Синдром первооткрывателей

Barsa 2017 M11 6
40
0
3
0

Третий год подряд в Павлодаре искали «Новую территорию». Зашли чуть дальше привычных рамок. Раздвинули границы театральных угодий и в прямом смысле...

Третий год подряд в Павлодаре искали «Новую территорию», проводя с 28 октября по 5 ноября одноименный молодежный театральный фестиваль в ДК им. Естая. Куда ж еще отправиться ради острых ощущений первооткрывателя, как не туда?

 

Безвизовый режим

10 новых постановок от детских и студенческих театральных студий, 13 номинаций, мастер-классы по театральным специальностям, обсуждения спектаклей, вопросы и ответы, критика, смех и слезы в зале – и все это за одну неделю! Организаторами масштабного действа традиционно выступили Управление по вопросам молодёжной политики Павлодарской области и Молодёжное общественное объединение культурно-досуговая студия «Промень».

На жанры участники фестиваля из Павлодара, Экибастуза и Аксу не поскупились. Представили комедии и сказки, фантасмагории и драмы. Зашли даже чуть дальше привычных рамок: окунули зрителей в пластические мысли и монологи о жизни и смерти. Раздвинули границы театральных угодий и в прямом смысле. Впервые за три года фестиваль детских и молодежных театральных коллективов вышел за пределы области и обрел республиканский статус. Хотя кроме местных студий поучаствовать в «Новой территории» прибыл только театр из Семипалатинска. Зато он один стоил десятерых!

- Многое решает финансовый фактор. Желавшие приехать Астана и Петропавловск в итоге отказались, поскольку поездка и проживание-то за свой счет, - объяснил нюанс с участниками директор фестиваля, председатель МОО КДС «Промень» Денис Аверьянов.

В то же время, по признанию руководителей театральных студий, фестиваль в Павлодаре привлекателен тем, что за участие в нем, в отличие от других аналогичных мероприятий, взноса не требуется. Мастер-классы, проведенные для всех желающих, проводились бесплатно. Подфартило и зрителям – доступ на показ спектаклей также был свободным. Уж если раздвигать границы, так во всех смыслах!

За гранью

Как я уже сказала, в гуще студий из области появился первопроходец издалека. И сразу стал открытием! Семипалатинский молодежный театр «Четвертая стена» представил спектакль «А рыбы спят?» в жанре монологов о жизни и смерти. Автор, наш современник из Германии Йенс Рашке,  заставляет в этой пьесе увидеть запретную тему глазами детей. И осмысление девочкой факта человеческой смертности на примере трагической судьбы ее онкобольного младшего брата зацепило за живое весь зал.

В этой постановке гармонично всё: от безупречно подобранного музыкального сопровождения до лаконичных, но функциональных декораций. Интонации главной героини - 10-летней Джетты, то натянутые до протестных ноток, то возвышенные надеждой, то отчаянные и смиренные, - провели зрителей через все стадии принятия смерти. А пробили незримую «четвертую стену» между сценой и залом актеры-подростки с самого начала… подавая первые реплики со зрительских мест!

Конечно, традиционный брейн-ринг, устроенный между ними и зрителями после спектакля, породил массу вопросов и бурных эмоций. Особенно запомнился следующий диалог с Лаурой Турсункановой, 16-летней, между прочим, исполнительницей главной роли:

- Как мы знаем, актер в процессе работы над характером своего персонажа должен максимально уйти от себя. Что в себе тебе пришлось поменять при подготовке к своей роли?


- Мне с самого начала внушали: ты Джетта, не Лаура, тебе 10 лет, не 16. После первой премьеры я поняла: не получилось. Но, репетируя снова и снова, я постаралась убрать в себе какую-то закрытость и ерничанье, которые есть в шестнадцать лет. И тогда я стала понимать эту девочку, свою героиню. И жаль бедного брата Эмиля, которого она потеряла. Мне также стало обидно, больно и непонятно, когда его не стало. Это было сложно. Но одновременно очень интересно.

 

Неограниченные

Яркий праздник подарили зрителям ребята из образцовой театральной студии «Маска» (Экибастуз). Свою музыкальную комедию они создали на основе знаменитого «Сказа про Федота-стрельца, удалого молодца». Это, ставшее уже классикой, произведение Леонида Филатова подростки смогли превратить в зрелищное и массовое представление. Всякий скепсис по поводу «не тех», не филатовских, интонаций исчезал, когда юные актеры преподносили свои сценические сюрпризы. Парочка из них поразили особенно.

