kk
Default banner
Разное
426 297 постов49 подписчиков
Всяко-разно
3

О религии, атеистах и верующих

Давно хотела затронуть тему религии. Вчера в одной из российских передач известный и уважаемый журналист и телеведущий в преклонном возрасте напомнил о том, что он атеист и отрицает существование Бога, а также задал в своей передаче вполне логичные вопросы патриарху Кириллу и главе государства, а именно, имеет ли он право думать то, что он думает и высказывать то, что он высказывает, и не понесет ли за это наказание судом за оскорбления чувств верующих. Меня привело это к той мысли, что атеизм доступен только смелым и думающим людям. Пока не нужно закидывать меня помидорами, подробней постараюсь донести свою мысль чуть дальше.

Иной раз я задаюсь вопросом, зачем вообще нужна религия в наше время. Ведь если подсчитать количество разрушительных последствий, в том числе и войны, которые несет религия в массы, то масштаб окажется чудовищным. Я получала такой вариант ответа на свой вопрос: «Религия нужна для того, чтобы сдерживать человека от преступлений и массового совершения грехов». Правда я не согласна с этой версией. Я не поверю в то, что кто-то не убивает людей, не ворует и не совершает других преступлений по причине своих глубоких религиозных убеждений. Большинство из нас сдерживает мораль и закон. Нарушение наших моральных принципов ведет к душевной нестабильности и разрушению, закон же гарантирует ограничение свободы на неопределенный срок. Что несет за собой нарушение 10 заповедей можно только предполагать, но когда именно нас ждет наказание за наши грехи и будет ли оно вообще, точно неизвестно.

Более реальное видение «функций» религии в нашей жизни - это сведение к минимуму страхов (таких как страх смерти, боли, страданий) и понимание несправедливости, если такая имеет место, и возведение ее в степень «так нужно Богу». Верующие делятся на 2 категории: первые относительно счастливы, и этим счастьем в своих мыслях обязаны своей вере, другие же, напротив, испытывают непродолжительное или пожизненное страдание, и единственным просветом в их нелегкой судьбе является вера в Бога и надежда. Я как-то наткнулась на передачу про одну девушку с очень страшным диагнозом – буллезный эпидермолиз, генетическое заболевание, при котором на коже прогрессируют раны и эрозии. С каждым годом тело все больше покрывают эти гнойники, которые жутко болезненны, а это каждодневные перевязки и каждодневная нестерпимая боль. В лучшем случае такие люди умирают в раннем возрасте, другим же остается всю жизнь нести жалкое существование в страшных муках и задавать лишь один вопрос: «За что?». И действительно, за что? Героиня передачи рассказывала, что чем старше становилась, тем больше ее вера в Бога уменьшалась. Мысль «почему это случилось именно со мной?» не иссякала ни на минуту. В какой-то момент она полностью утратила веру. И тут ей стало еще страшнее. Ведь если Бога действительно нет, то тогда несправедливость невозможно рационально объяснить, то тогда просить уменьшения боли не у кого, то тогда никакой рай за муки на земле не ждет и нет никакой миссии на земле у этой не совсем юной, но мудрой не по годам девушки. Вот и все объяснение. Вера во что-то высшее нужна счастливым, чтобы кого-то благодарить, и несчастным, чтобы просить маленького кусочка света в своей жизни или после нее.

Жить, понимать и приходить к выводу, что никто и ничто не способен помочь тебе, кроме тебя самого, чудовищна. Она смела, и она имеет под собой разумные и научные объяснения, но она не дарует справедливость. Я, например, никогда не пойму, за какие такие грехи страдают больные дети, и за какие заслуги многие преступники не получают наказаний. Верующие могут ответить, что справедливость восторжествует после смерти, когда мы все предстанем перед Судом, и ответим за свои грехи. Эта та же утопия, если смотреть с точки зрения материалиста. Жизнь после смерти. Как могли бы мы смириться со смертью наших близких, и к кому бы приходили на могилы, если бы не было веры в загробную жизнь? Она нужна для успокоения живущих и для упокоения умерших. После смерти наша душа где-то витает, пока не находит свой дом. Но что есть душа, и что мы знаем о ней? Я знаю только одно, я то, что я думаю и я то, что я чувствую. И то, и другое связано с активной деятельностью моего мозга. Когда я умру, деятельность эта будет навсегда прекращена. Я больше не буду ничего чувствовать, а значит, не буду существовать ни в каких возможных ипостасях, кроме как в памяти своих близких. Когда-то наши предки создали понятие о религии. Но что есть религия, если не воображение разума (и, соответственно, мозговой деятельности) наших предков? И как «плод воображения» может продолжать существовать после смерти? Парадокс.

