Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
4
08:51, 20 мая 2017

Как я стала поклонницей музыки БАРОККО на концерте «D’EL’SA Consort»

Вообще-то я не собиралась на концерт Ансамбля старинной музыки D’EL’SA Consort, хотя знала о нем за месяц. Плотный майский график музыкально-культурных событий не оставлял времени на работу, отдых и сон.

«Ничего страшного, - думала я. – Ведь это – ПЕРВЫЙ, а не последний концерт музыки барокко. Еще много раз схожу». Но, как говорится, ЧЕЛОВЕК ПРЕДПОЛАГАЕТ, А БОГ РАСПОЛАГАЕТ. Жизнь всегда мягко, но настойчиво подталкивает меня к правильному выбору.

За день  до этого события мой мобильник раскалился.  Вопрос ИДУ ЛИ Я НА ЭТОТ КОНЦЕРТ? занимал вершину хит-парада.  Было ощущение, что на концерте  соберется вся Алматы, и только я сопротивляюсь неизбежному.

Blog post image

Последней каплей стало интервью Художественного руководителя Ансамбля D'El'SA Дины Курманалиновой на «Радио классика» за несколько часов до концерта. Привычным движением я включила приемник, и опять услышала про этот концерт. После этого я не стала ждать, когда облака на небе выстроятся в надпись "D’EL’SA Consort", чтобы окончательно убедить меня, и отложила все свои дела.

А сейчас мы перенесемся в зал Оркен, который находится в двух шагах от парка культуры и отдыха и от моего дома, в котором и проходил концерт. Сначала мы окажемся в небольшом уютном холле этого здания.

Blog post image

А сейчас - в зале. Среди собравшихся - много знакомых лиц - музыканты, блогеры, артисты, меломаны.

Blog post image

"Зал "Оркен"  нам импонирует.  Он - небольшой, а музыка БАРОККО – очень демократичная, требующая более тесного акустического контакта музыкантов и публики. Немного не хватает полетности в акустике, полета звука, но, я думаю, мы в этом же зале с удовольствием сыграли бы и следующий концерт. В Алматы, возможно, еще есть небольшие залы с хорошей акустикой, пока мы их еще не нашли".

(Дина Курманалинова, Художественный руководитель D'El'SA)

Blog post image

Начинается концерт. Я помню, когда  в первый раз услышала живое исполение этой музыки, меня потянуло в сон. Не от того, что скучно, а потому, что  эта музыка очень быстро расслабляет напряженное тело и отключает беспокойный ум. Перенося нас в свой неспешный век, она тихо нашептывает, что самое главное в жизни - это познавать  Вечность, а дело это не терпит суеты.

«Эта музыка – колоссальный антидепрессант. Она чиста, мягка, необычайно красива. Можно закрыть глаза, притушить свет, чтобы вы почувствовали подлинную спокойную красоту этого мира…».

Михаил Казиник, один из самых вдохновенных популяризаторов классики

Blog post image

Ритмы жизни за последние несколько сотен лет  ускорились, но физиологические ритмы организма не изменились. Тело и психика, настраиваясь на музыку барокко, переходят в самое благоприятное для себя состояние.

Я слушаю музыку, закрыв глаза, и мне становится понятно, что меня не пускало на тот концерт. БЕШЕНЫЙ РИТМ ЖИЗНИ видел в музыке барокко угрозу для себя. Ведь все неотложные и важные дела в этот момент кажутся мне надуманными,  а счастье осознается в простых вещах. Например, в том, чтобы просто слушать музыку и никуда не торопиться.

Blog post image

"На сегодняшний день  наследие эпохи барокко занимает одно из важных мест в современной музыкальной культуре. Сейчас практически невозможно представить себе международный конкурс или фестиваль без исполнения какого-либо произведения из репертуара эпохи БАРОККО.

Удивительный факт, что концерты барочной музыки по всему миру собирают многочисленные залы. И все больше появляется новых прекрасных коллективов, исполняющих старинную музыку".

(Дина Курманалинова, Художественный руководитель D'El'SA)

Blog post image

В составе D’EL’SA выступают: Дина Курманалинова (скрипка), Александр Тхай (скрипка), Ильяс Бекишев (клавесин), Ольга Калько (альт), Марат Ахметжанов (перкуссия), Ильяс Артагалиев (гитара), Таир Каратаев (виолончель), Дильшат Аджиев (контрабас).

Blog post image

Концерты Ансамбля неизменно украшает участие солистки ГАТОБ им. Абая Зарины Алтынбаевой.

