место в рейтинге
  • 973292
  • 8548
  • 111
Нравится блог?
Подписывайтесь!

Уйти от засилья технократов. Какими должны быть лучшие мировые учебники для вузов Казахстана

Какими должны быть лучшие мировые учебники для наших вузов? Идея переиздавать для Казахстана самые эффективные учебники в академической среде, в общем-то, давно витала в воздухе, сделать это предлагали и ранее. Но пока наши местные авторы зарабатывали деньги, а коммерческие вузы делали деньги на популярных специальностях, было как-то не до этого. Но сейчас, вроде бы, наконец приходит понимание, что мы рискуем отстать от уходящего поезда глобального технологического развития. И дело здесь не только в самих технологиях, но и в той культуре, той идеологии непрерывного совершенствования, которой обычные «технари» никогда не научат

Использовать лучшие учебники и программы – хотя и запоздалая, но по сути единственно правильная идея: многолетние эксперименты с казахстанской высшей школой и упражнения наших авторов выглядят не лучшей альтернативой. Ведь пока мы экспериментируем, мир уходит всё дальше вперёд. А в казахстанские компании приходят работать специалисты, на которых, мягко говоря, далеко не уедешь.

И здесь важно правильно определиться, что именно мы будем переиздавать. Какие это должны быть программы и дисциплины. Когда президент Назарбаев озвучивал эту идею (переиздать для вузов Казахстана, как минимум, сто самых лучших мировых учебников), он подчёркивал важность гуманитарной составляющей. То есть – что учебники нужно отбирать те, которые учат не только технологиям, но и той культуре непрерывного совершенствования, той инновационной парадигме, которая легла в основу успеха всех самых конкурентоспособных стран. И на самом деле, любой, кому довелось поработать в лучших мировых корпорациях, скажет, что без такого умения технологии не рождаются. Можно, конечно, довольствоваться вторыми ролями, можно что-то копировать, но даже это сделать хорошо не получится без современной командной производственной культуры. В бизнесе есть реальные примеры подобных попыток, в том числе – в России, Украине, да и у нас в Казахстане.

Мы живём в условиях системных глобальных изменений, в основе которых лежит закон ускорения исторического времени. Темпы ускорения нарастают, и успеть за ними, понять логику происходящих процессов и вписаться в неё удаётся далеко не всем. Странам бывшего СССР, Казахстану в частности, сделать это крайне сложно. На примере множества бизнес-проектов, которые так красиво и многообещающе начинались, но потерпели фиаско, можно увидеть пугающую закономерность: мы хронически не успеваем за происходящими в развитых государствах технологическими переменами. Насколько мы не успеваем, и есть ли шанс преодолеть нарастающий разрыв – вопрос очень болезненный. Опытные промышленники считают, что это вопрос поколенческого характера. Они видят, что кадры старой формации уже не могут решать новые, всё более усложняющиеся задачи. Причём дело не в знаниях, не в технологиях (это всё как раз есть), дело – в самой философии, в том подходе к своей работе, которому следует человек.

Старшее поколение, при всём желании, не может соответствовать новым вызовам.

Только новое поколение – те, которые сейчас на школьной и студенческой скамье, способны изменить эту ситуацию. Только на них есть надежда. Но чтобы они привнесли в бизнес, в работу своей команды эту культуру постоянных инноваций, нужно, чтобы их этому научили в вузе. Чтобы даже не саму информацию, не массив знаний им дали (информации-то всё больше, мы все живём в эпоху Big Data). А чтобы научили правильно фильтровать, отбирать информацию, использовать её в развитии и управлять происходящими изменениями.

К сожалению, с учётом нашего менталитета, наше общественное сознание в широком смысле пока не успевает за темпом этих стремительных изменений. Не то чтобы правильно управлять ими – даже точно улавливать их мы пока не научились.

И здесь полезно обратиться к опыту тех стран, которые успешно прошли модернизацию. Как там, в Южной Корее, в Японии, Сингапуре учили и учат это новое креативное поколение? Опыт показал, что там изначально ушли от «засилья технарей» в формировании учебных программ. И нам следовало бы уйти от того тотального превалирования сухой теории над практикой, которое унаследовано ещё от советской высшей школы. Там, в Южной Корее, Сингапуре, Японии очень хорошо учат инженерным дисциплинам, математике, вообще всему тому, что позволяет быть на «ты» с любой техникой и создавать новые решения. Но, при всём этом, их учебные программы делают основной упор на гуманитарные знания. На философию развития и производства.

