Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 767 постов40 подписчиков
Всяко-разно
30
04:26, 22 сентября 2017

«РЕСУРСНЫЙ ОНАНИЗМ»

Юрист, пришедший в школу учителем по зову души, о главной проблеме системы образования

Blog post image

Альнур Ильяшев пришел в школу после лидерских тренингов. Будучи успешным юристом, имевший степень МВА, он вдруг развернул траекторию своей карьеры, став обычным школьным педагогом. Несколько лет назад он получил авторское свидетельство на ТВ-шоу о способных и талантливых школьниках, которое до сих пор не вышло на отечественные экраны.

- Альнур, как ты стал преподавать в школе, при том, что никогда не мечтал быть педагогом?

-  У меня базовое образование - юридическое, есть МВА и, в целом, я работал всегда в частном секторе. Сейчас получаю 4-ое по счету образование в магистратуре, а до этого уже получил связанное с работой в школе - диплом педагога-психолога. История со школой началась в 2008 году, когда просто на волонтерских началах я начал проводить в своей родной школе в Алматы классные часы (первые 30-тиминутные уроки по вторникам). В то время в этой школе был назначен новый директор, она присмотрелась ко мне и предложила начать преподавать целые предметы, взять часы по «Основам правоведения» в 8-9 классах и «Религиоведение». С учетом того, что я работал полные дни юристом, преподавать в школе мог только по субботам. С этого и началась преподавательская деятельность, которая в начале для меня была очень сложной.

Откровенно говоря, первое время я после уроков, просто перешагнув порог дома, засыпал прямо в костюме на диване.

Blog post image

- А почему уроки так изматывали?

- Сложность не в передаче информации. Больше всего энергии забирали усилия построить диалог между классом и тобой, опыта же не было никакого. Очевидно, что в старших классах дети хотят проверить тебя на прочность, пытаются самоутвердиться за твой счет до тех пор, пока ваши взаимоотношения не перерастут в диалог. Это сейчас я перед любой аудиторией чувствую себя уверенно, а тогда мне это стоило значительных трудов. Но как только диалог построен, все остальное становится намного проще и легче.

Более того, я очень рад, что благодаря этому диалогу и отношению к ученику как ко взрослому человеку, ряд моих школьников осознанно выбрали «Юриспруденцию» для обучения в университетах. И поскольку мы сохранили общение, то некоторых я рекомендовал на стажировки или работу в компании, с которыми сотрудничал. Мне кажется, что именно такими и должны быть отношения в школе, больше менторства и поддержки, меньше «фасовки утвержденной информации» в головы.

 

- Никто не просыпается вдруг утром и не говорит: а почему бы мне не пойти работать в школу. Так не бывает. Для такого решения все же нужна какая-то внутренняя сильная мотивация. В чем твоя мотивация, ведь очевидно, что успешные люди не идут в школу за большими деньгами?

- На одной из серьезных лидерских программ, которые я прошел, меня очень зацепила идея, что лидерство – это ответственность, а не что-то иное. Ответственность за все.

Со временем я пришел к выводу, что если что-то плохое происходит, то это также по причине, что я, мы ничего не сделали, чтобы этого не произошло. И провел параллель с тем, что случилось со многими моими друзьями школьных лет.

Я учился в хорошей школе в центре города, известном своими элитными дворами и жильцами, но мы все подрастали в период начала 90-х годов, когда в страну пришли доступные наркотики, а улицами города правили бал неформальные молодежные группировки «районы» со своей иерархией и разборками. И среди наших авторитетов того времени не было никого, кто бы пожелал направить школьников старших классов в правильное русло.

В итоге, к своим 24 годам по тем или иным причинам я потерял некоторых своих друзей, одному даже лично копал могилу и туда же его хоронил, а среди моих старших товарищей до 25-ти дожило всего 2-3 человека из 10, сегодня и их в живых нет! При этом те, кто ушел – не оставили после себя ни детей, ни какого-то дела и наследия. Ничего не оставили, кроме мест на «Кенсае» (кладбище – прим.автора). Когда я думаю о том, что их жизнь была бы совсем другой, если бы они в свое время, используя свой авторитет, заставляли бы нас учиться, заниматься спортом и другими полезными вещами, то точно знаю, все могло бы сложиться иначе.

 

Поэтому я решил, что надо предложить нашим школьникам альтернативу наркотикам, разборкам, дешевым «понтам» и прочему бестолковому через обретение ими хорошего опыта реализации себя, своих идей, раскрытия своей уникальности посредством самостоятельной реализации различных проектов. В итоге, у меня родилась идея провести «Конкурс конкурентоспособности школ Алматы». Я даже получил авторское свидетельство и создал сценарный план для телешоу. Написал письмо в акимат и встретился с управлением образования Алматы.

