Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
12
00:27, 20 октября 2017

Муму по-акишевски, или Нацбанк РК на подтанцовке у иностранных компаний. Что первично: сдерживание инфляции или интересы экспортёров?

Начавшееся летом и завершившееся в октябре феноменальное «потопление» тенге – с 312 до почти 350 за доллар – шло резким диссонансом как с укреплением рубля, так и с аналогичным трендом роста нефтяных котировок. Почему, каким образом, из каких «стратегических соображений» Нацбанк спровоцировал эту вакханалию? Ради чьих  выгод на шею казахстанцам повесили новый, теперь уже неизбежный инфляционный виток? Давайте попробуем разобраться, под чью дуду танцует наш финрегулятор и особенно его руководитель, сделавший обман казахстанцев своим фирменным стилем

Blog post image

Сказки о том, что снижение курса тенге не является прямой предпосылкой роста цен, казахстанцам в Нацбанке уже не рассказывают. О так называемом инфляционном таргетировании, о том, что цены якобы останутся в заданном коридоре вне зависимости от «танцев» валютного рынка, тоже в последнее время не поют. То ли запас умных слов иссяк, то ли практика стала слишком далека от этих фраз.

Хотя Данияр Акишев верен своему старому принципу: откровенное враньё для официальных заявлений регулятора – нормальный формат. Не так давно, помнится, когда безумное ралли вывело американскую валюту на уровень 340 тенге, обронил глава Нацбанка фразу, которую растиражировали информагентства. «Те, кто сейчас покупают доллары, проиграют», – предупредил он. И что? Проиграли? Уже через день курс перешагнул отметку 345, после чего соцсети сотряс взрыв гомерического хохота над заявлением главы Нацбанка.

А что ещё остаётся? Только смеяться.

И о том, что курс этот был явно искусственный, дутый, свидетельствовали не только стабильно растущие нефтяные котировки и не только крепнущий российский рубль, перешагнувший курсовой психологический рубеж в 6 тенге. Стоило Акишеву заявить, что Нацбанк начнёт массированные долларовые интервенции, как американец менее чем за неделю «сдулся» более чем на 10 тенге. Как и рос он, аналогично, тоже на словах, на заумных прогнозах, которые уже с начала лета с подозрительным постоянством стали звучать из уст разного рода «экспертов» – финансовых аналитиков, биржевиков, брокеров, банкиров и прочих игроков. В один голос все эти «эксперты» нам пели: будет девальвация, будет, будет, будет... Пели они, ясное дело, на свой карман. Ибо кто ещё, как не все эти спекулянты – брокеры да банкиры – заинтересован в том, чтобы искусственно вздуть / обвалить курс и сделать на этом миллионы?

Регулятор молчал с отстранённым видом, словно его это никак не касается. Молчал, наблюдал и даже почти не комментировал. В результате, извините, дорегулировался до того, что тенге у нас «плавает» на словах. Не на интервенциях, не на нефтяных котировках, не на спросе / предложении либо иных осязаемых, конкретных, реальных экономических факторах. А на психологическом эффекте от сказанных кем-то слов. Вы знаете ещё какую-нибудь такую валюту в мире? Курсовые горки в 10-20 тенге – это у нас легко, как с добрым утром, после пары слов какого-нибудь брокера. Какие с таким регулятором могут быть разговоры о стабильности, о восстановлении доверия к тенге, о сдерживании инфляционных ожиданий в экономике, о противодействии спекулятивным играм?

Не то чтобы он им противодействует. Напротив – складывается такое впечатление, что он сам – сам Нацбанк – в этих играх активно участвует. Причём, игры затеваются не на плавание «вверх-вниз». Это игры, вполне конкретно нацеленные на то, чтобы наш тенге утопить.

Стержневой вопрос здесь: кому это нужно, чьи интересы подобным образом может обслуживать Нацбанк? Ведь понятно, что нелогичное ослабление тенге вразрез с укреплением рубля и удорожанием нефти кому-то выгодно. Хотя сам Данияр Акишев никогда не признается, чем мотивировано действие или бездействие регулятора на фоне явно ненормальных процессов внутри валютного рынка.