Наряду с техническими знаниями молодой человек впитывает принципы корпоративной и гражданской этики, производственной культуры и солидарности. Человека учат работать в команде, ценить и развивать командный дух. При этом абсолютной ценностью является качество, во главу угла возводится конечный гуманитарный, общечеловеческий смысл всей выполняемой работы. Это и есть та философия совершенства: создать такой автомобиль, в котором его владелец будет видеть воплощение заботы и любви к человеку. Так построить мост, чтобы и через 200 лет потомки восхищались уровнем его инженерных решений. Спроектировать такую автомагистраль, которая не просто свяжет несколько городов, но свяжет их по наиболее удобному и комфортному для людей пути – так, что и спустя десятилетия автору проекта будут благодарны...

Стоит заметить, кстати, что все модернизации в мировой истории затевались не технократами. В их основе всегда лежала гуманитарная идея: как сделать жизнь человека лучше.

А что в данном отношении происходит у нас в высшей школе? Увы, это не секрет: гуманитарная составляющая отошла далеко на задний план. Ещё в начале 2000-х годов ставка была сделана на технарей. И сегодня мы имеем тотальное, системное засилье технократов в системе образования, что не лучшим образом отражается на её качестве.

Говоря о техократическом перекосе в образовании, следует, кстати, заметить, что эти технократы – в массе своей не «фундаменталы», а «прикладники». Они ориентированы на прикладную науку, их мышление коммерционализировано и нацелено на быстрый текущий результат. Чему они и учат своих студентов. Это, конечно, в каком-то плане полезно: в Казахстане появляется много таких нишевых производственных проектов, где какая-то в целом несложная идея даёт возможность быстро что-то получить. Однако конкурентоспособную индустрию на прикладных решениях не построишь.

Фундаментальная наука, в том числе и гуманитарная, у нас воспринимается с нескрываемым пренебрежением. Прикладная направленность, узкие сегменты знаний абсолютно доминируют. Да, разумеется нам нужны новые технические знания, это – основа технологий. И, по идее, лучшая сотня учебников, которые мы переиздадим для Казахстана, должна будет нести в себе новейшие знания. Но в первую очередь это должны быть не знания в сфере нанотехнологий, металловедения, автомобилестроения или чего-то ещё. Это должны быть знания, открывающие ключ к развитию человеческих ресурсов, позволяющие вырастить и встроить в производственный процесс по-настоящему конкурентоспособную личность. Кроме освоения новых сфер производства и новых профессий, нам необходимы гуманитарные технологии. Практика мировых технологических лидеров показывает, что именно на них строится успешное опережающее развитие современного конкурентоспособного общества и государства. С этой точки зрения, учебники должны быть социо-гуманитарными, социально и психологически адаптированными. Они должны учить человека правильно мыслить и принимать сбалансированные решения, работая в команде.

А самое главное – учебник должен работать на результат. Мировой опыт показал, что результативность, эффективность учебных программ проверяется только временем. Если учебник показал себя с лучшей стороны, его начинают переиздавать. Конечно, время при этом вносит свои поправки, особенно в техническую литературу – ведь технологии развиваются стремительно. С учётом инноваций эти издания дорабатываются, совершенствуются. Но остаётся их основа, тот информационный и идейный стержень, который показал свою эффективность. С этой точки зрения то, сколько раз и в каких странах книга была переиздана, является очень важным показателем.

Вообще, подбирать лучшие учебники для Казахстана надо с учётом многих моментов. Нужно изучать отзывы, индикаторы того, как учебник был воспринят в академической среде. О том, насколько он хорош, свидетельствует многократность переиздания, тиражность, количество языков, на которые был переведён этот учебник.

И, повторимся, при отборе лучших учебников очень важно видеть даже в книгах по техническим дисциплинам гуманитарную составляющую, связь с жизнью и развитием общества. Важно видеть, насколько сильна способность издания не только донести какой-то объём знаний, но и содействовать развитию личности. Мы должны растить не выхолощенных технарей, а специалистов с яркой социальной, человеческой и гражданской позицией. В данном отношении опыт высшей школы стран Азиатско-Тихоокеанского региона, той же Японии, очень показателен. Там студентов учат, наряду с самой работой, тому, как делать эту работу правильно – так, чтобы она приносила удовлетворение и компании, и потребителю её продукции. Хотя, вроде бы, по нашим устоявшимся представлениям для специалиста эта идеология и не столь важна – знал бы свои формулы и технологии...

