Автор: Стефани Палмер (Американская Ассоциация сценаристов & Консалтинговая компания Good in a Room)
Ссылка на сайт: goodinaroom.com
Перевод: Екатерина Петрикова (сценарист, переводчик)
Публикация на сайте: https://vk.com/incredible_writer"
Сценарный агент в киноиндустрии – посредник, ведущий переговоры между сценаристом и людьми, которые покупают сценарии, – продюсерами, киностудиями и финансистами. Однако надо понимать, что агент не занимается поиском великих сценаристов с великолепными сценариями. Все, что ему нужно – это семь пунктов, которые смогут сделать ваш сценарий продаваемым и обеспечить хорошую прибыль.
Агент – это делец
Во-первых, проясним очень важную вещь: все агенты – дельцы.
Точно так же, как биржевой маклер покупает и продает акции и зарабатывает на комиссии, агенты получают деньги только тогда, когда завершается сделка между покупателем и продавцом сценария. Вполне логично, что, когда агент читает ваш сценарий, его первая мысль – о том, как он сможет его продать. Таким образом, ответ на этот вопрос тоже должен играть немаловажную роль, когда вы пишете свой сценарий.
До того как стать агентом, мне в качестве исполнительного менеджера киностудии удалось поработать со многими большими агентствами, а уже в качестве писателя я сама нанимала себе агента. Я понимаю, о чем думает агент, читая вашу работу, и знаю, как написать сценарий, с которым захотят работать. Конечно, сейчас иметь агента не обязательно, многие сценарии продаются напрямую. Эта статья написана для тех из вас, кто в только процессе поиска агента или для тех, кто надеется заполучить агента в будущем.
Потрясающая роль для суперзвезды (приманка для актеров)
Необязательно делать из сценариев транспорт для кучи суперзвезд, но эта уловка – пропуск в клуб профессиональных сценаристов. Если вы хоть раз написали сценарий, достойный уровня голливудской звезды, вы автоматически заработали себе право писать и другие вещи.
Запомните: не ДВЕ великие роли, а ОДНА. Кинозвезда должна думать: «О, это моя роль!». В противном случае она подумает: «Конечно, моя роль в этом сценарии классная. Но кого они возьмут протагонистом? Может, этот актер будет так же прекрасен в своей роли и просто затмит меня?»
Сценарий должен быть написан в ОДНОМ жанре
Агенты регулярно изучают и посылают запросы киностудиям и продюсерам. Им необходимо точно знать, в каком жанре вы пишете, чтобы предлагать кинокомпаниям именно то, что они ищут. Никогда не сталкивалась с руководителями, которые бы говорили: «Я ищу фильм, в котором были бы смешаны несколько жанров». Когда агент читает сценарий, его вопрос звучит так: «Соответствует ли сценарий ожиданиям поклонников жанра?»
Суперкороткий питч
Не «супер, короткий питч!», а «суперкороткий питч». Питч должен быть убедительным, поэтому, чем он короче (с точки зрения агента), тем лучше. Ваш короткий питч должен состоять из 1-3 предложений, которые включают в себя ясно и лаконично выраженную главную идею сценария. Обычно это хороший продающий логлайн вашего сценария (Если вы хотите узнать, как создать короткий питч, мы переведем об этом статью).
Чтение сценария не обязательно
Это звучит нелепо, но с точки зрения агента лучший сценарий – этот тот, который даже не нужно читать. Агенту достаточно просто послушать ваш питч и доверить ознакомительное чтение сценария своим помощникам. И если они подтвердят, что сюжетная линия ясная и хорошо воспринимается, он сможет легко продать сценарий.
Отполируйте сценарий
Агенты – это сыщики. Они не редакторы и корректоры, которые будут обрабатывать ваш сценарий месяцами до тех пор, пока он не станет вещью, которую можно продать. У агентов, как и у всех людей в Голливуде, очень мало времени. Они не могут уделить вам много внимания, поэтому позаботьтесь о том, чтобы за это короткое время они имели возможность увидеть способ заработать на вашем сценарии. Конечно, некоторые агенты делают потрясающие заметки к сценариям, но, к сожалению, не все из них.
Проект должен быть «дорогим»
Конечно, сценарии с меньшим бюджетом на производство теоретически имеют большее количество покупателей. Но, к сожалению, на практике выходит так, что на рынке сценариев основные покупатели – горстка тех, кто может позволить себе высокобюджетные проекты, и это усложняет продажу недорогого сценария.
Потенциал для дополнительных продаж, включенный в проект
Агент знает, что лучшее время для продажи – это сразу после продажи. В этом случае он может заработать деньги и, вероятнее всего, продать ваш второй сценарий дороже, чем первый – особенно если это сценарии в одном жанре. Иными словами, лучшие из агентов очень любят многоплановые проекты, написанные в одном жанре (гораздо больше, чем несколько разных проектов в разных жанрах). И если в сценарии подразумевается сиквел или спин-офф, это согреет сердце вашего агента.
У вас появляется больше шансов продать сценарий, если в нем есть:
• Приложение со списком актеров А-листа, которые бы могли сыграть в сценарии главную роль;
• Имеется финансирование;
• Сценарий основан на успешном и испробованном материале (ремейк, книга-бестселлер, комикс, ТВ-шоу, веб-сериал, короткометражка);
• Право собственности на первоисточник сценария (прим. Е.Гейзерих: если вы пишете сценарий по собственной книге)
Поиск покупателей и продажа сценариев становится намного труднее при наличии следующих пунктов:
• В сценарии намешаны разные жанры;
• Большой актерский состав;
• Длинный питч;
• Переплетающиеся сюжетные линии;
• Сценарий «требует доработки»;
• Сценарий будет слишком дорого продюсировать;
• Проект «одноразовый»
Агент будет меньше заинтересован в вашем сценарии, если он утяжелен дополнительными приложениями, которые не придают ему ценности, или существуют какие-либо нерешенные юридические вопросы в отношении сценария.
Теперь вы, наверное, думаете: «То есть теперь вы говорите, что мне теперь нужно написать крутой сценарий? Ух». Но я не это имею в виду. Я имею в виду, что вы должны написать НЕСКОЛЬКО крутых сценариев. А потом вы должны решить, с какого из них вы начнете свою карьеру сценариста. Мой совет: не выбирайте любимый сценарий или тот, что лучше написан. Вы должны оценить и первым отправить сценарий, который понравится вашим агентам. Это тот проект, благодаря которому вы продадите остальные свои сценарии.