место в рейтинге
  • 35048
  • 664
  • 84
Нравится блог?
Подписывайтесь!

Почему нужно разрежать прописные?

Как и обещал, начинаю наконец-то когда-то задуманный блог про типографику.

Тем огромное количество и по всем ним очень много всего хочется написать, но начнем, пожалуй, с самых фундаментальных. Это то, о чем должен знать каждый, кому доверяют работу с текстом, будь то дизайнер, гравер или секретарша.

Первый пост будет вот о чем:

Кстати, этот пост я переписывал раз десять (в этом и причина задержки — обещал-то я его еще неделю назад), пытаясь написать его так, чтобы все было понятно даже человеку, не знающему что «типографика» и «типография» — разные слова, обозначающие совершенно разные вещи (это такой индикатор степени познаний по типографике).

Для начала нужно рассказать что такое разрядка вообще, потому как многие даже не знают что это такое, не говоря уже о том, почему это нужно делать:

Разрядка — это увеличение межбуквенных пробелов в надписи, т. е. расстояния на котором буквы стоят друг от друга. Иными словами это значит: «дать между буквами больше воздуха».

Без разрядки прописные буквы слипаются в единое целое и становятся трудно разборчивыми — глазу необходимо время, чтобы понять где кончается одна и начинается другая — настолько близко они расположены.

Почему это происходит?

Дело в том, что все текстовые шрифты делаются с расчетом на то, что ими будут набирать тексты в традиционной форме — первая буква слова или предложения прописная, а за ней идут строчные:

То есть любая прописная делается с расчетом на то, что после нее последует строчная, а не другая прописная.

Выражается это в размере апрошей — межбуквенных интервалов, благодаря которым буквы стоят на небольшом расстоянии друг от друга:

Апроши не берутся из ниоткуда просто так, а проектируются автором шрифта, также как и сами буквы. Разным буквам, в зависимости от их формы, нужны апроши разного размера, чтобы все они стояли на оптически (не геометрически) равном расстоянии друг от друга (подробнее о том, что это такое, напишу в отдельном посте про кернинг).

Как я уже писал выше, апроши прописных делаются с учетом того, что за ними будут идти строчные. А это значит, что апроши делаются маленькие — такие же как у маленьких строчных. Это нужно для того, чтобы прописная буква находилась на равном расстоянии со строчными и не «отваливалась».

Потому что иначе, если бы апроши прописных делались в соответствии с их большим размером, пропорционально, получилась бы вот такая ситуация:

Прописная бы «отваливалась» от строчных букв, потому что апрош был бы слишком большой для них.

Поэтому когда мы набираем прописными, буквы слишком прижаты друг к другу — еще бы, ведь у них апроши как у строчных:

Именно поэтому-то и нужна разрядка — чтобы сделать апроши нормального прописного размера, пропорционально апрошам строчных:

А все потому, что большим буквам нужны большие апроши.

Иными словами:

Увеличение межбуквенных интервалов в надписи, состоящей из прописных — это не увеличение сверх нормы, а увеличение до нормы.

То есть делая разрядку вы не накручиваете что-то лишнее и экстраординарное, а как раз докручиваете то того состояния, в котором оно и должно быть.

На этом можно было закончить, но есть еще пара важных вещей про разрядку.

Я обязательно должен напомнить вам, что разряжать нужно только прописные — никогда, я повторяю: никогда не разрежайте строчные. Отметьте себе где-нибудь, что разрядка строчных — это смертный грех.

Потому что это ухудшает читаемость. Строчные буквы произошли от рукописного шрифта, где буквы расположены довольно близко друг к другу — за сотни лет люди привыкли видеть их на таком расстоянии. Созданные автором шрифта интервалы строчных — наилучшие. Он потратил сотни часов чтобы найти оптимальное расстояние для них, разрядкой вы разрушите все эти старания сделать шрифт наиболее читабельным.

Это же касается, кстати, и механических изменений пропорций шрифта — делать его уже или шире. За это вы будете гореть в аду для дизайнеров, где Тема с рогами будет тыкать в вас вилами.

Для этих целей существуют специальные узкие (condensed) или широкие (extended) версии шрифта. Не у всех шрифтов, правда, только у т. н. супергарнитур.

Также необходимо отметить, что далеко не все шрифты и не всегда необходимо разрежать.

