kk
Default banner
Разное
426 297 постов49 подписчиков
Всяко-разно
1

Религия в современном Казахстане

В начале нового столетия ислама стал активно распространяться. Но ислам начала XXI в. совсем не такой, каким он был в VII в.

После распада Советского Союза в Казахстане, как и во всей постсоветской Центральной Азии, стало наблюдаться "исламское возрождение" и рост количества верующих. Даже среди  тех , для которых ислам не был традиционной религией.

ИСТОРИЯ

Коренное население Казахстана исповедует ислам начиная с Х в., после образования на территории республики Империи Караханидов. Длительное время религиозные деятели преследовались, и многие традиции казахов были утрачены. Крушение коммунистической системы повлекло уход советской идеологии, и образовался  духовный вакуум. Общество захотело заполнить его исламом. По данным Духовного управления мусульман Казахстана, в стране проживает около 9 миллионов мусульман, что составляет 67 % населения (данные за 2008 г.). Сейчас эта цифра в разы больше. Из 2337 мусульманских объединений, действующих в Казахстане, 2334 — суннитского направления, 3 — шиитского. На территории Казахстана функционирует более 5 тыс. мечетей и ведётся их активное строительство во многих регионах страны .

В течение ряда лет религиозный экстремизм в Казахстане проявлял себя, в основном, через распространение листовок и экстремистской литературы, вербовки молодежи на обучение в вузах мусульманских государств и т.п. Но уже с 2011 года религиозный экстремизм стал проявлять себя в крайней форме – терроризме и экстремизме.

Экстремизм — это приверженность крайним взглядам и  мерам. Например  провокация беспорядков, гражданское неповиновение, террористические акции, методы партизанской войны. А приставка «религиозный» подразумевает приверженность к какому-либо вероисповеданию.

Религиозный экстремизм  окутал весь Ближний Восток, постепенно перекинувшись  в Закавказье и активно проникает в страны Центральной Азии. Трагические события в Актюбинской, Атырауской, Мангистауской областях  и городе Алматы демонстрируют нам, что распространение  различных экстремистских организаций дошло  и до Казахстана.

18 июля 2016 года  Руслан Кулекбаев, одержимый своими религиозными убеждениями, напал на Алмалинское РУВД, здания ДКНБ и налогового департамента, убив в общей сложности девять человек. Все они были сотрудниками правоохранительных органов - а днем ранее, он смертельно ранил проститутку возле гостиницы "Аят". Кулекбаев был задержан, а его действия признаны терактом. Позже подсудимый пояснил, что ни о чем не жалеет и готов принять любое наказание. Судья Ерлан Болат 2 ноября приговорил его к смертной казни  с конфискацией имущества. Недавно общественники, посетившие отбывающего пожизненное заключение из-за моратория на смертную казнь алматинского стрелка Руслана Кулекбаева, рассказали, что он даже  не читает намаз.

Борьба с экстремизмом — важный вопрос в Казахстане. Нурсултан Назарбаев поручил правоохранительным и иным государственным органам жестко и своевременно реагировать на проявления экстремизма в стране. Начиная с 2008 года в Казахстане работает комитет по делам религий. В 2016 году Указом Президента создается Министерство по делам религий и гражданского общества РК. ВУЗам дается государственный заказ на подготовку религиоведов. С 2010 г. в школьные учебные программы вводится курс «Основы религиоведения».

В Казахстане создается система законодательства для предупреждения и противодействия террористической и экстремистской деятельности.  Создан уполномоченный орган – Комитет финансового мониторинга Министерства финансов. В июле 2011 г. он становится полноправным членом группы Эгмонт (международное объединение финансовых разведок 127 государств мира). Это привело к расширению его возможности по отслеживанию любых транзакций террористов через финансовые учреждения как внутри страны, так и за рубежом.