Обесценивалась наша национальная валюта, действительно, как любил говорить экс-председатель Нацбанка г-н Марченко, «контрциклично»: против тренда, «против шерсти», против очевидной логики и здравого смысла. Пиковые темпы своего падения в конце лета и начале осени тенге набрал на фоне действительно резко просевших нефтяных цен. Баррель упал тогда значительно ниже 50 долларов. «Эксперты», включая и спикеров самого Нацбанка, не уставали нам твердить в тот момент, что, смотрите, мол: нефть дешевеет и тянет за собой тенге. Однако вскоре баррель прекратил спад. После новых отчётов о запасах нефти в США он вырос вначале до 52, а затем до 56 долларов. Синхронно начал укрепляться и рубль. А вот о нашем тенге этого не скажешь. Тенге продолжал безнадёжно тонуть, хотя к тому не было экономических предпосылок.

Так в чьих же интересах топили тенге?

Прежде чем перейти к данному весьма щекотливому вопросу, позволим себе маленькое лирическое отступление по поводу рубля. Действительно, Центробанк РФ в вопросах валютного регулирования заслуживает отдельных комплиментов: там, в отличие от нашего Нацбанка, руководствуются интересами национальной экономики, интересами государства, а не каких-то сторонних игроков. В ЦБ РФ осуществляют вполне адекватную и понятную политику регулирования. На краткосрочные просадки нефтяных цен рубль практически не реагирует, в Центробанке для сглаживания таких скачков есть необходимая валютная «подушка», которую при необходимости используют без лишних слов. Хотя и без этого рубль показывает приличный запас прочности. Без интервенций, и даже без обещания таковых, игроки рынка понимают, что никаких резких движений российская валюта не сделает.

Не наблюдается и резких движений рубля в ответ на краткосрочные «прыжки» нефти. А вот когда нефть начинает явно и стабильно расти – тогда спустя определённое время вслед за нею, так же стабильно, начинает укрепляться российская валюта. Это нормально. Это предсказуемое поведение валюты, обеспеченной как золотовалютной «подушкой», так и адекватным регулированием.

В случае с тенге мы наблюдаем иной алгоритм. Его укреплению вслед за нефтью всеми силами противостоят разного рода спекулятивные игроки, из чьих уст мы регулярно слышим некие «экспертные прогнозы». Прогнозы эти такие сложные, малопонятные, малоубедительные, а главное – явно нацеленные на подрыв доверия к тенге. В публичном пространстве идёт совершенно бесцеремонная психологическая игра на повышение курса доллара.

И вот когда всевозможные «фридом-финансы», Цалюки, Кривошеевы и прочие умники массированно запускают такую информационную игру – Нацбанк в ответ молчит.

Когда тенге в результате начинает тонуть, отражая естественную психологическую реакцию рынка, – Нацбанк продолжает молчать и ничего не делать. Разве что иногда, сдержанно, отстранённо, как будто ничего особенного не происходит, г-н Акишев и его замы делают заявления в том духе, что в экономике, мол, нет никаких предпосылок к девальвации и ослаблению тенге. Отдадим должное, что в этом они абсолютно правы, только вот им уже не верят: слишком часто Данияр Акишев позволял себе прогнозы, которые не сбывались.

В результате, как говорят в нашем соседнем подвале, «лохи ведутся» – рынок продолжает лихорадочно скупать доллары как горячие чебуреки. Процесс утопления казахстанской валюты продолжается. Было 312, стало 322... 10 тенге в минус – а Акишев молчит. Вот уже и 20 тенге в минус. Акишев молчит. 30 тенге в минус! Акишев молчит!

Рынок, простите, уже на ушах стоит, буквально. Слово «девальвация» лезет изо всех щелей. Тема интересует всех, паника нарастает, вон уже и в районных газетах на эту тему местные умники дают интервью. Уже и ценники в магазинах дружно бросились вдогонку за долларом. Уже и доморощенные бензиновые олигархи под шумок, ссылаясь на дорожающий российский бензин, запустили свою игру на повышение, остановив два завода одновременно. Цены не ползут, а взлетают. Это – уже не «ралли», это настоящий инфляционный галоп. Погодите, ребята: картошка, помидоры, куриное мясо – это цветочки. Ягодки увидим к Новому году.