Что же касается моей веры? С малых лет меня заставляли читать детскую библию, начинала читать и взрослую, знаю наизусть «Отче наш», и еще несколько молитв. Меня приучили перед сном каждый день молиться, что я и делала до определенного времени. В моей жизни произошло много неприятных и не справедливых событий, связанных с моими близкими. Я и так , если и верила, то потому что мне это навязали. Сейчас я больше считаю себя агностиком. Но говорят, что агностик – это человек, который боится во всеуслышание признать себя атеистом, и я не могу с этим поспорить. Потому что хуже всего ответить на конкретный вопрос, не «да» или «нет», а «затрудняюсь ответить». Ведь это означает, что человек не до конца определился в своих убеждениях, и, возможно, не определится никогда. Я же отношу себя к сомневающимся по той же причине страха. «А вдруг все же Он есть? А вдруг мне придется ответить перед Ним за свое сомнение», хотя и мое, надеюсь, адекватное сознание подсказывает обратное.

Что же будет, если когда-нибудь общество откажется от религии? Кто будет контролировать наше поведение? Ответ прост – это нравственность и мораль, которая должна передаваться из поколение в поколение с молоком матери и должным воспитанием. И человек должен с рождения понимать, что добрые поступки и сведению к минимуму злых – вот основная внутренняя религия человека. Ты приходишь в этот мир из ниоткуда (хотя условно мы знаем откуда, но я не про физиологию), но уходим точно в никуда, мы уходим в неизвестность. И мы можем прожить эту жизнь так, что с нашим уходом ничего не изменится или станет только хуже. А можем привнести в нее что-то хорошее, ведь даже один маленький добрый поступок может стать той самой бабочкой, что махнула крылом, и вызвала необратимые последствия, только в данном случае это будут положительные последствия.

Религия была и будет существовать, кто бы что не говорил, и кто бы не пропагандировал атеизм в массы, потому что вырезать из коллективного сознания то, что нечто высшего не было никогда, что общество долгое время живет иллюзиями и придумало религию лишь для того, чтобы объяснить необъяснимое, практически невозможно. Так же невозможно подавить в себе толерантность к верующим людям, так как каждый, повторюсь, каждый человек имеет беспрекословное право верить в то, во что он верит. Но так же и каждый человек имеет право думать то, что он думает. Я со своей стороны лишь осуждаю негативные последствия верований, таких как войны, такие как принуждение к вере, зомбирование, безукоризненное следование «правилам» своей религии с отсутствием адекватного мотива таким следованиям. Когда религиозная семья не может положить в больницу своего смертельно больного ребенка по причине своей религии, то что это, если не безумие? Что это, если не добровольный отказ от ответственности? «Не пренебрегай наказания Господня и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того и наказывает, бьет же всякого сына, которого принимает» (послание к Евреям, 12:5-6). Я это все к тому, что, несмотря на то, во что верит человек, важно сохранять чистоту сознания и трезвость ума, и уметь отделять зерна от плевел. Если вера идет на реальную пользу человеку, его окружению и его близким, если вера помогает человеку бороться с невзгодами и тягостями жизни и не позволяет сойти с ума при тяжелых обстоятельствах, если человек благодаря своей вере становится лучше и чище, то она имеет право на существование. А когда вера больше напоминает массовый бред и спутанность сознания, то для меня это сродни неизлечимой болезни.

Я начала этот пост с того, что считаю атеистов смельчаками. Конечно, не всех, не тех, кто сами считают себя богами, и только поэтому не позволяют себе поклоняться и верить в кого-то выше них и не тех, кто просто пытается выделиться из массы, а когда это «неверие» - это адекватная позиция с разумным, подробным, логическим объяснением. Таким людям не нужно ждать прощения и искупления своих грехов, так как они в ответе только перед самим собой. У них нет веры в загробную жизнь, а это значит уход их близких – это навсегда, и свой собственный уход – тоже. И нет никакого Суда, и нет рая и ада. И если ты страдал всю жизнь, то смерть принесет только избавление от физической боли, а не пропуск в рай. Это страшно, но так разумно и реально. Такие люди не бездумно следуют всем навязанным правилам и канонам, а пытаются анализировать, составлять собственное мнение и идти по собственному пути. Но вот в чем парадокс, даже самый отъявленный атеист перед ликом смерти может на секунду подумать о существовании Бога, и даже самый глубоко верующий человек может засомневаться в свой вере перед гнетом страшных, несправедливых обстоятельств. Можно думать или верить, или делать и то, и другое в отношении религии, но главное нам всем в любых ситуациях оставаться людьми. Будьте счастливы!

Ничто не мешает человеку, будучи атеистом, быть счастливым, уравновешенным, глубоко интеллигентным и высокоморальным.

- Господь, к вам атеисты.
- Передайте им, что меня нет.