Ереван – один из древнейших городов мира и чтобы увидеть всю красоту, нужно путешествовать, открыть все тайны города, жить как ереванец. Ереван, как сердце Армении, и ереванцы, как обитатели этого сердца, влюбляют в себя навсегда.
Цель маршрута: несмотря на древнюю историю, современный облик Еревана сформировался в начале XX века, когда архитектор Александр Таманян разработал и в 1924 году представил правительству Советской Армении генплан Еревана – а после его утверждения приложил все силы к его реализации.
Наша цель- раскрыть роль советского периода в создании образа Еревана.
Продолжительность экскурсионного маршрута- 2 дня.
При проложении маршрута, были учтены следующие факторы: ереванский климат, географическое положение, расположение объектов, возраст и интересы участников, национальные и религиозные особенности
Программа.
День 1. История и Архитектура Как и когда был основан город, знаковые события, Великая отечественная война. Архитектура- Вы узнаете о выдающихся постройках города и архитектурных особенностях, благодаря которым Ереван и другие армянские города не спутаешь ни с какими другими.
День 2. Производство. Армянский коньяк и вино, армянские карпеты, ковры, кондитерское производство.
Цены на общественный транспорт в Ереване- 100 AMD (примерно 11.76 руб.)
Метро- 100 AMD
Tакси- 100 AMD (1 км).
Стоимость экскурсий - За каждого участника примерно 15.000 AMD (~1700 руб.) для целого маршрута, включая питание.
Дегустация коньяка - 4500 AMD, примерно 550 руб. (необязательный).
Фотограф- Карен Чахалян
День 1 - История и архитектура
ВРЕМЯ | Дальнейшие передвижения | Объекты для посещения |
9:30 | --- | Завтрак в отеле |
11:00 | 10мин мин. на общественном транспорте от центра города | Крепость Эребуни. |
12:30 | 11 мин. Пешком | Площадь Республики, Музей истории Армении (архитектура), Станция метро Площадь Республики. |
13:00 | Расстояние между станцияами метро -5 мин. | Станция метро Маршал Баграмян, Парк Влюбленных, Национальное собрание (архитекура), дом-музей Арама Хачатуряна (экскурсия). |
14:30 | 7 мин. пешком | Матенадаран (архитектура),Оперный театр, Лебединое озеро, Памятники Арама Хачатуряну, Арно Бабаджаняну, Александру Спендиаряну, Ованесу Туманяну. |
15:00 | 5 мин. пешком до Каскада | Обед в ресторане ‘’Темурноц''. |
16:00 | Каскад, Сквер имени Ал. Таманяна, Памятник Ал. Таманяну. | |
16:30 | вверх по эскалатору, 3 мин. Пешком | Парк Победы, музей Мать Армения, памятник жертвам Великой Отечественной войны. |
18:00 | На общественном транспорте - 20 мин. | Цицернакаберд мемориальный комплекс жертвам геноцида армян. |
19:30 | На общественном транспорте- 15 мин. | Ужин под ноциональную музыку, ресторан ''Наша Деревня''. |
20:30 | Прогулка | Прогулка по ночному Еревану.Ул. Абовяна, к/т Москва, Площадь Республики - поющие фонтаны. |
Конец экскурсионного дня. |
Визуализированный каталог маршрута. - https://joom.ag/6PMW
День 2 - Производство
ВРЕМЯ |
Дальнейшие передвижения |
Объекты для посещения |
9:30 |
--- |
Завтрак в отеле |
11:00 |
13 мин. от центра на общественном транспорте |
Фабрика ‘’Мегерян карпет’’ |
13:00 |
Обед | Таверна Ереван |
14:30 | 10 мин. на общественном транспорте | Мост Победы, Арарат вино-водочный комбинат |
Свободное время | Дом-музей Сергея Параджанова | |
16:00 | 13 мин. на общественном транспорте |
Вернисаж, Парк разлечений Луна парк |
17:00 | Станция метро Еритасардакан - 3 мин. | Парк Паплавок, кондитерское- Пончиканоц. |
19:00 | Ужин | 12 Tabels |
Карта маршрута - https://drive.google.com/open?id=1BxqZ5vDTVBaRM3TdsUwZdQve5GI&usp=sharing
Визуализированный каталог маршрута. - https://joom.ag/cKMW
День 1- История и Архитектура
Крепость Эребуни
Название столицы Армении Ереван произошло именно от древнего названия крепости — «Эребуни». На небольшой площади около 100 га на холме Арин-Берд находятся остатки цитадели и древних городских сооружений из сырцового кирпича. Хорошо сохранившиеся стены цитадели высотой 3—4 м (высота стен в ту эпоху достигала 12 м) очерчивают общий план крепости с открытым дворцом, храмами и парадными залами.