- Ну-ка, встаньте предо мною Тит Кузьмич и Фрол Фомич, - вызывала каждый раз себе подмогу голубица, жена Федота. И на сцене возникали тут же два ну совершенно не похожих друг на друга обаятельных паренька, лихо делая одинаковые притопы и прихлопы! Этот неожиданный комический ход (вот совсем не так я их представляла, а скорее, как «двое из ларца, одинаковых с лица») всякий раз доводил до хохота!

Вообще все несовершенства спектакля, а они тоже были, сглаживал неподдельный энтузиазм всех участников многочисленной труппы. Второй отмеченный мною эпизод вообще «взорвал» - когда из глубины зала к сцене пошел «митингующий народ». Пошел с вилами да лопатами, криками и транспарантами «Долой царя!». Зал разразился смехом и овациями.

Самое же интересное, что скрыла вся эта красочная и шумная вакханалия от зрительского внимания. Как выяснилось позднее, в коллективе «Маски» занимаются дети-инвалиды. Пораженные даже ДЦП. Но всего этого зрители просто не заметили! Поскольку занятия театром победили видимые симптомы. Вот что значит сила искусства!

Без слов – к делу

Любопытный эксперимент представил павлодарский Театр моды «Вернисаж» - пластический спектакль «Иллюзия нормальности». «Пластические мысли», выраженные в действии как на экране, так и на сцене, заставили поломать голову!

С каждым новым показанным эпизодом новоявленные актеры предлагали свое видение конфликта индивидуальности и коллективного бессознательного. И все же, как единогласно решило жюри фестиваля, все эти знакомые ситуации нужно довести до пластического совершенства. Несмотря на продуманную идею, техническое ее воплощение пока хромает – ну не танцоры тут, увы, а модели.

- Я не понимаю такого сочетания: театр моды, анатомический театр или, тем более, театр военных действий, - поставил ультиматум начинающим актерам председатель жюри – казахстанский актер, режиссер и телеведущий Евгений Жуманов, наш бывший земляк.

В ответ постановщики спектакля Анна Щетинина и Сергей Обрезчиков сделали заявление, что решили создать отдельную от театра моды актерскую труппу для реализации своих «пластических» планов. Что ж, еще одно открытие фестиваля. Еще один новый толчок к развитию культуры в регионе!

 

К новым берегам

По задумке организаторов, «Новая территория» призвана выводить любительские театры на новые, более профессиональные, уровни. Поэтому несмотря на, казалось бы, непрекращающийся праздник творчества, внутри фестиваля постоянно шло обучение. На мастер-классах по актерскому мастерству от Евгения Жуманова и сценическому движению от Арлана Касиманова (театр им. Лермонтова, Алматы), также вошедшему в состав жюри. На занятиях по 3-D маппингу от Андрея Бирюка (Алматы) и театральному маркетингу от Ивана Евсикова (Павлодар). На обсуждениях судей с коллективами и – отдельно – с их руководителями. Как я уже сказала, после каждого спектакля происходило общение со зрителями. Ну и, конечно, обмен опытом и дружбой среди самих участников феста.

По итогам же его разделенные на молодежные и детские коллективы получили каждый свою победу из представленных 13 номинаций. А вишенкой на торте стал очередной сюрприз. Уже после завершения фестиваля Евгений Жуманов организовал для его участников видеопоказ знаменитого моноспектакля «Падение» по А.Камю со своим участием. После чего зрители обсудили постановку и задали интересующие их вопросы Евгению.

Мне же после всей это бурной театральной недели стало ясно одно. Оценивать такие фестивали стоит не по тому, сколько в нем было плюсов и минусов, а по тому, насколько в нем было интересно и насколько продолжительными будут те ниточки взаимного интереса и взаимной учебы. А в продолжительности фестиваля и этих связей сомневаться не приходится.

Организаторы уверены: первый опыт проведения мероприятия на республиканском уровне прошел удачно. Все студии, принимавшие участие в фесте в прошлые годы, в этом - заметно выросли, к тому же за одну только прошедшую неделю они получили хорошую «прививку вкуса» от Семипалатинска и уроки профессионализма от алматинских актеров. К тому же, по заявлению Дениса Аверьянова, всех настоящих и будущих актеров народных коллективов в 2018 году ждет еще одно новшество – воскресная театральная школа в Павлодаре. Будут направления как для руководителей, так и для их подопечных. Ну и, как знать, если к фестивалю присоединятся театралы из соседнего Омска, он и вовсе станет международным!.. У искусства же рамок в принципе нет.

Юлия Максимова, фото Олега Градского

 

Оцените пост

3
Дальше