Например шрифты, состоящие из одних прописных, которые уже разрежены и для набора не требуют дополнительных телодвижений (однако кернить все равно придется). Самый известный пример — Trajan Pro (современная интерпретация древнеримского шрифта, основанная на надписях с траянской колонны, входит в комплект шрифтов, поставлямых вместе с графическими редакторами Adobe) и его кириллическая версия — Romul:

Также не нужно разрежать шрифты акцидентные, т. е. с не традиционной, не «книжной» формой знаков, предназначенные не для набора текстов, а для надписей. Всякие техногенные шрифты, псевдоготические, псевдославянские, рукописные и прочие, которые можно найти на пиратских дисках типа «Стопицот кириллических шрифтов». Например, имитирующий русский конструктивизм Rodchenko:

У них просто стиль такой, классическим «книжным» правилам не подчиняющийся — они из совсем другой оперы. У них задача — быть скорее графикой, чем текстом, чтобы на них в первую очередь смотрели, а не читали. И если их разрежать — получается просто нелепо, ломается их стиль.

Вообще, разрежать нужно в основном классические текстовые антиквенные шрифты (шрифты с засечками), предназначенные для набора текстов в книгах, газетах, журналах. Иногда нужно и гротески (шрифты без засечек) разрежать, но не всегда.

Например, в акциденции (наборе объявлений, плакатов, вывесок и прочих коротких, привлекающих внимание текстов) уже давно существует традиция не то что не разрежать гротески, а даже наоборот, немного подтягивать буквы друг к другу, чтобы получался красивый типографический рисунок:

Это плохо отражается на читаемости и желательно этого не делать, если текст длинее 4—7 слов, но это очень хорошо смотрится и привлекает внимание.

Поэтому, понять когда нужно разрежать, а когда нет — достаточно непросто. Тем более сложнее это объяснить. Но все приходит с опытом. Внимательно изучайте, анализируйте общепризнанно хорошие работы от мастеров и смотрите когда они разрежают, а когда нет — и наматывайте на ус. Это, пожалуй, единственный способ это понять.

Даниэль Пузó pouzeot
http://www.behance.net/pouzeot
17 октября 2010, 9:52
4771

Загрузка...
Loading...

Комментарии

Ура! Я дождался :)
Отличный пост. Буду следить за продолжением.

Еще раз спасибо.
Об этом должны знать все "дизайнеры", которые лепят позорные баннеры для местных компаний (у крупных компаний есть представительство в Алмате с отделом дизайнеров :-)
У них поважнее дела есть — тень под Комик Санс сама не ляжет, да и белая обводка у желтых букв на фоне китайского клипарта сама не появится :-)
Каноническое сочетание цветов в казахской рекламе - жёлтый и синий (голубой), как в наших гербе и флаге.
А Комик Санс - богоподобный шрифт :-)

Не могу объяснить почему, но захотелось оставить тут эту фотку:

