Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
5
03:47, 29 августа 2017

Многоликая трилогия Кинга

Blog post image

Новая трилогия Стивена Кинга получилась довольно интересной и не совсем обычной для автора. Все три книги серии - очень разные по  сюжету и даже в какой-то мере по жанру. Их можно читать не по порядку или прочесть не все, не боясь потерять что-то важное. Неизменным остается одно – напряженный и затягивающий сюжет. Стивен Кинг продолжает отстаивать свой титул короля саспенса.

Первая книга серии – «Мистер Мерседес” – стала 62-ым романом Стивена Кинга. Автор вдруг решил попробовать себя в жанре «крутого детектива». Получилась абсолютно детективная история с характерными для нуар грубоватостью и жестким реализмом. Чего здесь нет, так это какой либо мистической составляющей, характерной для классической прозы Кинга. Эта серия в целом ближе по духу и манере изложения таким книгам, как «Рита Хейуорт и спасение из Шоушенка» и «Зеленая миля». Однако, рассказывая, казалось бы, классический детективный сюжет, Кинг очень удачно обходит все штампы и создает уникальную цепляющую историю.

«-Ты знаешь три возраста мужчины? - спрашивает Ходжес.

Пит, улыбаясь, качает головой.

-Юность, зрелость и "ты отлично выглядишь".»

Стивен Кинг. «Мистер Мерседес»

Главное «спускающее» событие серии – массовое убийство у городского центра занятости. Люди, лишенные, в том числе из-за кризиса, работы, занимают места в очереди у центра занятости в ранний час, чтобы первыми попасть на ярмарку вакансий. Сегодня мэрией города обещано предоставить как минимум 1000 рабочих мест – и для многих это единственный шанс за долгое время получить хоть какую-то работу, чтобы обеспечить себя и свои семьи. Однако, когда очередь уже собралась немалая, неподалеку появляется загадочный серый мерседес.  Он вдруг трогается с места, начинает набирать скорость и врезается в толпу – за рулем спятивший убийца в маске клоуна. Больше десятка погибших, и немало покалеченных людей. С разных точек зрения и с разными предысториями это событие открывает каждую книгу серии – пролог получается довольно занятный.

В первой части уже вышедший на пенсию детектив Ходжес вдруг получает послание от непойманного им когда-то Мистера Мерседеса, виновника трагедии у городского центра. Ходжесу вновь предоставляется шанс поймать убийцу, и он намерен им воспользоваться. Вот  только здоровье уже существенного подводит. Да и убийца оказывается еще и компьютерным специалистом, а Ходжес – вояка старой школы - даже мобильным телефоном практически не пользуется. Так что ему понадобится некоторая помощь.

Надо признать, что главный злодей серии получился на редкость мерзким типом – хотя, возможно, он просто продукт своего гнилого окружения. Вместе с тем персонаж оказался проработанным и в своем роде интересным – автор уделил много внимания картине его нелегкой жизни. Сам детектив Ходжес, кажется, выглядит более поверхностным и немного типовым: детектив на пенсии, которые изнывает от скуки и стремительно стареет. Мистер Мерседес, пытаясь довести противника до самоубийства, на самом деле оказывает ему большую услугу своим появлением – он дает Ходжесу цель, дает ему работу, и тем самым возвращает служителя закона к жизни. При этом в двух из трех книг, где непосредственно фигурирует знаменитый убийца на мерседесе, здоровье Ходжеса сильно подорвано. И образ главного героя в истории чем-то перекликается с характером злодея – у одного проблемы с физическим здоровьем, у другого с психологическим.

«Как же летит время, когда ты при деле».