Однако жизнь подтвердила, насколько она важна. Нам нужны учебники, которые учат не только принципам и основам работы, технологическим решениям. Нужны программы, которые обучают системным подходам к работе как таковой. И это как раз то, чего так не хватает пока многим нашим компаниям. Им не хватает единого командного духа, приверженности общим ценностям и умения каждого члена команды им следовать. Когда каждый думает и отвечает лишь сам за себя, то даже в работе самой продвинутой компании будут сбои.

Поэтому необходимы программы и учебники, которые обучают не только техническим, но и гуманитарным аспектам развития современного бизнеса. Это нужно не тем, кто уже работает – это нужно новому поколению. На него единственная надежда. Надежда умирает последней: может быть, мы всё-таки сумеем научить это поколение тому, чему не научились сами. И, может быть, это поможет достижению той реальной конкурентоспособности, которой, к сожалению, у казахстанского бизнеса пока нет.

Открой Для Себя Казахстан

openqazaqstan
10 августа 2017, 14:14
2626

Loading...

Комментарии

Уже и так загуманитарились до безобразия.
Давайте еще таблицу умножения объявим технократическим засильем!
Если бы люди хоть немного считать умели не было бы все население в кредитах, как в шелках.
Считать надо уметь, это да, респект.

Но вот то, что в минобразования одни технократы сидят, что центром тестирования рулят технократы (отчего и жуткие по формулировке вопросы, и заумь запредельная с логикой / математикой), это факт. И то, что программы последнего десятилетия ультра-заумные и НИКАК вообще не адаптированные к возрасту детей, созданы этими технократами - тоже факт. Как вам вот это, а, пятый класс, вторая четверть и там идут элементы теории множеств (университетский курс вышмата), это как????

Это какой вообще неадекват додумался, чтобы мелким такое впаривать?

Сам в своё время заканчивал филфак / пединститут. Так вот, там у нас была такая дисциплина ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ. Те упёртые на всю голову технократы, завалившие программы начиная чуть ли не с 3-го класса логикой и вышматом, этого точно не проходили.

А потом мы ещё удивляемся, откуда у детишек нервные срывы, откуда эти Синие киты и почему от одного слова "школа" ребятёнка начинает колбасить за месяц. Как вот сейчас. Только август начался, а у моего уже депресняк - "паааа, не хочууууу в эту шкоооолу" и кисляк такой на мордашке, аж самому блин плакать хочется (((

Думаю, не один и не два родителя меня поддержат, да... Хотелось бы просто, тупо, в глаза авторам этих заумных задачек взглянуть хоть разок
у меня два сына, один седьмой закончил, другой - шестой, что-то про элементы теории множеств еще не слыхивали. не в деревне чай, в центре Алматы.
А что вот это, по-Вашему?
Программа, математика, 5 класс:
- Среднее арифметическое нескольких чисел, мода, размах.
Программа, математика, 6 класс:
- Статистические характеристики. Медиана. Анализ статистических данных.
- Системы линейных уравнений и неравенств. Система уравнений с двумя переменными. Решение системы двух линейных уравнений с двумя переменными. Графический способ решения систем уравнений. Решение задач методом составления систем уравнений. Система линейных неравенств с одной переменной.
Хмм...
"Мода", "Размах" - такие понятия по-Вашему доступны (воспринимаемы) для 11-летнего ребёнка?
это просто упоминание, никто же не заставляет решать задачи на вычисление "моды", "размаха",
а системы мои решают без проблем
Ну, это ваши. Замечательно, конечно, но не все дети обладают такими способностями
А действительно? Че тянуть та?
Давайте уже попоплной добьем технократов.
Было ведь уже... когда в летной академии актобе летное дело вели культуроведы и историки))))
А действительно? Че тянуть та?
Давайте уже попоплной добьем технократов.
на кол вас колдунов
Кстати, беды не от технократов, а как раз от гуманитариев, в большей степени от управленцев, так называемых менеджеров, которые "учились понемногу Чему-нибудь и как-нибудь".
Да уж, вы правы, кресла высокие-статусные и влияние на процесс распределения / пиления бюджетов не красят ни физиков наших, ни лириков. Но, если уж быть совсем объективным, то от технократов потери в арифметическом выражении более ощутимы. Ибо в отличие от филолухов, те считать дюже знатно умеют, вот и считают себе в свой широкий карман от Армани...
Взять, хотя бы, типичный пример из последних - "золотой экс-министр" Бишимбаев. А из более ранних примеров, так и вспоминать особо не хочется... ибо имя им - легион (
Nait1
1
0

Учебники должны писать те, кто работает в школе, а не институцкие бастыки, которые дня в школе не провели. По математике в частности.
Там бреда хватает.

