Сейчас - вполне справедливо, кстати - идут бурления вокруг финансовой помощи банковской системе Казахстана, а также вокруг системных рисков пенсионной системы Казахстана.
Это очень важная и очень правильная дискуссия.
Однако почему-то из нее постоянно выпадает архиважнейший элемент - констатация провала банковского надзора Национальным Банком РК.
У НБ РК есть все инструменты в руках: они видят любые передвижения денег, имеют доступ к кредитным досье всех коммерческих банков, согласовывают руководящий состав банков, устанавливают пруденциальные нормативы.
Как, скажите, как, каким образом, имея такие мощные инструменты в руках, можно было допустить вывод (читай: воровство) 10 миллиардов долларов из БТА Банка?
10 миллиардов долларов - это че, бл##ь, пять тысяч тенге?
Основные схемы вывода на связанные оффшорные компании уже давно известны и давно прохаваны, список "тревожных сигналов" давно имеется.
И че? Опять в 2016 году бабло тем же макаром вывели из КазИнвестБанка, как будто и не было невероятно постыдного и болезненного опыта с БТА Банком.
Где выученные уроки?
Как мы можем ставить вопросы о выделении денег на спасение банковской системы и обсуждать улучшение пенсионной системы, если мы абсолютно не застрахованы от дальнейших провалов банковского надзора в будущем? Через год, два? Пробоина-то не залатана. Создается впечатление, что кому-то выгодно эту пробоину так и оставлять без внимания.
Перед тем, как задаваться вопросом о структурировании и отчете за финансовую помощь банковской системе и перед тем, как реформировать пенсионную систему (большая часть активов которой приходится - сюрприз! - на банковскую систему), неплохо бы решить вопрос с качеством надзора над банками в этой стране.
Такое мое мнение.