Стивен Кинг. «Мистер Мерседес»

Если первая часть была ближе классическим криминальным детективам, то вторая – «Кто нашел, берет себе» – отдает скорее приключенческим романом с отсылками к «Острову сокровищ». Вся история с «Мистером Мерседесом» здесь является только фоном. И хотя детектив Ходжес в этом сюжете также фигурирует – он совсем не ключевой персонаж. В книге при этом тоже хватает черного криминального реализма (и именно здесь особенно часто вспоминается история Энди Дюфресна из Шоушенка). «Кто нашел, берет себе»  - это история записных книжек писателя Ротстайна (уже знакомого читателям Кинга), которые были украдены много лет назад и содержат некие гениальные неопубликованные произведения, написанные их автором за годы затворничества. Писатель (Ротстайн) в ходе этого ограбления был убит. Спустя много лет после этой криминальной истории маленький мальчик находит где-то на пустыре закопанный сундук, в котором лежит несколько тысяч долларов и загадочные исписанные блокноты молескин. Интересно в этой истории то, что самым ценным для тех, кто охотится за кладом, являются вовсе не деньги, а именно романы. Причем герои даже не особо хотят их продать или опубликовать, они хотят их прочесть и узнать, чем закончилась главная история, написанная Ротстайном. Три книги серии этого писателя были опубликованы, а еще две остались похороненными в его записных книжках. Так что это сюжет о силе прозы и читательской страсти.

«Для читателей одно из самых впечатляющих открытий в жизни — сам факт, что они читатели. Что не просто могут читать (Моррис это уже знал), но влюблены в чтение. Безнадежно. По уши. И первая книга, на которой это происходит, не забывается никогда, каждая страница приносит новое откровение, что ярко горит и восклицает: Да! Именно так! Да! Я тоже это видел! И разумеется: Так я и думаю! Я ЧУВСТВУЮ то же самое!.»

Стивен Кинг. «Кто нашел, берет себе»

В третьей книге - «Пост сдал» - Мистер Мерседес возвращается, только теперь он обрел еще и ряд паранормальных способностей, а от страсти к массовым ивентам перешел к идее доведения отдельных личностей до самоубийства. Книга вновь очень оригинальная по истории и интересная. Но мы видим завязку слишком специфичную для темы серии и выстроенного в ней мира. Теперь и вовсе не очень ясно, можно ли вообще объединять эти книги в серию. Очень уж они уникальны, каждая по-своему. Детективу Ходжесу в новом романе придется довериться интуиции и поверить в сверхъестественное.  «Пост сдал» уже добавляет в цикл классических кинговских ужастиков. Это самый своеобразный роман этой серии – и, пожалуй, самый яркий и интригующий.

«How did I get into this?» he moans.

«The way everybody gets into everything», Brady says gently. «One step at a time»

Стивен Кинг. «Пост сдал»

Все три книги долго разгоняются, но начиная с середины читаются на одном дыхании и отложить их просто невозможно. Сюжеты не слишком сложные, не длинные, без большого числа поворотов, без лишних сцен, без особых сюрпризов и интриг и с минимумом лишних деталей. Подсюжетов и второстепенных историй здесь нет вообще. Так что книги получились простыми и короткими, но, возможно, как раз за счет отсутствия лишнего – очень динамичными. Похоже, автор, которому на момент издания серии про Мистера Мерседеса уже под семьдесят, стал тяготеть к краткости – это явно идет ему на пользу. Одним из их недостатков можно отметить как раз грубоватость и излишний реализм, но читатели Кинга могли уже к этому привыкнуть, а остальные тоже, наверняка, найдут эти детали не слишком отталкивающими. Очевидно, что таким вот - мрачным и не всегда приятным - автор и хотел представить мир своей истории. В любом случае несколько приятных вечеров запойного чтения любителям детективов и триллеров обеспечены.

А объединять книги в серии, похоже, сейчас просто модно у издателей. Телеканал Audience уже выпустил сериал по первой книге, и, очевидно, еще два сезона с неординарным развитием сюжета у них в запасе есть.

Blog post image

Стивен Кинг. Мистер Мерседес. Перевод с английского – В.А.Вебер. Москва: Издательство АСТ, 2017

Стивен Кинг. Кто нашел, берет себе. Мистер Мерседес-2.  Перевод с английского – В.А.Вебер. Москва: Издательство АСТ, 2015

Стивен Кинг. Пост сдал. Мистер Мерседес-3. Перевод с английского – В.А.Вебер. Москва: Издательство АСТ, 2016

 
5
926
4