В итоге, мы провели этот конкурс на базе Алматинского Дворца школьников в 2008 году. За основу был взят рейтинг конкурентоспособности государств, в первую очередь, его составляющие. Выделили специальные задания для номинаций «бизнес», «наука», «успеваемость», «творчество», «спорт», «социальная активность» и еще «вежливость».   Призовой фонд я профинансировал лично, чтобы школьники увидели, что общество готово оценивать их достижения. В итоге были довольны и дети, и учителя, и руководство школ. На следующий 2009 год хотел провести конкурс снова, но, к сожалению, по неизвестным причинам, меня не стали поддерживать, может быть из-за смены руководства города. Время спустя, уже в прошлом 2016 году с товарищами провел такой конкурс в рамках Медеуского района при поддержке местных властей и одного депутата маслихата. Но затем снова сменился аким района (прежний ушел на повышение) и в этом году конкурс проводить не стали – наверное, понятие преемственность еще не про нас (улыбается).

 

- А что реально дал этот конкурс?

- Дал возможность правильно понять конкуренцию, а конкуренция по правилам и в разных сферах – это самый важный элемент развития. К примеру, в номинации «Бизнес/Стартовый капитал» первое место взяла школа в «Думане». Просто там трезво оценили ситуацию, поняли, что соревноваться со школами из центра города по другим номинациям им будет сложно, поэтому выбрали для себя один приоритет, сконцентрировались на нем и сделали результат. Все школы собирали вторсырье и сдали в «Казахстан Кагазы» 26 тонн бумаги и ПЭТ-бутылки на переработку, а они больше всех. Вырученные средства мы раздали школам. На научном конкурсе нам показали настоящих самородков и очень способных ребят. Так, ученик 28-й школы из 8 класса самостоятельно разработал и поразил нас своими технологиями, некоторые запатентовал и даже получил свидетельство от Microsoft. Оказывается он долгое время смотрел телеканал «Дискавери», который сформировал у него видение куда развивается наука, начал заниматься физикой и робототехникой. На конкурс он принес робота на базе игрушечного танка, напичканного датчиками измерения различных сред. Сам робот мог заряжаться помимо солнечной энергии даже от капель дождя. При этом, все эти показатели отображались у него сразу на мобильном телефоне! Под конец своей презентации он уложил нас своим планом создать кружок робототехники у себя в школе для обучения других школьников. Какое зрелое мышление для с виду такого юного человека!

Прибывшая с ним куратор со школы сообщила, что в то лето его пригласили в Сколково, а с его родителями одним предприимчивым человеком был заключен договор на продвижение талантливого изобретателя в обмен на долю в доходах от его патентов. И все это в 8 классе! И на самом деле таких интересных и талантливых детей мы увидели очень много. К примеру, одна школьница придумала проект как автоматически начислять экологические сборы с автотранспорта, въезжающего в Алматы. Она нас просто покорила своей харизмой и навыками презентации. И я считаю, что нам нужно выискивать такие таланты системно, поддерживатьи  продвигать их, чтобы они, оставаясь в стране, приносили пользу в более глобальных масштабах.

 

- Ты реализовал этот проект, смог организовать много стейкхолдеров. Как бы ты построил процессы в школе, если бы у тебя была такая возможность?

- На самом деле мне уже предлагали стать директором одной из школ города. Но я отказался, потому что знаю как работает эта система, поэтому точно не хочу стать ее частью в текущем виде. Все работающие в школах люди в общем хорошие, но я не вижу себя в государственной системе, частью которой является образование.

 

- А какая основная на твой взгляд проблема этой системы?

- Ресурсный онанизм.

- Поясни, пожалуйста.

- Это определение в целом характеризует отношение государства к человеческому капиталу. Ну что наша страна создала реально за 26 лет Независимости. Есть меткое выражение: «гора родила мышь». Вместо того, чтобы создать что-то великое и значимое, пользуясь возможностями, которые нам выпали в виде богатых природных и людских ресурсов, мы топчемся на месте.

 

Что такое онанизм?

 

Это когда люди доставляют сами себе удовольствие, но без любви, без какого-то конкретного результата – без детей, без плодов.

Так и мы как страна, научились только получать удовольствие от потока нефтяных денег и самолюбования.

