Какими должны быть лучшие мировые учебники для наших вузов? Идея переиздавать для Казахстана самые эффективные учебники в академической среде, в общем-то, давно витала в воздухе, сделать это предлагали и ранее. Но пока наши местные авторы зарабатывали деньги, а коммерческие вузы делали деньги на популярных специальностях, было как-то не до этого. Но сейчас, вроде бы, наконец приходит понимание, что мы рискуем отстать от уходящего поезда глобального технологического развития. И дело здесь не только в самих технологиях, но и в той культуре, той идеологии непрерывного совершенствования, которой обычные «технари» никогда не научат
Использовать лучшие учебники и программы – хотя и запоздалая, но по сути единственно правильная идея: многолетние эксперименты с казахстанской высшей школой и упражнения наших авторов выглядят не лучшей альтернативой. Ведь пока мы экспериментируем, мир уходит всё дальше вперёд. А в казахстанские компании приходят работать специалисты, на которых, мягко говоря, далеко не уедешь.
И здесь важно правильно определиться, что именно мы будем переиздавать. Какие это должны быть программы и дисциплины. Когда президент Назарбаев озвучивал эту идею (переиздать для вузов Казахстана, как минимум, сто самых лучших мировых учебников), он подчёркивал важность гуманитарной составляющей. То есть – что учебники нужно отбирать те, которые учат не только технологиям, но и той культуре непрерывного совершенствования, той инновационной парадигме, которая легла в основу успеха всех самых конкурентоспособных стран. И на самом деле, любой, кому довелось поработать в лучших мировых корпорациях, скажет, что без такого умения технологии не рождаются. Можно, конечно, довольствоваться вторыми ролями, можно что-то копировать, но даже это сделать хорошо не получится без современной командной производственной культуры. В бизнесе есть реальные примеры подобных попыток, в том числе – в России, Украине, да и у нас в Казахстане.
Мы живём в условиях системных глобальных изменений, в основе которых лежит закон ускорения исторического времени. Темпы ускорения нарастают, и успеть за ними, понять логику происходящих процессов и вписаться в неё удаётся далеко не всем. Странам бывшего СССР, Казахстану в частности, сделать это крайне сложно. На примере множества бизнес-проектов, которые так красиво и многообещающе начинались, но потерпели фиаско, можно увидеть пугающую закономерность: мы хронически не успеваем за происходящими в развитых государствах технологическими переменами. Насколько мы не успеваем, и есть ли шанс преодолеть нарастающий разрыв – вопрос очень болезненный. Опытные промышленники считают, что это вопрос поколенческого характера. Они видят, что кадры старой формации уже не могут решать новые, всё более усложняющиеся задачи. Причём дело не в знаниях, не в технологиях (это всё как раз есть), дело – в самой философии, в том подходе к своей работе, которому следует человек.
Старшее поколение, при всём желании, не может соответствовать новым вызовам.
Только новое поколение – те, которые сейчас на школьной и студенческой скамье, способны изменить эту ситуацию. Только на них есть надежда. Но чтобы они привнесли в бизнес, в работу своей команды эту культуру постоянных инноваций, нужно, чтобы их этому научили в вузе. Чтобы даже не саму информацию, не массив знаний им дали (информации-то всё больше, мы все живём в эпоху Big Data). А чтобы научили правильно фильтровать, отбирать информацию, использовать её в развитии и управлять происходящими изменениями.
К сожалению, с учётом нашего менталитета, наше общественное сознание в широком смысле пока не успевает за темпом этих стремительных изменений. Не то чтобы правильно управлять ими – даже точно улавливать их мы пока не научились.
И здесь полезно обратиться к опыту тех стран, которые успешно прошли модернизацию. Как там, в Южной Корее, в Японии, Сингапуре учили и учат это новое креативное поколение? Опыт показал, что там изначально ушли от «засилья технарей» в формировании учебных программ. И нам следовало бы уйти от того тотального превалирования сухой теории над практикой, которое унаследовано ещё от советской высшей школы. Там, в Южной Корее, Сингапуре, Японии очень хорошо учат инженерным дисциплинам, математике, вообще всему тому, что позволяет быть на «ты» с любой техникой и создавать новые решения. Но, при всём этом, их учебные программы делают основной упор на гуманитарные знания. На философию развития и производства.
Наряду с техническими знаниями молодой человек впитывает принципы корпоративной и гражданской этики, производственной культуры и солидарности. Человека учат работать в команде, ценить и развивать командный дух. При этом абсолютной ценностью является качество, во главу угла возводится конечный гуманитарный, общечеловеческий смысл всей выполняемой работы. Это и есть та философия совершенства: создать такой автомобиль, в котором его владелец будет видеть воплощение заботы и любви к человеку. Так построить мост, чтобы и через 200 лет потомки восхищались уровнем его инженерных решений. Спроектировать такую автомагистраль, которая не просто свяжет несколько городов, но свяжет их по наиболее удобному и комфортному для людей пути – так, что и спустя десятилетия автору проекта будут благодарны...
