Яков Фёдоров 2017 M09 28
1066
11
29
0

Могила путешественника находится недалеко от села Шанханай Кербулаского района Алматинской области. В центре села - музей, обязательный к посещению всем, кто считает себя путешественником.

Немногим в жизни удаётся сделать то, что за свою короткую жизнь сделал казахский путешественник, историк, этнограф Чокан Валиханов. Места, связанные с его жизнью, по моему мнению, обязательны для посещения каждого казахстанца, кто считает себя путешественником.

В Кербулакском районе Алматинской области находится его захоронение. В последний год своей жизни он принял участие в походе полковника Михаила Черняева против Кокандского ханства, но был возмущён действиями армии в отношении мирного населения, подал в отставку и уехал зимовать в аул в горах Алтын-Эмеля. По официальной версии, здесь в 30-летнем возрасте он скончался от чахотки (туберкулёза), хотя выстраивалось много версий, например, о его устранении царскими агентами и даже конспирологические, что смерть была лишь инсценировкой перед новой разведывательной миссией. Могила путешественника находится недалеко от села Шанханай, в самом селе расположен отличный музей.

1. Найти музей несложно. Двигаясь из Алматы в сторону Талдыкоргана нужно свернуть перед Сарыозеком. Навигации помогает то, что в Алматинской области установили таблички коричневого цвета, которые указывают направления до туристических объектов. Навигации немного мешает, что расстояния на них могут быть неверными. Например, от Сарыозека до Шанханая расстояние всего 23 км, хотя цифры на указателях показывают 67 км.

2. Могила Чокана Валиханова в 2 км от села Шанханай. У памятника отдельная история, которую я расскажу в дальнейшем в посте (см. фото 44-46).

Современный памятник установлен взамен разрушенного старого. В своих воспоминаниях Динмухамед Кунаев писал: "Возвращаясь из Панфилова, посетили могилу Чокана Валиханова. Осмотрел её, приняли решение о сооружении надгробного памятника Чокану в урочище Алтын-Эмель, где он похоронен. В кратчайшие сроки был составлен проект. Было отпущено на строительство памятника 240 тысяч рублей. Памятник был сооружён в 1958 году".

По замыслу авторов, надгробие завершается полукружием глобуса, символизирующем путешествия.

3. Барельеф Чокана и годы жизни - 1835-1865.

4. Мемориальный музей Чокана Валиханова "Алтын-Эмель" находится в самом центре села Шанханай, не заметить его невозможно. До 90-х годов село Шанханай называлось Шокан, к сожалению, о причинах переименования найти информацию я не смог, кому-то его имя не угодило.

5. Музей открыли к 150-летию Чокана в 1985 году.

6. Школьники из средней школы №5 города Текели на экскурсии.

7. Директор музея - Сауле Абишева работает здесь уже 23 года. Начинала экскурсоводом, помнит и тяжёлые времена музея в 90-е, когда государственного финансирования практически не было или оно приходило с большими задержками. В холодные зимы, когда не было возможности поддерживать нормальную температуру, некоторые экспонаты приходилось даже хранить у себя дома в сундуке, чтобы они не были повреждены. Оказывали поддержку и местные жители.

Потом финансирование наладилось - была даже проведена реконструкция, а также благодаря исследовательской работе добавились экспонаты, найденные в российских музеях и архивах.

8. Внутреннее оформление музея.

9. Потолок.

10. Напротив входа - бюст Чокана Валиханова авторства народного художника Казахстана Хакимжана Наурызбаева. За ним - гобелен весом 250 кг (автор Шамиль Кожаханов), на котором изображены маршруты путешествий и места, связанные с жизнью Чокана.

11. Известная фотография 12-летнего Чокана в 1847 году.

12. Макет усадьбы Сырымбета (на территории Айыртауского района Северно-Казахстанской области), в которой вырос Чокан.

13. Первые рисунки рисования Чокан получил в 1844 году, когда в округ приехали русские военные топографы. Его работы стали первыми известными рисунками казахского быта, сделанными не приезжими исследователями, а коренным жителем. С тех пор он взял в привычку делать зарисовки того, что видел.

