Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
9
07:12, 28 октября 2017

Они «сделали» мой сегодняшний день 28.10.2017

Сегодня, 28 октября, Астана ответила на высказывания президента Кыргызстана Алмазбека Атамбаева о переходе Казахстана на латиницу. Мнение по поводу критики в адрес Нурсултана Назарбаева, подписавшего указ о переводе алфавита казахского языка на латиницу, опубликовал Жаксылык Сабитов, ведущий эксперт Института мировой экономики и политики (ИМЭП) при Фонде Первого Президента РК – Елбасы.

 

Атамбаев заявил: «Видимо, не зря в Казахстане собираются перейти с кириллицы на латиницу — это отрезание от России».

 

Полностью текст можно прочесть здесь https://tengrinews.kz/article/648/ Ответ зарубежным комментаторам.

 

Весь текст обсуждать нет смысла. Меня заинтересовали те моменты, которые отвечают на вопрос ЗАЧЕМ?

 

Сабитов пишет:

 

Сам переход на латиницу интенсифицирует процессы национального строительства. Это произойдет, так как смена алфавита, по мнению классиков, изучавших процессы национального строительства, влечет за собой процессы глубокого переформатирования существующих групп населения, которые заканчиваются сложением единых гражданских наций.

 

И тут сразу возникают вопросы. О каких классиках идет речь? Почему процесс латинизации должен закончиться сложением единой гражданской наций. Видимо Сабитов не понимает сам термин «Гражданская нация». Нет НИКАКОЙ связи между гражданской нацией и алфавитом. Мало того основа гражданской нации, -  демократия и волеизъявление нации, но этими понятиями даже не пахнет в Казахстане.

 

Нация, - виртуальный политический союз граждан, строго ограниченный и суверенный сам по себе, созданный для достижения экономических целей.
Гражданский национализм (другие названия: революционно-демократический, политический, западный национализм) утверждает, что легитимность государства определяется активным участием его граждан в процессе принятия политических решений, то есть, степенью, в которой государство представляет «волю нации». Основным инструментом для определения воли нации является плебисцит который может иметь форму выборов, референдума, опроса, открытой общественной дискуссии и т. д. При этом принадлежность человека нации определяется на основе добровольного личного выбора и отождествляется с гражданством.

"Воля нации", может быть выявлена только через демократические процедуры, свободные, честные и конкурентные выборы, плебисциты и всенародные референдумы.

«Академическая наука отрицает такое понятие как «этнонация», и признает нацией только политическое объединение граждан на основании общего гражданства».

 

Далее Сабитов забыв про гражданское общество, начинает утверждать:

 

Переход казахского языка на латиницу никак не затрагивает культурные и языковые интересы людей — носителей русского языка.

 

Получается та часть казахстанского общества, которая не владеет казахским языком, оказывается за бортом строящегося гражданского общества Казахстана. Как это понимать? Их лишат гражданства? Получается, второй тезис противоречит целям перехода на латиницу. Где логика г-н Сабитов.

 

Далее Сабитов, впрочем как и все демагоги от казахов, заявляет:

 

Казахский язык, перейдя на латиницу, будет подвержен определенной модернизации.

 

О какой модернизации речь, где можно прочесть эту программу модернизации, что она предполагает, какие шаги, процессы. Кем эта программа модернизации обсуждалась? Или г-н Сабитов уже забыл про гражданское общество, которое должно это обсудить?

 

Ну а дальше, вообще перл, подобный цитатам Краткого курса ВКП(б):

 

Главная цель перехода казахского языка на латиницу — интенсификация процесса национального строительства в Казахстане. Латинизация казахского языка — это первый шаг в процессе построения нового модернизированного Казахстана».

 

Модернизация начинается с алфавита!

Одно радует, что г-н Сабитов понимает, во-первых, что в Казахстане нет нации, ни казахской, ни казахстанской. Он, только, собирается ее строить....))))

а во-вторых, что латинизация казахского языка, это политический процесс, не имеющий НИЧЕГО общего с самим языком...

9