Организации, о которых часто говорят в Казахстане:

"Хизб ут-Тахрир аль-Ислами" - международная исламская политическая партия, основанная в 1953 году в Восточном Иерусалиме судьей местного шариатского апелляционного суда Такиуддином ан-Набхани. Основу составляет идея о воссоздании религиозно-политической структуры (халифат) времен Мухаммада.

"Таблиг Джамаат" - аполитичное религиозное движение, организованное в 1926 году в Индии Мауланой Мухаммадом Ильясом. Главной целью считается духовное преобразование в исламе с целью приблизить людей к религиозной практике ислама, указанной пророком Мухаммадом.

"Исламское государство" - непризнанное государство и международная исламистская суннитская террористическая организация, действующая преимущественно на территории Сирии и Ирака. Всемирный халифат с шариатской формой правления.

"Ваххабизм" - религиозно-политическое движение в исламе, сформировавшееся в XVIII веке. Названо по имени Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба ат-Тамими (1703-1792). Он считал, что настоящий ислам практиковался только первыми тремя поколениями последователей пророка Мухаммеда и протестовал против всех последующих инноваций.

Экстремисты используют ислам только как своё идеологическое оружие. Ведь религия, особенно мировая, не будет нести в себе идеологию зла, которая бы призывала людей уничтожать друг друга.

Кто попадает под влияние религиозно-экстремистских, радикальных идей?

— Лица с психологическими проблемами

— Лица, имеющие истинные психические заболевания.

— Лица, имеющие определенные финансовые зависимости, в том числе долги и разного рода зависимость

—Невозможность реально оценивать свои возможности, критически оценивать ситуации с достижением высокого финансового уровня. Показателен пример болезненного рвения отдельных сограждан на войну в Сирию. Толкают на это  личностные расстройства сформированные с детско-подросткового возраста.

Семья способна отслеживать первые признаки изменения поведения у людей, которые только стали увлекаться ошибочным пониманием религиозных взглядов. Девушки в основном хотят уехать из-за романтических отношении с молодыми людьми; молодые люди – из-за желания испытать новые эмоции и жажды экстрима. Либо для того, чтобы защищать ислам, поддерживать идеи. Практически все экстремисты религиозно невежественны.

ВРАНЬЯ КРИЗИС НЕ КОСНУЛСЯ

События последних лет показали: террористы могут спокойно жить среди нас, долгое время не вызывая ни у кого подозрений.

«Террориста может выдать его эмоциональное состояние, он может находиться в агрессивном, сконцентрированном состоянии. Возможно выражение тревоги, страха на лице, так как порой, насколько бы не был подготовлен массовый убийца, инстинкт самосохранения может взять верх» - рассказывает ведущий российский профайлер и полиграфолог Анна Кулик.

«Профайлинг» или «верификация». Официального научного статуса не имеет и остается совокупностью психологических методов анализа. Специалисты этой области умеют за считанные минуты составить психологический портрет своего собеседника.

«Если человек ушел в радикальную идеологию, то в своих речах он будет употреблять такие слова, как "кафирское государство", "государство тагута", "нужно убить кафиров". Следующим критерием является внешний вид радикалов. Как отмечает политолог Данияр Ашимбаев, салафитов легко отличить по бородам. Короткие штаны, как правило, являются дополнением».

В хадисе – предании о словах и действиях пророка Мухаммада – действительно есть изречение о том, что штанины должны быть выше щиколотки. Появилось оно в VII-VIII веках, когда люди жили бедно, а ткани стояли дорого, и позволить себе облачаться в длинные одежды могли только богатые. Делали они это для того, чтобы показать свое превосходство. Тогда и появились слова в хадисе, что тот, «у кого штанины ниже щиколотки, тот попадет в ад. С тех пор прошло много веков, ткань давно перестала быть роскошью, поэтому сейчас длинные штанины не могут стать «путевкой в ад». Но радикалы по-прежнему продолжают этого придерживаться.

Ношение бороды тоже определяется канонами ислама. В исламе есть четыре мазхаба: ханафиты, маликиты, шафииты и ханбалиты. В Казахстане придерживаются ханафитского мазхаба, согласно которому, ношение бороды – это суннет, то есть то, что не обязательно. А в арабских странах это – уаджип, то есть прямая обязанность верующего. Именно  последнее берут за основу и представители радикальных течений.

