Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
9
03:02, 08 ноября 2017

Что происходит с казахстанцами? Мы живём в обществе, где детоубийства становятся «нормой жизни»

Сообщения о чудовищных по жестокости преступлениях против детей в Казахстане приходят с пугающим постоянством. Жестокость просто шокирующая, по отношению к разным детям – и совсем маленьким, и уже школьникам. Всех потрясло прошлогоднее убийство 11-летнего Оркена, организованное родной мачехой. Ещё не высохли слёзы после похорон 6-летней Вики и 8-летней Айкоркем, замученных извращенцами-насильниками. Общество ещё не успело оправиться от шокирующего убийства двух малышей в Алматы, трупы которых были найдены в холодильнике на съёмной квартире.

Blog post image

И вот очередная новость. 62-летняя жительница Мамлютского района СКО обвиняется в сожжении новорождённой внучки. Девочка, которой не было даже месяца, заживо сожжена в печке.  Трагедия произошла в доме, где пожилая женщина жила со своей приёмной дочерью и её двумя детьми. «В момент преступления мать девочки находилась в магазине. Девятилетний мальчик ушёл вместе с матерью, а когда пришел, первым заметил горящую девочку в печке. Спасти маленькую Валентину уже не удалось», – сообщил телеканал КТК.

В свете подобных историй появляется только один вопрос. Что происходит с нами? Какая сила до столь невообразимой степени изменяет души людей, изменяет так, что поднять руку на беззащитную кроху – для них уже не вопрос? Если человек способен убить ребёнка, убить с такой невообразимой жестокостью, – то какие обстоятельства, какие жизненные проблемы доводят его до такой степени деградации?

Все эти преступления звучат резким, очень резким диссонансом на фоне всего того, что мы слышим о доброжелательности и толерантности, о доброте и милосердии нашего народа. О том, какие мы замечательные, добрые. И ведь это правда. Действительно – сколько прекрасных, добрых людей вокруг! Недавно один бизнесмен в Актобе построил дом для пятерых сирот и их бабушки. На свои деньги построил, узнав, что дети лишились матери и теперь бабушка в одиночку растит их на 47 тысяч пенсии. И не очень-то ведь богатый этот бизнесмен. Нет у него ни заводов, ни банков – так, небольшой бизнес, торговые точки да автосервис.

А сколько таких историй по Казахстану. Помощь детям для многих из нас – это святое. Буквально на днях сообщалось о том, как одна семья приехала в детский дом, чтобы усыновить одного, а усыновила четверых.

«В Степи не бывает чужих детей», – писал когда-то великий Абай. И это было абсолютной правдой. Наш народ не только своих детей берёг и лелеял, он дал кров и приют десяткам тысяч тех, кого сталинская карательная машина пригнала на нашу землю в лихие сороковые годы. Сам голодая и бедствуя, народ спасал людей, и в первую очередь спасал детей. Это было нормально. Это всегда было естественным проявлением нашего национального кода, нашего характера, менталитета – как угодно.

Да, конечно, преступники тоже были всегда. Они есть в любом обществе. Нельзя по отдельным выродкам судить обо всех. Однако весь вопрос – в количестве таких выродков. В том, как часто происходят такие зверства, насколько часто мы узнаём о таких преступлениях, которые заставляют волосы шевелиться, – и особенно когда это не просто какие-то бытовые убийства, а целенаправленные, осмысленные, продуманные убийства детей.   
Если кто-то считает возможным и допустимым избавиться от ребёнка, который, очевидно, для него лишний, – значит, его жизнь вообще лишена каких-либо светлых проблесков, каких-то надежд, чаяний, планов?

И сколько среди нас таких людей?

Может быть, государству стоит внимательнее присмотреться к тому, что происходит тут, на низовом уровне, среди самых бедных слоёв казахстанцев. А то по телевизору – только мегапроекты и инвестиционные соглашения, нефть и металл, зерно и дороги, и всё так замечательно, а будет ещё лучше. В жизни же, там, внизу, «в поле», среди так называемых самозанятых, которых только по официальным оценкам среди нас больше 2,5 миллионов, – там происходит нечто другое. То, о чём не рассказывают авторы всех этих красивых докладов.

А какие зарплаты там, «в самом низу»? Об этом задумывались наши парламентарии, когда в прошлом году пересматривали свои собственные ЗП?

Они в курсе, вообще, что в районной и в сельской больнице санитарка целыми днями моет полы за 30 тысяч тенге в месяц? Это – нормально?

Или когда почтальон в сельском отделении работает за 43 тысячи, разнося по двум-трём аулам тяжеленные кипы газет, – это как, вписывается в нашу государственную социальную политику?

Основная проблема здесь, на наш взгляд, заключается в том, что «наверху» просто не в курсе того, что происходит «внизу». Нет достаточной информации. Местные начальники по своей многолетней привычке, как обычно, втирают очки, либо просто не сообщают о том, о чём им не очень-то выгодно сообщать. Особенно это касается пресловутой «социальной сферы». Всегда есть соблазн сообщить «наверх», как всё замечательно, где построили новый детский центр, где сдали новую школу или поликлинику, где игровую площадку оборудовали, газ провели. Но не хочется рассказывать про уровень фактической безработицы, про задержки зарплат на предприятиях, про «стихийную занятость»...

Это очень опасная тенденция. Из истории СССР хорошо известно, к чему приводит такое «замазывание глаз» на системном государственном уровне. По сути, государство, само не ведая о том из-за таких вот информаторов, само себя подставляет. Оно фокусируется совсем не на том, чего ждут люди там, «внизу». Действительно: когда человеку негде работать и нечего есть, а ты ему говоришь про модернизацию сознания, –что скажет в ответ этот человек?

И ведь не поспоришь с тем, что модернизация-то действительно необходима, что с нашим менталитетом пора что-то делать. Весь этот «агашизм», все эти повсеместные привычки брать взятки и давать их, все эти наши неистребимые понты пора уже выбросить в топку. Хорошо, что часть общества это понимает. Но как донести это до людей, которые живут не то чтобы на пределе, а – хуже всяких пределов?

И до этого ли им вообще?

А может быть, модернизацию следовало бы начать как раз с проблем этой категории казахстанцев? Для начала – разобраться хотя бы с зарплатами низовых служащих госучреждений?

Детоубийства – не просто шокирующий факт нашей жизни. Это индикатор. Чем больше мы видим таких зверских преступлений, тем сложнее успокаивать себя, говорить, что всё в порядке. Нет. С нами явно что-то не так. Нарастающий вал детоубийств сигнализирует: общество серьёзно больно. По меньшей мере, оно дезориентировано. Общество (во всяком случае, значительная его часть) живёт совсем другими проблемами, находится совсем не в той системе координат, нежели та, в которой государство строит и планирует своё развитие. В обществе, как когда-то в советские времена, складываются как бы две реальности: одна – в отчётах и депутатских докладах, другая – «в поле», на кухнях, вот тут, в конкретном Мамлютском районе СКО.

Пока не поздно, это раздвоение надо как-то исправлять

Открой Для Себя Казахстан

 
9
655
4