастливчик заработает 170 – 180 тысяч. В лучшем случае, если у него полная ставка, тетради, свой кабинет, режим инноваций и всё такое.

Для большинства педагогов Казахстана даже такой уровень недосягаем. Их «потолок» – 100 – 110 тысяч при наилучшем раскладе. Как тратить эти фантастические деньги при нынешних ценах на жильё, продукты, бензин, одежду и прочее – вопрос к функционерам МОН, хотя, конечно, они на него вряд ли ответят. В министерствах у нас совсем иная планка зарплат, да и соцпакет, и всё прочее.

И за эти жалкие учительские зарплаты с них требуют полной отдачи. Никакого личного времени, практически, никакой личной жизни – только ежедневный адский труд. Причём это не только учебный процесс (план на каждый урок, тетради, «трудные» подростки и прочее), но и всевозможные конкурсы, олимпиады, методические объединения, доклады, школьный хор, субботники, дни города, смотры художественной самодеятельности... В шесть утра подъём – и вперёд, пока не упадёшь.

До пенсии этот марафон выдерживают немногие.

Стыдно за такую школу, безумно жалко учителей, но особенно жаль детей, которые в результате вместо «культа знаний и образования» заканчивают 11-й класс с информационной кашей в голове. Дальше будет только хуже.

Открой Для Себя Казахстан

32