В этот раз Зарина исполнила три вокальных произведения, и наибольшее воодушевление у публики вызвал их дуэт с Ильясом Артагалиевым, которым концерт и завершился. Уникальная "Чакона Рая и Ада", о которой здесь еще будет рассказано подробнее, никого не оставила равнодушной.

Blog post image

"Эффект Барокко" не заставил себя долго ждать. Выйдя из зала, я сохраняла эту "неспешную томность и тихую радость" внутри себя еще несколько дней, при этом, на удивление, успевая все. Не зря же говорят "Много успевает тот, кто никуда не торопится".

И сейчас, если вдруг замечаю, что ритм 21 века снова  пульсирует в моих жилах, я включаю себе "что-нибудь из барокко".

И пусть весь мир подождет.

==============================================

Я не могла отказать себе в удовольствии и поговорила после концерта с тремя участниками Ансамбля, спросив у них то, что очень хотелось узнать.

Итак, сначала - солистка ГАТОБ им. Абая Зарина Алтынбаева.

Blog post image

- Зарина, что Вас привлекает в музыке барокко?

- Мне кажется, музыка эпохи барокко пронизана тонкостью и легкостью звучания. В ней слышна чистота гармоний и есть какое-то сакральное откровение.

- Легко ли такую музыку петь? Я слышала, что она целительна для голоса.

- Вы правы, именно старинная музыка - это основа всего. Она благотворно влияет на голос и освобождает певца от зажатости, скованности.

- Как Вы стали сотрудничать с этим ансамблем?

- Мы с Диной Курманалиновой выступали на одной сцене в филармонии (Это была "Кармина Бурана" Карла Орфа в концертном исполнении), и после концерта она меня пригласила в Ансамбль D’EL’SA Consort.

Blog post image

-  О чем были  песни, которые Вы пели на концерте?

Известнейшая ария «Lascia ch'io pianga» (Дай мне оплакать жестокую долю) Генделя была использована композитором неоднократно как в операх, так и в ораториях.  А вот ария "Tornami " в опере "Альчина" изначально была написана для второго сопрано в этой опере - Морганы. Но, эта ария настолько хороша, что довольно часто ее поет главная героиня, Альчина. Например, моя обожаемая Джоан Сазерленд исполняла эту арию, будучи в роли Альчины на сцене «Метрополитен Опера» в начале 60-х в Нью-Йорке.

Уверена, что всех вчера заинтриговал финальный номер "Ciaccona del Paradiso e del Inferno" (упомянутая мною чакона "Рая и Ада" - ОТ).

Автор композиции неизвестен. Нам так понравилось это произведение, что мы решили его исполнить, даже не имея нот. Я, как заядлый нотник, переписала основную тему в ноты, а все остальное было сплошной импровизацией!

Blog post image

В этой незамысловатой песне солируют два голоса: контратенор/сопрано и бас. Сопрано представляет собой РАЙ и поет о том, как прекрасно находиться в раю, как живется там всегда легко и сладостно. Бас, в свою очередь, поет о том, как ужасно жить в АДУ, как огонь вечно пожирает душу, как невыносимо существовать там, где нет лика Господнего.

Ильяс Артагалиев был невыразимо убедителен в этой роли, и я получила огромное удовольствие, выступая с ним на одной сцене!

Эта песня у меня ассоциируется с известнейшим триптихом Босха "Сад земных наслаждений" середины 16-го века. Когда-то мне посчастливилось увидеть эту картину живьем, и она меня очень впечатлила. Сегодня я пою это произведение про рай и ад... и всё складывается в один пазл! Это - удивительно! Разводя руками, еще раз заявляю: "Ничего в нашей жизни не происходит случайно".

************************

Вы можете увидеть и услышать дуэт Ильяса и Зарины в записи. (Спасибо Елене Петровой).

https://www.youtube.com/watch?v=hrZWZGaFGyk&feature=youtu.be

А услышать, как эту песню исполняет контратенор, можно в  записи ниже.

(Поет контратенор Филипп Жарусски с ансамблем L’Arpeggiata Кристины Плюар)

https://www.youtube.com/watch?v=EZ-VsKB_tNw

=============================

Мой следующий собеседник - Ильяс Артагалиев, бас нашего оперного театра, который пришел в ГАТОБ в начале этого сезона и  уже всех очаровал своим голосом.

Я была очень удивлена, увидев его в составе музыкантов,  играющим на гитаре. Пел он только одну песню, в самом конце, уже многократно упомянутую здесь "Чакону Рая и Ада".