******************************************************
Кстати, беды не от технократов, а как раз от гуманитариев, в большей степени от управленцев, так называемых менеджеров, которые "учились понемногу Чему-нибудь и как-нибудь".
**************************************************
Елы-палы, эти эффективные манагеры провели де-индустриализацию.
О чем вообще речь?
И нашей стране не нужны нанотехнологии - это всё бредни для непонимающих сути.
Надо вкладываться в IT образование.
И необходимо построить наконец НПЗ и заапгрэйдить старые НПЗ, затем заняться переработкой нефти.
Покупать технологии и продавать не нефть а продукты из неё.
Мы сейчас заливаем в баки бензин из 70х, или закупаем его в России.
Авиационного керосина не производим вообще.
И второе - надо поднимать сельское хозяйство, т.е. заниматься тем, что реально может получиться.
Ведь у нас совсем мало своего молока, овощей и даже по мясу поголовье по сравнению с советским временем уменьшилось в среднем в 5 РАЗ ..... и дублёнки у нас почему-то турецкие. :)
Если мы даже этого сейчас не можем, то какого гондураса говорить о каких-то
высших материях?
У нас "федеральная" трасса от Талдыка до Устькамана - это форменное позорище.
И в такой стране надо решать эти вопросы, давать дорогу именно технарям в этих областях,
а не проводить выставки и не наезжать на технарей.
bobbic
1
0
Я по складу ума не матан,и не ботан,и среди казахов лекторов вряд ли найду ,зато мне доступны на вимео и ютуби ,лекции нобелевских лауреатов ,по математике и физике ,в них ничего сложного нет ,всё доступно на пальцах обьясняют в Йеле,Кембридже ,Сарбоне,зачем мне никчемная бумажка с дипломом казахским ,когда я без бумажки могу в диспуте риторикой заткнуть за пояс любого выпускника,абитурента ,аспиранта , в два клика мышки
Просто я придерживаюсь тактики всё воспринимать ,но трактовать с точностью до наобормот.
Не думаю что нехватка лучших мировых учебников или чего-то еще является проблемой в нашем обществе, из за чего мы от всех и вся отстаем. Самая главная проблема, почему в технологическом плане не развиваемся - система у нас построена на отбирании чужого имущества, нет интеллектуальной собственности и ее защиты, к тому же в верхах не видят в этом смысла. Дешевые нефтеденежки есть и не надо парится. Но, эти пышные времена уже прошли, а сознание осталось, быстрыми и легкими методами денжища заработать. И в итоге, даже если кто-то там в гараже что-то смастерил, запатентовал и доказал эффективность - велика вероятность что у него этот бизнес или идею, разработку отожмут. Ну кто захочет что-то делать, тратить на это годы, когда знает что влиятельные люди все равно свои волосатые руки приложат потом, отберут бизнес или еще хуже закопают заживо, если не будешь плесать под их дудку. У нас в Казахстане хороших и умных технократов-гуманитариев полно, просто в этой системе им трудно живется. Иначе не было бы таких случаев, когда наши молодые забирали золотые медали в международных конкурсах, как это было недавно с девченками в гугл. Таких примеров полно, когда наши талантливые граждане побеждают, но уже зарубежом, где ценится и защищается труд и ее результаты.
Nait1
0
0
У нас в Казахстане хороших и умных технократов-гуманитариев полно, просто в этой системе им трудно живется.
___________________________________________________________________

Да ладно, у нас уже токарей можно по пальцам посчитать.
И это в Алмате, где раньше в каждом подъезде было их несколько.
Так что технократы, даже при желании и идеях какое-то РЕАЛЬНОЕ производство
тут уже не смогут организовать. Да и самих "технократов" тут нет.
Есть IT'шники и всё пожалуй.
Сказали же вам - в 20 раз экономика наша выросла по сравнению с советским временем.
Только она какая-то неуловимая, экономика эта. :)