Крупнейшими постройками в Аринбердской цитадели были дворец царя Аргишти I, храм Суси, зал с колоннами, в котором проводились официальные приемы и торжественные церемонии, украшенный роскошными изысканными многокрасочными росписями, остатки которых свидетельствуют о многофигурных композициях и растительном орнаменте.
Профессиональный гид во время посещения Эребуни расскажет об истории древней армянской крепости. Памятник хранит в себе массу неразгаданных и нераскрытых пока еще тайн и загадок, которые смогут во многом дополнить историю города Эребуни.
Площадь Республики. Музей истории Армении
Площадь Республики – центральная площадь города, созданная по проекту архитектора А. Таманяна в 1926 г. и до 1991 года носившая имя Ленина. Площадь знаменита своей монументальной архитектурой в глубоко национальном стиле. Форма площади представляет собой сочетание двух геометрических фигур: овала и трапеции. В архитектурный ансамбль площади входят пять зданий. С восточной и западной сторон симметрично расположены Дом правительства Армении и Дом министерств. На стене Дома Правительства, смотрящей на площадь, находятся городские куранты. Здание имеет национальный колорит. Колонны и арки на фасадах зданий богато украшены тонкой резьбой, в которой использованы мотивы древнеармянского орнамента. Завершают композицию здания гостиницы «Mariott Armenia», Дом связи и здание Музейного комплекса, перед которым находятся фонтаны, озаряемые ночью разноцветными световыми эффектами. Овальная часть площади имеет красивую мозаичную роспись.К площади примыкает небольшой бульвар, где в 1968 году были установлены 2750 небольших фонтанчиков, символизирующих возраст города Еревана.
Баграмян Иван Христофорович
Иван Христофорович Баграмян родился на станции Елисаветполь (ныне г. Гянджа в Азербайджане) в семье рабочего-путейца. Начальное образование получил в армянской церковно-приходской школе. До 1915 г. успел окончить железнодорожное и техническое училища, став техником-практиком.В 1940 г. полковник Баграмян получил должность начальника оперативного отдела штаба 12-й армии, затем начальника оперативного отдела штаба Киевского особого военного округа. Пиком его полководческой карьеры стали действия вверенного ему 1-го прибалтийского фронта во время проведения операции «Багратион» летом 1944-го на территории Белоруссии. В результате мощного флангового удара по врагу через болотистую местность, откуда он не ожидал наступления, в окружение попала большая группировка немецких войск. Были освобождены Белоруссия и большая часть Прибалтики. 29 июля 1944 года Баграмяну было присвоено звание Героя Советского Союза. В ноябре 1944-го он получил второй орден Красного Знамени, а за разгром Земландской группы войск врага и взятие в апреле 1945-го Кенигсберга, награждён вторым орденом Суворова I степен.
Парк влюбленных
История парка берёт своё начало в XVIII веке, когда он был известен как Сад Козерна, названный так по району Козерн, северо-западного пригорода старого Еревана. Район был известен своим средневековым кладбищем и часовней.
После Второй мировой войны парк был обновлён и назван в 1949 году в честь Александра Пушкина, когда отмечалось 150-летие со дня рождения поэта. Решение о переименовании принял Совет министров Армянской ССР. Позднее, в 1970 году, парк получил новое название Барекамутюн (дружба), которое символизировало дружбу народов СССР. В 1995 году, после обретения Арменией независимости, парк вновь сменил своё название и получил нынешнее: Парк влюблённых. Оно было объяснено тем, что парк служил излюбленным местом встреч для многочисленных пар во второй половине XX века.