Blog post image

-  Ильяс, как вас "занесло" в ансамбль старинной музыки в качестве гитариста?

- В этот ансамбль меня позвал мой друг, участник этого состава Александр Тхай, с которым мы учились в школе К. Байсеитовой. Вначале просто попросил заменить их предыдущего гитариста и попробовать поиграть вместе.  И вот, в итоге,  я здесь остался.

- Что вас привлекает в барочной музыке?

- Честно говоря, до прихода в ансамбль я почти не играл старинную музыку, а преимущественно ее пел. И то - считанные разы. Например, когда учился в Италии, мы пару раз ставили небольшие малоизвестные барочные оперы для 3-4-х голосов и ансамбля. В основном, я, конечно, занимался театральным пением.

- Вы учились на гитариста?

- Да. Гитаре я начал учиться лет с 12, но профессионально - примерно с 15. Учился у опытнейшего педагога Люберцева Владимира Владимировича. Он открыл отделение эстрады в школе для одарённых детей К.Байсеитовой и взял меня. Там я получил хорошую музыкальную подготовку.

Blog post image

- Будете ли вы чаще петь, чем играть? И кто будет играть на гитаре, когда вы будете петь? (возьмут еще одного гитариста?)

- Мы думаем сделать и вокальный репертуар. Сейчас ищем интересные арии. С гитарой по ходу решим. Может, я буду и играть и петь. Что-нибудь придумаем.

===============================

Ну, и, конечно, я поговорила с Диной Курманалиновой.

Итак, Дина Курманалинова, Художественный руководитель D'El'SA Выпускница Алматинской государственной консерватории, ассистентуры-стажировки, прошедшая специализацию в Страсбургской академии музыки.

Работала во французском барочном оркестре Le Parlement de Musique, выступала на крупных фестивалях, в числе которых известнейший Festival de musique Baroque d'Ambronay.

С 2012 года  - преподаватель КНК им. Курмангазы, ведет специальность "струнные квартеты" и новую дисциплину  «Барочная музыка для струнных инструментов».

Blog post image

- Скажите, пожалуйста, какой был импульс для создания этого коллектива?

- Самое главное, это - желание прикасаться к этой музыке. Мы находим на это время, несмотря на все наши работы в современных оркестрах.

Музыканты из коллектива – профессионалы в академической музыке, и они делают большие успехи в исполнении барочного репертуара.

- Какие из существующих в  ансамбле инструментов были во времена барокко, а какие появились позже?

- Нам сейчас необходимо задуматься о приобретении исторических инструментов, поскольку мы исполняем музыку барокко пока на современных инструментах и в современном диапазоне.

В те времена были барочные скрипки, семейство виол да гамп (они различались на тенор, бас и на виолоны), барочный контрабас, из клавишных - клавесин, орган, из щипковых – семейство лютней (сама лютня и тиорба) и перкуссия (бубны, цимбалы и т.д.).

- Мы уже знаем, что для солистов полезно для голоса петь репертуар барокко. А для музыкантов это чем-то тоже привлекательно?

- Произведения этой эпохи развивают логику музыкального мышления, гибкость, чистоту интонации, ровное звукоизвлечение.

Музыка барокко призывает к творческой и технической активности,  учитывая минимально детализированную фиксацию этой музыки в нотах (с точки зрения динамики. темпов, артикуляции).

Минимальная фиксация нотного текста объясняется тем, что в барочную эпоху в одном лице был и композитор, и капельмейстер, и исполнитель, и аккомпаниатор, и инструменталист. Им не было необходимости записывать много.  Запись текста была минимальная.  Вот так вырабатывались сочинительские приемы периода барокко.

И наша задача – научиться импровизировать, варьировать эту мелодию согласно особенностям каждой страны и каждого жанра той эпохи.

Blog post image

Вообще, для компетентного исполнения барочной музыки необходима определенная профессиональная подготовка. Система обучения этой музыке прекрасно выстроена в Европе, как инструменталистов, так и вокалистов. Хотелось бы, конечно, перечислить центры. Это – Венская Академия Старинной музыки, швейцарская школа Кантрум, факультеты старинного исполнительства в Германии, в Кельне, Франкфурте, во Франции (Париж, Леон, Страсбург), в Чехии – большой факультет в Брно, в Амстердаме, в Москве.

********************

Еще раз хочется поблагодарить Ансамбль старинной музыки D’EL’SA Consort

и пожелать им новых творческих успехов!

Blog post image

В статье использованы фотографии Елены Петровой и Мади Маканова.

4
2049
2