16 февраля на сцене ГАТОБ была показана опера «Фауст» французского композитора Ш.Гуно. Оглушительный успех спектакля был вызван и звездным составом исполнителей, и тем, что, по народной примете, "Фауста" три года ждут", и последний раз в ГАТОБ мы смотрели его, кажется, целую вечность назад. Поэтому чтобы продлить впечатление, опероманы до сих пор обсуждают каждый жест и каждую мелочь из этой оперы.
ЧТО ТАКОЕ ОПЕРА «ФАУСТ» И ПОЧЕМУ ЕЕ ТАК ЖДУТ
«Фауст», на мой взгляд, – самая привлекательная опера для широкого круга зрителей. Каждый найдет в ней свою «изюминку». Меломанов, понятное дело, в первую очередь манит так называемое музыкальное полотно произведения. Для любителей "оперных страстей" здесь есть любовь, обман, трагическая судьба и нелепая смерть. Кого-то затягивает присутствующая в опере мистика, демонический хохот Сатаны и заключительная экскурсия в преисподнюю. Для любителей балетной пластики - роскошная сцена празднования Вальпургиевой ночи. Ну, и, что немаловажно, опера заставляет задуматься, и, может быть, даже пересмотреть собственные представления о Добре, Зле, Счастье и Смысле жизни.
Ну, а самая знаменитая ария из этой оперы - "Куплеты Мефистофеля" или "Люди гибнут за металл!":
https://www.youtube.com/watch?v=qOIW0MxT-HY
ПОТРЯСАЮЩИЙ СОСТАВ СОЛИСТОВ
Состав исполнителей 16 февраля, на мой взгляд, был идеальным, и, даже после огромного кастинга на эти роли в итоге все остались бы на своих местах.
Расскажу о каждом персонаже отдельно.
МЕФИСТОФЕЛЬ - центральная фигура оперы. Дьявол, Искуситель, Демон. Сатана, каждым жестом своим возвышающийся над «мелкими людишками». Если Мефистофель-исполнитель в этой опере слаб, слишком прост, и в нем нет харизмы – можно уходить сразу, чтобы не портить себе впечатление от всего произведения.
И вот, когда 16 февраля на сцене ГАТОБ появился Кирилл Борчанинов, Заслуженный артист Республики Узбекистан, в первое же мгновенье стало понятно, что перед нами - сам Сатана.
Мне могут не поверить зрители, которые видели Кирилла только в роли Короля Рене (11 февраля, опера "Иоланта" в ГАТОБ) - благородного, великодушного правителя и любящего отца.
И тем более не поверят те, кто видел его только в роли комичного и мешковатого учителя музыки дона Базилио (18 февраля, опера "Севильский цирюльник" в ГАТОБ).
И насколько он преобразился в роли Мефистофеля! Невероятная мощь исходила от него и волной накрывала зрителей. От его хохота стыла в жилах кровь, а, рассматривая его лицо в бинокль, мне было страшно встретиться с ним глазами. Даже если бы он играл эту роль в немом кино, жестов и мимики было хватило, чтобы привести всех в мистический трепет. Но ведь он еще и пел! Его бас надвигался, как природная стихия, заполняя собой всю сцену и весь зал.
ФАУСТ – еще один главный персонаж. Он, по замыслу, должен казаться невнятным. Вглядываясь в него, все время размышляешь: «Хороший? Плохой? Любит? Врет?» Его суть – вот эта самая невнятность и есть. Если же Фауст вам сразу очень нравится или явно отталкивает – значит, "это - неправильные пчелы, и они делают неправильный мед".
Нуржан Бажекенов был правильным Фаустом. При всей его внешней привлекательности на героя-любовника в этот раз он не тянул. Постоянно мялся, сомневался, топтался на месте, вызывая желание крикнуть ему: «Брат, определись уже! Ты - за красных или за белых?» Он словно был каким-то бесхребетным. Но своим присутствием он «поворачивал глаза зрачками в душу», чтобы мы тоже ощутили внутри себя такую же невнятность и задумались.
