Яков Фёдоров 2017 M04 25
2150
39
62
0

Мавзолей Алаша-хана в Улытау по размеру и красоте превосходит даже захоронение сына Чингис-хана - Джучи. Личность Алаша-хана, ставшего символом объединения казахов, до сих пор остаётся загадкой.

По количеству исторических памятников в Казахстане с Улытауским районом Карагандинской области сравнится, пожалуй, только Туркестан. Самыми известными из них являются мавзолеи Джучи и Алаша-хана.

В последние годы Джучи конфликтовал со своим отцом - Чингис-ханом. У Джузджани говорится даже, что он заявил о "безрассудстве отца в отношение земель и людей" и отказался выполнять приказ о покорении всего Дешт-и-Кипчака. В 1946 году советские археологи выкопали его тело, в гробнице был обнаружен скелет без правой кисти с надрубленным черепом, что лишь порождает множество догадок о его смерти.

К сожалению, проехать к мавзолею Джучи не получилось - большая часть памятников Улытау находится в степи и нужно было форсировать речку Кенгир, чтобы добраться до него, однако дождь, прошедший за день до поездки, сделал миссию невыполнимой. По-хорошему там необходимо сделать какой-то мостик, чтобы сделать дорогу проще.

1. Мавзолей Алаша-хана стоит рядом с грейдерной дорогой рядом с селом Малшыбай.

2. К удивлению, мавзолей Алаша-хана высотой 10 метров крупнее и красивее, чем даже сына Чингис-хана. Кто такой Алаша-хан достоверно не известно, имя это окутано больше легендами, чем историей.

3. Вариант истории Мащхура Жусупа Копеева: "До Алаша-хана казахи не были единым народом и государством, и другие народы не признавали их в таком качестве. Выбрав пегого мальчика правителем, они произносили его имя во время войн как уран - боевой клич. У них был уговор бросаться на врага с этим ураном, а тех, кто не произнесёт этого имени, будь он даже родным отцом, убивать, как ярого врага. С тех далёких времён остались слова: "Когда Алаш стал Алашем, когда стал ханом Алаш, когда нашим домом стала деревянная юрта, когда нашим ураном стало имя Алаша, тогда мы стали казахами, детьми трёх жузов..."

4. Есть и версия, что Джучи, когда пришёл в кипчакские земли с отрядом в 4000 человек, понял, что отец отправил его на смерть, но ему удалось найти общий язык с неким местным Алаша-ханом и создать Золотую Орду. Тогда и немилость отца объясняется тем, что сын стал строить собственное государство.

Как бы то ни было, после распада Золотой Орды слово "Алаш" (на тюркском языке - "родичи, братья") стало лозунгом объединения степняков и возможно было самоназванием народа в то время.

5. Впервые мавзолей исследовал Чокан Валиханов в статье "О киргиз-кайсацких могилах и древностях вообще" в 1855 году. Первое подробное описание строения сделал подполковник Красовский в 1868 году.

6. Мавзолей декорирован, опять же в отличие от мавзолея Джучи.

Кстати, среди местных жителей распространено ещё мнение, что раз мавзолей у Алаша-хана "круче", чем у Джучи, то, может быть, за именем Алаша скрывается сам Чингис-хан. Естественно, что этот миф никак не подтверждается.

7. Глубокая арочная ниша у входа.

8. Под куполом мавзолея находятся 4 оконных проёма, которые вместе с круглым отверстием в куполе, неплохо освещают мавзолей. Обратите внимание на тёмное окошко на уровень ниже светлых, это окно со второго этажа, с которого можно затем подняться на крышу.

9. Ветки в стенах, назначение которых мне не очень понятно.

10.

11. У входа две надписи арабской вязью.

12.

13. Поднимаемся на второй этаж.

14. Вид со второго этажа на первый.

15. Крыша мавзолея.

16. С крыши открывается вид на старинный некрополь, многие из мазаров в котором не менее интересны. Вдали - село Малшыбай.

17. Редкие сохранившиеся в Казахстане глиняные мавзолеи.

18. К мазарам древности в 90-х пристроили ещё пару современных.

19. Захоронения совершенно разного вида.

20. Самые интересные - глиняные.

21. Внутри глиняного мазара.

22. Купол

23.

24. Ещё один мавзолей 90-х.

25. Вид на мавзолей Алаша-хана со стороны некрополя.

26. Со стороны мавзолея Алаша-хана до мавзолея Джучи дорога степная.

27. Мавзолей Джучи. Так как река не пустила к нему, пришлось посмотреть со стороны и оставить посещение на следующий раз, чтобы был повод вернуться в Улытау.

П.С. Если хотите следить за обновлениями моего блога, подписывайтесь также на мои аккаунты в соцсетях:

канал в Телеграме: https://telegram.me/yakovfedorov

Твиттер: https://twitter.com/YakovFedorov

Фейсбук: https://www.facebook.com/theyakov

Интаграм: https://www.instagram.com/yakovfedorov/

Оцените пост

62

Комментарии

0
"...был обнаружен скелет без правой кисти с надрубленным черепом, что позволяет делать множество загадок о его смерти..."
Картину нарисовать что ли: Чингисхаим убивает собственного сына.
1
Тут распространён странный миф, что руку ему откусил... кулан
0
Прикол. кулан так-то что-то промежуточное между диким ослом и дикой лошадью, вроде не хищник так-то. Ну а череп-то надломлен тоже был.
-10
Очень интересно!
0
Алаша хан это миф....
В письменных источниках упоминается только один Алаша хан...

"После этого дела [Султан Ахмад-] хана стали процветать. ...Никто в Могулистане не мог ему противодействовать. Несколько раз он совершал удачные набеги на калмаков. Многих из них он убил. Дважды он имел сражение с Исан-тайши, оба раза одержал победу. Из-за него калмаков стало очень мало. Калмаки называли его Алачи-ханом. По-монгольски [слово] алачи означает «кушанда» — «убивающий», то есть «убивающий хан». Этот лакаб остался за ханом. Люди называли его «Алача-хан». Сейчас среди могулов говорят: «Султан Ахмад-хан», все же другие народы (тавайиф) говорят: «Алача-хан». В исторических сочинениях Мирхонда и Хондемира из Герата и других написано также «Алача-хан».


После этих событий Султан Ахмад-хан начал совершать враждебные действия по отношению к узбекам-казахам. Причиной этого было [следующее]. В описании истории Султан Махмуд-хана было упомянуто, что Султан Махмуд-хан дважды имел сражение с узбеками-казахами, но потерпел поражение. По этой причине Султан Ахмад-хан производил набеги на узбеков-казахов. Трижды он разбивал их. За все то, что сделали они его старшему брату Султан Махмуд-хану, он отплатил им [нанесением] такого же ущерба. Его владычество в Могулистане было таково, что для калмаков и узбеков [-казахов] не было прохода через территорию Могулистана на расстоянии семи-восьмимесячного пути. Когда [Султан Ахмад-хан] освободился [от необходимости защищать] окраины Могулистана, он обратился к делу Мирза Аба-Бакра и Кашгара, в девятьсот пятом году, в год, когда родился я, ничтожный."

Мирза Мухаммад Хайдар Дулат, Тарихи Рашиди, 1542-46 гг
Показать комментарии