Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
15
00:19, 10 мая 2017

«В Казахстане каждый олигарх считает, что может купить банк и делать свои дела ...»

Blog post image

В Алматы на саммите CFO Idea Exchange & Networking Event, министр национальной экономики Тимур Сулейменов поделился с участниками своими соображениями о нашем благосостоянии. Одна его мысль произвела на публику неизгладимое впечатление.

Участников на CFO Summit было традиционно много. Его, безусловно, ждали. Он пока не «переехал» в Астану, как переехали другие алматинские диалоговые площадки, сразу превратившиеся в официальные мероприятия, как переезжает в этом году Международный кинофестиваль «Евразия».

К тому же, в программе появился трехмесячный министр национальной экономики Казахстана Тимур Сулейменов. Ради редкой птицы, занесенной в Алматы теплым ветром, пришли коллеги из агентств Reuters и Bloomberg.

Спикеры панельной дискуссии «Новая глобальная перезагрузка. Риски и возможности для Казахстана» расселись, предоставив даме место в середине ряда. Каждому предназначался микрофон слева, но все пользовались соседским – справа. Так что, крайнему правому СЕО «Visor Holding» Айдану Карибжанову пришлось делить микрофон с председателем наблюдательного совета ТОО «SB Capital» Анваром Сайденовым. Уж они его покрутили, каждый – к себе.

Blog post image

Директор Группы оценки рисков Досым Сатпаев между тем по-честному расспрашивал председателя правления Халык Банка о связи банковской системы с политической элитой и причинах переговоров о покупке Qazkom.

Банки - отражение нашей экономики, - сказала Умут Шаяхметова. И регулирования, которое у нас сложилось.  … Никогда не задавался вопрос о предыдущих результатах. … Если бы был «разбор полетов» и определенные лица несли ответственность за принятые решения, то старых ошибок мы бы не повторяли. А у нас, затирая предыдущую ошибку, пытаются решить ее сверху другим путем. Базовые проблемные моменты остаются. Их необходимо признать, отрезать и спросить с тех, кто эти решения принимал.

Blog post image

То есть глава Халык Банка ставила вопрос ребром.

- В Казахстане каждый олигарх считает, что может быть банкиром - создать или купить банк и делать свои дела. … При этом (регулятором – авт.) не отслеживается: а был ли у этого «банкира» капитал?

В конце концов Шаяхметову можно было понять. Ну надоели новоявленные олигархи. А кому не надоели? – Нацбанку?

- Банковская система слишком политизирована. … Если говорить о нашей ситуации (покупки Халык Банком Казкома – авт.), то это вопрос … больше экономический.

И я понимаю, что на панели подобрался сегодня сильный состав.

Модератор любовно начинает переходить к тому, что его действительно интересует. И спрашивает председателя совета директоров Visor Holding Айдана Карибжанова про перспективу казахстанских банков стать зомби-банками.

Но оказывается, что это – уже не перспектива, а реальность.

- В Казахстане при дорогой нефти сложилась сырьевая экономика с большими компаниями и высокими рейтингами. «Банки «похитили» высокие рейтинги страны»: получили доступ к капиталу, начали занимать большие деньги на Западе. Но, например, КазМунайГазу они были не нужны – КМГ занимал на Западе дешевле .., - начал объяснять господин Карибжанов.

Мне вспомнилось случайно услышанное: «… Сотрудничество нефтяных компаний с банками состояло тогда в том, чей банкомат будет стоять в офисе компании».

- Понятно, что банки «… придумывают какие-то продукты: ипотека, спекуляция с землей. Это работает, пока система расширяется, до 2007-го. Но цены на нефть упали. Вся машина застопорилась», - продолжал финансист.

Возникла проблема участия государства в банковском секторе.

- «В какой-то момент потерялось понимание, где государство, где частные акционеры, и кто кому должен помогать».

- Он медлит, но уже не в силах сдерживаться: - «Нужно ли банкротить? Кто у кого украл деньги?»

В итоге появились банки-зомби, прятавшие свой отрицательный капитал как скелет в одном шкафу, втором, третьем…

Господину Карибжанову было, о чем поведать … Еле дождавшись, пока Анвар Сайденов отвыступает, он рассказал «исторический анекдот».

- Когда в 2004-м Григорий Марченко пересел в кресло вице-премьера, решался вопрос о том, кто из его замов возглавит Нацбанк, а кто – отделявшийся банковский надзор. Первым, как опытный минфиновец, должен был быть Болат Жамишев, а вторым – Сайденов. Но говорят, когда президенту занесли два указа, он сказал: «… Главе Нацбанка же с иностранцами общаться придется. Давайте поменяем»!

Аудитория понимает намек на внешность и взрывается хохотом.

Но уже на выступлении министра Сулейменова теряет либерально-анархический настрой, скучнеет.

- 2017 год не будет легким, но мы надеемся, что рост основных показателей превзойдет данные за 2016-й, - говорит министр.

Blog post image

Министр с удивительной готовностью говорил о себе во множественном числе, аки царь (некоторые находят в себе силы удерживаться от этого даже на исходе трехлетнего срока).

С экономикой все и правда не очень хорошо. И они надеялись на оздоровление банков и хотели, чтобы банки восстановили роль в экономике и не просили больше постоянной поддержки извне, субсидирования кредитных ставок, со-гарантирования.

И воспрянули духом сразу все, кто в Казахстане имеет отношение к этой проблеме (и те, кто не имеет никакого, конечно, тоже, и даже еще больше). И уже подвергают банки уничижительной, снисходительной критике и камня на камне от них не оставляют… Да кто они в конце концов такие?! Эти хваленые банкиры …

Господину Сулейменову, впрочем, разговор, похоже, уже не очень интересен. Он еще рассказывает, что драйвер экономического роста пока один – цена на нефть, ждали $35, а сейчас ориентируются на $50, что ждут прирост добычи ТШО и на Кашагане, металлов, что финансовый сектор начнет подниматься, торговля будет работать, что большой задел есть в промышленности.

Его слушают безо всякого восторга, да и вообще без понимания.

- Да и в «обрабатывающей промышленности - низкая база, а в прошлом году она просела».

Он, похоже, услышал недавнюю фразу господина Карибжанова о нашем «тонком промышленном слое».

Ответы становятся короче и тускнее.

И он неожиданно резко высказывается по поводу девальвации.

- То, что мы в два раза стали беднее – очевидно, что это не так.

А ведь по официальным данным, реальные денежные доходы в Казахстане за 2015 год упали в два с лишним раза.

Нельзя сказать, что он защищал право Нацбанка на резкое одномоментное удешевление тенге. Нет, он его яростно защищал.

Про его ответ в этот день узнает весь Казахстан. И посмеется. В социальных сетях, в такси, на рынках … Хотя и грустнее, чем от «патамушта, патамушта».

«Дедолларизация … не состоялась», - уравновесил Тимур Сулейменов защиту Нацбанка его разгромом. «Мы до сих пор пытаемся узнать цену на недвижимость и автомобиль в долларах».

В какой-то момент саммит грозил стать очень уж рабочим, но выяснять, кто должен ответить за долларизацию, не стали.

15