Молодец.
Очень интересно и полезно. Не зря 10 раз переписывал.
emarat
0
0
Интересно и полезно, хотелось бы об авторе побольше узнать.
Ну, живу в Павлодаре, пью кофе с молоком (без сахара). Пил бы и без молока, но без сахара горько :-)
emarat
0
0
О профессиональной деятельности
А, понял. Я графический/веб-дизайнер. Сменил четыре места работы, сейчас свободен, занимаюсь фрилансом.
Начинал с работы в экспресс-полиграфии (подвалах, где в Корелдро делают всякое говно типа виньеток для школ и этикетками на шампанское для тещи), потом занимался полиграфией и сайтами в пиар-агенстве, потом верстал PSD2HTML в дизайн-студии, сейчас в основном занимаюсь версткой журналов, пока свободен, ищу заказы.
А в свободное время занимаюсь дизайном шрифта и типографикой — потому как влюблен в буквы и текст как больной. Это такая мания, у которой даже есть название — типофилия.
Читал еще у Лебедева про разрядку прописных. Тут поразвернетее конечно, спасиб. В избранное.
Еще распространненая и ужаснейшая ошибка, когда межстрочное расстояние (интрелиньяж) меньше, чем межбуквенное расстояние (апорши) — частенько грешат у нас:
Б   И
Л   Ь
Я   Р
Д
классический пример из Караганды))
не с первого раза удалось прочитать правильно) клёвый пример
Такой набор однозначно идиотский и интерлиньяж никак не спасет.
Надо было либо:
Б
И
Л
Ь
Я
Р
Д,
либо БИЛЬЯРД по-человечески.
Не говоря уже о том, что там половина латиницей набрано (т. е. прямым курсивом), автор забыл как выглядит прямой (печатный) кириллический шрифт, амнезия наверное, после избиения заказчиком :-)
Если так написать, то клиенты не будут читать первый раз вывеску как "блядь", а сразу будут читать правильно. Зачем?)
А так читается как блядиьр
наконец то, очень интересно, ждем продолжения
Напомнил рубрику "апож" Пушного:)
А апроши нужны ещё и в черчении, оч. нужны)) Всё никак не получаются апроши на чертеже, а когда получаются, то выглядит всё это великолепно))
Slim
0
0
Познавательно, полезно.
Спасибо.
Вижу, что пост хороший, познавательный, в будущем поможет.
Но блин голова, болит, ничего не воспринимаю. Я в избранное закинул, дабы позже ознакомится.
Автору мое уважение.
corpse
0
0
Наконец то что-то про типографику! Плюс!
faiwer
0
0
Полезная статья. Спасибо. Один вопрос - при разработке шрифтов есть возможно указывать разные апроши, в зависимости от рядом стоящих букв? (программа есть, лень копаться)
Там немножко не так. Каждый апрош — это сумма двух полуапрошей, которые есть у каждой буквы слева и справа.



Полуапрош — величина статическая и динамически изменяться не может. Все апроши у всех буквы должны быть универсального размера, чтобы хорошо смотреться с любой другой буквой (это больше тысячи комбинаций) — такова работа у шрифтовиков.



То, о чем вы говорите — это кернинговые пары. Нестандартным буквам, которым, чтобы стоять красиво, недостаточно апрошей — делают уникальный, специальный межбуквенный интервал.



Например, здесь, W «отвалилась» бы от А, если бы не кернинг на -113 единиц. Обратите внимание, что апроши остаются их обычного размера — как я уже говорил, это величина статическая.

Вообще, по-настоящему хороший шрифт — этот тот в котором как можно меньше кернинговых пар, но при этом все апроши у всех букв хорошие. Но как правило, так не получается и приходится кернить. Количество кернинговых пар часто переваливает за тысячу, это адская работа.
faiwer
0
0
Ого. Не ожидал такого подробного ответа, спс. Думаю это можно как вторую статью оформлять, с небольшими изменениями )
Дело в том, что уже шрифтовой дизайн — очень замороченная тема, и человеку, который дизайном шрифта не занимается, только графическим дизайном, лучше не забивать этим голову. А мои посты для дизайнеров, граверов и секретарш, поэтому не вижу смысла пока писать про тайп-дизайн.
DaFkA
0
0
спасибо, отличная статья
Написание подобных постов изрядно отнимает силы, и пока писал, думал: «А стоит ли? Нужно ли это вообще хоть кому-то?».
А теперь, читая комментарии, понимаю, что все-таки стоит :-) Значит будем продолжать, будьте на связи, есть еще много интересных тем.
Nurkan
0
0
Даже не сомневайтесь, конечно нужно! :)
Нам интересно и полезно! Спасибо, ждем новых постов!
не вздумайте бросать.
После проверски словаря, к своему удивлению, обнаружил что вы правы. Черт, я всю сознательную жизнь писал через Я и никто мне не сказал что надо через Е.
Спасибо. Наверное придется весь пост исправлять.
cray
0
0
однако минусы мне кто-то уже влепил)
Стыдно за вас, Даниил Игоревич, это разные слова, и вы оба правы.
Все же зависит от контекста. Пример: разрЯженное оружие. РазрЕженная атмосфера.
Я тоже так сначала подумал, но конкретно в этом случае — именно через Е.
Пруф: www.artlebedev.ru — Тема не опечатался, потому что здесь тоже самое www.artlebedev.ru и везде в других местах.
Так что исправлять было необязательно.
Chehir
0
0
Пишите ещё. Я ни разу не дизайнер, но очень люблю читать про шрифты, гарнитуры и прочую типографику.
Кто-то вас определенно не любит — минус влепил ни за что ни про что.
Chehir
0
0
да, у меня есть «фан-клуб». Время от времени проходятся по моим комментариям.
lolya
0
0
Эх, не лень же было так расписывать.
Только гложит вопрос - для кого написан сей пост ?
Кто дизайнерствует - знает, кто нет - тому и не надо. (лукавит тот кто скажет: "Надо", ибо без практики все забудет)
Ну какбэ в школах например не спрашивают кому нужна алгебра, а учат. Кому она нужна — тот ее учит, кому нет — прогуливает.
Я тоже первым делом задался этим вопросом: "Для кого пост?". Тем более, что здесь есть и другая сторона вопроса: при наличии большого числа специализированных сайтов по типографике, что нового может предложить этот пост?
Учитывая пару десятков комментариев с благодарностью и просьбой продолжать, я думаю вопрос: «Для кого?» как-то сам по себе отпадает, не?
А по второму пункту — просто из интереса попробуйте поискать «почему нужно разрежать прописные» на любом специализированном сайте и поищите описание причин с иллюстрациями, понятными даже секретаршам. Когда кончатся русскоязычные — идите на англоязычные. Как найдете, напишите мне ;-)
Просто люди ленивы и не хотят искать ;-)

