3 августа вместе с Талдыкорганской авиагруппой Казавиалесохраны мы вылетели из Талдыкоргана по руслу реки Каратал до её впадения в озеро Балхаш. Для тех, кто не в курсе, Казавиалесохрана - это организация, которая занимается обнаружением и тушением лесных пожаров, профилактикой браконьерства и выявления лесопатологий. Основные работы организации ведутся в период с марта по ноябрь.
1. Всего в стране 15 авиабаз Казавиалесохраны в Алматинской, Восточно-Казахстанской, Павлодарской, Акмолинской, Жамбылской, Карагандинской и Костанайской областях. Талдыкорганская авиагруппа делает облёты территории по трём маршрутам, один из которых охватывает леса вдоль реки Каратал.
2. Экипаж охранников леса (слева направо) на вертолёте Eurocopter EC145:
Олег Самойлов, второй пилот
Валерий Севостьянов, командир вертолёта
Мурат Базарбеков, старший лётчик-наблюдатель, руководитель Талдыкорганской авиагруппы
3. После краткого инструктажа по технике безопасности, взлетаем.
4. Талдыкорган.
5. Чтобы стать летчиком-наблюдателем, нужно иметь лесное образование. Например, Мурат Базарбеков окончил Казахский национальный аграрный университет по специальности "Лесное и парковое хозяйство". После этого со стороны Комитета лесного хозяйства и животного мира МСХ РК, в подчинении у которого находится Казавиалесохрана, специалистов направляют в город Пушкин Московской области в специализированный учебный центр ФБУ "Авиалесохрана". Обучение лётчиков-наблюдателей ведётся 9 месяцев. Раз в 2 года квалификация подтверждается в Казахстане.
6. Лесное образование лётчику-наблюдателю необходимо, чтобы хорошо знать структуру деревьев. Например, лиственные деревья горят не так опасно, как хвойные, потому что последние выделяют эфирные масло, а также есть вероятность перехода пожара наверх. Это необходимо и чтобы изъясняться к лесничими на профессиональном языке.
7. Основная задача авиагрупп Казавиалесохраны - обнаружить пожар на малой площади, так как если он разгорится, то его потушить будет сложнее.
8. Пролетаем над городом Уштобе.
9. Всего есть 5 классов пожарной опасности, для расчёта которых ведётся дневник пожарной опасности.
В день вылета был максимальный 5-й класс пожарной опасности, при высокой температуре дождя не было больше месяца.
10. При 1-м классе пожарной опасности - авиагруппа не вылетает, при 2-м - вылетает через день, при 3-м - каждый день, при 4-м - в день делает до двух вылетов, при максимальном 5-м - до 3 вылетов.
11. Бортовой журнал лётчика-наблюдателя, в котором записываются все наблюдения по маршруту.
12. При обнаружении пожара в первую очередь определяются координаты пожара, которые сообщается лесхозу. Авиапожарная служба имеет также в составе десантников-пожарных, которые высаживаются для ликвидации пожара. Тушение лесных пожаров отличается по тактике и средствам от тушения пожаров в жилых зданиях. Здесь используются специальные средства, более мобильные и менее габаритные.
13. Если площадь площадь пожара будет большой, то привлекаются дополнительные средства с центральной базы, где имеется вертолёт с водосливным устройством, с помощью которого можно набирать до 5 тонн воды в реках и озёрах.
14. Река Каратал - здесь источник жизни, как для людей (на её берегах расположены города Текели, Талдыкорган и Уштобе), так и для животных. По все стороны от реки - пустыни.
15. Островки жизни вокруг реки.
16. К счастью, в этом сезоне лесных пожаров у Талдыкорганской авиагруппы почти не было. В районе Жаркента был пожар, который возник после патрулирования, который пошёл от дороги - видимо, кто-то выбросил из машины окурок. Степные пожары встречаются чаще, опять же в основном из-за небрежности жителей.
17.
18. Помимо наблюдения за пожарами авиаохранники занимаются также профилактикой браконьерства (и незаконной вырубки лесов) и выявлением областей патологии леса.
Количество живности вдоль реки Каратал увеличивается постепенно по мере удаления от населённых пунктов и приближению к устью.
19.
20.
21.
22.
23.
24. Бакланы.
25. Журавли.
26.
27. Одной из экологических проблем страны является то, что русло реки Каратал размывалось - река терялась в песках Прибалхашья, заболачивала местность, с одной стороны угрожая затоплением ближайшим посёлкам, с другой - не донося воды до озера Балхаш. Это хорошо видно с воздуха. Уменьшался и объём рыбы, которая погибала, попадая в камыши. Поэтому был прорублен канал, который позволит вернуть в озеро воду, которая раньше терялась.
28.
29.
30.
31.
32. Берег озера Балхаш.
33. Хорошо видно вышеупомянутый канал, который позволяет доносить воды Каратала до Балхаша.
34. Канал.
35. Балхаш.
36. Рыболовные судна.
37.
38. Множества птиц на берегу. Пожары в тугайных лесах представляют большую опасность для всей фауны, живущей в них.
39. Лебеди.
40.
41.
42. По дороге обратно заметил 2 старых мазара в пустыне, один из которых в хорошем состоянии. Не смог идентифицировать по списку памятников местного значения.
43. Сельскохозяйственные поля.
44. Граница полей и гор.
45. Горы вблизи Талдыкоргана.
46. Талдыкорган.
П.С. Подписывайтесь также на мои аккаунты в соцсетях:
канал в Телеграме: https://telegram.me/yakovfedorov
Твиттер: https://twitter.com/YakovFedorov
Фейсбук: https://www.facebook.com/theyakov
Инстаграм: https://www.instagram.com/yakovfedorov/