Дом-музей Арама Хачатуряна
Дом-музей Арама Хачатуряна находится в Ереване. Композитор успел при жизни ознакомиться лишь с эскизами будущего музея и выразить свои пожелания известному архитектору Эдуарду Алтуняну, которому и был заказан проект правительством.Основой музея послужил особняк, в котором жил старший брат Арама Хачатуряна Вагинак со своей семьей. Именно в этом доме часто останавливался Арам Ильич, когда бывал в Ереване.
Особняк сохранился без изменений, а двухэтажная надстройка Дома–музея была построена на территории сада. Сохранился внутренний дворик, где к 105-летию композитора был воздвигнут родник-памятник в дар музею от архитекторов С. Гюрзадяна и С. Барсегяна. Фасад здания обрамляется пятью глубокими арками, напоминающими камертоны. Официальное открытие музея состоялось в 1982 году, уже после смерти композитора. Установившиеся традиции под руководством первого директора Дома-музея Гоар Арутюнян-дирижёра симфонического оркестра, заслуженного педагога республики продолжаются и получают развитие в новом свете, под чутким руководством нынешнего директора-пианистки, лауреата международных конкурсов, профессора Ереванской гос. консерватории Армине Григорян.
Матенадаран имени Месропа Маштоца
Матенадаран является музеем и научно-исследовательским институтом по изучению древних рукописей. Он – своего рода центр с уникальной и исключительно богатой коллекцией, который сегодня стал одним из символов Армении. Музей носит имя великого вардапета Месропа Маштоца, создавшего в 405 году армянскую письменность. В Патриархии Св. Эчмиадзина – центре Армянской Апостольской Церкви – Месроп Маштоц также положил начало сбору армянских рукописей, коллекция которых, пройдя через бесчисленные испытания, приобретения и потери, около 1500 лет оставалась неразрывно связанной с Армянской Патриархией. .
Оперный театр
Армянский академический театр оперы и балета им. А. Спендиарова создан в 1933 году, собственное здание получил в 1940 году. Решение об организации в Ереване театра оперы и балета было принято в 1932 году. Совнарком Армянской ССР принял решение создать стационарный оперный театр на базе оперного класса. Здание Оперного театра находится в самом центре Еревана, как это и задумывалось по ген.плану города по проекту Таманяна.. На площади находятся памятники Ованесу Туманяну и Александру Спендиарову. К югу от площади расположен памятник Араму Хачатуряну. 20 января 1933 года состоялась первая премьера — опера «Алмаст» А. А. Спендиарова. Здание оперы и балета, одно из самых красивых построек в городе, является своеобразной визитной карточкой Еревана. Уникальный архитектурный почерк Таманяна, позволяет городу разговаривать на языке символов. Здание оперы и балета - первый символ в этом неповторимом алфавите.
Лебединое озеро
Устроено в 1963 году, по проекту архитектора Геворга Мушегяна в процессе реконструкции площади на месте старой жилой застройки. При этом был сохранен природный рельеф, по берегу было посажено несколько плакучих ив, устроены набережная и декоративное освещение. Название получило в честь одноимённого балета П. И. Чайковского из-за близости к Театру оперы и балета. Форма озера напоминает озеро Севан. В 2003 году на берегу озера установлен оригинальный памятник композитору Арно Бабаджаняну. Обитавшие в советские времена в озере черные и белые лебеди исчезли в начале 1990-х годов.
ТЕМУРНОЦ
Ресторан "Темурноц" (У Тимура прим. автора) был одним из излюбленных мест армянской молодежи в советское время, недаром слухи о лучшей картошке с сардельками ходили слухи по всему Закавказью. В прошлом году, на радость ереванским старожилам, ресторан был переоткрыт на том же месте, а всеми любимое фирменное блюдо было названо в честь основателя - Темур. "Темурноц" смело можно назвать наследником колорита советской Армении. Новое -это хорошо забытое старое.