Стоит заметить, кстати, что все модернизации в мировой истории затевались не технократами. В их основе всегда лежала гуманитарная идея: как сделать жизнь человека лучше.
А что в данном отношении происходит у нас в высшей школе? Увы, это не секрет: гуманитарная составляющая отошла далеко на задний план. Ещё в начале 2000-х годов ставка была сделана на технарей. И сегодня мы имеем тотальное, системное засилье технократов в системе образования, что не лучшим образом отражается на её качестве.
Говоря о техократическом перекосе в образовании, следует, кстати, заметить, что эти технократы – в массе своей не «фундаменталы», а «прикладники». Они ориентированы на прикладную науку, их мышление коммерционализировано и нацелено на быстрый текущий результат. Чему они и учат своих студентов. Это, конечно, в каком-то плане полезно: в Казахстане появляется много таких нишевых производственных проектов, где какая-то в целом несложная идея даёт возможность быстро что-то получить. Однако конкурентоспособную индустрию на прикладных решениях не построишь.
Фундаментальная наука, в том числе и гуманитарная, у нас воспринимается с нескрываемым пренебрежением. Прикладная направленность, узкие сегменты знаний абсолютно доминируют. Да, разумеется нам нужны новые технические знания, это – основа технологий. И, по идее, лучшая сотня учебников, которые мы переиздадим для Казахстана, должна будет нести в себе новейшие знания. Но в первую очередь это должны быть не знания в сфере нанотехнологий, металловедения, автомобилестроения или чего-то ещё. Это должны быть знания, открывающие ключ к развитию человеческих ресурсов, позволяющие вырастить и встроить в производственный процесс по-настоящему конкурентоспособную личность. Кроме освоения новых сфер производства и новых профессий, нам необходимы гуманитарные технологии. Практика мировых технологических лидеров показывает, что именно на них строится успешное опережающее развитие современного конкурентоспособного общества и государства. С этой точки зрения, учебники должны быть социо-гуманитарными, социально и психологически адаптированными. Они должны учить человека правильно мыслить и принимать сбалансированные решения, работая в команде.
А самое главное – учебник должен работать на результат. Мировой опыт показал, что результативность, эффективность учебных программ проверяется только временем. Если учебник показал себя с лучшей стороны, его начинают переиздавать. Конечно, время при этом вносит свои поправки, особенно в техническую литературу – ведь технологии развиваются стремительно. С учётом инноваций эти издания дорабатываются, совершенствуются. Но остаётся их основа, тот информационный и идейный стержень, который показал свою эффективность. С этой точки зрения то, сколько раз и в каких странах книга была переиздана, является очень важным показателем.
Вообще, подбирать лучшие учебники для Казахстана надо с учётом многих моментов. Нужно изучать отзывы, индикаторы того, как учебник был воспринят в академической среде. О том, насколько он хорош, свидетельствует многократность переиздания, тиражность, количество языков, на которые был переведён этот учебник.
И, повторимся, при отборе лучших учебников очень важно видеть даже в книгах по техническим дисциплинам гуманитарную составляющую, связь с жизнью и развитием общества. Важно видеть, насколько сильна способность издания не только донести какой-то объём знаний, но и содействовать развитию личности. Мы должны растить не выхолощенных технарей, а специалистов с яркой социальной, человеческой и гражданской позицией. В данном отношении опыт высшей школы стран Азиатско-Тихоокеанского региона, той же Японии, очень показателен. Там студентов учат, наряду с самой работой, тому, как делать эту работу правильно – так, чтобы она приносила удовлетворение и компании, и потребителю её продукции. Хотя, вроде бы, по нашим устоявшимся представлениям для специалиста эта идеология и не столь важна – знал бы свои формулы и технологии...
Однако жизнь подтвердила, насколько она важна. Нам нужны учебники, которые учат не только принципам и основам работы, технологическим решениям. Нужны программы, которые обучают системным подходам к работе как таковой. И это как раз то, чего так не хватает пока многим нашим компаниям. Им не хватает единого командного духа, приверженности общим ценностям и умения каждого члена команды им следовать. Когда каждый думает и отвечает лишь сам за себя, то даже в работе самой продвинутой компании будут сбои.
Поэтому необходимы программы и учебники, которые обучают не только техническим, но и гуманитарным аспектам развития современного бизнеса. Это нужно не тем, кто уже работает – это нужно новому поколению. На него единственная надежда. Надежда умирает последней: может быть, мы всё-таки сумеем научить это поколение тому, чему не научились сами. И, может быть, это поможет достижению той реальной конкурентоспособности, которой, к сожалению, у казахстанского бизнеса пока нет.