А почему нужно делать именно такой запрос?
Потому что я нигде не видел столь понятного и подробного описания причины, а типографические ресурсы я посещаю уже года два и знаю их все наизусть.
Наиболее близким был только Typography for Lawyers, в котором только 1(!) параграф лишь вскользь объяснял причину:

Cap­i­tal let­ters usu­ally appear at the begin­ning of a word or sen­tence, so they’re designed to fit cor­rectly next to low­er­case let­ters. But when you use cap­i­tal let­ters together, that spac­ing is too tight.

Книги я тоже уже давно все прочел — нигде никто не объяснял столь понятно, пришлось самому до этого допирать.
Так что эти посты я пишу как бы для самого себя из прошлого, который ищет понятного объяснения и нигде его не находит.
Требую продолжения! : )
Если расскажешь секрет, как работать фуллдэй с 10 до 7, вечером фрилансить и при этом находить время для написания постов :-)
Сейчас есть три написанных наполовину поста:

Постараюсь в ближайшее время закончить один из них.
Секрет прост — работать : )
Жду. Вот я бы с удовольствием почитал про используемые шрифты.
Захуяривай первым делом «Как верстать читабельные тексты».
Разрядка

Набрать вразрядку – значит увеличить межбуквенные пробелы по сравнению с нормальными, базовыми. (Иногда это называют разбивкой, причем и тот, и другой термины применяют также к увеличенному интерлиньяжу).

Как способ выделения в сплошном тексте разрядка бытует с XVIII века. Собственно выделением считается разрядка строчных знаков. Что касается прописных , то их положено разряжать (слегка) по общему правилу.

Типографы традиционного толка относятся к разрядке по-разному. Одни видят в ней самый мягкий, а потому и наиболее приемлемый выделительный прием. Другие отдают безусловное предпочтение курсиву и отмечают неприменимость разрядки к фрагментам, более крупным, чем одно-два слова. Понятно, что поборники пуризма и функционализма (этим отмечена швейцарская линия) отвергают разрядку. Поэтому в разгаре бо-х годов, на фоне интернациональной тенденции ничто, пожалуй, не казалось таким архаичным и деструктивным, как разрядка.

Тем замечательней и поучительней произошедшая вскоре метаморфоза. В 70-е годы те же швейцарцы как бы заново открыли разрядку, причем не столько в скромном качестве книжного выделения, сколько в роли новейшей «краски» для акциденции. Типографика вышла на новую ступень в освоении возможностей «черного» и «белого». На смену фигурам из пригнанных друг к другу букв пришли надписи, в которых высвечена индивидуальность каждой буквы в отдельности. Вместе со строками, разреженными как угодно сильно, в акцидентную типографику, благодаря, в частности, разрядке, смогли возвратиться прямоугольники блочного набора, столь популярные в первые три десятилетия XX века. Некогда разрядка прекрасно вписывалась в контекст раннего, несколько наивного конструктивизма. Теперь же она обозначила момент постмодернистского перелома.

