Почему нужно разрежать прописные?

5430
54
0
2

Как и обещал, начинаю наконец-то когда-то задуманный блог про типографику. Тем огромное количество и по всем ним очень много всего хочется написать, но начнем, пожалуй, с самых фундаментальных. Это...

Как и обещал, начинаю наконец-то когда-то задуманный блог про типографику.

Тем огромное количество и по всем ним очень много всего хочется написать, но начнем, пожалуй, с самых фундаментальных. Это то, о чем должен знать каждый, кому доверяют работу с текстом, будь то дизайнер, гравер или секретарша.

Первый пост будет вот о чем:

Кстати, этот пост я переписывал раз десять (в этом и причина задержки — обещал-то я его еще неделю назад), пытаясь написать его так, чтобы все было понятно даже человеку, не знающему что «типографика» и «типография» — разные слова, обозначающие совершенно разные вещи (это такой индикатор степени познаний по типографике).

Для начала нужно рассказать что такое разрядка вообще, потому как многие даже не знают что это такое, не говоря уже о том, почему это нужно делать:

Разрядка — это увеличение межбуквенных пробелов в надписи, т. е. расстояния на котором буквы стоят друг от друга. Иными словами это значит: «дать между буквами больше воздуха».

Без разрядки прописные буквы слипаются в единое целое и становятся трудно разборчивыми — глазу необходимо время, чтобы понять где кончается одна и начинается другая — настолько близко они расположены.

Почему это происходит?

Дело в том, что все текстовые шрифты делаются с расчетом на то, что ими будут набирать тексты в традиционной форме — первая буква слова или предложения прописная, а за ней идут строчные:

То есть любая прописная делается с расчетом на то, что после нее последует строчная, а не другая прописная.

Выражается это в размере апрошей — межбуквенных интервалов, благодаря которым буквы стоят на небольшом расстоянии друг от друга:

Апроши не берутся из ниоткуда просто так, а проектируются автором шрифта, также как и сами буквы. Разным буквам, в зависимости от их формы, нужны апроши разного размера, чтобы все они стояли на оптически (не геометрически) равном расстоянии друг от друга (подробнее о том, что это такое, напишу в отдельном посте про кернинг).

Как я уже писал выше, апроши прописных делаются с учетом того, что за ними будут идти строчные. А это значит, что апроши делаются маленькие — такие же как у маленьких строчных. Это нужно для того, чтобы прописная буква находилась на равном расстоянии со строчными и не «отваливалась».

Потому что иначе, если бы апроши прописных делались в соответствии с их большим размером, пропорционально, получилась бы вот такая ситуация:

Прописная бы «отваливалась» от строчных букв, потому что апрош был бы слишком большой для них.

Поэтому когда мы набираем прописными, буквы слишком прижаты друг к другу — еще бы, ведь у них апроши как у строчных:

Именно поэтому-то и нужна разрядка — чтобы сделать апроши нормального прописного размера, пропорционально апрошам строчных:

А все потому, что большим буквам нужны большие апроши.

Иными словами:

Увеличение межбуквенных интервалов в надписи, состоящей из прописных — это не увеличение сверх нормы, а увеличение до нормы.

То есть делая разрядку вы не накручиваете что-то лишнее и экстраординарное, а как раз докручиваете то того состояния, в котором оно и должно быть.

На этом можно было закончить, но есть еще пара важных вещей про разрядку.

Я обязательно должен напомнить вам, что разряжать нужно только прописные — никогда, я повторяю: никогда не разрежайте строчные. Отметьте себе где-нибудь, что разрядка строчных — это смертный грех.

Потому что это ухудшает читаемость. Строчные буквы произошли от рукописного шрифта, где буквы расположены довольно близко друг к другу — за сотни лет люди привыкли видеть их на таком расстоянии. Созданные автором шрифта интервалы строчных — наилучшие. Он потратил сотни часов чтобы найти оптимальное расстояние для них, разрядкой вы разрушите все эти старания сделать шрифт наиболее читабельным.

Это же касается, кстати, и механических изменений пропорций шрифта — делать его уже или шире. За это вы будете гореть в аду для дизайнеров, где Тема с рогами будет тыкать в вас вилами.

Для этих целей существуют специальные узкие (condensed) или широкие (extended) версии шрифта. Не у всех шрифтов, правда, только у т. н. супергарнитур.

Также необходимо отметить, что далеко не все шрифты и не всегда необходимо разрежать.

Например шрифты, состоящие из одних прописных, которые уже разрежены и для набора не требуют дополнительных телодвижений (однако кернить все равно придется). Самый известный пример — Trajan Pro (современная интерпретация древнеримского шрифта, основанная на надписях с траянской колонны, входит в комплект шрифтов, поставлямых вместе с графическими редакторами Adobe) и его кириллическая версия — Romul:

Также не нужно разрежать шрифты акцидентные, т. е. с не традиционной, не «книжной» формой знаков, предназначенные не для набора текстов, а для надписей. Всякие техногенные шрифты, псевдоготические, псевдославянские, рукописные и прочие, которые можно найти на пиратских дисках типа «Стопицот кириллических шрифтов». Например, имитирующий русский конструктивизм Rodchenko:

У них просто стиль такой, классическим «книжным» правилам не подчиняющийся — они из совсем другой оперы. У них задача — быть скорее графикой, чем текстом, чтобы на них в первую очередь смотрели, а не читали. И если их разрежать — получается просто нелепо, ломается их стиль.

Вообще, разрежать нужно в основном классические текстовые антиквенные шрифты (шрифты с засечками), предназначенные для набора текстов в книгах, газетах, журналах. Иногда нужно и гротески (шрифты без засечек) разрежать, но не всегда.

Например, в акциденции (наборе объявлений, плакатов, вывесок и прочих коротких, привлекающих внимание текстов) уже давно существует традиция не то что не разрежать гротески, а даже наоборот, немного подтягивать буквы друг к другу, чтобы получался красивый типографический рисунок:

Это плохо отражается на читаемости и желательно этого не делать, если текст длинее 4—7 слов, но это очень хорошо смотрится и привлекает внимание.

Поэтому, понять когда нужно разрежать, а когда нет — достаточно непросто. Тем более сложнее это объяснить. Но все приходит с опытом. Внимательно изучайте, анализируйте общепризнанно хорошие работы от мастеров и смотрите когда они разрежают, а когда нет — и наматывайте на ус. Это, пожалуй, единственный способ это понять.

Ad

Rate post

2

Comments

Login to comment