Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
10
01:30, 23 февраля 2017

Воспоминания чеченца. «В чёрных от паровозной копоти снежных сугробах хоронили мы своих умерших...»

После долгих часов, проведенных на морозе, мы, спецпереселенцы, стоявшие в строю на территории железнодорожной станции, начали замечать оживление среди солдат и офицеров, конвоировавших нас, и людей, представлявших местные структуры власти. Наши люди, можно сказать, в первый раз своей жизни, оказавшиеся в роли непрощенных гостей, предвидя некоторую щепетильность предстоящих событий, начали прислушиваться к разговорам между комендантом и местным начальством.

Blog post image

Из обрывков фраз их разговора, мы понимали, что речь идет о нашем размещении на месте, начал свой рассказ о депортации мой дальний родственник, Мовсар. Как раз среди людей, ожидавших своего расселения, один мужчина, находившийся недалеко от нас, начал спрашивать другого: Не скажешь, Халид, какую цель преследует этот военный, так долго удерживающий нас на этом снегу и ветру? Ведь не заметно, чтобы он все это время собирался заняться чем-то полезным.  У него не было, и нет никакого другого дела для нас, кроме как навредить нам и унизить нас, Зубайр, ответил другой, называя имя задавшего вопрос.

Как могут люди, находящиеся в здравом уме, держать на таком морозе малых детей, женщин и стариков в таких целях, продолжал задавать свои вопросы Зубайр. Мы все на своей плоти и душе узнали, что они это не только могут, но и делают со звериным рвением и по заранее составленному плану, ответил Халид. Ты хочешь сказать, что все бедствия, происходившие с нами на пути следования к этим местам, нам были причинены по плану властей, но не были результатом стечения случайных обстоятельств, спрашивает все тот же человек.  Да, именно это я и хочу сказать, Зубайр. Ты не можешь не помнить, как, под видом учений в горах, за два-три месяца до высылки, в наши села были введены войска. Солдаты и офицеры из состава этих войск были расселены в наших домах. Мы давали им еду, тепло и постель.  К тому же, нам говорили, что те военные, гостившие у нас, нуждаются в отдыхе и в наборе сил после тяжелых боев с немцами. Нам, более того, не забывали заодно напомнить, что они наши защитники. Мы верили во все это. И на самом деле, мы жалели их, которых суровая необходимость не только подвергала к невыносимым тяготам, но и бросала в ситуации, в которых, подвергая себя смертельному риску каждый день, должны были лишать жизни людей, по воле слепого случая, оказавшихся на противоположной стороне.

Blog post image

Мы все, стоящие здесь, также хорошо помним, как те же солдаты и офицеры ушли из наших домов за две сутки до нашей высылки. Ушли скрытно, как воры, ночью, не поблагодарив нас за гостеприимство и даже, не предупредив о своем уходе.  Мы расстраивались и удивлялись тогда, подумав: Не может быть, чтобы люди, имеющие хотя бы малейшее представление о чести и достоинстве человеческой, могли бы так поступать?  Нет же! Мы и не заподозрили в том скрытном уходе солдат и офицеров коварство и не насторожились, подумав, что гости наши являлись не совсем уж и гостями.  Но оказалось, что нам ненадолго было суждено оставаться в неведении смысла случившейся бестактности.

Буквально на следующий день вечером, перед нами, как бы пришедшими на общее собрание жителей села, но по существу, заманенными в ловушку, с автоматами наперевес и угрозой в глазах стали те же наши гости, преградив все выходы из склада, в котором мы были собраны в тот час. После шока, испытанного нами в связи с прозвучавшим объявлением, поставившим нас вне закона и принципов справедливости, мы не были в состоянии разглядеть их лица или отличить одного из них от другого. Все, на что мы были способны в тот час – это только оценить их зловещее количество и грозную вооруженность. И, конечно, это на фоне нас самих, осознавших свое бессилие и беспомощность, подобно солдатам в бою, вдруг настигнутых врасплох неприятелем.

