Аргентинское танго: Больше, чем простая страсть

Clair-de-la-Lune 2017 M02 22
538
12
14
0

За свои 5 лет в танго одно могу сказать точно - вы не готовы к тому, чем оно является. Вы думаете, что идете за одним, а получаете нечто большее и куда более ценное - возможность прожить тысячи жизней

Аргентинское танго как квинтэссенция отношений мужчины и женщины


"Танго - это четыре ноги, две головы и одно сердце" - Карлос Гавито, великий танцор, легенда аргентинского танго

Среди тангерос (танцоров танго) ходит поговорка: "Не вы находите аргентинское танго - это оно находит вас". За свои почти пять лет в танго одно могу сказать точно - в жизнь каждого оно зачастую приходит внезапно, словно ненароком, но, как потом выясняется, никогда не "просто так", "цепляет" крепко и отпускает от себя весьма неохотно (большинство забросивших все равно рано или поздно стремятся вернуться). "Танец страсти", чулки в сетку, красные розы в прическах и петлицах, алые платья и черные костюмы, бриолин в волосах и высокие каблуки - все то, что мы привыкли ассоциировать с танго, на деле практически не имеет к нему отношения. Настоящее аргентинское танго куда уважительнее, деликатнее, возвышеннее, одновременно сложнее и проще, чем представляется обывателям.

Сразу расставим точки над i: аргентинское танго и то танго, которое вы привыкли видеть в танцевальных телешоу и на соревнованиях по бальным танцам - вещи диаметрально противоположные. На самом деле, из общего у них только слово "танго" в названии.

Любые бально-спортивные танцы - это все-таки спорт, где от танцоров требуется обязательная физическая подготовка, где есть соревнования, и где обязателен один и тот же постоянный партнер/партнерша. Вас "затачивают" друг под друга - как, к примеру, в парном фигурном катании. Бальное танго, соревнования по которому показывают по телевизору - это танец, подогнанный хореографами под общепринятый европейский стандарт. Различия - в положении тела, характере объятий, импровизации, движении, шагах, музыке… От самого танго остаются только некоторые элементы, которые принято с ним ассоциировать.

Бальное танго - красивое, но не аргентинское.

В противоположность бально-спортивным танцам, существует понятие социальных танцев. Их могут танцевать все, нет ограничений ни по росту, ни по весу, ни по возрасту или уровню физ. подготовки. Они требуют знания шагов, базовых элементов, фигур и проч., однако всему этому можно научиться, было бы желание. Это всегда импровизация под музыку - никто никому не говорит, что делать, все на уровне ощущений и танцевального "чутья". Вам дается полная, абсолютная свобода самовыражения. И самое главное: притом, что это парные танцы, в них нет никакой "привязки" к определенному партнеру, вы можете приехать в любой город мира, найти место, где танцуют ваш танец, прийти и потанцевать в свое удовольствие. Разновидностей таких видов танцев очень много, все не перечислишь: сальса, бачата, линди-хоп, рок-н-ролл, не так давно набравшая популярность кизомба... И, конечно же, аргентинское танго.

Танго зарождалось в Буэнос-Айресе в начале 20-го века - в портовом городе, куда тысячи людей (преимущественно мужчин) приезжали на заработки. Собственно, и до сих пор танго популярно в основном только в Байресе - в остальной части Аргентины гордятся самим танцем как культурным наследием, но танцуют мало (что весьма показательно). Представьте себе ту атмосферу: огромный город, "плавильный котел" из множества наций, их обычаев и понятий. Близкие люди и семьи, оставшиеся где-то далеко, кругом лишь незнакомцы.
Аргентинское танго - это столь знакомая и близкая всем нам щемящая ностальгия по былому, это одиночество человека в большом городе, когда попросту не на кого надеяться и не за кого держаться, и вместе с тем - всплески буйного, отчаянного, безудержного веселья. Это смесь местной культуры с традициями эмигрантов: аргентинская милонга, немецкий вальс, польская мазурка, испанская хабанера и ритуальные танцы индейцев и африканцев.


Пример танго-вальса

Танго как музыка. Скажем так, есть танго, под которое интересно танцевать, и танго, которое интересно слушать. "Танцевальное" танго для неподготовленного слушателя звучит "однообразно", чтобы понять и осознать его прелесть требуется время. Танго для прослушивания же звучит интересно, но танцевать под него чаще всего невозможно (тем не менее, именно под него чаще всего ставят шоу-номера, рассчитанные на широкую публику). К такому виду танго относится музыка Астора Пьяцоллы, современных диджеев вроде Карлоса Лебедински, коллективов вроде Tanghetto и прочих.


