Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
0
21:39, 24 июля 2017

О ногай-казахах.

25 семей кундровских татар, а всего 138 человек, в том числе 50 взрослых мужчин, в 1745-1747 гг. бежали к казахам рода Берш племени Байулы Киши жуза. Российская царская администрация поручила сыну Абулхаир-хана султану Нуралы вернуть, но он это требование не выполнил, ссылаясь на разные трудности, возникавшие при попытках силой вызволить беглецов из казахских родов подвластного ему племени Байулы. Потомки кундровских татар образовали род Ногай.
Ниже приведен список племен кундровских татар, в какие из них входили эти 25 семей в источниках не нашел.
П.С. Уран Мангытов, такой же как общеказахский "Алаш"!

Blog post image

Рис. Х. Гейслера «Кундуровские (кундровские) татары», 1804 год.

Книга Азиатского департамента № 21 «О киргис касаках»

«…По отправлении бригадира Тевкелева к киргис касацкой комиссии 1748 года апреля от 4 дня присланным из правительствующего сената в коллегию иностранных дел указом по доношениям оренбургского губернатора Неплюева дано знать о бежавших 23 сентября 1747 года в киргис касацкую орду, из переведенных от Астрахани и поселенных в Оренбургской губернии живших по Сакмаре реке верстах в одиннадцати от Озерной крепости, Кундровских татар, с женами и с детьми лучших и пожиточных 25 семей, в которых мужеска пола 188 душ, в том числе возрастных мужеска пола 150 человек с немалым числом лошадей, и что оные в той киргис касацкой орде в Беряшском роду живут и как Абулхаир хан, так и Сет Тархан и протчие старшины отозвались, что они тех беглецов без совету не отдадут и притом он оренбургский губернатор представлял, чтоб о возвращении оных требование приобщить к комиссии бригадира Тевкелева и по посланном из правительствующего сената к оренбургскому губернатору Неплюеву указу велено, ежели бригадир Тевкелев в киргис касаки отправился, то писать к нему, чтоб он чрез старшин его всевозможными способы тех беглецов возвращения требовал.

И потому бригадир Тевкелев при свидании в Орской крепости у Абулхаир хана и старшин о возвращении реченных беглых Кундровцов старался и только от них получил обнадеживание, что они их держать и за них стоять не будут, а живут они во владении у Нурали солтана в Беряшском роду и чтоб их от него солтана и требовать. И хотя он бригадир потом оных Кундровцов и от Нурали солтана требовал, токмо он отговариваясь своевольностию киргис касацкого народа, что оного, за неимением у них строгости, к такому исполнению силою привести не может, разве из тех родов, на кого они покажут, или и правые в Оренбурге в баранту задержаны будут, а без того оных принудить нельзя, ибо уже киргисцы на их Кундровских татар дочерях поженились, да и сами они Кундровцы, опасаясь наказания, возвратно на прежние жилища не пойдут, разве прощение получат, чем реченный бригадир Тевкелев его Нурали солтана хотя и обнадежил, токмо оных Кундровцов ему Тевкелеву не возвращено…».

ТЕВКЕЛЕВ И. В. "Журнал происходящим по коммиссии брегадира Тевкелева киргис-кайсацким делам 1748 года".
"...Брегадир Тевкелев Абулгаир-хану и старшинам говорил о гундровских ногайцах, чтоб их назад возвратить, а впредь запретить всему киргис-кайсацкому народу, чтоб таких беглых отнюдь не принимать, а что оные гундоровские ногайцы ушли за недолгое время до приезду в Оренбург ево, брегадира, и как он о том уведал, просил тайного советника и ковалера Неплюева, чтоб он до свидания ево, брегадира, с ханом и старшинами о тех беглецах никуды не писал, разсуждая то, дабы такие беглых приемщики, киргис-кайсаки, ево, хана, и знатную старшину не привели Е. и. в. во гнев, и в том намерении был, что как хан, так и знатная старшина, по свидании с ним, брегадиром, уже всемерно отдадут и в погрешность не впадут, показуя им благодение тайного советника и ковалера Неплюева, что о том до времени умолчать уговорил, они и сами могут разсудить, что оные киргис-кайсацкие поступки весьма нехороши, и чтоб они тех гундровских ногайцов необходимо отдали и ево, брегадира, не оставили в слове, понеже тайной советник и ковалер Неплюев в том поверил ему, брегадиру, и никуды об них не писал, почти за них он, брегадир, ручался.
На оное старшина Ходжанай-би говорил, что они их держать не будут и впредь таких беглецов принимать не допустят, понеже оные гундоровские ногайцы ныне живут во владении Нуралы-салтана в беряшском роду и просят ево, брегадира, чтоб он о том представлял Нуралы-салтану, и он за них стоять не будет, к тому же и они ему и о том об отдаче представлять станут...".