Вы мой коммент полностью читали, смысл поняли???
Конечно будет мало спецов токарей, инженеров, механиков и т.д. Написал же что хороших и "умных", а значит способных технарей полно, но сама система не распологает хорошими намерениями к таким людям. Вот и деградирует этот слой технарей, из за ненадобности. Это и есть главная причина тому, почему все уходят туда, где выжить можно, или зарубеж, а не отсутствие книг или идеолгии и культуры. Да, это тоже есть, но не существенно, по сравнению с основной проблемой которую описал.
И не найдете Вы щас хорошего токаря, потому что он давно переквалифицировался в торгаша или в таксисты пошел. Если вдруг, чудом, наша страна в один день станет действительно индустриальной, а не только по хабару, и будет приветствоватся и хорошо оплачиватся технари, то вы мигом в своем подъезде найдете пару токарей и не только, ведь того чему научился 1 раз уже не забудешь, как велосипед водить.
bobbic
0
0
вы мигом в своем подъезде найдете пару токарей
--------------------------------------
К сожалению большинство СТОшек не могут .
Казахи не могут в трамвай .

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

«До какой же еще степени унижения должен дойти народ?!»

«До какой же еще степени унижения должен дойти народ?!»

Министерство труда и соцзащиты провело через парламент очередной крайне неоднозначный закон, который может вызвать всплеск недовольства в стране.
openqazaqstan
15 нояб. 2017 / 11:17
  • 22843
  • 19
«Почему я не хочу встречаться с мужчинами-казахами»

«Почему я не хочу встречаться с мужчинами-казахами»

Заранее отпишусь, данный пост не является попыткой оскорбить собственную нацию) Как говорится о вкусах не спорят, каждому свое.
Bonittta
16 нояб. 2017 / 14:28
  • 11704
  • 342
Почему катастрофический отток интеллектуальной элиты не тревожит Астану?

Почему катастрофический отток интеллектуальной элиты не тревожит Астану?

Как сообщает телеканал КТК, только за последние девять месяцев Казахстан покинули 28200 человек, из них почти пять тысяч инженеров, около 2700 экономистов и 1700 учителей.
openqazaqstan
вчера / 11:00
  • 5942
  • 40
Задержан казахстанец, продававший детей в сексуальное рабство в ОАЭ и Бахрейн

Задержан казахстанец, продававший детей в сексуальное рабство в ОАЭ и Бахрейн

Подтверждаются худшие предположения, циркулирующие в соцсетях. Периодические исчезновения детей в разных регионах Казахстана объясняются не только семейными проблемами и «синими китами».
openqazaqstan
16 нояб. 2017 / 15:46
  • 5833
  • 54
«Думай как британец»: 8 вещей, которым я научилась в Великобритании

«Думай как британец»: 8 вещей, которым я научилась в Великобритании

Как два года в Великобритании изменили мою жизнь. Несколько простых вещей, которые могли бы сделать нашу жизнь лучше.
goribaldi
13 нояб. 2017 / 16:51
  • 3989
  • 28
Мой личный рейтинг женщин: от пуританки до содержанки

Мой личный рейтинг женщин: от пуританки до содержанки

Сегодня предлагаю вашему вниманию мой личный рейтинг женщин. А вот я хочу быть домохозяйкой, правда, не пахать дома, а хозяйничать.
Mysli_v_Sluh
13 нояб. 2017 / 15:00
Российским женщинам нужны казахстанские мужчины?

Российским женщинам нужны казахстанские мужчины?

Отдельные инициативы некоторых российских чиновников вызывают в Казнете приступы просто-таки гомерического ржача. Женщин в регионе – пруд пруди, а вот мужчин, с которыми они могли бы создать семьи, не хватает.
openqazaqstan
14 нояб. 2017 / 15:55
  • 2522
  • 18
«Men in black» по-казахски: «сотрудники» плевать хотели на Закон о СМИ

«Men in black» по-казахски: «сотрудники» плевать хотели на Закон о СМИ

Бесцеремонные попытки силовиков помешать работе журналистов демонстрируют, в каком правовом государстве мы живём. Разбить телефон, угрожать, бить – всё это для «сотрудников» в порядке вещей.
openqazaqstan
13 нояб. 2017 / 19:02
  • 2278
  • 33
Поездка на заработки в Южную Корею: пройти таможню и не стать персоной нон грата

Поездка на заработки в Южную Корею: пройти таможню и не стать персоной нон грата

Между нашими странами действует безвизовый туристический режим до 30 дней. Но на таможне не "туристов" разворачивают назад с пожизненным запретом во въезд в их страну. Однако пройти паспортный контроль вполне возможно.
Krykbayeva
12 нояб. 2017 / 14:38
  • 2757
  • 46