Карандашный рисунок усадьбы, который сделал Валиханов в 1853 году. Усадьбу восстановили в 1985 году также к 150-летию учёного.

14. Отец Чокана - Чингис Валиханов был старшим султаном Аман-Карагайского внешнего округа Омской области с 1834 года. При рождении будущему учёному дали имя Мухаммед-Канафия, но потом официальным стало прозвище Чокан, которое дала ему мать. В 1842-1847 годах он учился в казахской школе.

15. В 12-летнем возрасте Чокана отправили на учёбу в Омский кадетский корпус, где он познакомился в том числе с ровесником Григорием Потаниным, с которым потом его связала близкая дружба. Молодого Чокана очень ценили учителя и даже приглашали его часто домой. Благодаря домашней библиотеке учителя истории Гонсевского он помимо уже известных казахского, русского, чагатайского, персидского, арабского смог выучить немецкий и французский, а также познакомиться с трудами известных путешественников-учёных того времени.

Незадолго до окончания учёбы Валиханов в Омске познакомился также с будущим светилом русской литературы Фёдором Достоевским.

16. После окончания учёбы в Омске Валиханова назначили адъютантом генерал-губернатора Западной Сибири - Густава Гасфорда. Он занимался составлением писем, а также историографией региона. Вместе с генерал-губернатором и без него выезжал в Семиречье и Кокандское ханство, составляя подробные описания увиденных мест.

17. В 1856 году в 21-летнем возрасте Чокана направили в командировку за реку Или в составе экспедиции полковника Хоментовского в разборе споров между родами Старшего жуза, а также противостояния кыргызских родов бугу и сарыбагыш. Во время экспедиции в Кыргызстан Чокан впервые услышал легенду про богатыря Манаса и сделал первые записи эпоса. В поездке он записал ещё несколько легенд и сделал рисунки местности.

18. Балбалы на северном побережье Иссык-Куля.

19. Зарисовки быта иссык-кульских кыргызов.

20. Долина рек Чарын и Мерке. Почерк, как и у многих талантливых людей, разборчив не для всех.

21. Кыргызские женщины.

22. Копия транспорта тех времён.

23. После Киргизии он поехал в Кульджу и Семипалатинск, где познакомился с Петром Семёновым (в будущем Семёновым-Тян-Шанским). По рекомендации Семёнова в 1857 году 22-летнего Чокана Валиханова избрали действительным членом Русского географического общества. Тогда же в России впервые опубликовали труды Валиханова о быте Семиречья, Киргизии, Алатавского и Баянаульского округов.

24. Карта казахской степи.

25. План мавзолея Бутагая.

26. Петроглифы.

27. Хорошо сохранившиеся до сих пор изображения Будды в урочище Тамгалы-Тас недалеко от Капчагая (это фото я снял в музее Достоевского в Семее).

28.

29. Изданные в Санкт-Петербурге труды Валиханова.

30. Фото с Фёдором Достоевским в Семипалатинске во время одной из встреч.

31. Диорама, изображающая беседу Валиханова и Достоевского.

32. Письмо Валиханова Достоевскому.

33. Письмо Достоевского Валиханову.

34.

35. Самым выдающимся путешествием Валиханова стала его экспедиция в недружелюбную Кашгарию, которая была закрыта для европейцев. Любой европеец, попадавший туда, мог быть обвинён в шпионаже и казнён. В июне 1858 года Чокан под именем купца Алимбая выдвинулся в Кашгарию с караваном купца из Семипалатинска Мусабая Тохтубаева.

36. Караван месяц торговал у реки Или, а затем двинулся к границе с Китаем. При переходе через Тянь-Шань из 101 верблюда осталось только 36. Несколько раз пришлось отбиваться от разбойников.