Blog post image

Рис. Х. Гейслера «Кундуровские (кундровские) татары», 1804 год.

П. И. Небольсин «Инородцы Астраханской губернии. Заметки о кундровских татарах», 1851 год.
"....I. Каспулатова колена роды карагаш
1) Ас. — Асские кундровцы живут в Хожетаевке; всего, по рассказам, их душ около 600 или 650-ти; ура́н их, разумеется, общий, «коксарай!», тамга́ — палец (кус (ф) ю́у) [звук ф произносится здесь с пришепетываньем, почему я и заметил его звуком с]: она кладется на левом бедре лошади , в прямом направлении.
У ас два отделения:
а) шоту́к и
б) култа́с.
Уран и тамга общие, как сказано.
2) Тюбетпес. — Этот род живет, вместе с асским, в Хожета́евке и носит еще название «джангынайма́н» (новые найманы); урана его я не мог узнать; тамга — гребень, «тара́к» (хан-тамга́), т. е. ханская, или тамга ногаев белой кости. В этом роде считается столько же душ, сколько и в асском.
3) Найман. — Этот род живет в Сеи́товке; урана не мог я узнать; тамга у каждого отделения особая; число родовичей найманов полагают около 500 душ мужеского пола.
Отделений найманского рода три:
а) джагалбайлы; его тамга молоток, «шугуш», по чистому татарскому наречию че́куш (наша рыболовная чекушка, которою угоманивают белугу и другую большую рыбу);
б) баганалё — тамга шест, «багана́» (столб);
в) шобалачи — тамга палец, «илип»; для отличия от тамги рода ас, она кладется на правом бедре боком, а не прямо.
II. Касаева колена только один род кундровцев
Мангыт; его отделения, с общим ураном «алаш!», суть:
а) мангыт; кундровцы этого отделения живут и в Хожета́евке, и в Сеи́товке; в каждом селении их полагают до 1.200 душ мужеского пола; тамга — ковш, «шемиш» (чумичка?).
б) кугюсс живут в Хожета́евке; полагают, что их около 400 душ мужеского пола; тамга их — или ковш, или полумесяц, «ай».
в) эргенекли тоже в Хожета́евке; число родовичей как у кугюсс; часть, около половины, эргенекли́ имеет тамгу ковш, другая употребляет решетку для ограды, «эргенек».
г) алтояк, живут там же; численность такая же; тамга — ковш.
д) байгунда́ (бай-кунды́ — ставка богача). Подотделения байгундинского отделения рода мангы́т суть: байгунда́, ютугул, джальмамбе́т, аджимбе́т и анна́й. Живут в Сеи́товке; тамга — ковш; считают их всего более 1.000 душ мужеского пола.
е) темирходжа; живут в Сеи́товке; общее число около 400 душ мужеского пола. Подотделения этого рода суть: темирходжа́; тамга его сабля, «клыш»; кире́ит, тойёрмалы́; тамга — ковш с кривой ручкой, «тойёрмалё».
III. Неизвестного происхождения и родов два отделения
1) Сальджугут — живут в Сеи́товке, всего около ста душ мужеского пола; уран их мне не удалось узнать; в тамгу с недавнего времени приняли они себе тойёрмалё, в прежние же годы тамгой имели дом, «ю́-(юй)»-тамга.
2) Ток — живут тоже в Сеи́товке; всего их полагают душ полтораста или двести; уран их такой же, что и у мангытов, то есть «алаш!»; тамга нынче тоже тойёрмалё, а в прежние годы они имели у себя, что называется дуа́-тамга, или тот сверток или клочок бумаги с писанным текстом из Корана, который благочестивые мухаммедане носят на шее....".

Blog post image

Рис. Х. Гейслера «Кундуровские (кундровские) татары», 1804 год.

0
1630
0