"Libertango" ("Танго свободы") Астора Пьяцоллы

Танго как песня. И вновь обращаемся к истории танца: поскольку Байрес - город портовый, то и контингент зачастую был соответствующим (полу-бандитским). Кроме того, коэффициент соотношения мужчин к женщинам в Буэнос-Айресе на тот период времени составлял 7:1 (вот такой женский рай на Земле)). И тексты песен соответствующие: "розовые сопли" о потерянной любви, житейские трагедии, и иногда, в виде исключения, счастливые любовные баллады. Песни о тоске по дому, о страхе перемен, о величии танго и о любви к Буэнос-Айресу...

Возьмите для примера текст одного из классических танго - "Volver" ("Возвращение"), в честь которого Педро Альмодовар назвал очередной свой фильм с Пенелопой Крус (правда, зачем-то переделав его во фламенко): "Увидеть те улицы, где ветер пел: "Ее жизнь, ее любовь принадлежат тебе", вернуться с морщинами на лбу и серебром на висках, почувствовать, что жизнь - лишь дуновение ветра, и 20 лет - ничто..."

К слову, многие из них знакомы и нам: Одесса - тоже порт, и многие, теперь уже ставшие традиционными одесские танго (вроде "На Дерибасовской открылася пивная"), изначально вполне себе аргентинские ("El Choclo").

Танго как танец. В таких обстоятельствах и появился этот танец. Честно говоря, легенд о том, где именно он зародился - великое множество. Кто-то говорит, что в борделях (развлечение для скучающих клиентов - ибо количество помещений ограничено, а очереди еще никто не отменял), кто-то - что на улицах, как альтернатива поединку/поножовщине (и да, танцевали только мужчины). Так или иначе, танец быстро стал популярным и "вышел" из кабаков в цивильные танцевальные залы, которые стали называть милонгами (сейчас так называют и сами танцевальные вечеринки, и места, где они проводятся, а кроме того, так называется одно из направлений в танго). Место, куда можно прийти, принарядившись, пригласить красивую девушку на танец, обнять - и ничего тебе за это не будет. Можно даже попытаться пригласить на свидание - главное, чтобы ее мать и братья, стоящие неподалеку, не заметили.

После танец быстро стал популярен у "золотой молодежи", и постепенно распространился через моря и океаны. Однако в конце 60-х интерес к танго угас, его любили и танцевали в основном только в родном Буэнос-Айресе.

Все изменилось в 1983-м году, когда группа популярных танцоров-портеньяс (так называют себя жители БА) отправилась в турне по городам и весям. Шоу набрало бешеную популярность за считанные месяцы. С тех пор в мире пошел новый всплеск интереса к аргентинскому танго, который не утихает и до сих пор.

Процесс обучения, как и во всех видах танцев, не из простых, особенно для взрослого человека. Не только потому, что заново приходится учиться стоять и ходить, но и потому, что многое приходится исправлять и переучивать: оказывается, что осанка, которой нас учили всю жизнь, на самом деле неправильна, "просто делать шаг" не так-то уж просто, а уж вместе с партнером/партнершей поначалу немыслимо сложно. 
Свои проблемы у девушек: опыт хождения на каблуках в данном случае оказывается совершенно бессмысленным, а опыт в иных видах танца может даже мешать (ох уж эти красиво виляющие попы, которые необходимы в сальсе, но так мешают в танго!). У мужчин мозг иной раз попросту "взрывается", ведь нужно думать не только о том, чтобы идти самому, но и вести девушку, да еще и так, чтобы не уронить, не зацепиться за другие пары, и, попутно слушая музыку, танцевать вместе с ней. Да, танго - это непросто, и никакого "врожденного танго-инстинкта" тоже не существует (так что и тут фильмы и книги врут безбожно).

Чем же так привлекательно танго сейчас, когда каждые несколько лет появляются и исчезают все новые виды танцевальных направлений?

Антураж - без этого никуда. Все то, что было придумано для рекламы танго, и все также продолжает с ним ассоциироваться. За этим приходят в танец. Но остаются ради иного.

Человеческий контакт и близкое объятие, каких нет ни в одном танце. Объятие мягкое, "живое", меняющееся в течение танца, и при этом совершенно лишенное каких-либо подтекстов. Все, что грубо несведущая публика привыкла "накручивать" вокруг парных танцев (и танго в особенности), на деле к танцу никакого отношения не имеет. Мы так привыкли все привязывать к физиологии, сексу, что совсем забыли о простом, асексуальном человеческом контакте, который жизненно важен для маленького ребенка, и совершенно необходим взрослому (если интересно почитать об исследованиях на эту тему, можете забить в поисковике "Гарри Харлоу не любил обезьянок"). Отсюда и популярность "free hugs", контактной импровизации и проч. И потому все предрассудки забываются очень быстро, максимум через пару занятий.

Еще один неочевидный плюс, о котором между делом забывают - в танце вы правильно выстраиваете свой позвоночник. Исправляется осанка, перестает болеть поясница. Важный показатель: если после урока/танца у вас хоть что-то болит (плечи, шея, спина, ноги, руки, стопы), значит, что-то было неправильно.