МАРГАРИТА, возлюбленная Фауста. Тут мнения разделяются. Одни считают, что она, вроде как, хорошая, но с некоторой «червоточинкой», за которую дьявол и ухватился. А другие доказывают, что «не виноватая она, это темные силы все подстроили», а она, на самом деле, прекрасна душой. Я придерживаюсь второго мнения, видя в ней скорее жертву обстоятельств и уловок Мефистофеля.
Маргариту исполнила несравненная Нуржамал Усенбаева, любимица нашей публики. Ее хрустальный голос,тонкий стан и девичья хрупкость украсили этот спектакль.
ВАЛЕНТИН, брат Маргариты. Вот уж если кто-то меня в этой опере и разозлил, так это – он. Больше всех картинно просил Бога помочь своей сестре, и сам же ее в итоге и проклял.
Ханжа и нарцисс, даже и говорить о нем много не хочу. Нет в нем ничего глубокого и сильного, одна рамка без картины. Андрей Трегубенко великолепно передал его характер. Мастер перевоплощений, что еще скажешь.
ЗИБЕЛЬ, воздыхатель Маргариты. Тут мнения опять разделяются. Одни его ругают, что, дескать, не было в нем мужской решимости, чтобы Маргариту сначала защитить, а раз уж не успел – взять да и жениться на ней. Другие его защищают. Но ему сам автор не дал этой самой мужской решимости, он его так и замыслил. Ведь не зря же Зибеля поет меццо-сопрано!
Оксана Давыденко - по меткому выражению кого-то из моих друзей - лучший Зибель всех времен и народов. И голос, и внешность. Получился такой нежный юноша со взором горящим. У меня к Зибелю, кстати, нет никаких претензий. Хороший перень с тонкой душевной конституцией. Но Маргариты таких, хороших, как он, почти не выбирают. Поэтому Зибели и князи Елецкие поют о любви, пока их возлюбленные добровольно идут в коварные лапы подлецов.
МАРТА, соседка Маргариты. Ну, тут все - просто. Единственный комичный персонаж, чтобы хоть как-то снять напряжение и драматизм. Милая, непосредственная, они хорошо смотрелись в дуэте с Мефистофелем. Исполнила ее Рыскен Меденова.
САМЫЕ ЭФФЕКТНЫЕ СЦЕНЫ
Их, на самом деле, было много. Но не могу же я прокомментировать всю оперу "по кадрам". Я напишу про три самые яркие, на мой вкус, сцены.
1. Начало
В первой сцене Фауст-старик-ученый сидит в каморке и проклинает свою никчемную жизнь. Я всматриваюсь в него и понимаю, что это – не Нуржан Бажекенов.
В голове проносится: «Заменили… По болезни, наверное… Или так загриммировали?» Фауст-старик начинает петь, и по голосу уже точно ясно, что это – не Нуржан. "Странно, - думаю. - Заменили, не предупредили и в программке не отметили другого исполнителя". Ладно, смирившись, слушаю оперу дальше. Все по плану: приход Мефистофеля... сделка... Фауст-старик выпивает волшебное снадобье, чтобы помолодеть...
...на сцене – клубы дыма – и – О БОЖЕ! Кто это?
Нуржан Бажекенов! Собственной персоной! Радостный гул по залу и бурные обсуждения в антракте. В последней сцене - Вальпургиевой ночи - Фауст опять становится стариком. В конце, на поклоне, два Фауста шли навстречу друг другу, и потом, повернувшись к зрителю, поклонились. Было эффектно.
Я не удержалась и спросила Нуржана Бажекенова, как и когда появилась идея исполнять эту партию в таком варианте. Выяснилось, что это - вовсе и не новшество. Раньше в ГАТОБ во время исполнения "Фауста" все так и происходило, потом оставили только одного исполнителя. В этот раз решили сделать для зрителей сюрприз и даже не прописали в программке, что роль Фауста-старика будет исполнять заслуженный артист РК Мурат Шалабаев. Отличный ход, браво!