Как раз, когда прошло некоторое количество времени, в исполнении приказа командира, требовавшего от нас сдать оружие, имевшее при себе, я, подошедши к небольшой куче ножей и кинжалов, лицом к лицу встретился с одним из своих бывших гостей, офицером. Я бы его не опознал в тот злосчастный момент, если бы он сам, встретившись со мной, криво не улыбнулся мне.  В улыбке его сквозило самодовольство. Это вызвало во мне чувство брезгливости и удивления.  Я не понимал, о каком геройстве своем он пытается напомнить мне таким образом. И это после того, когда я был непосредственным свидетелем низкого поступка его и товарищей его. И потому, желая напомнить ему его цену и вес, я спросил: «Что это было, Вася?» Маленькая военная хитрость, ответил он, не задумываясь нисколько. Было очевидно, что мой вопрос не был неожиданным для него. Услышав такой уверенный и скорый ответ, я растерялся по началу, но, быстро опомнившись и разгневавшись, заметил ему: На вашем языке это «маленькая хитрость», а на нашем – большая подлость, Вася. На войне все средства хороши, возразил мне офицер, как бы вводя меня в суть происходящего. Ах, это война?.. Значит мы сейчас, все равно, что солдаты враждебной страны, взятые вами в плен? И вы, выходит, очень близки к победе над нами. Да, мы ее, можно сказать, уже одержали, ответил Вася, не скрывая своей радости. В таком случае, вы должны знать, эта ваша победа равна предательству. Иначе как понимать тот факт, что совершаете свое коварство в то время, когда наши сыновья воюют с вашим врагом за вашу страну и за ваши семьи. Их, ваших сыновей, многих уже сняли с фронтов, ответил офицер. Не верю, но допускаю, что это так. Но я не знаю, как вы можете напасть на нас, когда наши сыновья уже погибли, защищая вашу страну.

И как теперь, после совершенного коварства и предательства, мы можем назвать эту вашу страну своей, спросил я, глядя ему в лицо, желая увидеть его реакцию. Не могу сказать, что я увидел в его глазах признаков вины или сожаления, в них была лишь небольшая неуверенность. Решения принимаются высшим начальством, Халид, а такие как я, только выполняют приказы, не задаваясь вопросами, сказал офицер, видно, мало поверив, что насилие, творимое им и его товарищами с большим душевным энтузиазмом, может являться бесправным с их стороны. Если ваше государство не разбойник и не убийца, то оно должно было объявить нам войну, прежде чем его армия вселится в наши дома в качестве наших гостей и защитников. И затем, оно, это ваше государство, должно было объявить нам войну, прежде чем брать нас в плен, как военнопленных. Но вы не сделали ни того, ни другого. Поступив таким образом, вы не только нарушили законы войны, но и попрали принципы чести и морали.  Не могу назвать ни одну страну, и ни один народ, который не стыдился бы такой победы. А вы, как я вижу, испытываете еще и гордость по ее повод, сказал я, отходя от своего собеседника, чтобы не дать ему возможность попытаться защитить историю подлости его страны и его армии, частицей которой он являлся сам.

Для чего ты рассказываешь все это, Халид?  Все это известно нам, спросил Зубайр, прерывая рассказ Халида. Я хочу сказать этим, что, так называемое наше родное государство, развязав против нас войну, захватывает наши земли не для того, чтобы переселить нас в другое место, где мы можем продолжать жить, а выселяет нас, чтобы обречь нас на погибель вдали от людских глаз.

Если бы это было не так, то Красная армия не разоружила и не арестовала бы наше мужское население накануне выселения и не выгоняла бы наши семьи из своих домов, отбирая не только еду, теплые вещи, но и кухонные принадлежности, и орудие труда. Многие из нас и до сих пор думают, армия опасалась, что мы можем применить против нее свои топоры, лопаты и ножи, как орудие войны. В какой-то мере это, может быть, так и было.  Но я более чем уверен, что враг наш, отбирая наше орудие труда, преследовал цель обезоружить нас не только перед самим собой, но и перед самой жизнью, ожидавшей нас на чужбине. Только в этом случае совершаемое им над нами насилие не скатывалось к обычной депортации, а оставалось для нас безнадежной войной, в которой враг наш мог обречь на смерть наших людей столько, сколько будет потребно его звериной сущности.