Этот танец развивает вас, причем не только физически, но и духовно. Увлекает сам процесс. Вы учитесь слушать другого человека, ведь каждый движется по-разному, думает по-разному, танцует по-разному. Мужчина учится брать на себя ответственность за женщину, женщина учится доверять мужчине. И если случается ошибка, виноваты, как правило, всегда двое. Вы учитесь понимать себя, ведь причина того, почему у вас что-либо не получается, может лежать в вашем подсознании. Учитесь уважать друг друга, причем не только в паре, но и всех, кто пришел потанцевать.

В танго имеет место сексуальность - в плане существования гендерных ролей, которые распределены здесь достаточно четко. Мужчина ведет, женщина - следует. Но еще здесь есть то, что на испанском называется "entrega" - диалог, взаимодействие, взаимопонимание. Женщина в данном случае - активный, равноправный участник танца, она также влияет на мужчину, может намекнуть, попросить, или попросту сделать то, что хочет. Звучит знакомо, неправда ли?

Умение "слышать" другого человека, "отвечать" на его действия - оно необходимо как партнеру, так и партнерше. Это не голословное утверждение - проводились научные наблюдения, показавшие, что в ходе танца (речь именно о танго), мозговые волны партнеров синхронизируются. Танго успокаивает, позволяет легче справляться со стрессом. В некоторых зарубежных терапевтических центрах танго практикуют в качестве профилактики болезни Альцгеймера.

В нем есть и несомненная чувственность, но неожиданного толка - осознание того, что вас понимают, переживают и ощущают ровно тоже, что и вы под эту музыку, что вы не одиноки. Это уникальный опыт познания, "прочувствования" другого человека. А ощущать можно очень многое, что именно - зависит от партнера/партнерши и музыки. Под одну и ту же мелодию, даже с одним и тем же партнером можно и "влюбляться", и "расставаться", и "хулиганить", пережить великое горе и еще более великую радость - двух одинаковых танцев не бывает. Что бы это ни было - вас услышат и поймут. Кроме того, есть особая прелесть в том, чтобы обнять совершенно незнакомого человека и "услышать" нечто знакомое, родное. Танго - это медитация для двоих.


Танец-легенда - обратите внимание на объятие

Сама культура танца продумана для поддержания столь тонкой атмосферы. В ней есть свой этикет, свой вид приглашения и отказа (cabeceo). Свой уникальный порядок танцевания: приглашают сразу на несколько мелодий (до 4-х), собранных вместе каждая по своему принципу - это называется tanda; делается для того, чтобы дать партнерам время "подстроиться" друг под друга, и оставшееся количество мелодий наслаждаться танцем. Есть даже свой порядок расположения столиков).

При этом обязательно заметить, что далеко не всегда речь идет только о лирических переживаниях. Танго - это еще и безграничная свобода самовыражения.

Кроме того, это совершенно особенная атмосфера, к которой вы неизбежно присоединяетесь. Это целый новый мир, в котором у вас появляется огромный круг друзей и знакомых, где существуют танго-фестивали, марафоны и даже регаты, где все обсуждают марки туфель, преподавателей, семинары, танцевальные клубы в Стамбуле, Москве, СПб, Буэнос-Айресе и т.д.

Если вы жили, любили, страдали, теряли, радовались, ценили хрупкость каждого счастливого мгновения, или еще только учитесь это делать - оно для вас. В нем нет предела совершенству, нет временных рамок для обучения. Не имеет значения, чего вы добились, кем работаете, сколько весите или сколько вам лет. От вас ничего не требуют, важно только то, какой вы человек, и как вы танцуете. Аргентинское танго - это тот случай, когда вы идете за одним, а получаете нечто куда более ценное - возможность прожить тысячи жизней. Это всего лишь игра, но игра настоящая - внутри нее все искренне, все эмоции и чувства... Но затем музыка заканчивается, вместе с ней и волшебство, вы благодарите друг друга, и идете дальше - искать тоже самое с другими. И это прекрасно.

Оцените пост

14

Комментарии

0
Класс! От души пишите! Вижу что влюблены в этот танец!
0
Сразу 2 материала про танго... Совпадение? Не думаю.
)
0
Заговор)) Идите танцевать!)
1
Не, Лопес танцует не огонь. Современные танцы, может, и неплохо, но вот бальные - плохо. И попу там так сильно не оттопыривают)
Идея фильма хороша, актеры отличные (и даже Лопес более-менее), но оригинальный японский фильм мне нравится все же чуть больше - снят был давно, и потому старомоден, но чем-то он мне больше импонирует. Может, знаком вопроса в конце названия, может тем, что в Японии пойти на танцы - это жест куда более смелый.
Показать комментарии