Инфляционный виток в стране – в полный рост. А Акишев молчит!!!

Ну, подумаешь, почти 10 процентов потеряла в цене нацвалюта за пару месяцев. Подумаешь, вздули курс доллара на спекулятивных играх. Да ладно.

Спекулянты только потирают руки, набивая карманы пойманной на волне паники курсовой разницей.

Акционеры НПЗ тоже довольны. Сколько можно было продавать 92-й и солярку в розницу по 140 тенге? Теперь оптовую цену подняли до 150, и это не предел, к Новому году ещё накрутят...

И тут, видимо, г-ну Акишеву наконец позвонили. Напомнили про инфляционное таргетирование, про макроэкономическую стабильность, «инфляционный коридор» и всё такое. Мы даже не исключаем, что г-н Акишев в очередной раз имел непростой разговор в Аппарате президента или где-то повыше. Не всякая аудиенция в тех кабинетах, как известно, попадает в ленты новостей.

И вот он наконец-то что-то сделал. Вернее, пообещал. Сказал, что Нацбанк начнёт долларовые интервенции на рынке. Повторимся: тот факт, что на одних этих словах (ещё без каких-либо интервенций) тенге менее чем за неделю вернул себе 10 пунктов из потерянных 30 с лишним – явное подтверждение дутого, спекулятивного, абсолютно не основанного на реальных макроэкономических параметрах курса. Это прямое доказательство того, что текущий курс не адекватен ни реальному потенциалу тенге, ни уровню нефтяных котировок, ни паритету с рублём. Кстати, нарушение этого устоявшегося многолетнего паритета – ещё одно подтверждение: тенге при прямом попустительстве Нацбанка искусственно утопили.

А теперь – главный вопрос. Для чего, для кого, в чьих интересах курс национальной валюты так нагло, беспардонно, искусственно роняли?

Сложные научные изыскания и экономические расследования здесь не нужны. Всё просто, как баурсак. Работающие в Казахстане по контрактам с государством иностранные компании – экспортёры нефти и газа – платят государству различные налоги, включая процент с экспортной выручки, роялти и другие отчисления. Платят они всё это в тенге. На осень и начало зимы приходится пик таких выплат, согласно действующим СРП и контрактам. Естественно, что экспортёрам выгоднее платить налоги, когда курс тенге ниже. Учитывая объёмы тех денег, о которых идёт речь (на сегодняшний день экспортные отчисления – основа поступлений в бюджет Казахстана), легко подсчитать, что при курсе тенге, который на 25-30 пунктов ниже реального рыночного, приз для экспортёров будет весьма велик. По самым скромным прикидкам, на кону –десятки миллионов долларов.

Получается, что г-н Акишев и руководимый им Нацбанк работают не в интересах государства, его экономики и его казны, а в интересах иностранных сырьевых компаний?! Вдуматься: целый Нацбанк РК – на подтанцовке у тех, кто качает нефть из казахстанских недр, экспортирует её за доллары и при этом стремится заплатить поменьше налогов. А за выгоды, создаваемые Нацбанком для этих господ, будем расплачиваться мы, обычные казахстанцы: ценовой виток только начался, и вряд ли его смогут остановить любые новые слова г-на Акишева.

Пусть нашему главному банкиру аплодируют зарубежные компании, в интересах которых он ведёт эти странные игры. Игры против экономики страны, против собственного народа, против казны, которая в результате получит существенно меньше, чем могла бы. Нечего сказать, своеобразно Данияр Акишев использует карт-бланш, предоставленный ему лично президентом. Вместо сдерживания инфляции – её новый виток, вместо укрепления доверия к тенге – полный его подрыв, вместо макроэкономической стабильности – курсовые ралли, горки и танцы.

И что, после всего этого нам предлагают верить новым заверениям этого господина?

Плохому танцору всё мешает. Действительно, не позавидуешь государству, которое обслуживает такой Нацбанк.

Открой Для Себя Казахстан

12