КОМПЛЕКС КАСКАД И АЛ. ТАМАНЯН
Главная идея комплекса – выражение идеи национального возрождения. Для воплощения этой идеи использованы самые разные архитектурные формы и средства художественной выразительности. Генплан Еревана и Каскад всегда были неразделимы друг от друга. В генплане Таманяна было отмечено, что на этом месте должно быть торжественное завершение главной оси города. Идея связать центр города с Парком Победы при помощи экскалаторов возникла еще при Таманяне. На Каскаде планировалось построить застекленные экскалаторы, чтобы поднимаясь, люди могли лицезреть природу. Строительство Каскада было государственным заказом, средства для реализации которого выделялись из Москвы. Республика не могла сама покрыть эти расходы. В советские годы торжественного открытия Каскада не делали. Лишь позднее, когда эксплуатацией комплекса стал заниматься фонд Гафесчян, было организовано торжественное открытие. Таманян приехал в Эривань в 1923 году по приглашению правительства Советской Армении. Здесь Таманяна назначили главным архитектором страны, и в 1920г. он представил проект реконструкции Эривани правительству республики. . Он часто ездил осматривать развалины древних городов, руководил реставрационными работами, вместе с Торосом Тороманяном — крупнейшим исследователем истории архитектуры Армении — делал бесконечные обмеры, чертежи, наброски… Именно средневековая армянская архитектура легла в основу проектов многих зданий новой столицы, выполненных Таманяном.
Парк Победы. Памятник жертвам Великой Отечественной войны и музей Мать Армениа
Поднявшись на самую высокую точку Каскада, вы окажитесь в Парке Победы, посвященном победе СССР в Великой Отечественной войне. Это самое любимое место прогулок и активного отдыха для ереванцев. На территории парка расположен один из крупнейших монументов армянской столицы – "Мать Армения" (общая высота - 43,5 м).Постамент статуи представляет собой военный музей. Перед статуей на гранитной площадке рядом с могилой "Неизвестного солдата" горит "вечный огонь" в память о жертвах Великой Отечественной войны. Вокруг статуи размещены образцы военной техники времен ВОВ. С территории парка открывается превосходный панорамный вид на центр Еревана.
Цицернакаберд мемориальный комплекс.
Мемориальный комплекс Цицернакаберд, возведенный в Ереване в 1967 году, посвящен памяти 1,5 миллиона армян, погибших во время первого геноцида 20-го века от рук турецкого правительства, и стал местом паломничества и неотъемлемой частью архитектуры Еревана. При советской власти, когда все, связаное с национальной идеологией, было абсолютно неприемлемо и запрещено отмечать день памяти Геноцида армян и поминание жертв также было невозможно. Торжественное открытие Мемориала состоялось 29 ноября 1967 года в 47-ю годовщину советизации Армении и стало значительным социально-политическим событием в жизни республики. Согласно одной версии, памятник символизирует две части Армении: восточная и западная. Другие утверждают, что памятник представляет собой гору Арарат - Большой и Малый, что опять на территории современной Турции. На территории мемориального парка был построен музей геноцида в честь исторических трагических событий. Три основных экспозиционных зала и внешняя галерея со своим собственным выставочным залом выставляют музейные артефакты и научные объекты на территории более чем 1000 квадратных метров. Музей хранит исторические документы, фотографии и кинофильмы, свидетельствующие об ужасных событиях столетней давности...
День 2 - Производство
Мегерян карпет
Семья Мегерянов, родом из Армении, с 1917 года в Соединенных Штатах занималась куплей, продажей, ремонтом и реставрацией изящных ковров ручной работы.
Со временем Мегеряны расширили свой бизнес дабы удовлетворить растущий спрос на изящные ковры, покупая антикварные ковры нуждающиеся в ремонте и продавая их полностью реставрированными. Довольно часто клиенты желали немного изменить дизайн. Основываясь на традициях своего непревзойденного мастерства, Мегеряны со всеми своими знаниями и отточенными навыками взялись за ткацкий станок и начали создавать декоративные ковры. Очень скоро, по желанию своих клиентов, они деликатно меняли исходный антикварный дизайн, воплощая собственные оригинальны репродукций превосходного качества. Сегодня, Мегеряны продолжают применять свое беспрецедентное мастерство и безупречное умение в создании ковров и гобеленов. Каждое подписанное изделие представляет редкую комбинацию мастерства Старого Света и эстетику дизайна современного взыскательного клиента и каждое изделие защищено авторскими правами для обеспечения индивидуальности.
