11:01, 10 сентября 2017

Путешествие в Узбекистан. Ташкент

Этим летом с телевизионным проектом «По Великому Шелковому пути» мы (я, журналист Алибек Бегалинов и ещё двое коллег) побывали в Узбекистане. Готовились к поездке долго – порядка трех месяцев. Не столько собирали вещи, сколько готовили документы. Журналистам с профессиональной техникой, да ещё и на собственном автомобиле, как оказалось, заехать на территорию страны нелегко - требуется официальное разрешение властей и временная аккредитация. На помощь нам пришли Генеральное консульство Узбекистана в Алматы и Государственный Комитет по развитию туризма Узбекистана. В общем, в начале августа совместными усилиями мы получили заветные бумаги со строго оговоренными сроками въезда/выезда и временем пребывания в стране. Отправились в путь сразу же – после обеда выехали из Алматы, переночевали в Шымкенте, а под утро были уже около границы.

Журналисты на автомобилях путешествуют редко – очень затратно как по времени, так и по ценам. Как нам позже рассказали в Комитете по развитию туризма – группу журналистов из Казахстана они встречают впервые. Как нам удалось? Всё, благодаря компании «Газпром нефть-Казахстан», которая поддержала проект и обеспечила нас топливными картами. В Шымкенте мы заправили полный бак (60 литров) и ещё взяли с собой в придачу полную канистру бензина. Так что путешествие обещало быть долгим!

Таможенные процедуры лично для нас пройти оказалось не просто... даже, несмотря на все имеющиеся документы. Полдня простояли на границе. Впрочем, пугать не буду - у всех получается по-разному: кто-то стоит всего 3 часа, кто-то 5, а мы – все 8... всё-таки не простые туристы, а журналисты. Проверка документов, осмотр багажа, легкий разбор автомобиля, множество вопросов и очень долгое ожидание... но обид мы не держим – всё-таки впустили же! ) Да – ещё обменяли тенге на сумы... курс на тот день составлял 1 к 22. Не знаю, дорого ли это или дешево, но значительную сумму наших тенге мы оставили в Черняевке.

План съемок на первый день пребывания в Узбекистане таким образом благополучно сорвался... всё, что мы успели сделать – это устроиться в гостинице и поужинать в местном фастфуде. Приятно удивило – наличие в меню восточных блюд. И вышло дешево – около 1000 тенге.

Сразу после прохождения таможни мы ощутили всю прелесть чисто узбекского гостеприимства! Нас поселили в отеле класса «люкс», обеспечили гидом (сотрудник Комитета) и в целом – всё время пребывания в стране за нас решали все наши проблемы, кормили, предоставляли жилье... честно –такого гостеприимства мы совсем не ожидали и были приятно поражены.

Ещё что удивило в Ташкенте – это чистота! Улицы все просторные, ухоженные, с несколькими полосами движения, машины же – все одинаковые, как близнецы –Дэу и Шевроле и тоже все чистые. Ситуация разительно отличается от алматинской.

Первым делом в Ташкенте мы посетили музей Амира Тимура. Культовое место, расположенное в самом сердце мегаполиса. Здесь собрано более 5 тысяч экспонатов.

Один из основных – панно «Великий Темур – Великий Созидатель». Всю жизнь великого полководца художники избразили в трех картинах. Если приглядеться, можно найти здесь и мавзолей Ходжа Ахмета Ясави в Туркестане, который был построен по приказу Эмира Тимура.

В центре главного зала хранится копия знаменитой священной книги мусульман – Корана Османа. Удивляет огромное количество детишек, которые с удовольствием слушают гидов и их рассказы. Как выяснилось, музей никогда не пустует и здесь трудится целый штат гидов-экскурсоводов.

Рядом с музеем гордо восседает на коне и сам Эмир Тимур.

Знаменитый базар Чорсу в данный момент находится на реконструкции, а потому мы поехали на Алайский базар. Здесь продают в основном продукты питания – сухофрукты, восточные сладости, овощи и фрукты, ягоды, хлеб. Продавцы уговаривают попробовать всё на вкус – закупаться нам было рановато, так что, перепробовав с десяток всяких явств, отправляемся дальше.

Каждый казахстанец обязательно должен посетить в Ташкенте Исламский университет. Спросите почему? Ведь именно здесь расположен мавзолей Калдыргач-бия, более известного нам как Толе би.

Во времена джунгарского нашествия, он единственным отказался бежать и покидать свой дом, так как в доме ласточка свила гнездо и он не хотел обрекать на гибель птенцов. Джунгары, восхитившись смелым поступком, оставили его и его семью в живых, назвав святым. Поэтому в Ташкенте Толе би обычно называют «Священной ласточкой» или «Калдыргач бием».

Стоит посетить в Ташкенте и знаменитый мавзолей Занги-ата. Находится он за городом, но посетителей здесь хоть отбавляй. Занги-ата, или «темный отец» - последователь Ходжа Ахмета Ясави, знаменитый суфий. По сей день сохранилась легенда, что Амир Темур первоначально приказал отстроить мавзолей Ясави в Туркестане, и лишь потом Занги-ате. Но возводимая стена мавзолея постоянно рассыпалась, и стройка не двигалась. Однажды Тамерлану во сне явился Ясави и сказал, что сначала почести должны быть отданы Зангиате. Тогда он приказал отстроить мавзолей Зангиата, и лишь потом был построен мавзолей Ахмаду Ясави в Туркестане.

Позже в XVIII веке были достроены медресе и мечеть, отделан дворик. В начале XX века был также возведен минарет.

Многие приезжают сюда ещё и за святой водой.

После посещения мавзолея гости не упускают возможности посидеть в местной чайхане и вдоволь пообщаться. Что-то вроде девичника )

В этот день мы также посетили Международный Караван-сарай культуры Икуо Хираямы, где нам продемонстрировали процесс реконструкции древних артефактов.

Здесь мы также познакомились с ведущим специалистом по Великому Шелковому пути Сергеем Савчук-Курбановым и взяли для своего документального фильма интервью.

На этом наше путешествие по Ташкенту закончилось и уже в пять утра следующего дня со съемочной группой мы отправились дальше – в Самарканд, о чем я расскажу уже во второй части.