Как добывают медь. Один день в медной шахте

Яков Фёдоров 2017 M05 7
2030
11
81
0

Передать с помощью любого фоторепортажа все нюансы работы шахтёров практически невозможно. Мы с вами спустимся в Анненскую шахту, которая входит в состав Восточно-Жезказганского рудника.

Передать с помощью любого фоторепортажа все нюансы работы шахтёров практически невозможно. Я делал фоторепортажи на многих производствах, прошёл сотню инструктажей по технике безопасности, но ощущения постоянной опасности до спуска в шахту никогда не возникало.

Несмотря на то, что работа связана с производственными рисками (можно наслушаться за день рассказов о смертях и травмах), многие жители города Сатпаева стремятся работать именно на шахте, куда, как говорят, попасть не так легко. К тому же в советское время шахтёры выходили на пенсию раньше, чем представители значительно менее опасных профессий, сейчас же пенсионный возраст у всех одинаковый, что, конечно же, очень нелогично, потому что за продолжительный период под землёй вырабатываются и профессиональные заболевания.

1. Недалеко от города Сатпаев сейчас действуют три медных рудника корпорации "Казахмыс": Восточно-Жезказганский (ВЖР), Южно-Жезказганский (ЮЖР) и Северо-Жезказганский (СЖР). Мы с вами спустимся в Анненскую шахту ВЖР, в который также входят шахты № 55, 57 и 73/75.

Здание на фото - управление рудником, слева от него - клетьевой подъёмник, в котором производится спуск людей в шахту и подъём из неё.

2. Чтобы попасть в шахту необходимо пройти медицинское освидетельствование на отсутствие алкоголя, а также получить фонарь в ламповой и самоспасатель - средство защиты органов дыхания и зрения в случае возникновения недостатка кислорода в шахте. Здесь же в ламповой ведётся и учёт, кто спустился в шахту.

3. Одна смена поднимается из шахты, другая - спускается.

4. На первом фото был виден клетьевой подъёмник для людей, а так выглядит подъёмник, с помощью которого осуществляется подъём по поверхность медной руды.

5. Турникет. Даже здесь нюансы техники безопасности. Входящих в клеть подъёмника людей строго считают, чтобы количество перевозимых не превышало нормы, на которые рассчитан лифт.

6. Вход в лифт

7. Управляет подъёмом и спуском специальный работник.

8. Спускаемся до горизонта минус 90 м. На самом деле глубина спуска значительно больше, чем 90 м, так как горизонты отсчитываются от уровня моря. Здесь мы видим точно такой же турникет - рабочие поднимаются на-гора.

9.

10. Мой сопровождающий Алмат Кожантаев на шахте с 1985 года, сначала работал под землёй, сейчас в подразделении, которое контролирует соблюдение техники безопасности.

11. Горизонт -90 м освещён электричеством.

12. На этом горизонте находится в частности ремпункт.

13. Здесь же дежурит машина скорой помощи.

14. В шахте, как и на многих других производственных объектах, в движении пешеход имеет преимущество перед транспортом. Чтобы пешехода заметили, подаются специальные светосигналы фонарём. На некоторых участках есть регулировщики движения, чтобы избежать травм.

15. Подземный регулировщик.

16. Процесс добычи медной руды в шахте состоит из нескольких этапов: проходка горных выработок (в результате которой образуется весь этот подземный город), бурение, взрывные работы, обезопашивание и крепление горных выработок, погрузка и доставка руды.

Ремпункт. ПМЗШ - подземная машина для заряжания шпуров. О том, что такое шпуры - дальше в репортаже.

17.

18.

19. Шахтёрский тормозок (сухой паёк). Вообще рабочий день шахтёра начинается даже не со спуска в шахту, а с приёма пищи. Каждому горняку на Восточно-Жезказганском руднике выдаётся два талона - на обед и на тормозок.

20. На каждом подземном перекрёстке есть указатели, горняки в них ориентируются свободно, а вот непривыкший человек всё равно бы заблудился.

21. На подземном транспорте переезжаем на другой горизонт. Здесь электрического освещения уже нет, спасает фонарик.

22. Здесь уже выработали руду.

23. На каждом участке, где ведутся работы, выставляются предупреждающие таблички. Здесь ведётся бурение.

24. Бурильщики, когда приходят на рабочее место, проверяют рабочее состояние техники, обезопашивают рабочее место. Машина фиксируется, подключается к электричеству и водяной магистрали.

25.

26.

27. Задача бурения - просверлить шпуры (углубления в горной породе), в которые затем будет заложено взрывное вещество.

28.

29. Вода размягчает породу, чтобы облегчить процесс бурения.

30. После бурильщиков на участке работают взрывники, которые в шпуры заряжают взрывчатые вещества.

31. По правилам техники безопасности, естественно, к взрывным работам посторонних допускать строго запрещено. Повезло уже и то, что увидели ПМЗШ на ремпункте (фото 16).

32. После взрывников участок проветривается и теперь необходимо погрузить руду и доставить её на поверхность. Идём на участок, где будет погрузка.

33. Точно также стоит предупреждающая табличка.

34. Как я и говорил выше, у пешехода преимущество перед транспортом в движении. Мой сопровождающий даёт водителю световой сигнал, после чего мы можем пройти.

35. Медная руда

36.

37. Водитель погрузчика

38.

39.

40.

41. Погрузчик грузит руду на большие самосвалы, которые доставляют её на конвейер. Далее руда попадёт на обогатительную фабрику, но это уже тема для отдельного фоторепортажа.

42.

П.С. Если хотите следить за обновлениями моего блога, подписывайтесь также на мои аккаунты в соцсетях:

канал в Телеграме: https://telegram.me/yakovfedorov

Твиттер: https://twitter.com/YakovFedorov

Фейсбук: https://www.facebook.com/theyakov

Инстаграм: https://www.instagram.com/yakovfedorov/

Оцените пост

81

Комментарии

2
Автор молодец! Не каждый захочет залезть под землю.
1
Не "снаряд", а "заряд")
0
Нельзя одновременно писать и смотреть фильмы о войне =)
1
Да) а вот "тормозок" оставляет желать лучшего. Раньше хотя бы консервы были, а из того, что дают, только хлеб можно назвать едой.
2
Хороший репортаж
Показать комментарии