2. "Люди гибнут за металл!"
И почему в этом спектакле не спели на бис хит хитов "Люди гибнут за металл!"??? А еще лучше - исполнили бы его трижды, без остановки. Хоть это и называется "Куплеты Мефистофеля", но самих куплетов катастрофически мало. И по времени они занимают минуты две. А по десятибальной шкале пиковых ощущений тянут на 15. Тем более, когда их исполняет своим громовым басом г-н Борчанинов.
А вот - запись этих куплетов. Не знаю, какого года и где именно они исполняются, но Кириллом Борчаниновым.
www.youtube.com/watch?v=1AQWg6si1wY
3. Балетная сцена "Вальпургиева ночь"
Во многих операх есть балетные номера, но такой размашистой и большой балетной сцены, как в "Фаусте", я еще не встречала. Ставил ее, кстати, Минтай Тлеубаев, а вечер его памяти состоится 22 февраля в 18-30 в Филармонии им.Джамбула.
Итак, о сцене. После того, как Фауст опять превратился в старика, Мефистофель повел его в свои владения на празднование Вальпургиевой ночи. Этот праздник жизни должен был усыпить совесть Фауста, чтобы он отвлекся и забыл о своих недостойных деяниях.
Сцена была такой роскошной, что не только Фауст, весь зал отвлекся и забыл уже про все слова назидания. Красивые, нежные девушки под прекрасную музыку танцевали с не менее красивыми юношами. Потом появились сатиры, фавны, и, наконец, сам Вакх (Фархад Буриев) и ним, соответственно, вакханка (Мадина Кенжебекова). Тут уже дрогнули и самые стойкие.
А потом музыка начала накручиваться, набирать обороты, танцы стали более энергичными, а движения - синхронными, и, наконец, все стало похоже на настоящую вакханалию... и опера закончилась.
Зрители были в восторге, в экстазе и даже слегка в состоянии эмоционального опьянения. Энергия хлестала через край ,и она была буйная. О Маргарите и ее несчастной судьбе как-то не вспоминалось. Как говорил Штирлиц, "запоминается последнее".
ПОЧЕМУ ВСЕ ТАК СТРАННО ЗАКОНЧИЛОСЬ
"А поутру они проснулись... кругом примятая трава"
(строчки из когда-то популярной песни)
С утра, на эмоционально трезвую голову, когда кураж развеялся, мой пытливый ум потребовал объяснений. Ведь все оперы, по идее, учат нас доброму и светлому. А здесь - что же это такое получается? Мораль басни: "Забей, Сеня!"?
Вспомнилась неприятная, отталкивающая картина: одетая в рваное рубище сумасшедшая Маргарита, упрятанной в тюрьму за убийство своего ребенка в состоянии помешательства.
Порывшись в интернете, нашла несколько вариантов либретто. В одном из них концовка показалась мне самой разумной: "В разгар веселья этой ночи Фауст видит призрак Маргариты и идет за ним, бросая все, и, таким образом, расторгает контракт с Мефистофелем". Перечитала наше либретто и обнаружила и в нем призрак Маргариты, за которым идет Фауст.
Внимание, вопрос! Куда подевался призрак?
БЛАГОДАРНОСТИ и ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Хочется сказать всем солистам, музыкантам, хору, концертмейстерам, режиссерам, лично дирижеру Ерболату Ахмедьярову и всем, кого я не упомянула, - большое и огромное СПАСИБО! Заряда, полученного от этого спектакля, хватило бы освещение нашего города в течение недели.
И напоследок - три рацпредложения от благодарных зрителей:
1. "А давайте показывать "Фауста" чаще!"
2. "А давайте не отпустим Кирилла Борчанинова обратно в Ташкент!"
и
3. "А давайте в следующем спектакле закончим той сценой, что прописана в либретто: Фауст уходит за призраком Маргариты и, таким образом, спасает свою бессмертную душу."
В статье использованы фотографии Владимира Акуленко и Маду.