Нельзя сбрасывать со счетов и то обстоятельство, что солдаты и офицеры, ворвавшиеся в наши дома в предрассветной мгле в день высылки, будучи военнослужащими враждебной армии, посчитали для себя непозволительным наживаться имуществом наших семей, изгоняемых ими из своих домов и дворов. Ведь все, что было в наших домах, как справедливо они считали, как трофеи в военное время, должно было доставаться им. И в такой ситуации, не трудно догадаться, почему наши люди были выгнаны из своих домов не только без домашней утвари, но и без одежды.

Прибыв в район сбора в тот первый день, нас, мужчин, держали под непрекращающимся снегом в строю, а наших семей - вдали от нас в тех же условиях, что и нас. Но в отличие от нас, их не держали в строю. Только вечером второго дня, нам позволили воссоединиться со своими семьями. А затем повезли нас на железнодорожную станцию, где и загружали нас в вагоны, как дрова, без стыда и совести хватая женщин и детей.

Blog post image

Кто на той стадии не оказался среди расстрелянных из-за неповиновения или в числе умерших по причине обморожения, думалось, мог считать себя спасенным.  Но, как выяснилось, не в нашем случае. Для непрерывности дальнейшего наказания и унижения нас, мы были загружены в скотские вагоны, насквозь продуваемые со всех сторон. В нашем положении не приходилось удивляться тому, что в тех средствах перевозки скота, не было ни тепла, ни еды, ни воды, ни света, ни туалетов, и ничего из того, без чего могло бы обходиться перевозки людей.

Мы, ожидавшие от людей человеческого отношения к себе, должны были понять, что враг, взявший нас в плен, не собирался проявить к нам милость. Напротив, он ставил перед собой задачу не то чтобы доставить нас к месту нашего назначения живыми и здоровыми, сколько довести большинство из нас к концу нашего пути, если не мертвыми, то, по меньшей мере, смертельно больными.  Только для этого и не для чего-либо другого возили нас без еды, воды, тепла и света в насквозь продуваемых ветром вагонах по снежным степям России, Казахстана почти целый месяц, и это в то время, когда дорога к местам нашего назначения должна была занимать от силы неделю.

В дороге во время коротких стоянок, как и планировал враг наш, вершивший нашу судьбу, «на глухих безлюдных разъездах, возле поезда, в чёрных от паровозной копоти снежных сугробах хоронили мы своих умерших».  Хоронили не глубоко, словно картофель, сажаемый в рыхлую землю. Это было самое большое, что мы могли делать в тех отчаянных условиях, чтобы соблюсти святость человеческой плоти перед лицом Бога. Кто успевал таким образом похоронить свою мать, отца или ребенка, тот считал - ему несказанно повезло.  А то ведь трупы наших людей из предшествовавших нам эшелонов, выброшенные солдатами, лежали на обочинах дорог, занесенные снегом.

Поначалу в наших вагонах умирали малые дети и старики. Тогда, еще тогда мы должны были понимать, что нас лишают своей мудрости в лице наших стариков и отнимают у нас наше будущее в лице наших детей.  Но, когда в поездке, затянувшейся дольше иной человеческой жизни, начали умирать наши люди в расцвете сил, что дало понимание того, что карающий меч нашего штатного палача направлен и против нашего настоящего. На этом месте разговора между Халидом и Зубайрой, военный человек, державший нас в строю, начал выкрикивать какие-то приказы. Нас начали выводить с территории вокзала.

Что нас ожидало и что будет с нами, никто не знал в тот день. Но сегодня, по истечению многих лет, я не перестаю удивляться тому, как мы остались живы, пережив все то, что было пережито нами в первые годы нашей высылки.

Автор: Завриев Мадула, чеченский поэт и писатель

10
566
1