«Покорность» Уэльбека — ироническая антиутопия

convoluted 2017 M07 24
912
0
14
0

Самая интересная на мой взгляд часть произведения - это апология ислама как самой подходящей доктрины для "загнивающей" Европы.

В последнее время читаю ток в поезде Алматы-Астана. В другое время и времени нет, и желания.

В этот раз в этой поездке дочитал "Покорность" Уэльбека. Уэльбек - безусловно один из лучших писателей современности, по моему мнению.

Он достаточно легко пишет про маленьких людей, обычных, средний класс, про их проблемы, заботы, тревоги, увлечения и смешные мечты.

Какого-то лихо закрученного сюжета у него тоже нет. Есть череда событий, которая происходит с героями и некий итог. При этом текст интересно читать, язык у Уэльбека легкий и остроумный, персонажи правдоподобные, структура у произведений есть, как и задача.

  • "Покорность" по объему и по задачам - это скорее повесть, а не роман. Задача: показать правдоподобный сценарий перехода Европы на исламские ценности. При этом, дабы не надорваться, Уэльбек задачу ограничил герметичным пространством сорбоннского академического мирка.
  • Большое внимание Уэльбек уделил фигуре главного героя, которого сделал профессором Сорбонны по литературе 19 века, специалистом по Гюисмансу. Он наделил героя типичными чертами жителя развитой страны 21 века: не женат, постоянное чувство одиночества, не имеет серьезных отношений, не общается с родственниками, почти не имеет друзей.
  • Гюисманс тоже выбран не случайно: его роман "Наоборот" считается библией декадентства. Уэльбек в книге постоянно проводит параллели между героем и Гюисмансом. Гюисманс в возрасте 44 лет принимает католичество, а главный герой в конце повести принимает ислам.
  • Победа мусульманской партии на выборах в произведении подается именно как демократическая победа на фоне некоей разочарованности другими партиями. При этом Уэльбек сам понимает, что политическая линия в книге самая слабая, и поэтому использует слегка нечестный прием в виде харизматичного лидера у мусульманской партии, который как Каа что ни скажет - пипл схавает.
  • Самая интересная на мой взгляд часть произведения - это апология ислама как самой подходящей доктрины для "загнивающей" Европы. Новый ректор Сорбонны, приватизированной шейхом из Саудовской Аравии, толкает речь перед главным героем, достойную персонажа Достоевского. Апология строится сразу на нескольких столпах: критика христианства (здесь берутся аргументы Нишце), критика атеизма и переложение ислама современными терминами 21-го века - вплоть до защиты многоженства как эффективного эволюционного механизма передачи генов самым лучшими представителями вида.
  • Надо понимать, что несмотря на задействованные Уэльбеком классические приемы "перерождения" главного героя в человека "обновленного" (в данном случае - в принявшего ислам), Уэльбек в первую очередь написал ироническое произведение, и поэтому ислам главный герой, несмотря на свой личный духовный кризис и несмотря на сильную и убедительную апологетику ислама, принимает не по духовным соображениям, а по оппортунистким соображениям ("новая линия партии") и по эротическим соображениям - несколько молоденьких жен. Этим преображение в "Покорности" разительно отличается как от классического преображения типа того, что описано в толстовском "Воскресении", так и от гротескного и подчеркнуто постмодернисткого преображения, которое пережила героиня сорокинской "Тридцатой любви Марины".

В целом, разумеется, это далеко не лучшее произведение Уэльбека, но при этом это типичный Уэльбек, и свою задачу произведение выполняет на крепкую четверку.

 

Оцените пост

14