Друзья, давайте вспомним лучшие мировые практики в области государственно-частного партнерства. И первым проектом в нашей новой рубрике #tbtррр, о котором мы хотим Вам рассказать это строительство и эксплуатация знаменитого Панамского канала.
В 1878 году Колумбия, в состав которой в те годы входила Панама, предоставила Франции в лице инженера Люсьена Наполеона Бонапарта-Вайса концессию на строительство и эксплуатацию канала сроком на 99 лет.
В этот момент проектом заинтересовался Фердинанд Мира де Лессепс, авторитет которого в области строительства каналов был непререкаемым. В 1879 году он создал акционерную Всеобщую компанию межокеанского канала, концессионные права которой Лессепс выкупил у Вайса за 10 миллионов франков.
Лессепс решил строить бесшлюзовый канал на уровне моря. По подсчетам Лессепса канал должен быть готов через 12 лет, и на это требовалось 600 млн. франков. Но по затратам общая смета достигла 1,4 млрд. франков.
По ходу строительства организаторы проекта поняли, что без шлюзов не обойтись. В 1887 году к проекту присоединяется известный инженер Гюстав Эйфель (да-да-да, тот самый инженер, по замыслам которого и была построена Эйфелева башня в Париже - примечание редактора Нурсеитова А.А.) для проектирования канала со шлюзами. Эйфель после расчетов заявил, что необходимо еще 1,6 млрд. франков.
По состоянию на 4 февраля 1889 года было выполнено менее шестой части работ. На этом основании Парижский трибунал вынес постановление о закрытии акционерной компании.
Штандарт Президента ПанамыВ 1894 году Колумбия продлила французам концессию, но в 1902 году они продали ее американцам всего за 40 млн. долларов. В 1903 году США и Колумбия подписали договор о строительстве, но против этого соглашения выступил сенат Колумбии. В ответ на это американские власти поддержали панамских сепаратистов, в результате чего было образовано независимое государство Панама. США и уже Панама подписали договор, согласно которому американцы стали полностью контролировать зону в 10 миль, проходящую через перешеек. С 1904 года строительством руководило американское военное ведомство.
15 августа 1914 года по Панамскому каналу прошло первое судноНа реализацию проекта, включающего в себя и шлюзы, и озера, потребовалось 10 лет, более 380 млн. долларов и 70 тысяч рабочих. Первое судно по каналу прошло в августе 1914 года, но фактически он начал действовать с 1920 года. В декабре 1999 года канал перешел в собственность Панамы.
Сейчас уже трудно представить себе современное судоходство без Панамского канала, сократившего путь 22,5 тыс. км. более чем в 2 раза до 9,5 тыс. км. Подсчитать же выгоду, которая эта водная артерия принесла мировому грузообороту и мировой экономике, практически невозможно. Торговля и экономика Западного полушария в целом, традиционные судоходные маршруты, сферы интересов великих держав – на все эти процессы коренным образом повлиял Панамский канал.
Автор поста: эксперт Центра ГЧП Аяулым Айтжанова