Ереванский коньячный завод Арарат
Биография первого армянского коньяка АРАРАТ — это история щедрости, страсти и мастерства. Культура виноделия в Армении насчитывает не одно тысячелетие, а знаменитый сегодня во всем мире армянский коньяк появился на свет в конце XIX века. Самые яркие достижения армянского коньяка в период Советского союза неразрывно связаны с именем Маркара Седракяна. Выдающийся специалист, неутомимый творец и гениальный мастер, он всю свою жизнь и творческий путь посвятил Армении, которую любил беззаветно. Каждый из знаменитых коньяков его авторства: Ахтамар, Наири, Двин — дань памяти многовековой культуре и истории родной страны. На всесоюзных и всемирных конкурсах его творения завоевали множество золотых и серебряных наград, а самому Седракяну принесли звание «Мастера Мастеров» и медаль «Рыцарь дегустации». Однако самой значимой победой мастера стало развитие коньячного производства и его перевод в 1953 году в новое здание Ереванского Коньячного Завода.
Мост Победы: семь десятилетий "на высоте"
Ереванский Мост Победы был сдан в эксплуатацию ровно 71 год назад – 25 ноября 1945 года. Строительство моста началось еще в 1941 году, однако спустя несколько лет его достраивали немецкие военнопленные. По причине недостатка рабочей силы, который наблюдался в годы войны, после сражения под Сталинградом к строительству моста присоединились первые группы военнопленных. Работа шла до поздней ночи, а их самыми верными зрителями были ученики, которые спешили в школу по утрам и возвращались оттуда по вечерам. Они часами следили за работой пленных. Военнопленные получали в день 300 граммов хлеба, и они с удовольствием брали еду и фрукты из рук школьников. Взамен они дарили им самодельные предметы. Инженером моста с семи арками, построенного на реке Раздан, является Симон Овнанян, архитекторами — Арташес Мамиджанян и Ашот Асатрян. Мост соединяет проспекты Маштоца и Исакова, протяженность составляет 200 метров, ширина — 25, высота — 34 метра. По правому и левому берегу моста находятся два строения, которые являются символами столицы — коньячный завод Еревана и винный комбинат Еревана.
Вернисаж в Ереване
В Ереване, почти в центре города, рядом площадью Республики, на улице под открытым небом, в каждую субботу и воскресенье проходит ярмарка продаж разнообразной ручной работы армянских мастеров-ремесленников - создателей. Вернисаж был установлен в 1980-ых годах армянскими художниками, которые хотели показать плоды своего труда непосредственно всем людям. Картинный Вернисаж расположен за статуей Сарьяна,на площади Франции,а Вернисаж искусств и ручной работы начинается со станции метро “Площадь республики”и простирается по всей улице Ханджяна. В рядах Вернисажа можно увидеть армянский дудук и другие национальные музыкальные инструменты, иконы, изделия художественного творчества и предметы прикладного искусства - сувениры, украшения, ковры ручной работы, , куклы, изделия из дерева, камня, глины, керамики, серебра и других материалов, интересные вещи советского времени - книги и предметы быта, и антиквариат с далеких веков. Не зря Вернисаж уже давно стал одним из главных достопримечательностей Армении, и узнаваемый объект в Ереване. Это справедливо, так как не в каждой стране или городах мира на одной улице, можно увидеть скопление стольких предметов, по настоящему сказать, предметов искусств на продажу от самих мастеров изготовителей.
Парк развлечении Луна Парк
Парк Паплавок, станция метро Еритасардакан.
Гуляя по городу, можно заметить клубы, кафэ, модные рестораны буквально на каждом шагу. При виде этой картины, трудно себе представить что каких-то 35-40 лет назад во всем городе было всего лишь четыре кафэ: "Ветерок", "Копейка", "Поплавок" и "Козырек". На сегодняшний день, эти места имеют статус культовых. В советское время там собирались видные представители ереванской интеллигенции: художники, актеры, композиторы.