В итоге за полгода в Кашгарии Чокан смог познакомиться с местным бытом, собрать данные о географии, природе, экономике. После возвращения в Верный он написал отчёт "О состоянии Алтышара, или шести восточных городов Китайской провинции Нан Лу (Малой Бухарии) (1858-1859)". Труд был настолько уникален, что был издан не только в России, но и в Лондоне на английском языке.

37. Курильщики опиума в Китае.

38. Кашгарская женщина.

39. В 1860 году Валиханов приехал в Петербург, где по личному указу императора Александра II был награждён орденом Святого Владимира.

40. В том же году Валиханова определили в Азиатский департамент Министерства иностранных дел, где он смог заниматься большой научной деятельностью - составлял карты Средней Азии, участвовал в издании энциклопедии, изучал восточные рукописи. Здесь же он мог встречаться чаще с известными учёными, среди которых вице-президент Русского географического общества Пётр Семёнов-Тян-Шанский, а также с другом Фёдором Достоевским, вернувшимся из семипалатинской ссылки.

41. Карта Моголистана по "Тарии-Рашиди", которую первым в мире исследовал именно Валиханов во время работы в Петербурге.

42. Документы со службы Валиханова в Министерстве иностранных дел.

43. После работы в Петербурге Чокана перевели снова в Западную Сибирь. В этот период он пишет, например, труды о необходимости судебных реформ в казахской степи.

Как было указано в начале поста, в 1865 году он скончался в ауле в горах Алтын-Эмеля.

44. Сначала над могилой Валиханова возвели мазар из жжёного кирпича. В 1867 году его увидел генерал-губернатор области Константин фон Кауфман и возмутился, что за его заслуги скромный памятник. Из казны выделили деньги и сделали мавзолей в виде часовни.

45. Друг Валиханова со школьной скамьи Григорий Потанин сделал рисунок нового мавзолея, по которому можно понять, как он выглядел. Этот мавзолей также не сохранился, потому что был изготовлен некачественно, за что впоследствии строителей по поручению военного губернатора Семиречья Герасима Колпаковского (также друга Валиханова) выпороли.

46. Было дано задание установить плиту, которую заказали в Екатеринбурге и везли её через Омск и Семипалатинск. Её заказали в 1871 году, но установили только через 10 лет. Надпись на плите на русском и казахском:

"Здесь покоится прах штабс-ротмистра Чокана Чингисовича Валиханова, скончавшегося в 1865 году. По желанию Туркестанского генерал-губернатора Кауфмана I, во внимание ученых заслуг Валиханова, положен сей памятник генерал-лейтенантом Колпаковским в 1881"

Оригинальная могильная плита сейчас хранится в музее, на могиле её копия. Видно, что к 1958 году кто-то из местных жителей повредил её, выдолбив горизонтальную черту.

47. Памятник Чокану Валиханову рядом с музеем.

Подписывайтесь также на мои аккаунты в соцсетях:

Твиттер: https://twitter.com/YakovFedorov

Фейсбук: https://www.facebook.com/theyakov

Инстаграм: https://www.instagram.com/yakovfedorov/

Оцените пост

29

Комментарии

2
Есть версия, что Чокан умер от сифилиса...
Причем врожденного...
Загадочная смерть..
2
Нашим нацикам больше по нраву будет версия "о его устранении царскими агентами". Интересно, она хоть как-то фактологически подкреплена или это очередное произведение бредовой фантазии доморощенных "борцов с колониализмом"?
0
В советское время экскурсоводы рассказывали нам, что местный крестьянин из могильной плиты решил выбить жернова, но ему в глаз отскочил осколок камня повредив его и этим вызвав заражение крови. От этого он скончался. Канавка делящая камень на два, возможно подтверждает эту версию.(не доделал, хотел разделить камень на верхний и нижний жернов.) И вроде, как это было еще до революции в царское время!? Имхо про 1958год это уже типа надо обязательно похаять Советское время!
0
До 1958 года - может быть как советским временем, так и дореволюционным.
0
Плита была тяжёлая. Видимо, кто-то хотел ее стащить и пытался разбить пополам.
Показать комментарии