Похожи ли заводы по производству планшетников и электроавтобусов?

Яков Фёдоров 2017 M02 28
15495
197
748
0

Я не люблю «теории заговора», но так как активно продвигаю везде необходимость делать фактчекинг, то обращаю внимание на логику совпадений

Все мы хорошо помним историю с заводом планшетников, который так громко презентовали руководству страны, на который выделялись государственные деньги, и который с треском провалился. Другая история – завод по производству самолётов, который так и не выпустил самолётов.

Я не люблю «теории заговора», но так как активно продвигаю везде необходимость делать фактчекинг, то обращаю внимание на различные совпадения, связанные в том числе с появлением новых производств.

Предыстория

В декабря 2016 года в Фейсбук вновь пошла серия публикаций об алматинском смоге. Здесь не было бы ничего подозрительного, я и сам периодически об этом пишу, но у этой серии была одна общая направленность – в качестве причин смога указывались не ТЭЦ, не автотранспорт, не отопление частного сектора углём, а отсутствие в городе электроавтобусов.

Как я упомянул выше, я всегда слежу за такими совпадениями в социальных сетях и СМИ, и первой статьёй, пожалуй, можно назвать материал 1 декабря 2016 года на сайте kursiv.kz с заголовком «А над Городом желтый дым, Городу тысяча лет…». Смысл данной статьи можно сформулировать примерно так: «В Алматы ужасная экологическая обстановка и спасти положение могут ТОЛЬКО электроавтобусы». Большая часть этого материала посвящена именно электроавтобусам и тому, что пора уже властям купить их для города. Для убедительности приводятся данные по смертности от заболеваний дыхательных путей, европейский опыт и даже цитата президента. Авторы умело жонглируют цифрами. http://www.kursiv.kz/news/obshestvo/a-nad-gorodom-zeltyj-dym-gorodu-tysaca-let/

Например:

«В целом, по улицам Алматы курсирует около 16 000 городских автобусов, треть из которых уже требует замены на текущий момент и выбросы которых не позволили бы им получить допуск на работу в европейских городах».

Простой фактчекинг. Откуда взялась цифра «16000 городских автобусов»? В Алматы всего 1300 единиц общественного транспорта, из которых ежедневно на маршруты выходят не более 1100, из них 540 автобусов работают на компримированном природном газе, 160 троллейбусов, и только 400 (!) единиц работают на дизельном топливе. То есть, грубо говоря, 400 автобусов создают весь смог над городом?

Статья позже была удалена, однако останется в агрегаторах типа «Мой город». Нормальные СМИ эту тему не взяли, скорее всего, потому что дорожат репутацией и проверяют данные.

7 декабря в сети появляется передача «Мозговой штурм» на сайте exclusive.kz, в которой ведущая несколько раз упоминает эти данные про 16000 автобусов, а ещё один спикер Салават Назмеев, представленный как эксперт, машиностроительный холдинг ОЗНО (Российская Федерация) ратует за электроавтобусы: http://exclusive.kz/my_bredim_ot_udushya

Параллельно в то же время ведётся работа в Фейсбуке. 3 декабря создаётся страница «Мы за чистый Алматы». Источником постов данной страницы также служат материалы с сайта kursiv.kz. Авторы призывают «бить тревогу и бить интенсивно» и заменить весь общественный транспорт Алматы. Причём продвигают они свои материалы через платную рекламу в фейсбуке.

Цитата: «… львиную долю канцерогенов и прочего шлака в воздух выбрасывает общественный транспорт. Его пора утилизировать! Экономим НЕ ТАМ, ГДЕ НАДО! В странах запада и Европы давно вопрос с новым транспортом или решился или активно решается, в то время, как мы дышим ядовитых испарениями старых, нефункциональных автобусов».

Параллельно в начале декабря в дело вступают блогеры. Один за другим появляются посты на тему «А посмотрите чем мы дышим». Совпадения становятся вполне интереснее, потому что причинами называются не ТЭЦ, не автотранспорт и т. д., а автобусы на дизтопливе (которых, как мы уже поняли, всего 400). Почти в каждом посте авторы указывают на необходимость замены общественного транспорта.