У нас много талантливых людей, но ведь мы их не пестуем, не развиваем, не мотивируем на прогресс. А это все - потерянные возможности в будущем. До сих пор даже толком ничего у себя не перерабатываем. По сравнению с нами, у того же Узбекистана больше возможностей сейчас – они еще строят самолеты, собственные машины производят, а не собирают, свои стоящие с советских времен заводы на металлолом они не разбирали и под торговые центры не переделали.

Именно поэтому, пока мы будем получать самоудовлетворение в виде каких-то статистических данных, которые нас успокаивают, ничего не изменится.

 

- Хорошо, а чтобы ты сделал, если бы стал министром образования, например. Какой главный KPI ты бы поставил?

- Прямое и живое общение с людьми. Я считаю, что у нас в государстве нет никакой педагогики, тот же МОН РК думает о педагогике в последнюю очередь, он больше регулирует, чем воспитывает и учит. О чем я говорю? К примеру, педагогики нет в судебной системе. Людям не объясняют почему выносятся какие-то решения, часто судьи просто подгоняют под конъюнктуру свои вердикты, а ведь они тоже по сути своей педагоги и должны показывать обществу, сторонам процесса что такое хорошо, а что такое плохо и что за это плохо будет наказание. Мы все как люди по природе нацелены на то, чтобы максимально распространять хорошее, благое, в этом смысл нас всех, мы рождены как плоды любви. А вместе с тем все делается наоборот. Именно поэтому, в нашем образовании становится мало педагогики, идут не за образованием, а за корочкой, как будто она жизни научит.

Многие из тех, кто видят проблему, к сожалению, не прикладывают усилий, не задают вопрос: что я могу сделать для того, чтобы изменить ситуацию. При этом, решая конкретные проблемы, ты развиваешься сам.

К примеру, я, работая почти 10 лет с учениками старших классов, вижу их мучения при подготовке и сдаче ЕНТ, поэтому недавно пришла идея переложить свой опыт в книгу, которая бы суммировала ключевые вещи и как пособие помогла каждому правильно и хорошо подготовиться к любому экзамену. А это ведь моя личная эволюция как педагога и гражданина, когда ты переходишь на уровень «дать удочку и научить ловить рыбу всех, а не только тех, с кем находишься в личном контакте».

 

- Почему на твой взгляд в обществе много агрессии, крупные богатые города Казахстана не исключение? Ведь по статистике у многих хорошее образование, дипломы и т.д.

- Я думаю, что всем нам необходима четкая карта ценностей. Без нее наступает хаос, именно этот хаос и непредсказуемость порождает желание многих найти опору в том же экстремизме. Именно поэтому нам нужно создавать работающие социальные лифты в обществе. Одна из целей моего конкурса заключается именно в демонстрации детям важности правил и их соблюдения, ведь любой игре, в которой правила понятны и незыблемы, сопутствует успех. Поглядите на футбол, хоккей, баскетбол и другие игровые виды спорта. Также и в государстве и обществе, если объявленные правила (законы) соблюдаются всеми, то с порядком придет и рост, а затем и процветание, которого все так хотят. Если этого не сделать, то когда-нибудь часть нереализовавших себя людей, в отношении которых правила были нарушены, однажды может назначить виновных за это и рано или поздно придет за ними.

Вы посмотрите, даже часть прогрессивного населения, которое есть в том же Фейсбуке призывает расстреливать чиновников-коррупционеров. Но ведь это тоже экстремизм! Я считаю, что нам всем нужна педагогика как хорошее воспитание и образование, возможности для реализации своих талантов, а не экстремальные решения, метания и поиск виновных. Часто объясняя людям текущую ситуацию, привожу примеры из истории. Так вот, по моему, мы находимся в таком же положении как и СССР в ноябре 1941 года. Наши враги – это наши же недостатки, и они уже разрушают основы наших культурных и общественных ценностей, экономического суверенитета: мы перекредитованы, засунули руки в фонды будущих поколений. Если не выдержим, не соберемся, не дадим ответ всем текущим и будущим вызовам, что дальше – если не капитуляция, то эвакуация в «запасную столицу». А она у на есть? Дубай, Лондон, Торонто, Прага, Тбилиси, Киев? Посмотрите, в кои то веки казахи семьями начали уезжать из Казахстана, отправлять детей на учебу, чтобы они оставались там в "америках" и "европах", я достаточно много знаю таких. А это есть первый признак потери если не веры в страну и народ, то надежды точно.

Но я все равно останусь, даже если буду один, – у меня есть план (улыбается).

 

30