Гибкая технология набора сказывается на отношении к межбуквенным пробелам. Теперь и их предзаданная норма не считается чем-то незыблемым. Межбуквенные пробелы варьируют, как интерлиньяж, предпочитая некоторое увеличение в мелком кегле и уменьшение – в крупном. Речь уже идет не о выделительном приеме, но о задании фактуры сплошного набора. Поэтому процедуру разреживания (уплотнения) стали называть не разрядкой, а трэкингом, от английского термина tracking.
Угу, вы нашли что такое разрядка. Ее определение можно найти на сотнях сайтов.
А почему ее нужно делать?
полезная статья
несмотря ни на что ))

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

Как казахстанцы могут получить кусок международного рынка аутсорса?

Как казахстанцы могут получить кусок международного рынка аутсорса?

Сокурсник Илона Маска инвестировал в образовательные проекты, и теперь хочет создать в Казахстане рабочие места на глобальном рынке аутсорса.
Zhumanova
18 мая 2017 / 13:38
  • 52327
  • 23
Поддержим пенсией жиреющие банки! На что казахстанцам разрешат досрочно тратить свои накопления в ЕНПФ

Поддержим пенсией жиреющие банки! На что казахстанцам разрешат досрочно тратить свои накопления в ЕНПФ

Со стороны ЕНПФ в очередной раз прозвучало крайне неоднозначное заявление, от которого, на наш взгляд, лучше было бы воздержаться.
openqazaqstan
вчера / 11:08
  • 8378
  • 27
Узаконенное варварство в стране, принимающей «EPXO». Еще далеко нам до «топ-30 развитых стран»

Узаконенное варварство в стране, принимающей «EPXO». Еще далеко нам до «топ-30 развитых стран»

В продвинутых государствах едва ли поймут, почему в столь развитом, успешном и преуспевающем Казахстане от имени и по заданию властей творятся такие зверства над животными.
openqazaqstan
сегодня / 12:12
  • 4805
  • 74
Что бы ни сделал пешеход – все равно водитель сядет

Что бы ни сделал пешеход – все равно водитель сядет

Вопрос о равной ответственности водителя и пешехода при наезде на последних, только-только начинают обдумывать в высоких кабинетах. Но, пока государственные головы думают, водители продолжают...
Mirogloff
22 мая 2017 / 23:29
  • 4297
  • 32
Алматинские проститутки превращаются в шпионок

Алматинские проститутки превращаются в шпионок

Попасть в притоны на алматинском проспекте Сейфуллина, которых, как бы ни старались полицейские, меньше не становится, теперь можно, только зная явки и пароли.
Mirogloff
19 мая 2017 / 13:25
  • 4064
  • 38
Кого нам ждать: обнародована культурно-развлекательная программа EXPO-2017

Кого нам ждать: обнародована культурно-развлекательная программа EXPO-2017

Рианны не будет (как и ожидалось, в общем-то). Зато будут Мумий Тролль с Би-2, Эрос Рамазотти, 30 Seconds to Mars, и даже почему-то Limp Bizkit. А также фестивали J Azzia и "The Spirit of Tengri".
Clair-de-la-Lune
18 мая 2017 / 1:19
  • 4063
  • 11
В Алматы доставили чудотворную икону «Умягчение злых сердец»

В Алматы доставили чудотворную икону «Умягчение злых сердец»

Икона "Умягчение злых сердец" несет особые - сакральные, духовные смыслы. Ее намоленность ощущается даже за те секунды, пока прикасаешься губами к образу.
ValentinaVladimirska
20 мая 2017 / 0:09
  • 3017
  • 0
Да-да, я знаю, пора выходить замуж. Есть ли у меня еще время и, пожалуйста, уточните сколько?

Да-да, я знаю, пора выходить замуж. Есть ли у меня еще время и, пожалуйста, уточните сколько?

Итак давайте сразу начистоту. Мне 29. Не замужем, никогда не была, детей нет. В душе я совсем не чувствую этот возраст. Каждый раз когда задумываюсь об этом больше чем на 3 минуты, меня накрывает...
user2017
вчера / 10:57
Выйду замуж по расчету. Брак обесценился, пора вновь возвращать ему ценность

Выйду замуж по расчету. Брак обесценился, пора вновь возвращать ему ценность

После череды неудачных романов, статусов "все сложно", ножей в спину, идея "выйти замуж по расчету" посещает все чаще. И мне не стыдно про это говорить.
energo_ulzhan
22 мая 2017 / 17:39
  • 2392
  • 52