«Пончиканоц»
Пончиканоц был одним из первых кафе в Ереване. Ереванцы гордились тем, что Ереван стал одним из первых городов на территории СССР, в котором появилось кафе. Тогда в Ереване не было понятия «кофе», он был только у репатриантов из диаспоры. Первый венгерский аппарат по изготовлению кофе появился именно в Пончиканоце. В старом кафе были деревянные двери, которые в дальнейшем заменили на алюминиевые. В кафе поставили барные стулья и столы, с высокими ножками, и ереванцы долго привыкали к ним.В 1965-м году Пончиканоц сыграл большую роль в жизни Еревана. Люди готовились к 50-й годовщине Геноцида армян. За пару дней до 24-го апреля в Пончиканоце непрерывно устраивались молодежные собрания, планировались предстоящие мероприятия. Пончиканоц закрылся в 1990-ом году. После этого на его месте какое-то время действовал мебельный магазин, но вскоре он закрылся и помещение вновь было продано. После того, как бизнесмен Грант Варданян решил возродить Пончиканоц. Весь город был там в день открытия. Людей было так много, что пришлось впускать их частями.
В свободное время можно посетить.
Поющие фонтаны.
Ул. Абовяна, Кинотеатр Москва
Одна из старейших улиц Еревана, расширенная и спрямлённая сохранена при реконструкции города по генеральному плану Александра Таманяна (1924). Названа в 1920 году в честь выдающегося армянского поэта Хачатура Абовяна.
Памятники- ''Карабала'' и "Мужчины"
С легендой о Чёрном малыше (так переводится Кара-Бала), гости Еревана знакомятся сразу же, совершая прогулку по главной улице Абовян и наталкиваясь на памятник продавцу цветов, автором которого является скульптор Токмаджян. Кара-Бала дарил цветы влюблённым, девушкам и стал персонажем городского фольклора, о нём слагали и слагают стихи, пели и поют песни.
«Мужчины» — советский художественный фильм режиссёра Эдмонда Кеосаяна, снятый на киностудии Арменфильм в 1972 году. Ходят слухи, что после премьеры фильма "Мужчины" ведущую роль в котором исполнил легендарный Фрунзик Мкртчян, мужская половина ереванцев начала меняться. Мужчины стали одеваться точь в точь как герои фильма, переняли от них разговорные манеры и жестикуляции. A женщины стремились быть похожими на главную героиню Каринэ, буквально во всем, даже копировали ее походку.
Дом-музей Сергея Параджанова
Режиссёра Сергея Параджанова всегда называли эпатажным и ждали от него каких-то выходок. И он вовсю «чудил» — например, для съёмок фильма «Тени забытых предков» выкрасил скалы под Косовом (Украина) синькой. По мнению режиссера, такой пейзаж смотрелся намного интереснее оригинала, да и с зелёной листвой камни красиво контрастировали. Закончив работу, съёмочная группа уехала, а скалы ещё много лет оставались синими.В 1967 году Параджанова пригласили на Ереванскую киностудию, где он работал над фильмом об армянском поэте Саят-Нова "Цвет граната". Вообще многим людям за свою жизнь Параджанов сделал больно. Один из его коллег на вопрос: «Что такое зло?» - ответил: «Зло - это Параджанов». Он даже сестре своей так и не простил того, что она ослушалась родительского слова и вышла замуж за парикмахера. На похоронах зятя Параджанов устроил настоящий спектакль. Он загримировал покойника под императора Фердинанда: закрутил усы, нарумянил щеки, в одну руку вложил горящую свечу, в другую - гранат. Сестру облачил в цветастый балахон, сшитый из ковра, на голову водрузил подушку и в таком виде усадил возле гроба. Гости, увидевшие это, были в ужасе и на протяжении всего действа не притрагивались к еде….
Ресторан "Кавказская Пленница"
Культовый фильм "Кавказская Пленница" бесспорно является одной из лучших комедий советского времени. Картина настолько полюбилась зрителям, что ее буквально растащили на великое множество крылатых фраз. Таверна "Кавказская Пленница", можно сказать прямая наследница культовой работы Леонида Гайдая, является одним из излюбленных гастрономических заведений ереванцев. Здесь подаются самые лучшие из блюд кавказской кухни...
Посвещается старому доброму Еревану- https://joom.ag/FYjW