 

«Радикальные группы имеют место, где систематически собираются. Если мы видим, что определенное количество людей собирается в помещении, выглядят при этом сурово и напряженно, то на это следует обратить внимание и проинформировать правоохранительные органы», - сказал политолог.

"Следует обратить внимание на аудиопропаганду и чрезмерное увлечение религиозной литературой. Допустим на рынках  есть религиозные бутики, где продается литература на русском, казахском, татарском, уйгурском языке хорошей полиграфии без выходных данных, аудио и видеопродукция. Сам факт торговли такой литературой является незаконным. Поскольку есть установленное количество книжных магазинов, имеющих право торговать такой литературой, а уличная торговля религиозной литературой у нас законодательно запрещена", - подчеркнул эксперт.

Если окружающие и близкие будут внимательны, то смогут распознать в человеке потенциального экстремиста по следующим признака:

1. Отрицание других религиозных взглядов

2. Отсутствие толерантности и диалога

3. Выступают против официального духовенства, против власти государства

4. Очень большая религиозность

5. Отказ от инноваций

6. Нет принятия национальных традиций

7. Смена увлечений и отсутствие различения Добра и Зла.

Для истинно верующего основные враги — это пороки, все проявления зла, негативные мысли, поступки, эмоции, разрушающие общественные явления (наркомания, алкоголизм, войны, падение духовности и нравственности, бедность). Гордыня, «я прав, а вы все не правы», «мы лучше других», «нам Бог простит всё», «мы имеем право критиковать, осуждать и наказывать всех, кто не разделяет нашу точку зрения» — это основные установки фанатика.

ЯРЫХ ИСЛАМИСТОВ  ЛИШАТ ГРАЖДАНСТВА

Турция составила черный список из почти 54 тысяч граждан из 146 стран мира. Им  запрещен въезд на территорию Турции из-за связей с террористическими организациями. Согласно докладу министерства внутренних дел Турецкой Республики о борьбе с ДАИШ (ИГИЛ ), в топ-лист попали 1914 граждан Казахстана. Эта категория граждан находится под постоянным контролем силовых структур, раз в месяц они отмечаются у участковых инспекторов. Они не могут покинуть место проживания и выехать за границу.

В Уголовном кодексе РК от 3 июля 2014 года усилена ответственность за причастность к террористическим и экстремистским группам. Также в Казахстане смогут лишать гражданства за акт терроризма. Наказание будет применяться в исключительных случаях.

Сегодня в стране за преступления, связанные с экстремизмом, отбывают наказание более 1000 человек.  Казахстанцев, имеющих судимость за экстремизм, не берут на работу, ни одна касса в стране не принимает от них денег, им  не продают даже билеты на поезд.

Комитет национальной безопасности представил проект государственной программы по противодействию религиозному экстремизму и терроризму на 2017 – 2020 годы. Согласно Уголовному кодексу РК преступлениями, содержащими признаки экстремизма, признаются преступления, предусмотренные более чем 10 статьями. Сюда входят преступления от «возбуждения социальной, национальной, родовой, расовой или религиозной вражды» до собственно «вербовки или подготовки либо вооружения лиц в целях организации террористической либо экстремистской деятельности».

Но уничтожать реальные экстремистские ячейки сложно. Они формируются по сетевому принципу, структуры замкнуты, обладают сложными системами передачи информации. У них, как правило, нет единого центра и четкой иерархии, так что «обезглавить» такую сеть не получится. Уничтожение даже большинства узлов такой сети не принесет ей большого вреда, пока сохраняется идея и цель ее существования. И пока в обществе будут конфликты, попытки их разрешения экстремистскими методами не прекратятся. Тем более что опыта у экстремистов все больше и больше. Поэтому в эту борьбу против экстремизма и терроризма должен вступить каждый!