Цитаты из постов разных людей:

«Я понимаю, что частный транспорт победить сложно разом, считаю, можно начать с общественного, он весь день определяет нам чистоту воздуха. И другой альтернативы, как перейти на электроавтобусы, не вижу. Электромобили пока доступны не каждому, пусть каждому будет доступен хотя бы автобус: который не дымит, не шумит и олицетворяет собой заботу о людях и природе»

«В 21 веке, когда в мире есть уже экологичный общественный транспорт, я пытаюсь не задохнуться вот от такого. Говорят, частицы этого дыма оседают в легких по самое не балуй. Вариантов решения много же, но почему никто не хочет вложиться в экологичное будущее? Ведь аллергия уже на всех одна. Ну на электричество перевели бы - и то легче бы было...»

Также появляется аккаунт «Воздух Алматы», который потом переименовывается в Павла Александрова. Данный аккаунт (подозреваю, что фейковый, если ошибаюсь, буду рад познакомиться) ежедневно публикует замеры воздуха в разных частях города. Здесь оставляю вероятность, что это случайное совпадение, потому что автор, как правило, верно и грамотно расставляет причины формирования смога и записи о электроавтобусах лишь периодически массово всплывают в комментариях.

Появление героя?

И тут появляется спаситель в лице компании HigerQuazar, который совершенно случайно, под масть общественного негодования презентует свои электроавтобусы и заявляет о готовности выпускать хоть по 300 машин в год.

«Предприятие создано научно-техническим центром "Парасат" КазНИТУ им. К.И. Сатпаева совместно с китайским партнёром – компанией "Higer", передаёт портал "Мой город" http://mygorod.kz/?p=13882

Сразу же организовывается блог-тур на предприятие, и те же блогеры пишут о заводе, причём с формулировками, что их голос был услышан. Если верить такой логике, то 3 недели от публикации до строительства завода - это рекорд (сарказм).

Пишут эти посты неплохие люди, но когда освещаешь деятельность производства, необходимо изучать, какой у него опыт, какая репутация сложилась, что говорят люди, какой реальный процент казахстанского содержания и многое другое. Только после этого можно формировать мнение.

Простая проверка репутации. Из последнего – появляется интервью Жомарта Шаймерденова на портале ZonaKZ. Напомню, что Жомарт Шаймерденов – это человек, который, например, в 2004 году говорил о перспективе строительства завода по производству казахстанских мобильных телефонов. Сейчас, как видите, рынок заполонён отечественными мобильниками (снова сарказм). См. http://www.nomad.su/?a=4-200403010038

Логика здесь простая. Во-первых, с помощью такого лобби ничего реально в экологии Алматы не изменить. Автобусы на дизтопливе – это капля в море по сравнению с автотранспортом, ТЭЦ, отоплением частного сектора. Во-вторых, это очень расточительно для города и налогоплательщиков из-за нескольких постов в Фейсбуке кормить чей-то бизнес и покупать эти автобусы каждый за 250 000 долларов США. Вместо этого можно было бы лучше восстановить троллейбусные линии, а также скорее начинать строительство LRT (современного трамвая).

Любой предприниматель, создавая бизнес сначала изучает потребности рынка, возможности автопарков, возможности городского бюджета. Предварительно заключает договора–намерения. Если предложение выгодное, то нужно работать с перевозчиками, показывать простые математические расчёты. А в этом случае перевозчики за эту сумму могли бы купить 2 низкопольных автобуса на газе, а не «кота в мешке».

Судя по тому, что накал по этому вопросу нарастает, основные баталии мнений ещё впереди. Я, как всегда, открыт для того, чтобы выслушать мнения всех сторон. Если честно, искренне надеюсь, что я ошибаюсь, и это не очередной завод планшетников, который так и не продал ни одного планшетника.

Оцените пост

619

Комментарии

4
Проект названый на Q както настораживает.
-2
Есть прекрасный транспорт троллейбус, и он не воняет. Водилы не будут устраивать гонки, все цивильно и т.д. Зачем тратить деньги на дорогстоящую, неэкологичную(а ведь утилизация тоже проблема) батарейку? Мы хотим троллейбус.
3
Изначальный посыл неправильный. Завод планшетов погубило явно не то, что было публичным. Там всё намного сложнее.
-9
Планшеты то не автобусы, там каждый год нужно улучшать продукт.
4
Мне оба проекта представляются мертворождёнными (опять же буду очень рад. если ошибаюсь). Причины, конечно, сильно отличаются.
Показать комментарии
Дальше